Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Вариант 80: номера 2, 14, 35, 56, 67 ,91

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
Название «делопроизводство» сохранилось от дореволюционной России. История государственных учреждений в царской России свидетельствует, как шаг за шагом рос государственный аппарат, множилось чиновничество, бюрократия, игравшая важную роль в жизни государства.

В работе чиновников дореволюционной России писание документов, как тогда говорили, и бумаг, работе с ними занимали главное место. Обладая огромной властью, чиновники использовали «бумаги» в качестве орудия укрепления государства помещиков и капиталистов. Царская бюрократия была одной из опор самодержавия, являясь основной государственной машиной управления. Делопроизводство в учреждениях царской России отличалось крайне бюрократическим характером. В учреждениях царила канцелярщина и волокита. Среди чиновников процветало взяточничество. Часто дела рассматривались годами.

Понятие и слово «делопроизводство» возникли в центральных учреждениях Московского государства – приказах – несколько столетий назад (ХV – ХVI в.в.). Тогда под делопроизводством понимали письменное оформление, рассмотрение и решение вопрсов («дел») в приказе. Каждое дело начиналось подачей в приказ челобитной (в ХVIII – ХIХ и начале ХХ в.- прошение). К ней присоединялись различные справки, следственные документы, решение приказа и другие материалы. Все составляли «дело» по данному «производству», иначе – его «делопроизводство». Совокупность дел также называли делопроизводством.



В ХVIII в. правила ведения делопроизводства нашли подробное отражение в законодательстве. Особенно подробно эти правила были сформулированы в Генеральном регламенте (1720г.) Указание Генерального регламента царской бюрократии почитались за непреложный закон. В значительной мере он сохранил свою силу до падения царизма.

Но и Генеральный регламент и последующее законодательство ХIХ и начала ХХ в. под делопроизводством понимали главным образом порядок письменного оформления производства дел, а также переписку. Делопроизводство же, как система документирования самых разнообразных сторон деятельности государственных учреждений, развивалось в нескольких направлениях и было представлено несколькими системами документирования. Так, уже в приказах отчетливо обособляется система документирования административной деятельности, или административное делопроизводство. Управленческая, административная деятельность имеет место в каждом учреждении – большом малом, центральном и местном. Без администрации, которая руководит работой учреждения, оно действовать не может. В силу этого административное производство было самым распространенным. Почти параллельно с административным делопроизводством как самостоятельная развивалась система документирования учета, вначале бухгалтерского, а затем и статистического.



Отдельные системы документирования возникли в области военной, судебной и дипломатической деятельности. Все эти системы документирования носят название специальных. Развитие специальных систем документирования в дальнейшем еще более усилилось. Так, большое значение в царской России приобрела коммерческая («деловая») корреспонденция. Она широко распространена в торговых, промышленных предприятиях и частично проникла в государственные учреждения.
ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
В конце ХV в. появляются первые приказы – центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы – органы государственного управления на местах. Оформление приказов позволило централизовать управление страной. В деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного аппарата число приказов росло. Ко времени преобразований, проведенных Петром I, их было более 50.



Представляет интерес и структура самого органа государственной власти – приказа:

 

СУДЬЯ


ДЬЯКИ


ПОДЪЯЧИЕ


СТАРЫЕ  
  СРЕДНИЕ РУКИ  
  МОЛОДШИЕ
         

 


Порядок составления документа в приказе был следующий: по указанию дьяка проект документа – «черное письмо» – составлял подьячий «средней руки», дьяк «черным» его, т.е. исправлял, а молодший подьячий «белил», т.е. писал начисто. Беловик сверяли с черновиком, «старый» подьячий «справлял» переписанный документ, удостоверял своей подписью соответствие его исправному черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов. Приказы по праву можно было назвать колыбелью бюрократизма: зачастую документы проходили множество инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей, прежде чем попадали по назначению.

В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы длинной в среднем 50 – 80 м документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание. Не были развиты также делопроизводственные операции, такие как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И все же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их.

Таким образом, в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя.
СИСТЕМА КОЛЛЕЖСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Взамен устаревшей системы приказов в 1717 – 1718 г.г. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Окончательно структуру коллегий определил Генеральный регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 г. В этом документе подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения коллегии. В том числе имеется глава о структуре и функциях канцелярии, а также глава о секретарском чине. К секретарю предъявлялись высокие и строгие требования. Таким образом, Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря. 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности на Руси. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы, конеисты, писцы, фискомы. В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и даже режим работы конторских служителей. В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива – общий для всех коллегий в специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый. Развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.

Таким образом, XVIII в. в развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего, бюрократического начала.
4. СИСТЕМА МИНИСТЕРСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Новая система управления — министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как исполнительное.

Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 г., были: военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства - Государственное казначейство. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника). Одновременно с министерствами в 1802 г. учрежден Комитет министров — высшее административное учреждение, действовавшее на коллегиальных началах и рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения. Несколько позже - 1 января 1810 г. создан Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение. Одновременно с этим проведена реформа Сената, который становится высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.

Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего учреждения министерств» - законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В соответствии с этим актом увеличилось число министерств и произошли некоторые изменения в перераспределении дел между ними. Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним. Принцип единоначалия положен в основу всей организации министерств: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно министру, начальники отделений - директорам департаментов, столоначальники - начальникам отделений. Совет министра состоял из руководителей основных подразделений и имел значение органа «для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения». В департаментах роль советов выполняли общие присутствия департаментов. Канцелярия министра по своей структуре была аналогична и действовала на правах департамента; канцелярии департаментов имели более простое внутреннее устройство: они возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников — журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др., их должностной и количественный состав зависел от объема и содержания дел. Например, если в ведении департаментов находились финансовые средства, в состав канцелярии включались счетные отделения или столы с соответствующим штатом служащих. «Общим учреждением министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. Особое место уделено порядку «сношений» (переписке) министерств с другими учреждениями.

Содержание «Общего учреждения министерств» свидетельствует о том, что его авторы достаточно четко различали два аспекта делопроизводственной деятельности: формы документов, по которым совершается делопроизводство (для обозначения этой деятельности в XIX в. широко употреблялся самостоятельный термин — письмоводство), и движение документов и дел («порядок течения дел»), понимая вместе с тем, что в практической деятельности канцелярии они тесно взаимодействуют. Основой этого взаимодействия является не что иное, как принятый в учреждении порядок рассмотрения и решения дел, или «производства дел» (используя современную терминологию, - процесс принятия управленческих решений). Дела, направленные в министерство, могли попасть в канцелярию министра или непосредственно в департаменты. В канцелярию министра поступали указы и повеления верховной власти, переписка министра с другими министрами и главноуправляющими, губернаторами и вообще лицами равного звания. Представления от подчиненных органов направлялись министру в случае крайней важности или срочности. На его имя поступали отзывы на его предписания и жалобы на решения департаментов, а также секретные дела. Непосредственно в департаменты поступала переписка с другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от подчиненных учреждений, предписания министра и дела из его канцелярии с резолюцией министра. Все поступающие в министерство дела делились на три категории: текущие дела (дела, поступавшие на общих основаниях в соответствии с установленным порядком) — донесения, ведомости, представления, переписка и др.; чрезвычайные дела - для их решения требовалось принятие новых постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям; дела, «не терпящие времени», или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь. О поступивших делах министру докладывал директор его канцелярии, директору департамента — правитель дел канцелярии департамента. Эта стадия являлась, по сути, предварительным рассмотрением дела и не влекла за собой никаких решений, но определяла дальнейший ход бумаги в министерстве. Общий порядок движения дел в министерствах строго регламентировался, и редкое дело могло избежать участи пройти весь путь его подготовки и рассмотрения - от отдельного стола в составе того или иного отделения, через директора департамента, а нередко и общего присутствия департамента или объединенного присутствия нескольких департаментов (в случае крайней сложности дела) до министра, а иногда и совета министра, смотря по сложности дела. Это касалось и дел, поступавших на имя министра и решавшихся его властью. Кроме того, первоначально в министерском делопроизводстве преобладал «коллежский» порядок составления документов, при котором рассмотрение каждого вопроса требовало повторения «слово в слово» всех предыдущих документов. Дела при этом достигали огромных размеров. С течением времени (примерно к середине XIX в.) сложился новый порядок изложения дела в форме краткой записки - изложения только самого существа вопроса. Все это превращало документооборот учреждений в сложный иерархически организованный процесс, длительный по времени, учитывая, что основными инструментами канцелярии были перо и бумага, а единственной системой регистрации — журнальная. Автор известного «Руководства к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856 г.) М.Н. Катков называет 54 делопроизводственных операции при рассмотрении дела в Губернском правлении, 34 - в департаменте министерства, 36 - в Комитете министров.

Документы, создававшиеся в процессе «производства дела» можно разделить на две группы:

- документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.);

- документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе — «исполнительные бумаги».

Поскольку еще в последней четверти XVIII в. сложилась «иерархия властей и мест», определившая систему «сношений» учреждений различных типов, то министерскому делопроизводству ничего не оставалось, как «вписаться» в эту систему, что и произошло. От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора — указы, повеления; от Государственного совета — высочайше утвержденные мнения; от Сената - сенатские указы; от Комитета министров — выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления. Таким образом, система министерского делопроизводства дополнила сложившуюся еще в конце XVIII в. систему документирования местных учреждений.

Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел», включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.). До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось, что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов - документ складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью. Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным местам и лицам, существовали отдельные журналы. Особенность последних состояла в том, что они предусматривали запись сведений (об исполнении отправленной бумаги), которые обязано было сообщать каждое присутственное место особыми рапортами. По существу эти сведения использовались для контроля исполнения документов, поскольку дело не считалось завершенным, пока не было получено рапорта об исполнении или о невозможности исполнить решение по каким-либо причинам. Ревизия дел - проверка ведения дел - по «Общему учреждению министерств» составляла самостоятельный участок делопроизводства. Ревизия дел являлась функцией начальников отделений, директоров департаментов; в губерниях - начальников присутственных мест и самого губернатора. Начальники отделений проверяли исполнение документов по столам и сообщали сведения директору департамента, которому предписывалось каждый месяц проводить проверку исполненных и неисполненных документов по регистрационным журналам и настольным реестрам и представлять об этом ведомости министру. На основе этих ведомостей в конце каждого года в канцелярии составлялась общая ведомость по всем департаментам и канцелярии министерства. Ревизия дел предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел. Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» — отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов:


- отчеты в суммах;

- отчеты в делах;

- отчеты в «видах и предположениях».

Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах — отчетами о деятельности, последние отчеты представляли; собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии coставлял сводные отчеты по министерству. Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы документирования деятельности новых учреждений привели к изменениям формы документа. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения — автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа. Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка (практически также, как и в современных документах). Появляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита «Ссылка на дату и номер входящего документа»), которая не имеет пока унифицированного вида и может выглядеть по-разному: «Ответ на №...» или: «От такого-то» и т.п.

Приобретает устойчивый вид и реквизит «Адресат», появившийся еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве, - это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места. Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы на документе включают наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ и его личную подпись.

На протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учреждений. Благодаря принятой в то время системе кодификации законодательства в Сводах законов Российской империи достаточно легко получить подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений любого уровня. Своды законов начинают издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь новыми узаконениями, переиздаются в 1842, 1857 и последующие годы. Первые два тома Сводов содержат узаконения, касающиеся верховной власти, деятельности высших, центральных и местных (губернских, уездных) учреждений, включая их делопроизводство. Особенностью организации делопроизводства в этот период являлась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе и работ теоретического характера. Большое значение в этот период имели письмовники - сборники образцов документов. Первые такие сборники появляются уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII - начала XIX вв. начинают издаваться регулярно. Известно более ста таких сборников, изданных до 1917 г.

Цель издания сборников образцов документов - дать полное руководство о порядке производства дел в присутственных местах с описанием «обряда делопроизводства» и приложением форм документов. Предназначались такие сборники самому широкому кругу чиновников и частных лиц, которым приходится обращаться в государственные учреждения. На фоне обширной делопроизводственной литературы этого периода совершенно самостоятельное значение имеют работы Н.В. Варадинова - «Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел» (СПб., 1857) и ее переиздания с несколько измененным названием 1873 и 1887 гг.

Делопроизводство Н.В. Варадинов разделял на теоретическое и практическое. В теоретическом значении — это «наука, излагающая правила составления деловых бумаг, актов и самих дел»; практическое делопроизводство — это «общий порядок производства дел в присутственных местах по данным законами формам и по установившимся образам деловых бумаг». К предмету теоретического делопроизводства он отнес: «наружные свойства» деловых бумаг и их «внутренние» свойства.

В разделе о наружных свойствах документов он дает: классификацию деловых бумаг с точки зрения внешней формы:

1) сношения (или отношения);

2) реестры, журналы, протоколы, ведомости, описи, отчеты, книги;

3) официальные письма;

4) записки;

5) выписки;

6) порядок написания текста документа в разного рода деловых бумагах;

7) части деловой бумаги (т.е. формуляр документа): заглавие, особенные пометки, расположение обстоятельств дела, подпись, скрепа, бланковые надписи, «кувертные» надписи;

8) титулы и формулы обращения к разным особам и другие вопросы.

К внутренним свойствам он относит стиль («слог») документов, особенности написания (орфография), принятые в деловых бумагах.

14. Стандартизированные требования к носителям информации в зависимости от способов ее обработки, характера использования и сроков хранения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Защита информации

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ

Основные положения

Safety of information. System of standards. Basic principles

Дата введения 2004-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает цель и задачи системы стандартов по защите информации, объекты стандартизации, структуру, состав и классификацию входящих в нее стандартов и правила их обозначения.

Положения настоящего стандарта являются рекомендуемыми при разработке нормативных документов по стандартизации в области защиты информации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия, учреждения, организации - разработчика стандарта, а также при организации работ по стандартизации в области защиты информации органами управления Российской Федерации.

Стандарт является основополагающим государственным стандартом Российской Федерации в области защиты информации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и классификаторы: ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов

ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2002 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель

ГОСТ Р 50922-96 Защита информации. Основные термины и определения

ГОСТ Р 51275-99 Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения

ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению

ОК 003-99 Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции

и услуг

ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции

ОК 011-93 Общероссийский классификатор управленческой документации

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины:

3.1 система стандартов по защите информации: Совокупность взаимосвязанных НД по стандартизации, устанавливающих нормы, правила и требования по ЗИ.

3.2 комплекс стандартов: По ГОСТ Р 1.12.

3.3 защита информации: По ГОСТ Р 50922.

3.4 защищаемая информация: По ГОСТ Р 50922.

3.5 объект стандартизации: По ГОСТ Р 1.12.

3.6 требование: По ГОСТ Р 1.12.

3.7 объект защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.8 фактор, воздействующий на защищаемую информацию: По ГОСТ Р 51275.

3.9 продукция: По ГОСТ Р ИСО 9000.

3.10 технология: Система взаимосвязанных методов, способов, приемов предметной деятельности.

3.11 стандарт отрасли: По ГОСТ Р 1.12.

3.12 нормативный документ: По ГОСТ Р 1.12.

3.13 стандарт предприятия: По ГОСТ Р 1.12.

3.14 информационная технология: По ГОСТ 34.003.

3.15 услуга: По ГОСТ 30335.

3.16 процесс: Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

3.17 жизненный цикл продукции: По Р 50.605-80 [1].

3.18 документ: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

3.19 электронный документ: Документ, информация в котором представлена в электронно-цифровой форме.

3.20 техника защиты информации:По ГОСТ Р 50922.

3.21 средство защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.22 средство контроля эффективности защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.23 способ защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.24 способ контроля эффективности защиты информации: По ГОСТ Р 50922.

3.25 качество: По ГОСТ Р ИСО 9000.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ССЗИ - система стандартов по защите информации;

ЗИ - защита информации;

ОЗ - объект защиты информации;

СЗИ - средство защиты информации;

СКЭЗИ - средство контроля эффективности зашиты информации;

ПЭМИ - побочные электромагнитные излучения;

НД - нормативный документ;

НТД системы ОТТ - нормативно-технический документ системы общих технических требований к вооружению и военной технике;

ВВТ - вооружение и военная техника;

СРПП - система разработки и постановки на производство;

ЕСПД - единая система программной документации;

ЕСТД - единая система технологической документации;

СНиП - строительные нормы и правила;

НСД - несанкционированный доступ;

НСВ - несанкционированное воздействие;

НПВ - непреднамеренное воздействие;

ЕКПС МО РФ - единый классификатор предметов снабжения Министерства обороны Российской Федерации;

НИР - научно-исследовательская работа;

ОКР - опытно-конструкторская работа.

5 Общие положения

5.1 ССЗИ является межотраслевой, общетехнической системой стандартов и разрабатывается в соответствии с программами и планами работ по стандартизации в области ЗИ.

Целью ССЗИ является упорядочение процесса создания взаимоувязанной совокупности НД по ЗИ.

5.2 Основными задачами и направлениями работ по формированию и развитию ССЗИ являются:

- установление основополагающих принципов построения системы;

- обеспечение единства организационных и методических подходов к организации и обеспечению работ в области ЗИ;

- обеспечение терминологического взаимопонимания в области ЗИ;

- упорядочение системы требований по ЗИ, предъявляемых к различным видам ОЗ, и методов контроля выполнения этих требований;

- установление рациональных требований к технике ЗИ;

- оптимизация номенклатуры СЗИ и СКЭЗИ;

- установление рациональных требований к услугам по ЗИ;

- нормативное и техническое обеспечение испытаний, контроля, сертификации и оценки качества ОЗ, СЗИ и СКЭЗИ на соответствие требованиям по безопасности информации;

- сокращение затрат на проведение работ в области ЗИ;

- создание и ведение классификаторов в области ЗИ;

- установление требований к метрологическому, информационному и другим видам обеспечения ЗИ.

5.3 Формирование ССЗИ осуществляют с учетом основных принципов стандартизации, регламентируемых ГОСТ Р 1.0, а также дополнительных:

- согласованность работ по стандартизации в области ЗИ на основе распределения и закрепления ответственности в данной области между ответственными федеральными органами исполнительной власти и организациями-участниками работ;

- системность в работах по стандартизации в области ЗИ, в том числе согласованность и непротиворечивость требований по ЗИ, взаимоувязанность НД по стандартизации в области ЗИ, исключение дублирования требований различных документов, обеспечение унификации требований по стандартизации;

- комплексность охвата взаимосвязанных объектов стандартизации в области ЗИ;

- использование единых систем классификации, идентификации, кодирования информации в области ЗИ.

5.4 Основными объектами стандартизации ССЗИ являются следующие группы:

- объекты защиты информации, включающие в себя подгруппы:

а) продукцию,

б) технологии,

в) процессы (работы),

г) объекты капитального строительства,

д) услуги, е) документы;

- факторы, воздействующие на защищаемую информацию (носитель информации);

- технику ЗИ;

- процессы по ЗИ;

- услуги по ЗИ;

- технологии ЗИ;

- документы по ЗИ.

Указанные группы объектов стандартизации по ЗИ могут быть подразделены на классы и виды в соответствии с требованиями Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации: ОК 002, ОК 003, ОК 004, ОК 005 и ОК 011. При этом используют иерархическую систему классификации. На каждой ступени классификации объекта деление осуществляют по классификационным признакам: назначение, область применения, вид носителя, а также с учетом отношений вида «часть - целое», «причина - следствие». Классификация объекта может быть завершена на различных ступенях классификационного деления, в зависимости от решаемых задач по стандартизации в области ЗИ и категории стандарта. Фрагмент классификации объектов стандартизации по ЗИ представлен в приложении А.

Взаимосвязь объектов стандартизации ССЗИ с требованиями, которые предъявляются к ним, представлена в приложении Б.

5.5 ССЗИ может включать в себя следующие НД по стандартизации:

- регламенты;

- стандарты;

- правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Кроме перечисленных выше документов в систему могут входить НТД системы ОТТ.

5.6 В зависимости от объекта стандартизации в области ЗИ и требований, предъявляемых к нему, устанавливают стандарты следующих видов:

- основополагающие;

- на продукцию;

- на процессы;

- на технологию, включая в том числе информационные технологии;

- на услуги;

- на методы контроля;

- на документацию;

- на термины и определения.

5.7 Стандарты по ЗИ подразделяют на следующие категории:

- международные;

- межгосударственные;

- государственные стандарты Российской Федерации, оформленные на основе аутентичного текста международного стандарта;

- государственные стандарты Российской Федерации;

- государственные военные стандарты Российской Федерации;

- стандарты отраслей, в том числе и на оборонную продукцию;

- стандарты предприятий.

5.8 Международные и межгосударственные стандарты по ЗИ применяют в установленном нормативными актами порядке.

5.9 Государственные стандарты по ЗИ разрабатываются на объекты стандартизации межотраслевого значения, в том числе и на оборонную продукцию, в целях систематизации и упорядочения требований, предъявляемых к объектам, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

5.10 Стандарты отраслей и предприятий по ЗИ разрабатываются и принимаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции применительно к объектам стандартизации отраслевого значения, в том числе и к оборонной продукции.

5.11 Общероссийские классификаторы устанавливают классификацию информации о технике ЗИ, услугах, технологиях, процессах и документах по ЗИ с присвоением ей единых кодовых обозначений, которая используется в процессе функционирования Государственной системы защиты информации.

5.12 НТД системы ОТТ устанавливают состав и показатели общих тактико-технических требований по ЗИ к видам систем и комплексов (образцов) ВВТ, общих требований к методам контроля выполнения этих требований, а также общие тактико-технические требования к средствам ЗИ (СКЭЗИ) и общие требования к методам их государственных испытаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.