Сделай Сам Свою Работу на 5

Обсуждение прослушанного фрагмента.





Сценарий

Открытого урока в 5 классе « Тайна скрипки»

Цели:

Ø Изучение новый материал. Расширение знаний и практических навыков в музыке.

Ø Создание условий, способствующих повышению творческой активности учащихся, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Ø Познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях;

Ø Закрепить слуховое восприятие тембра инструмента

Музыкальный материал: Н. Паганини «Каприс 24», Г. Свиридов «Романс», С.В. Рахманинов «Вокализ»

Изобразительный ряд: презентация

 

Ход мероприятия:

Лицеисты 5 «Б» класса занимают свои места в кабинете. Гусакова Виктория исполняет на скрипке музыкальный фрагмент( Г.Свиридов «Романс»)

Учитель:Ребята, вы конечно же обратили внимание на музыку, которая звучала в начале урока. Это замечательное произведение, которое исполнила ваша одноклассница Вика, написал известный русский композитор Георгий Свиридов и называется оно «Романс».

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(ответы обучающихся)о скрипке



Учитель:Вы совершенно правы. И тема нашего урока «Тайна скрипки»(слайд )

Для того, чтобы чуть-чуть приоткрыть завесу тайны, которая окружает этот инструмент, нам придется многое узнать и услышать, а также попутешествовать по временам и странам.(слайд)

Можно смело сказать, что скрипка – один из самых таинственных и загадочных инструментов. Изучением ее занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое-что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым.

Давайте посмотрим внимательней на эту «таинственную даму». Как бы вы могли описать этот инструмент?

(ответы обучающихся)хрупкая, изящная, утонченная и т.д.

Учитель:Ребята, как вы думаете, почему скрипку называют капризным инструментом?

(ответы обучающихся)скрипку носят только в футляре; скрипка боится влаги, ударов, перепады температуры и т.д.

Учитель:Совершенно верно. Но музыканты прощают этой неженке все капризы за ее чарующий голос.

Группа ваших одноклассников подготовила очень интересный рассказ о том, из чего же состоит скрипка, давайте их внимательно послушаем.



(выступление группы обучающихся)

Учитель:По моему мнению, скрипка является одним из самых сложных для игры инструментом. Одна из сложностей – отсутствие разметки на грифе. Музыканты играют по слуху и мышечной памяти. Но ведь и выполнять различные движения двумя руками одновременно – это тоже очень сложно. Давайте выполним с вами простейшее упражнение на координацию рук.

(игра «Разные движения»)

Учитель:Обучению скрипки начинается очень рано. Например в Китае обучение начинается уже с трех лет.(слайд) А как вы думаете, сразу ли маленький скрипач получает в руки взрослую скрипку?

(ответы обучающихся) сначала играет не на большой скрипке, а так называемой «восьмушке», одна восьмая от размера взрослой скрипки, затем на четвертушке, затем на половинке и только потом на полной взрослой скрипке.

Учитель:Теперь давайте перенесемся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.(слайд)

Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течении столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам. (слайд)

Виолы появились раньше скрипок. Строились они разных размеров, и держали их во время игры по0разному – между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но были виолы, которую держали на плече – она-то и послужила прообразом скрипки.(слайд)



С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть и существенная.

(ответы обучающихся)на грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки гладкий; у виолы больше струн; скрипка меньше по размеру; скрипка более округлой формы и т.д.

Учитель:Совершенно верно. Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушеннееи слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка же пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виолы были инструментами аристократическими, салонными.(слайд)

А скрипка еще долго бытовала только в народе, да и сейчас остается народной тоже, например, у молдаван, румын, венгров.

Давайте сейчас вспомним с вами песню, которую учили на прошлых уроках.

Обучающиеся исполняют венгерскую народную песню «Волшебный смычек»

Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно – это конец пятнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Брешии, а потом и в Кремоне появились школы скрипичных мастеров.

Может быть кто-то знает имена скрипичных мастеров?

(ответы обучающихся)Страдивари.

Учитель:Совершенно верно. (Слайд) Но так же известны и другие имена. Например, Амати и Гварнери.

И лишь спустя много лет скрипка стала классическим инструментом. Скажите пожалуйста, в состав какой группы симфонического оркестра входит скрипка?

(ответы обучающихся) струнные смычковые инструменты

Учитель:а теперь давайте послушаем выступление еще одной группы обучающихся, которые расскажут нам подробнее о струнной смычковой группе симфонического оркестра.

(выступление группы обучающихся)

Учитель:В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Например, по тону скрипки настраивается весь оркестр. Часто струнной группе за их необыкновенный голос композиторы доверяют исполнение главных тем произведений.

Замысел скрипичных мастеров состоял в том, что звучание скрипки должно стать моделью человеческого голоса. Назовите главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу.

(ответы обучающихся)плавность разговора, умение пропеть звук, перепады громкости, подвижная динамика, возможность передать разное настроение и т.д.

Учитель:Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С.В. Рахманинова. Но для начала давайте вспомним, что обозначает термин вокализ.

(ответы обучающихся) вокализ относится к вокальной музыке и обозначает «пение без слов».

Звучит музыкальное произведение С.В. Рахманинова «Вокализ»

Обсуждение прослушанного фрагмента.

Учитель:Но не только замечательная музыка может передать нам всю красоту скрипки, но и в литературе часто встречаются упоминания о чарующем голосе скрипки. Следующая группа расскажет нам замечательное стихотворение «Баллада о скрипаче и скрипке».

(выступление группы обучающихся)


Сменив уют и тишину

На фронтовую обстановку,

Попала скрипка на войну,

В одну компанию с винтовкой.

 

Владелец взял ее с собой,

Не в силах разлучиться с нею,

В огонь и дым передовой,

В залитые водой траншеи

 

И между схватками, когда

Война давала передышку,

Касался струн скрипач-солдат

И волновался, как мальчишка.

 

Шли непрерывные бои,

И горю не было предела,

А скрипка пела о любви,

О красоте и счастье пела.

 

А скрипка пела про свое

Среди страданий и печали

И струны тонкие ее

Тепло и нежность излучали.

 

И в пенье чистом, как роса,

Им слышались необъяснимо

Тоскующие голоса

Далеких, как мечта, любимых.

И вспоминались ясно вдруг

Невест и жен родные лица,

Среди свинцовых долгих вьюг,

Успевшие почти забыться.

 

А музыкант водил смычком

И волновался как мальчишка,

И ничего не знал о том,

Что он давно у смерти в списке.

 

И снайпер, спрятавшись вдали,

На мушку взял его однажды,

А скрипка пела о любви,

Великодушной и отважной.

 

И рухнул на траву он вдруг

И умер, даже и не вскрикнув,

Мгновенно выронив из рук

Простреленную пулей скрипку.

 

У серебристого ручья

Среди ромашковой поляны

Похоронили скрипача

Печальные однополчане.

 

И не окончилась война,

И было крови все ей мало,

Но что-то светлое весна

На струнах радуги играла…


Учитель:И все же поначалу путь скрипки был очень нелегок. Ее считали ярморочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли еще оставалась скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие ее. Имя какого исполнителя приходит сразу на ум? (Паганини)

(слайд)

Учитель:Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приемы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту завести. Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили! Может быть этот эпизод из жизни замечательного скрипача не достоверен, потому что имя Николо Паганини еще при жизни обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес – так прекрасен и многообразен был голос инструмента.

Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал ее музею Генуи, города в котором родился. Она лежит там, в музее, под стеклянным колпаком, и зовут ее «Вдова Паганини»

Давайте послушаем с вами отрывок из произведения Паганини «Каприс №24»

Звучит музыкальное произведение Н. Паганини «Каприс 24»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.