Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности





1. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

 

3. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.



Методы государственного регулирования торговой деятельности. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

5. Источники и виды.

Источник права – внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права.Источники коммерческого права – нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.основное место за- нимают нормативные правовые акты. Основы регулирования торговых отношений заложены в Конституции. Конституция гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, провозгла- шает равенство всех форм собственности. Глава 2 Конституции закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, в том числе право на осуществление предпринимательской де- ятельности (ст. 34), защиту частной собственности (ст. 35). ГК. В части первой ГК, содержатся принципы организации гражданского оборо- та, нормы, определяющие статус субъектов гражданского оборо- та, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, нормы о сделках, а также общие положения обязательственно- го права, применяемые и к торговым договорам. В части второй ГК, содержатся положения об отдельных видах торговых обязательств (гл. 30, 31 ГК). Часть третья содержатся нормы коллизионного права, определяющие особенности выбо- ра правовых норм, регулирующих отношения с участием иност- ранных граждан и юридических лиц. Часть четвертая, регулирует отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Некоторые виды торговых обязательств регулируются наря- ду с ГК специальными законами. К примеру, ряд нормативных актов регламентирует поставку для государственных нужд: отно- шения по поставкам товаров для государственных нужд опреде- ляются ФЗ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О пос- тавках продукции для федеральных государственных нужд», от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на постав- ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен- ных и муниципальных нужд» и др. Регулирование отдельных вопросов торгового права осуществляется также указами Президента РФ, актами органов исполнительной власти. Источники правового регулирования торговых отношений, а также компетенция отдельных федеральных органов по их регламентации определяются ст. 3 ГК. Торговые отношения могут регулироваться также междуна- родными договорами. Примером международного торгового договора может служить Конвенция Организации Объединен- ных Наций о договорах международной купли-продажи това- ров, заключенная в Вене 11 апреля 1980 г. СССР присоединился к Конвенции 23 мая 1990 г. Под общепризнанными принципа- ми международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило пове- дения, принимаемое и признаваемое международным сообщест- вом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Порядок действия на территории России международных договоров установлен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федера- ции». Правила применения международных договоров и общих принципов международного права разъясняются в постановле- нии Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О при- менении судами общей юрисдикции общепризнанных принци- пов и норм международного права и международных договоров РФ». Международные договоры по общему правилу действуют непосредственно и не требуют разработки специального нормативного акта. Если международным догово- ром установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила меж- дународного договора.Торговые отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, могут регулироваться обычаями делового оборота. Согласно ст. 5 ГК обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, за- фиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи де- лового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.. Обычаи делового оборота применяются в случае, если соответствующие отношения не урегулированы ни договором, ни законом, и при условии, что они не противоречат закону или договору. Помимо обычаев делового оборота, при регулировании ком- мерческих отношений применяются деловые обыкновения. При- мером таковых могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торго- вых терминов — Инкотермс (International Сommercial Tеrms). Основной источник правового регулирования торговых от- ношений — Гражданский кодекс РФ. Коммерческое законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.По юридической силе источники коммерческого права подразделяются следующим образом:





1) Конституция РФ;2) Федеральные законы;3) подзаконные нормативно-правовые акты;4) законы и иные акты субъектов РФ;

5) международные договоры, действующие в РФ.Конституция РФ 1993 г. является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права.Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных как для гражданского, так и для коммерческого права. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:1) Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ВК РФ);2 Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (КТМ РФ);3) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (КВВТ РФ) и др.В области коммерческого права можно привести примеры следующих федеральных законов:1) Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров и т. д.;2) Федеральный закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции.3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

4) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле»;5) Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и др.К подзаконным нормативным актам относятся:

указы Президента РФ: от 29 января 1995 г. № 65 «О свободе торговли»; от 7 февраля 1996 г. № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» и др.;

• подзаконные акты федерального уровня:• постановления Правительства РФ: от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»; от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.;

• акты министерств и ведомств РФ: постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 «Об утверждении Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции»; приказ Минфина от 29 августа 1998 г. № 34-Н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» и др.; РФ.Важнейшими международные договоры и документы, ратифицирование Российской Федерацией, такие как Венская конвенция ООН 1980 г. «О договорах международной купли-продажи», Гаагская конвенция 1964 г. «О единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров», Гаагская конвенция 1986 г. «О праве, применимом к договорам международной купли-продажи», Нью-Йоркская конвенция 1974 г. «Об исковой давности в международной купле-продаже товаров», Женевская конвенция 1983 г. «О представительстве в международной купле-продаже товаров» и др.;

 

6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

.Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто.

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.

Предписание антимонопольного органа.

Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Основанием для рассмотрения дел в антимонопольных органах могут являться представления прокурора либо заявления коммерческих или некоммерческих организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действиях хозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган с приложением документов, свидетельствующих о фактах недобросовестной конкуренции.

. Контрреклама.

Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Публично-правовая обязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.

Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Теперь рассмотрим каким образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых, контрреклама должна осуществляться посредством того же средства распространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.
Содержание такой контррекламы в обязательном порядке согласовывается с антимонопольным органом, принявшим решение. Надо сказать, что допускаются случаи, когда по решению федерального антимонопольного органа (территориального управления) происходит замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Но законодатель не указывает критерии, по которым бы определялись такие случаи. По мнению К. Ю. Тотьева, такая неопределенность создает почву для бюрократического произвола.

. Отзыв товара от потребителя.

Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить производство (реализацию), а в необходимых случаях принять меры по изъятию из оборота и отзыву от потребителя товара. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения и транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности снять товар (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Убытки, причиненные потребителю в связи с таким отзывом, возмещаются за счет изготовителя, исполнителя в полном объеме.

Недействительность сделок.

Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок – их недействительности.

Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ в зависимости от состава юридических фактов выделяют два вида недействительных сделок: оспоримые ( сделки становятся недействительными по решению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов, влекущих недействительность сделки).

В качестве ничтожных сделок следует считать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия для конкуренции.

Оспоримыми являются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18 Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничению конкуренции.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Применение данного последствия в законодательстве о конкуренции и монополиях вызвано тем, что запрещающие и обязывающие нормы в этом законодательстве адресованы федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям), наделенным функциями или правами органов власти.

Основная правовая форма их деятельности издание нормативных и ненормативных актов. Антимонопольный орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов.

 

 

7 Международное коммерческое право является важнейшей отраслью международного частного права, регулирующей порядок заключения, действия и исполнения международных коммерческих контрактов. Хотя данная отрасль МЧП имеет свой обособленный (и, конечно, более узкий по сравнению с МЧП в целом) предмет регулирования, методы правового регулирования остаются общими для всех отраслей МЧП, в том числе и для международного коммерческого права, принимая форму коллизионно-правового и материально-правового регулирования. То же самое относится и к источникам международного коммерческого права, которые объединяют национальное законодательство, международные договоры и обычаи, что характерно и для МЧП в целом. Центральным институтом данной отрасли МЧП выступают международные коммерческие контракты как юридическая форма реализации торгово-экономических отношений между хозяйствующими субъектами различных государств. В научной литературе по международному частному праву употребляется несколько терминов в отношении рассматриваемого вопроса: внешнеэкономическая сделка, внешнеторговая сделка, международный торговый договор, договор международной купли-продажи, международный коммерческий контракт. Нет нужды говорить о том, что термин "внешнеэкономическая сделка" выступает как наиболее широкий по своему объему, ибо включает не только торговые сделки, но и любые другие виды сделок с иностранным элементом (международные строительные контракты, международные кредитные соглашения, международные лизинговые соглашения и т. д.). Основными источниками международного коммерческого права выступают национальное законодательство, международные договоры и международные обычаи. Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами, регулирующими комплекс правоотношений по международным коммерческим контрактам. В России к числу таких актов относится Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

МЕЖДУНАРОД.МЕЖГОСУД.МЕЖИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ КП.

Так как торговая деятельность не ограничивается рамками одного государства, то к источникам коммерческого права относятся международные, межгосударственные и межправительственные соглашения по вопросам торговли, по вопросам применения права той или иной страны при разрешении споров из внешнеэкономических сделок.

Согласно закрепленному в ст. 15 Конституции РФ принципу приоритета международных соглашений над внутренним законодательством, ст. 7 Гражданского кодекса РФ содержит правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Далее указывается, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Весьма важной с практической точки зрения является и ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ, в которой закрепляется приоритет международного договора над внутренним законодательством: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Основными документами, регулирующими внешнеэкономическую торговую деятельность, являются Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, Гаагская конвенция 1986 года о праве, применимом к договорам международной купли-продажи, Римская конвенция стран ЕС 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам. В рамках стран СНГ действуют Соглашение об общих условиях поставки товаров от 20 марта 1992 года, другие договоры стран СНГ о торгово-экономическом сотрудничестве.

Положения Венской конвенции подлежат применению к отношениям сторон договора международной купли-продажи товаров в двух случаях. В первом - при нахождении предприятий продавца и покупателя в странах-участницах Конвенции. Второй случай возникает при применении к отношениям сторон, не урегулированным или не полностью урегулированным контрактом, норм российского права, частью которого в силу предписаний ст. 7 ГК РФ является Венская конвенция.

Внешнеэкономические сделки помимо таких особенностей, как значительная свобода воли сторон договора при согласовании его условий, возможность регламентирования вопросов, возникающих из договора международной купли-продажи товаров, правилами Венской конвенции ООН, а также широкое применение к данному договору международных торговых обычаев и торговых обыкновений, имеют еще одну важную черту — возможность регламентирования правоотношений сторон нормами иностранного права.

В настоящее время в ст. 28 Закона РФ о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года предусматривается, что третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимого к существу спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. То есть стороны могут сами избрать право, которым будет регулироваться договор или его часть. В соответствии с Римской конвенцией (1980) этот выбор права должен быть прямо выражен или с разумной определенностью вытекать из условий договора либо обстоятельств дела.

Однако Римская конвенция предусматривает возможность ограничения применения права выбранного сторонами с целью воспрепятствования обхода закона (например, при уходе от налогообложения).

При отсутствии выбора права сторонами третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, учитывающими различные ситуации.

Если в договоре не указаны нормы применимого права той или иной страны, действуют нормы международных соглашений. Гаагская конвенция 1986 года предусматривает в ст. 8, что в указанном случае применяется закон государства, в котором продавец имеет свое местонахождение в момент заключения договора. Пункт 3 ст. 8 в качестве дополнительного критерия допускает в исключительных случаях применение иного права, например, когда в силу сложившихся между сторонами деловых отношений купля-продажа явным образом наиболее связана с правом иным, чем право, определяемое согласно основному критерию. Вместе с тем в п. 5 ст. 8 указывается, что положения п. 3 не применяются к вопросам, регламентируемым Венской конвенцией 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, если в момент заключения договора продавец и покупатель имеют свое местонахождение в странах-участницах Конвенции. Кроме этого, существует возможность применения к разным частям договора норм разных стран.

Если императивными нормами права страны, с которой тесно связана сделка или страны суда, ограничена возможность избрания применимого права, используются нормы этой страны (страны, с которой тесно связана сделка, или страны суда).

Важной особенностью коллизионного регулирования, установленного Конвенцией, является положение об исключении обратной ссылки, согласно которому применение права страны, определенного Конвенцией, означает применение правовых норм, действующих в этой стране, даже если они иные, чем нормы международного частного права.

 

8. Нематериальные блага и их защита.

Нематериальные блага — не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством.К числу нематериальных благ можно отнести: жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемые и не передаваемые иным способом.Их признаки:1) неотделимы от личности гражданина, их нельзя продать, подарить;2) носят абсолютный характер, их владельцу противостоит неограниченный круг лиц, которые не должны нарушать его блага;3) не распространяется исковая давность;4) нормы защиты таких благ применяются, когда совершается неправомерное посягательство. Защита нематериальных благ осуществляется в соответствии с ГК РФ и другими законами, регулирующими данные правоотношения.Защита применяется в тех случаях и пределах, которые вытекают из существа нарушенного нематериального права, а также последствий такого нарушения.

Гражданско-правовая защита имеет место в двух случаях: когда сущность нарушенного блага (права) и характер последствий нарушения допускают возможность использования общих способов гражданско-правовой защиты, предусмотренных ГК, а также когда ГК или иные законы предусматривают иные способы защиты.

Специальные способы защиты предусмотрены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, защиты права на имя, защиты интеллектуальной собственности.Среди общих способов защиты нарушенного права чаще всего используются возмещение причиненных убытков и компенсация морального вреда.

Кроме общих способов защиты, существуют еще и специальные, применяемые в определенных ситуациях, например в случае причинения вреда здоровью, связанного с выполнением работником своих трудовых обязанностей. Закон закрепляет право граждан требовать по суду опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.При защите прав авторства можно требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации; принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти (например, защита прав умершего его наследниками).

 

 

9. История становления и развитие науки КП.

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание добывается на основе использования научных методов и средств. Под наукой коммерческого права следует понимать совокупность достоверных знаний, полученных с применением различных методов научного исследования, имеющих как теоретическую, так и практическую значимость.Предмет науки коммерческого права составляют: учение о нормах и отношениях, формирующих институты торгового права; о сложившейся правоприменительной практике; об истории становления и развития коммерческого права; о роли и месте коммерческого права в системе частного права; о проблемах функциональных участников торговых отношений; о дуализме частного права в России. История становления науки российского коммерческого права чрезвычайно интересна и поучительна. Начало систематических исследований по коммерческому праву было обусловлено необходимостью подготовки учебной литературы. Одними из первых работ в этой области стали книга М.М. Михайлова "Торговое право" 1860 года, а также яркие и содержательные "Лекции по торговому праву" (1873 г.) П.П. Цитовича и его же "Учебник торгового права" (1891 г.). Как отмечалось исследователями, именно П.П. Цитович выстроил систему основных понятий теории торгового права, обозначил ее основные проблемы и наметил тем самым путь, по которому стало развиваться изучение русского торгового права. Его работы не потеряли актуальности и по сей день. Известный российский коммерциалист Г.Ф. Шершеневич в своем "Курсе торгового права" (1888, 1894 гг.) и выдержавшем многочисленные переиздания "Учебнике торгового права" (1911 г.) охватил область торгового права в целом, систематизировал и расположил научный материал по четко координированному плану. Такая системность существенно способствовала развитию торгового права как самостоятельного направления правовой науки.

Заметный вклад в теорию торгового права внесли "Очерки торгового права" А.И. Каминки (1911 г.). Обосновывая самостоятельный характер торгового права, А.И. Каминка показал наличие в области торговли институтов и правовых норм, регламентирующих именно торговый оборот и совершенно не встречающихся в гражданском праве; самое широкое развитие самостоятельности и инициативы субъектов торговли, сочетающееся с мерами публичного контроля, отсутствующими в остальном имущественном обороте; необходимость обеспечения быстроты, устойчивости и определенности торгового оборота, достигаемых специальными способами правового регулирования. В трудах названных и других коммерциалистов очерчена система торговых действий, определены понятия торговой деятельности и торгового права, прослежен процесс становления российского торгового права, проведено углубленное исследование текстов законодательства, торговых обычаев и судебной практики, проанализировано соотношение торгового и гражданского права и другое. Научные произведения по русскому торговому праву дореволюционного периода составляют достаточно обширную библиографию. Таким образом, российское коммерческое право начало свое развитие еще в дореволюционный период. Основоположниками были такие величайшие авторы как М. М. Михайлов, Цитович, Шершеневич и другие.

В становлении и развитии коммерческого права можно выделить четыре этапа.

Первый период – итальянский (XI–XV вв.). Принято считать, что в это время зародилось европейское торговое право. Италия была посредницей в торговых связях между Средиземноморскими странами, и именно в ней оформилась специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», положившая начало бухгалтерскому учету, основные принципы которого используются и по сей день: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет-кредит).

Второй период – французский (XVI–XVIII вв.). Во Франции резко повысилось влияние торгового сословия и увеличилась его численность, чему способствовало, в частности, покровительство государственной власти, преследовавшей достижение двух стратегических целей: обогащение казны и сплочение государства, преодоление сепаратистских действий феодальной знати. В 1673 г. был принят Торговый ордонанс, а в 1807 г. – наполеоновский Торговый кодекс. Наряду с Гражданским кодексом Франции он получил применение в Италии, Швейцарии. Бельгии, Голландии и других государствах. После феномена римского права это второй случай рецепирования иностранного закона в истории.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.