Сделай Сам Свою Работу на 5

Статья 23. Контроль за деятельностью органов ФСБ





Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в порядке, определяемом законодательством РФ.
Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Приложение к приказу Председателя КГБ СССР

От 4 июля 1983 года № 00140

Общие положения

1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества. Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства — неисчерпаемый резерв дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.



1.2. В обеспечении безопасности Советского государства и общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют агентуру, поскольку она была и остается основным средством чекистской деятельности.

Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии, подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.



Исходя из внутриполитического положения в нашей стране сфера применения такого острого чекистского средства, как агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут. Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.

1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.

 

1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.



1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.

1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь советских граждан на доверительной основе.

1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением1.

1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами - дело творческое, сложное. Она должна опираться на глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.

Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.
2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры

· Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.

· Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.

· Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.

· Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.

· Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.

· Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении, утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.

· Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.

· Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.

· Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении; борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями.

· Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.

· Предотвращение террористических акций.

· Оперативное обеспечение охранных мероприятий.

· Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.

· Охрана иностранных представительств на территории СССР.

· Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и других специальных мероприятий.

· Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию уголовных дел.

· Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.

· Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и спекуляции в особо крупных размерах.

Агентурный аппарат

3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.

Агент - советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.

Резидент - советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.

Содержатель явочной квартиры - завербованный органами КГБ на идейно-политической, патриотической основе советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.

Содержатель конспиративной квартиры (не состоящий в негласном штате органов КГБ) — завербованный на идейно-политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.

3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат, способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.

 

3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой о стабильности агентурного аппарата.

3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов. Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет агентурный аппарат.

3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане - патриоты нашей Родины, обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.

В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и кандидатов в члены КПСС.

3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды, вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.

При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.

Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.

При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.

3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие материалы.

3.8. Важная задача оперативного состава - повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К категории таких агентов относятся:

из числа советских граждан - лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных государственных преступлений, разоблачении агентуры и эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;

из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - политические и государственные деятели, высокопоставленные чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и агенты разведывательных и контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США, их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран, оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств; руководители, функционеры и авторитеты эмигрантских, сионистских, националистических, клерикальных и других антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.

Определение принадлежности к ценным и особо ценным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, флотам, объединениям центрального подчинения. Утвержденное заключение на агента приобщается к его личному делу.

3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при необходимости и другие оперативные и оперативно - технические средства2. Во всех случаях выясняются возможные препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).

Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других объектов дел оперативного учета).

3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его на конкретных поручениях, получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов КГБ.

Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом на вербовку определяется дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.

3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.

Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т. п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.

3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их использование в интересах решения контрразведывательных задач.

При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами, способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота, доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.

Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.

3.13. Содержатели конспиративных и явочных квартир приобретаются из числа советских граждан, надежных в политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.

3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной контрразведки - в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных Сил СССР приписного состава.

Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).

3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных и комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов, политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.

Работа с агентурой

4.1.Непосредственным организатором работы с агентурой па конкретном участке чекистской деятельности является оперативный сотрудник. Он несет персональную ответственность за правильную, исходя из условий оперативной обстановки и решаемых задач, расстановку, воспитание, обучение, использование и проверку агентуры.

Оперативный сотрудник должен хорошо знать личные и деловые качества каждого агента, находящегося у него на связи, видеть его возможности в данный момент и в перспективе, постоянно заботиться об их расширении, добиваться, чтобы агентура умело действовала в любой обстановке и особенно в сложных и острых ситуациях; создавать необходимые условия для дальнейшего использования агентов, решивших задачи в соответствии с целями вербовки, путем перевода их на другие участки, передачи на связь в другие подразделения и т. п. Максимальное и эффективное использование оперативных возможностей агентов - залог стабильности агентурного аппарата, путь к решению наличными агентурными силами задач, относящихся к компетенции органов КГБ.

4.2. Непосредственные начальники оперативного сотрудника отвечают за организацию агентурной работы подчиненных оперативных сотрудников. Они обязаны систематически участвовать в изучении кандидатов на вербовку, в вербовках агентов, особенно из числа иностранных граждан, враждебных элементов; знать оперативные возможности агентов, состоящих на связи у подчиненных, оказывать повседневную помощь оперативным сотрудникам в подготовке к явкам, оценке агентурных материалов, принятии по ним необходимых решении; постоянно контролировать работу подчиненных с агентурой, регулярно проводить контрольные встречи с агентурой.

4.3. Вышестоящие руководители направляют и контролируют процесс формирования, расстановки и использования агентурного аппарата подчиненных органов и подразделений, оказывают им действенную помощь в этой работе, уделяют первостепенное внимание ценной и особо ценной агентуре, положению дел на наиболее острых и сложных участках. Руководящие работники личным примером учат подчиненных искусству работы с агентами, воспитывают у сотрудников любовь к этому важному делу, сами вербуют и имеют на связи агентов.

4.4. Руководящий и оперативный состав постоянно анализирует работу с агентурой, соизмеряет ее результаты с целями и задачами, решаемыми органами КГБ в конкретных условиях, разрабатывает и осуществляет необходимые меры по дальнейшему совершенствованию агентурного аппарата, повышению эффективности использования агентов, их специализации по линиям и направлениям работы.

4.5. Особое значение имеют повседневное взаимодействие в агентурной работе органов и подразделений, координация в использовании агентов, маневрирование ими при решении контрразведывательных задач. При необходимости агент может быть передан другому оперативному сотруднику или в другое оперативное подразделение, где его использование принесет наибольшую пользу. Практикуется маршрутирование опытных, проверенных агентов, передача их на временную связь из одного органа пли подразделения в другие.

4.6. В оперативно оправданных случаях разрешается с согласия начальников, которым предоставлено право санкции на вербовку, использование спаренных агентов.

При осуществлении оперативных игр, других активных контрразведывательных мероприятий в отношении специальных служб противника разрешается создание агентурных групп с взаимной расшифровкой агентов. Агентурные группы создаются по согласованию с руководством соответствующих главных управлений и самостоятельных управлений КГБ СССР с санкции Председателя КГБ СССР или его заместителей. Расшифровка агентов друг перед другом и участие их в таких мероприятиях осуществляется при их согласии.

4.7. Основной формой работы с агентами являются личные конспиративные встречи (явки) с ними оперативных сотрудников. На встречах осуществляется живое, непосредственное руководство агентами, их инструктирование, воспитание и обучение. Успешное проведение встречи с агентом обеспечивается всесторонней подготовкой к ней сотрудника, его умением создать в ходе встречи деловую обстановку, стимулировать заинтересованное участие агента в обсуждаемых вопросах.

На встрече агент отчитывается о выполнении задания, обсуждается представленная им информация, выясняются обстоятельства ее получения или причины невыполнения заданий. При участии агента отрабатывается новое задание, определяются пути и способы его выполнения, линия поведения агента. Задания должны быть конкретными, реальными, при их постановке учитываются оперативные возможности агента, его опыт и надежность. Для глубокого усвоения агентом сложных и ответственных задач, способов их выполнения могут отрабатываться письменные задания. Квалифицированная постановка заданий агентуре — одно из условий ее целенаправленного и активного использования.

Оперативный сотрудник оказывает агенту помощь в ходе выполнения задания, осуществляет постоянный контроль за его действиями.

4.8. Информация агента о выполнении заданий органов КГБ, сведения, добытые им по собственной инициативе, представляются, как правило, в виде письменного агентурного сообщения. В агентурном сообщении должны содержаться ответы на вопросы, поставленные в задании, указываться обстоятельства, связанные с выполнением задания и получением необходимых сведений, излагаться факты и явления, заслуживающие внимания органов КГБ.

Агентурное сообщение - документ, на основании которого принимаются решения, затрагивающие интересы людей, поэтому факты и явления агент обязан излагать точно и строго объективно. Он должен хорошо понимать спою политическую и моральную ответственность за каждый поданный сигнал.

В порядке исключения информация агента может оформляться оперативным работником (резидентом) в виде справки. Разрешается фиксировать информацию агента на звукозаписывающей аппаратуре (гласно и негласно) с последующим составлением справок.

Запрещается принимать письменные сообщения о лицах, изучаемых в связи с выездом за границу, допуском к совершенно секретной и особой важности работе, призывом в пограничные войска КГБ СССР, особорежимные части Вооруженных Сил СССР, оформлением на службу (работу) в органы КГБ, а также о кандидатах на вербовку из числа советских граждан, если указанные лица характеризуются агентами положительно. Информация в этих случаях оформляется справкой оперативного сотрудника.

Агентурные сообщения рассматриваются и оцениваются оперативным сотрудником и его непосредственным начальником. В зависимости от важности они докладываются вышестоящим руководителям.

В агентурных сообщениях не допускается дословное изложение клеветнических измышлений в отношении руководителей КПСС и Советского правительства.

4.9. Связь с агентами должна осуществляться регулярно, надежно обеспечиваться в любых сложных условиях. Периодичность встреч определяется исходя из оперативной потребности, характера заданий, времени, нужного для их выполнения, необходимости воспитания и обучения агента. Встречи с агентами осуществляются в удобное для них, главным образом свободное от работы и службы время. Встречи, как правило, планируются. О содержании, месте и времени предстоящей явки и готовности к ней оперативный работник докладывает непосредственному начальнику. Оперативными
работниками ведется в рабочих тетрадях список агентов по псевдонимам, и производятся необходимые отметки о намечаемых явках и их результатах.

Отрабатываются способы срочной связи агента с оперативным сотрудником и сотрудника с агентом.

4.10. В случаях, когда оперативные сотрудники по тем или иным обстоятельствам не имеют возможности обеспечить личную регулярную и конспиративную связь с агентами, создаются резидентуры. В резидентуры включаются надежные агенты, уже имеющие опыт сотрудничества с органами КГБ. Передача агента на связь резиденту производится с их обоюдного согласия. На связь резиденту, как правило, не передаются агенты, находящиеся в его прямом служебном подчинении, а также агенты, в отношении которых должны проводиться мероприятия по их идейному перевоспитанию. Передача агентов на связь резиденту осуществляется оперативным сотрудником лично на основании письменного разрешения его непосредственного начальника.

Сотрудник постоянно заботится о повышении политической бдительности резидента, разъясняет ему политическое и оперативное значение агентурной работы, задачи, которые он должен решать с помощью переданных ему на связь агентов; прививает резиденту необходимые для работы с агентами навыки, обучает в необходимых пределах принятым в контрразведке методам их воспитания, обучения и использования; оказывает помощь в руководстве конкретными агентами, сам периодически с ними встречается, контролирует работу резидента.

4.11. Встречи с агентурой проводятся, как правило, на конспиративных и явочных квартирах или явочных пунктах.

Конспиративная квартира - находящееся в распоряжении органов КГБ помещение и используемое ими под определенным прикрытием для встреч с ценными и другими надежными агентами, а также резидентами.

Явочная квартира - жилое помещение, используемое для конспиративных встреч с агентами и резидентами.

Явочный пункт - служебное помещение организации, учреждения, колхоза, совхоза, войсковой части, используемое органами КГБ в определенное время для встреч с агентами и резидентами.

Явочные квартиры и явочные пункты оперативный сотрудник подбирает лично. В приобретении квартир и пунктов для встреч с агентами, находящимися на связи у резидентов, могут участвовать и резиденты. Квартира должна отвечать требованиям конспирации, быть удобной для работы с агентурой. Не рекомендуется приобретать квартиры в домах, где проживают иностранные граждане.

Для каждой явочной и конспиративной квартиры разрабатывается легенда прикрытия. Посещающие се оперативные сотрудники, агенты и резиденты также должны иметь соответствующие легенды. Систематически проводится проверка квартир на предмет возможной их расшифровки, а при необходимости - корректировка легенд. Работа на явочной и конспиративной квартирах прекращается (или па время приостанавливается), если возникает угроза расшифровки принимаемых на них агентов. Не реже одного раза в два года, а также при передаче другому сотруднику по каждой явочной и конспиративной квартире, явочному пункту выносится заключение о возможности их дальнейшего использования. Заключение утверждается начальником отделения центрального аппарата КГБ СССР, территориального органа КГБ, особого отдела КГБ СССР по бригаде, разведывательнoгo отдела (отделения) пограничного отряда (ОКПП) или их заместителями, им равными и выше.

Явочные пункты создаются в сельской местности, на территории закрытых объектов и воинских гарнизонов, где затруднен подбор и использование явочных квартир. Советские граждане, обеспечивающие необходимые условия приема агентов на явочных пунктах, привлекаются для этих целей на идейно-политической и патриотической основе и являются доверенными лицами. Справки о создании явочных пунктов, материалы по их последующей проверке и другие материалы приобщаются к литерным делам.

В отдельных случаях непосредственный начальник оперативного сотрудника может санкционировать работу с агентами и резидентами и в других обеспечивающих конспирацию местах.

4.12. Личные качества агентов, необходимые для успешного сотрудничества с органами КГБ, совершенствуются и формируются посредством политического, правового и нравственного воспитания, психологической подготовки к негласной работе, обучения приемам и способам выполнения заданий органов госбезопасности. Воспитание и обучение агентов осуществляется предметно и непрерывно при соблюдении индивидуального подхода. Учитывается политический, общеобразовательный и культурный уровень агента, его опыт и навыки, особенности мировоззрения и склад характера, сложность выполняемых заданий. У агентов формируется чувство высокой политической бдительности, ненависть к врагам, внутренняя готовность к сознательной и решительной борьбе с подрывной деятельностью противника, глубокое понимание того, что органы КГБ действуют исходя из указаний партии, в интересах государства и советского народа. Основой воспитательной работы с агентами, их морально-политической подготовки к выполнению заданий органов КГБ являются марксистско-ленинское учение, коммунистическая идеология, указания КПСС по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы.

В процессе воспитания и обучения вырабатывается умение агента видеть, выявлять факты и события, представляющие интерес для органов государственной безопасности, разбираться в их сущности, давать им объективную оценку. Прививаются навыки установления и закрепления контактов с интересующими органы госбезопасности людьми, оказания на них при необходимости нужного влияния.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.