Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация татуировок у несовершеннолетних и молодежи





 

 

Классификация татуировок по форме выражения и смысловому значению.Рассмотрим конкретный пример. У подростка В. имелось 45 татуировок: на поверхности фаланг правой руки цифры 1975 и 1992, на поверхности кисти у большого пальца буква "В", на указательном пальце левой руки - крестик , на среднем пальце - перстень с короной, на мизинце - скрипичный ключ, на предплечье - обнаженная женщина в пилотке, в сапогах со шмайсером на бочке с пивом, на большом пальце правой руки - буквы "AT", на левом предплечье - рюмка, обвитая змеей и парусник на волнах; на правой голени - рука, держащая нож с отломанным лезвием и стекающими каплями крови (поверх - череп); на правом плече - погон с орлом, скрещенными костями и лента с буквами "КВТК"; на левом бедре - палач в маске с капюшоном и обнаженная девушка с цепью на шее (бедра девушки прикрыты вуалью), плаха и топор. На правом предплечье надпись "Нет в жизни счастья", на тыльной стороне кисти - аббревиатура "БАРС" и пять точек и др.

Можно сказать, что у этого подростка имеются все виды татуировок: цифры, отдельные буквы, аббревиатура, текст, рисунки и символы (условные знаки) в различных сочетаниях. Цифры обозначают год рождения, год освобождения или год ареста (В нашем случае - 1975-год рождения, 1992-год окончания срока). Как правило, цифры наносятся на фаланги пальцев, но могут быть и на кистях рук, запястьях, предплечье, груди, ногах. Даты могут иметь и другой смысл: обозначать какое-то семейное событие, день смерти матери, знакомства с девушкой и т.п.



Отдельные буквы, слова, аббревиатуры чаще всего татуируются на тыльной стороне пальцев, кистях рук, ногах, предплечье. Отдельные буквы могут обозначать инициалы носителя (в нашем случае имя подростка - Виктор), "AT" означает, что он с кем-то побратался, находясь в ВТК (у "побратима" на том же месте должны быть нанесены буквы "БР"). Получается у одного буквы "БР" у другого "AT", вместе эти буквы составят слово "БРАТ". Могут встретиться и другие варианты: "КЕ"+"НТ"="КЕНТ"(друг), "БРА+ ТАН", а у девушек- "СЕС"+'ТРА"="СЕСТРА".

Аббревиатура "БАРС" означает, что подросток, о котором мы говорили, агрессивно настроен против актива: БАРС-Бей Актив, Режь Сук. КВТК - Колпинская Воспитательно-Трудовая Колония, правда, с таким же успехом это может быть "Костромская Воспитательно-Трудовая Колония" и т.п. Сведем в таблицу наиболее встречающиеся аббревиатуры и дадим их расшифровку (см. приложение 5).



Следует заметить, что многие аббревиатуры имеют не одно, а множество смысловых значений, например: ЗЛО, СЛОН, ЛТВ и др. Каждый несовершеннолетний вкладывает свой смысл в ту или иную аббревиатуру. Некоторые авторы (например, А.Д. Ворохов и В.А. Губин) считают, что одни расшифровки имеют истинный смысл, а другие - ложный смысл. Например: ЛТВ - Легавый Твой Враг - истинная, а Люби Товарищ Волю -ложная.(55).

Аббревиатура создается обычнотремя способами.Первый способ. Вначале формулируется или выбирается броское, отражающее ценности криминальной субкультуры, изречение, а затем (по начальным буквам слов) складывается аббревиатура. Например: "Смерть Чекистам, Привет Анархистам", получаем "СЧПА".

Второй способ - прямо противоположный. Берется тоже какое-то достаточно броское слово и делаются попытки расшифровать его по- своему. Например: "ТАНК" - Тайный Агент Начальника Колонии, "НКВД" - Нет Крепче Воровской Дружбы. Со временем содержание аббревиатур может изменяться. Так произошло, например, с аббревиатурой "СЛОН". Ее вначале носили заключенные Соловецких Лагерей Особого Назначения, как показатель своего братства. Не зная историю ГУЛАГА и возникновения этой аббревиатуры, в молодежных криминальных группах в нее стали вкладывать иной смысл.



Третий способ. Переосмысление традиционных аббревиатур, вкладывание в них нового содержания. Указанная аббревиатура "СЛОН" пережила ряд таких превращений (см. таблицу 14). То же самое произошло с аббревиатурой "ЛТП". Читая редакционные письма, - сообщает корреспондент, я узнала, что "ЛТП" расшифровывается по- разному. "Легавые Так Порешили", "Лучше, чем Так - Помереть" и еще - с десяток вариантов, процитировать которые не могу из-за нецензурщины". (246).

Твердых правил создания аббревиатуры не существует, поскольку это "творчество" многих людей. В одном случае - аббревиатура образуется только от начальных букв каждого слова (МЕЛ - Моя Единственная Любовь), в других случаях от одного слова берется одна, от других по несколько начальных букв (например,, ТИГР- Тюрьма-Игрушка). В одних случаях союзы и местоимения не учитываются, в других учитываются. Сравним: ЗЛО-За все Легавым Отомщу и Завет Любимого Отца.

Тексты.Замечено, что несовершеннолетние и молодежь любят наносить на тело различные тексты сентиментального, юмористического и иного характера. Чаще всего им придается смысл афоризма. В нашем примере - это надпись "Нет в жизни счастья".

Приведем наиболее типичные тексты такого плана:

"Закован, Лена, мое сердце стонет по тебе";

'Так улетела молодость моя" (на ноге на фоне решетки);

"Они устали" или "Они устали ходить под конвоем" (эти татуировки наносятся на ноги);

"С малых лет счастья нет";

"Звени в день освобождения" (наносится под колоколом на ноге или предплечье);

"Не забуду мать родную" (традиционная тюремная надпись) или "Я помню мать, свою старушку" (сентиментальная надпись);

На одной ноге: "Вы куда?", на другой нецензурно;

"Как много сделано ошибок" (сожаление о прошлом);

"Бог спасет обжору" (надпись на животе);

"Вновь я дома" и "Снова я хозяин" (наносится на теменной части головы под волосами) (см. приложение 5).

Из сказанного можно сделать выводы о том, что татуированные тексты, буквы и слова весьма разнообразны по содержанию и месту расположения на теле. Они могут иметь самостоятельное значение или служить пояснением к какому-либо рисунку или символу.

Разнообразны ирисунки,которые несовершеннолетние и молодежь наносят на тело. В нашем примере несовершеннолетний В. вытатуировал парусник на волнах, палача с жертвой (обнаженной женщиной), топор и плаху, погоны на плечах и другие.

В рисунках чаще всего используются изображения:

  • животных (льва, тигра, рыси, барса, кота и др.), птиц (орла, чайки, сокола, голубя), пресмыкающихся (змеи, обвивающей тело, руку, ногу и т.п.);
  • людей или частей тела (голой женщины, мужчины-кочегара (на ягодицах), витязя или рыцаря, "гусарки"-бюста женщины в гусарском головном уборе, бюсты общественных и государственных деятелей (в Болгарии часто изображался силуэт Г. Димитрова), руки в наручниках, человеческого черепа, ног в кандалах, половых органов и т.п.);
  • символов уголовного мира (карт, атрибутов алкоголя, пистолетов, кинжала, пронзающего милицейский погон, разорванных кандалов или наручников, надгробья и др.);
  • явлений природы и пейзажей (восхода солнца как знака свободы, молнии, месяца, пальм на острове, моря и т.п.);
  • религиозных элементов и предметов культа (крестов, надгробий, распятий, куполов церквей, монастырей, горящей свечи);
  • мифических персонажей и героев различных сказок (чертей, бабы яги, ковра-самолета, былинных богатырей и др.);
  • символики различных профессий (якорей, пропеллеров, спасательных кругов, парашютов, военной символики и др.);
  • тюремной символики (цветка розы за колючей проволокой, тюремной решетки, колокола);
  • прочих предметов и вещей, используемых для создания различных сюжетов.

Особенно следует сказать о символах,которые несовершеннолетние и молодежь наносят на тело. В нашем примере у подростка "В" - крестики, обозначающие "ходку"; перстень - прошел малолетку; скрипичный ключ веселая жизнь; пять точек - тюрьма и др. Элементов уголовно-воровской символики бесконечно много. Наряду с перечисленной символикой на татуировках часто изображаются браслеты на запястьях, разорванные наручники и кандалы, восьмиконечные звезды, пистолет, карты, шприц и т.п. Символы - это условные знаки, имеющие определенный смысл, непонятные непосвященным. При этом они обычно имеют не одно, а несколько толкований. Символика возникла раньше, чем письменность. Одной из ступеней, ведущих к письменности была пиктография (письма в рисунках). Постепенно рисунок трансформировался в знак, упростился и схематизировался. Символ является разновидностью знака. Однако это особый знак: в нем частично отображается сходство с обозначенным объектом. Но в символе нс должно быть подробного воспроизведения всех или основных свойств объекта. Между символом и обозначаемым им объектом нет однозначной связи.

Поэтому восприятие символа во многом зависит от конкретных условий, в том числе от принятых в данной социальной группе и закрепленных за тем или иным символом значений.

Символика в преступной среде тесно связана с ее традициями, обычаями, ритуалами. При нанесении татуировок несовершеннолетние и молодые правонарушители исходят не столько из своих вкусов, сколько из принятых способов фиксации этапов преступной деятельности, их места в групповой иерархии, характера совершенного преступления, времени, проведенного в условиях лишения свободы, и других правовых ограничений и т.п.

В зависимости от содержания (тематической направленности),ценностно-функциональной значимости и используемой символики все татуировки мы разделяем на: сигнально-обособительные, личностно - установочные, страфикационно-информационные, мифологические и культовые, антирелигиозные, тюремные (воровские), сексуально - эротические, художественно-декоративные, юмористические, сентиментальные (памятные) и профессиональные (символика различных профессий). Рассмотрим их.

Сигнально-обособительные татуировки как бы переняли и продолжили функции этнических, возникших в древности. Они являются определенной ценностью теперь уже не этноса, а определенных криминальных групп. Эти татуировки служат:

  • средством обособления их носителей от лиц (взрослых, несовершеннолетних), принадлежащих к другим общностям;
  • являются опознавательными знаками, указателями принадлежности несовершеннолетних и молодежи к определенным, конкретным общностям, например, к криминальной группе несовершеннолетних городского микрорайона ("конторе", "банде");
  • облегчают контакты между их носителями, попавшими в новую обстановку, но незнакомыми между собой. Встречая, например, прибывшего в спецПТУ новичка, старожилы по татуировкам могут узнать, "свой" он или "чужой". В этих целях чаще всего наносятся перстни (на пальцах рук) - один перстень - одна судимость (один раз был помещен в спецшколу или спецПТУ), два перстня - две судимости (перед спецПТУ был на перевоспитании в спецшколе) и т.п.; восьмиугольные звезды - знак принадлежности к воровской "масти" (вор в "законе"). Они наносятся в области ключицы или под ключицами; в области суставов, наносимые на колени означают "Ни перед кем не встану на колени".

Стратификационно-информационные татуировки призваны:

  • фиксировать положение подростка и молодого человека на иерархической лестнице в криминальной группе, его особый статус и роль ("рог", "блатной", "приблатненный", "пацан", "чушка", "обиженный" и т.п.);
  • предопределять притязания, права и обязанности несовершеннолетнего и молодого человека;
  • ориентировать членов группы на выбор стратегии поведения в отношениях с новыми членами.

Для этого используется разнообразная символика, рисунки, тексты, в которых необходимо показать отличие "авторитетов", "вожаков" от основной массы, подвергнуть клеймению тех, кто стоит на самых низших ступенях групповой иерархии. Если статус человека в криминальной субкультуре изменился, то ему наносят новые татуировки.

Рассмотрим содержание некоторых татуировок из этой группы: лучи, отходящие от солнца (количество лучей должно соответствовать количеству судимостей или приводов в милицию, водворений в приемник-распределитель, количеству сроков отбывания наказания в ВТК, пребывания в спецшколе и спецПТУ). С этой же целью используются лучи, отходящие от перстня на пальце; крестики (их количество равно количеству лет, проведенных в спецшколе, спецПТУ или ВТК, а черточки - половине года). Погоны на гшечах (старшинство в групповой иерархии определяется вытатуированным званием-"капитан", "майор" и т.п.); животные (принадлежность к элите определяются по виду изображенного животного, птицы, пресмыкающегося: лев-сильный, добрый; лиса-хитрый, изворотливый; тигр-решительный, жестокий, смелый; орел-господин над всеми, сильный и т.п.).

Для клеймения используются циничные, оскорбительные клейма, известные всем в преступной среде, например, мушка - точка насильно наносится тем, кто изменил воровским традициям, запятнал себя доносительством, а чаще тем, кто подвергался мужеложству. Им же наносится аббревиатура В.О.Р. (см. таблицу 14).

Татуируется и символика состава совершенного преступления: могильный крест - "масть" убийцы; пронзенный кинжалом милицейский погон - совершил преступление против работника милиции; вытатуированный доллар - совершил ограбление; игральные карты - карточный игрок "под интерес", масть "пик" - совершил тяжкое преступление (бандитское нападение, убийство, разбой); тюремная решетка в сочетании с колючей проволокой или пять точек - ранее отбывал наказание, содержался в следственном изоляторе, приемнике - распределителе; три точки у девушек на руке - воровка; "Оскал" (пасть хищного животного) - осужден за хулиганство и т.п.

Обозначаются и те учреждения, где раньше находился несовершеннолетний, например: РПР (Рижский) Рязанский Приемник - Распределитель, МТ-Матросская Тишина. Прибывший оттуда несовершеннолетний или молодой человек, встретив в новом учреждении кого-либо с таким же знаком, становится его "земляком", получает его покровительство и защиту от притеснений.

Личностно-установочные татуировки раскрывают биографию личности, демонстрируют ее "паспортные" данные; отражают принципы и установки, которым человек стремился следовать в жизни; выражают его стремление к учебе, труду, коллективу, к групповым нормам морали, своему преступному прошлому. В таких татуировках также отражается общая нравственно-политическая и социально-правовая ориентация подростка, его отношение к социальным нормам, законам, запретам и т.п. В этих целях татуируется свое имя или инициалы, год рождения, начало и окончание срока пребывания в воспитательном или исправительном учреждении. Например, татуировка "МСШ-1989" означает: "Прибыл в Московскую СпецШколу в 1989 году".

 

Таблица 14

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.