Системы физического воспитания
Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),«здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Наукой доказано, что здоровье человека только на 10–15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15–20% – от генетических факторов, на 20–25% – от состояния окружающей среды и на 50–55% – от условий и образа жизни.
Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач и философ древности Гиппократ широко использовал физические упражнения при лечении больных. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта», а древнеримский врач Гален говорил: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».
Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:
· средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
· физические упражнения, нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями занимающихся;
· в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.
Оздоровительная направленность физической культуры должна выполнять и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо: совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, а также компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы кровообращения, оказывают положительное влияние на деятельность органов пищеварения и выделения, а также желез внутренней секреции.
Основы построения оздоровительной тренировки
Оздоровительная тренировка имеет отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная – в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья.
Для того, чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать:
· постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок,
· разнообразие применяемых средств,
· систематичность занятий.
Максимальный тренировочный эффект в развитии аэробных возможностей и общей выносливости достигается при ЧСС, равной 70–80% от максимума.
В оздоровительной тренировке для повышения физической работоспособности в молодом возрасте следует отдать предпочтение упражнениям, совершенствующим различные виды выносливости (общую, специальную). Самым целесообразным и рациональным являются ежедневные занятия.
Широкое распространение получили оздоровительные упражнения циклической и ациклической направленности. Циклические упражнения вовлекают в работу наиболее крупные мышечные группы, требующие значительного количества кислорода и поэтому развивающие преимущественно дыхательную и ССС. Хорошее состояние этих систем – основа здоровья. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры и единоборства.
Ациклические упражнения оказывают преимущественно влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К таким видам упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога», спортивные игры.
Ациклические упражнения не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.
Оценка состояния здоровья и физической подготовленности
При занятиях оздоровительной физической культурой
Каждый занимающийся оздоровительными упражнениями должен уметь самостоятельно определить степень воздействия упражнений на организм, для того чтобы предупредить переутомление и патологические изменения в состоянии организма, которые могут привести к серьезным заболеваниям.
Существуют два методических приема по осуществлению контроля и самоконтроля за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями:
1) педагогические методы, позволяющие получить объективные данные о функциональном состоянии организма – о развитии силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости;
2) медицинские методы, дающие возможность получить четкие представления о состоянии физиологических систем организма – ССС, ЦНС, дыхательной системы.
Каждый занимающийся оздоровительными физическими упражнениями должен знать, что в оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности: школьники – 14–21 час; студенты – 10–14 часов; служащие – 6–10 часов.
По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают ЧСС от 90 до 130 ударов в минуту в зависимости от возраста. Для лиц студенческого возраста – от 110 до 130–140 ударов в минуту.
Каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границу пульса:
· нижняя граница пульса определяется по формуле: 220 минус возраст (в годах) × 0,6;
· верхняя граница пульса определяется по формуле 220 минус возраст (в годах) × 0,7.
Тренировка при ЧСС 60–70% от максимума обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект в развитии аэробных возможностей и общей выносливости достигается при ЧСС, равной 70–80% от максимума.
От авторов
Перед российскими студентами – будущими специалистами, кроме освоения спектра профессиональных знаний, стоит необходимая для интеллигента задача познания всех сокровищ культуры, накопленных человечеством, в том числе и в области физической культуры и спорта. И Вы, будущие специалисты страны, должны знать о физической культуре значительно больше, чем знаете сейчас. Во-первых, для того, чтобы приобщиться к увлекательному миру физической культуры и спорта. Во-вторых, для того, чтобы понять размах и влияние физической культуры, спорта, без которых немыслимо современное общество. Наконец, в-третьих, чтобы доподлинно знать о том бесценном вкладе, который вносят физическая культура и спорт в дело сохранения и развития здоровья, создания собственной жизненной системы здоровья, получения и анализа знаний для создания здоровой и гармоничной семьи. И мы, надеемся, что наши лекции помогут Вам в этом. Но есть у нас еще одна цель. Хочется, чтобы, познав все ценности физической культуры и спорта, став в дальнейшем специалистами и руководителями в самых разнообразных сферах, Вы заботливо поддерживали физическую культуру, спорт в тех организациях, где Вы будете работать. Нам хочется, чтобы через систему физкультурного образования прошли все будущие парламентарии и губернаторы, менеджеры и владельцы предприятий, академики и ректоры.
Библиографический список
1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учеб. для вузов / В.И. Ильинич. – М. : Физкультура и спорт, 1997.
2. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце : учеб. пособие / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. – Киев : Здоровье, 1989.
3. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для вузов / В.И. Дубровский. – М. : ВЛАДОС, 2001.
4. Готовцев, П.И. Спортсменам о восстановлении : учеб. пособие / П.И. Готовцев, В.И. Дубровский. – М. : Физкультура и спорт, 1984.
5. Готовцев, П.И.Самоконтроль при занятиях физической культурой : учеб. пособие / П.И. Готовцев, В.И. Дубровский. – М. : Физкультура и спорт, 1984.
6. Гурова, А.И. Практикум по общей гигиене : учеб. пособие / А.И. Гурова, О.Е. Горлова. – М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.
7. Дубровский, В.И. Методы повышение физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов : учеб. для студ. вузов / В.И. Дубровский, П.И. Готовцев. – М. : Физкультура и спорт, 1977.
8. Виноградов, П.А.Физическая культура и здоровый образ жизни : учеб. пособие / П.А. Виноградов. – М., 1990.
9. Вайцеховский, С.М. Книга тренера : учеб. пособие / С.М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 1971.
10. Лечебная физическая культура: учеб. для ин-тов физич. культуры / под ред. С.Н. Попова. – М. : Физкультура и спорт, 1978.
11. Дубровский, В.И.Все виды массажа: учеб. для вузов / В.И. Дубровский. – М. : Молодая гвардия, 1992.
12. Родиченко, В.С.Олимпийский учебник студента: учеб. для вузов / В.С.Родиченко. – М. : Советский спорт, 2005.
Оглавление
Предисловие……………………………………………………..
|
| Тема 1. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности………
|
| Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры…………………………………………………….
|
| Тема 3. История олимпийского движения…………………….
|
| Тема 4. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов………………………..
|
| Тема 5. Основы здорового образа жизни……………………...
|
| Тема 6. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания……………...
|
| Тема 7. Физические (двигательные) качества…………………
|
| Тема 8. Сила как физическое качество………………………...
|
| Тема 9. Основы развития скоростных способностей…………
|
| Тема 10. Понятие выносливости……………………………….
|
| Тема 11. Гибкость как физическое качество…………………..
|
| Тема 12. Ловкость и ее виды…………………………………...
|
| Тема 13. Личная и общественная гигиена……………………..
|
| Тема 14. Основы методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями…………………...
|
| Тема 15. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями…………………...
|
| Тема 16. Психическое здоровье………………………………..
|
| Тема 17. Теоретические основы рационального питания……
|
| Тема 18. Вредные привычки……………………………………
|
| Тема 19. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления. Их причины и профилактика. Методы восстановления работоспособности
|
| Тема 20. Основы оздоровительного дыхания…………………
|
| Тема 21. Теоретические основы закаливания…………………
|
| Тема 22. Методика коррекции зрения…………………………
|
| Тема 23. Теоретические основы массажа и самомассажа……
|
| Тема 24. Профессионально-прикладная физическая подготовка
|
| Тема 25. Оздоровительная физическая культура……………..
|
| От авторов……………………………………………………….
|
| Библиографический список……………………………………..
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|