ВОПРОС №2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Отбор художественных произведений для рассматривания в ДОУ.
Специальность050704 «Дошкольное образование»
1. Характеристика основных видов деятельности с дошкольниками в области ИЗО, их значение для всестороннего развития дошкольников.
2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Отбор художественных произведений для рассматривания в ДОУ. Дайте характеристику видов и жанров изобразительного искусства.
3. Особенности организации и методики проведения работы по рисованию в дошкольных учреждениях. Формы организации занятий по изодеятельности. Материалы и оборудование для рисования, их качество и хранение.
4. Значение лепки в творческом развитии дошкольников. Организация обучения лепке, основные приёмы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
5. Методика организации работы по художественному конструированию и развитие конструктивного творчества дошкольников
6. Методика обучения аппликации детей дошкольного возраста.
ВОПРОС №1. Характеристика основных видов деятельности с дошкольниками в области ИЗО и их значение для всестороннего развития дошкольников.
В ДОУ существуют четыре вида деятельности в области ИЗО: рисование, аппликация, конструирование, лепка.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в первой половине дня, можно предоставлять детям изобразительные материалы для творчества в свободное время в течение дня.
Формы организации изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка бывают - предметная, сюжетная, декоративная.
Конструирование - индивидуальное и коллективное.
Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребенком (по замыслу).
Виды занятий по изобразительной деятельности: тематические, комплексные, комбинированные занятия. Необходимо учитывать синтез игры и занятия.
Рисование – работа красками (акварель, гуашь, краска для пальчиков) и сухими графическими материалами (простой и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, уголь, пастель). Виды рисования: предметное, сюжетное, декоративное. Выделяют рисование с натуры по темам, по замыслу.
Аппликация – работа с плоскостью, наклеивание различных материалов (бумага, ткань, природные материалы). Виды аппликации: резаная аппликация, отрывная мозаика, аппликация из ткани, флористика, коллаж - аппликация из смешанных материалов.
Лепка – работа с объемами из пластичных материалов (пластилин, глина, соленое тесто – мукосол, экопластика). Виды лепки: объемная лепка (предметная лепка, сюжетная лепка, декоративная лепка), плоскостная лепка это рельеф - объемное изображение, приложенное к плоскости. Бывает: барельеф - низкий рельеф, горельеф - высокий рельеф.
Конструирование – работа с объемом, пространством.
Виды конструирования: работа с природным материалом (ветки, кора, орехи, камни, желуди);
работа с бросовым материалом (упаковки, коробочки, катушки, фольга, бутылки);
работа с конструкторами и строительным материалом (деревянные, пластиковые, металлические. Лего, мозаика, пазлы, фланелеграф);
бумагопластика – способ создания объема из плоского листа бумаги с применением биговки – нарушение целостности бумаги, прорезание, продавливание.
Оригами - искусство складывания поделок из квадратного листа бумаги (без ножниц и клея.)
Киригами- искусство складывания поделок из прямоугольного листа бумаги (с применением ножниц и клея.)
На занятиях осуществляется обучение работе по готовой выкройке, по несложному чертежу, по образцу.
Типы занятий по конструированию:
- по образцу и показу воспитателя;
- по образцу и без показа;
- по чертежу или рисунку;
- по предложенной теме;
- по собственному замыслу детей.
Цели работы со строительным материалом: ознакомление детей с деталями строительного материала, их наименованием, развитие пространственных, величинных, конструктивных представлений, формирование навыков коллективной работы, обучение последовательному поэтапному выполнению работы (планирование работы).
Выделяют мелкий строительный и крупный строительный материал.
В работе следует использовать создание разнообразных конструкций в игровой деятельности. Занятия конструированием можно проводить на игровой площадке, на улице (лепка из снега, песка, выкладывание из камушков).
На занятиях конструированием происходит развитие воображения и творчества детей, активизируется их опыт, развивается самостоятельность, творческая инициатива, детская фантазия.
• Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
Основное значение всех видов ИЗО в ДОУ - образное отражение действительности.Изодеятельность развивает мелкую моторику рук, творческие способности, мыслительные процессы: восприятие, воображение, внимание, память.
Изодеятельность способствует:
Умственному воспитанию
Сенсорному воспитанию
Нравственному воспитанию
Трудовому воспитанию
Эстетическому воспитанию
Развитию художественного творчества.
ВОПРОС №2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Отбор художественных произведений для рассматривания в ДОУ.
Требования к отбору художественных произведений для занятий и рассматривания с детьми дошкольного возраста (доступность содержания, доступность выразительных и изобразительных средств, воспитательная и познавательная ценность, качество произведений для демонстрации).
Что дает изобразительноеискусство детям? Изобразительное искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, воспитывается интерес и любовь к прекрасному.
Важно помнить: не каждое произведение живописи или скульптуры доступно детям. Восприятие искусства развивается постепенно. Поэтому к произведениям, отобранным для дошкольников, предъявляются определенные требования.
Рисунок должен быть отчетливым, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета – форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.
В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен каждый образ, чтобы дети поняли, кто изображен, что делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.
Произведения для рассматривания в ДОУ д.б. крупным, ярким, аккуратным.
Характеристика видов и жанров изобразительного искусства.
Важно знать, что детей необходимо знакомить с произведениями различных видов и жанров ИЗО
виды ИЗО (отвечают на вопрос чем изображено?):
Живопись – работа красками
Графика – работа сухими графическими материалами
Скульптура – изображение в объёме
ДПИ – декоративно прикладное искусство, в основе которого лежат народные промыслы и традиции
Дизайн – оформление предметов быта и среды обитания человека
Архитектура – зодчество, строительство зданий.
жанры ИЗО (отвечают на вопрос что изображено?):
Портрет - изображение человека
Пейзаж – изображение природы
Натюрморт - изображение не живых предметов
Анималистический жанр- изображение животных
Анимационный жанр - мультипликация
Сказочно - мифологический жанр – изображение сказочных и мифологических сюжетов
Бытовой жанр - изображение сцен быта
Батальный жанр - изображение боёв, сражений, битв
Исторически жанр - изображение исторически значимых лиц и сюжетов
Интерьер - изображение внутреннего помещения в здании
Карикатура - изображение юмористического характера, что-либо высмеивающее, чаще всего представляет собой линейный рисунок
Иллюстрация - картинки для книг
Конечно иллюстрация самый распространенный жанр ИЗО, с которым встречаются дошкольники (худ. иллюстраторы: В. Сутеев Ю. Васнецов, В. Конашевич, Е. Чарушин, Е. Рачёв, Т. Маврина, Л. Токмакова).
Существуют определённые формы и методы ознакомления дошкольников с искусством (беседы, сравнительный анализ произведений - рассматривание картин и репродукций, рассказы воспитателя и художников, чтение литературы по искусству для детей, экскурсии, организация музеев и выставок, посещение мастерских художников, просмотр видео фильмов музыка, художественное слово);
Следует отметить исключительную роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка.
ВОПРОС №3. Особенности организации и методики проведения работы по рисованию в дошкольных учреждениях. Формы организации занятий по изодеятельности. Материалы и оборудование для рисования, их качество и хранение.
Виды рисования в дошкольном учреждении:
предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование.
Обучение изображению предметов осуществляется по принципу от общего к частному, от большого к деталям. Существует рисование с натуры, по памяти, по представлению. Важно знать, что идет постепенное усложнение задач обучения и требований к качеству изображения и выразительности от группы к группе.
Существует сюжетное рисование. Здесь важны принципы композиционного построения детских рисунков. Использование цвета и колорита как выразительного средства.
Типы занятий по рисованию в ДОУ:
на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках);
на тему, выбранную ребенком, рисование по воображению, творческие и фантазийные композиции - все это рисование по замыслу.
Существует декоративное рисование. Значение декоративного рисования для формирования художественного вкуса и развития эстетического восприятия неоценимо и бесспорно. Ознакомление детей с народным искусством на занятиях декоративным рисованием основано на приемах обучения построению узоров (в полосе, круге, квадрате, треугольнике).
Применяется принцип последовательного обучения и ознакомления с техникой рисования декоративных элементов (прямых линий, мазков, точек, кругов, колец) в определенной ритмической последовательности, дети знакомятся с понятием симметрия. Создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов.
Существует различные формы организации занятий по рисованию:
фронтальные - со всеми детьми группы; по подгруппам; индивидуальные; коллективные работы.
На всех занятиях рисованием следует обучать детей технике рисования, приемам работы с различными материалами (живописными, графическими).
Графика происходит от слова «графо» (пишу, рисую) – работа сухими графическими материалами. Графические материалы – карандаши простые и цветные, пастель, уголь, фломастеры, восковые мелки. Графическими средствами выразительности являются: линия, штрих, тон.
Живопись – живое письмо, выполняется красками. Живописные материалы: Акварель – краска на водной основе. Гуашь – кроющая краска, необходимо использование белил.
Карандаши д.б. хорошо оточены и хранить их следует в стаканчике острием вверх, так же хранятся кисти. На занятиях каждому ребенку необходимо иметь промокашки и палитры.
На занятиях по рисованию ставятся различные задачи: учить передавать строение предмета, учить соотносить размер предмета с листом, различать цвета спектра и их оттенки, развивать композиционные навыки. Необходимо учить отражать в рисунках впечатления, от наблюдений окружающей действительности своего эмоционального настроения.
Занятия рисованием способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения, творческих способностей.
Существуют разнообразные методы обучения рисованию (наглядно-действенные, игровые, словесные).
Спецификой организации занятий по рисованию в ДОУ является сочетание индивидуальных форм работы с детьми и игровых приемов. Использование нетрадиционных способов изображения (пальчиковая и ладошковая техники; нитяная, текстильная фактура; штампы, печатки, монотипия и т.д.).
• На занятиях рисованием следует подвести детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве.
• Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); Сюжетные изображения.
• Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|