|
Хумус (одна пятая часть трофеев).
Из любого вида трофеев, которые мусульмане захватывают военным путем, надо обязательно выделять хумус, который является долей Аллаха и Посланника. В этом вопросе нельзя быть пренебрежительным. Хумус выделяется после того, как из трофеев выделяют расходы по перевозке и охраны трофеев и ас-сальб.
Всевышний Аллах указал, что хумус из трофеев, распределяется на пять частей:
· Доля Аллаха и Его Посланника. Это тратится для общественно полезных дел мусульман, как финансирование пограничников и муджахидов, строение крепостей, башен, мечетей и т.д.
· Доля родственников Пророка. Они из Бану Хашим и Бану Мутталиб и их дети из верующих. Равны тут богатые и бедные, женщины и мужчины.
· Доля сирот. Они – дети, потерявшие отцов. Равны тут, бедные или богатые.
· Доля бедняков. Это бедные мусульмане.
· Доля путников. Путник – это человек оказавшийся на чужбине, без средств. («Такзиб машаре Аль-Ашвак» 376)
Как делятся трофеи.
Это функция амиров и начальников, как сказал Ибн Таймия, да будет доволен им Аллах: «Нет сомнения в том, что стремление определить истину, и соблюсти справедливость между людьми, по мере своих сил, одно из самых лучших дел правителей, и одно из самых обязательных». («Тавзихул ахкам» 428/5)
Поэтому муджахиды должны оставаться довольными и хорошо думать о своих амирах, что они при разделе стараются найти правильный и самый лучший путь.
Раздел трофеев начинается тем, что амир назначает ответственного, который собирает трофеи. Потом идет следующий порядок:
· Если при перевозке и охране трофеев были расходы, то выплачиваются эти расходы. («Димяти тахзиб» 215)
· Потом вызываются владельцы сальбов и они получают то, что положено им.
· Потом выделяется из остального хумус. Амир расходует его на полезные для Ислама дела.
· Потом даются из оставшегося подарки тем, кто не имеет долю в трофеях, как женщины, дети, рабы, умалишенные люди. Подарок бывает небольшого размера, но не доходит до размера доли воина.
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, на войне участвовали женщины, лечили раненых. Им давали подарки из трофеев, но им не давали долю». (Муслим 1812)
Когда у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили, дается ли что-нибудь женщине и рабу, которые участвуют при разделе трофеев. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Им не дается ничего, кроме подарков». («Заадул Маад» 91/3)
· Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не давал поощрения, пока не выделял хумус. Здесь приходит очередь поощрения. Амир смотря на пользу, может дать некоторым воинам поощрение (добавку) в размере одной четвертой его целой доли, если они отличились при выходе и одну третью его целой доли, если они отличились при возвращении, по тем причинам, что объясняли.
· Потом оставшиеся четыре пятых, разделяется среди воинов, которые участвовали в бою. (Коментарии к «Заад Аль-Мустакнсъ» 30/8). Здесь есть несколько моментов:
Кто достоин получить долю из трофеев?
Они мужчины, свободные, совершеннолетние и разумные. Поровну дается сильному и слабому, тому, кто воевал или не воевал.
Саъд ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывает: «Я сказал: «О, Посланник Аллаха, если человек будет в тылу, его доля и доля другого будут равны?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да лишится тебя твоя мать, о сын Умму Саъда, разве к вам приходит помощь и победа, кроме как по причине ваших слабых?!» (Ахмад)
Дается ли доля тому, кого амир послал по особому поручению.
Автор книги «Худжатуллгхил балига» Аль-Кандахлави говорит: «Кого амир отправил с боевым поручением, как гонец, разведчик, передовой отряд, таким дается доля, даже если они не участвовали в бою, как это случилось с Усманом в день Бадра. Он не участвовал в сражении в Бадре, остался смотреть за больной женой Рукаййа, дочерью Пророка, по приказу Пророка. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Тебе аджр того, кто участвовал в Бадре и его доля». (Бухари)
Дается ли доля шахидам, участвовавшим в сражении.
Основная группа факихов говорит, что если он стал шахидом до захвата трофеев, тогда ему доля не выделяется. Но если стал шахидом после захвата трофеев, доля от них выделяется и дается его наследникам.
Аль-фай.
Что такое аль-фай? Аль-фай отличается от трофеев тем, что это отобранное имущество у кафиров без применения силы, как оставленное ими имущество или принесенное своими руками. («Тавзихул ахкам» 427/5)
Малик сказал: «Он зависит от решения амира. Он дает из этого родственникам Пророка, остальное тратит для общей пользы мусульман». Праведные халифы поступали так. На это указывает хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Я не имею из того, что Аллах дал вам в трофеи ничего, кроме хумуса. И хумус тоже возвращается к вам».
Кандахлави говорит: «Сунна говорит по-разному о методе раздела аль-фая. Пророк распределял аль-фай в тот же день, отдавал семейному две доли, холостому одну. Абу Бакр давал всем, смотря на их нужды. У Умара был журнал отличившихся и нуждающихся. Там были имена передовых, потерпевших, многодетных, нуждающихся людей. Каждому давалось смотря на пользу». («Фикхус сунна» 134-135/3)
Ибн Таймия пишет об аль-фае: «Он дается на самые важные для мусульман дела. Амиру нельзя давать из него тому, кто не достоин, из-за любви или симпатии к нему. Амиры не должны разделять это по собственному желанию, как свое богатство. Они доверенные и ответственные люди». («Тавзихул ахкам 427/5)
Пленные.
Пленные – это результат любой войны. Они разделяются на две категории:
А) Совершеннолетние воины из кафиров, которых мусульмане взяли в плен живыми.
Каково их решение если они приняли Ислам?
В этом вопросе имеется два положение: во-первых, если они приняли Ислам до их поражения, и у них была возможность защищаться и продолжать войну. Решение их таково, что они свободные мусульмане. Ислам защищает их души, имущество и честь. Так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не станут говорить: «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад его Посланник». Если же они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и свое имущество, которые станут доступны только по закону, а отчета с них потребует лишь Аллах». (Бухари, 13/217, Муслим, 20)
Но это не значит, что у них нельзя отбирать оружие и их нельзя задерживать. В целях безопасности они задерживаются, отбирается у них оружие, но они не будут считаться военнопленными.
Во вторых, если они приняли Ислам из-за страха, будучи в руках мусульман, не в состоянии продолжать войну, они будут считаться военнопленными, на них будут распространятся правила пленных, кроме казни, так как Ислам защищает их жизнь. (Шафии «Аль-Умм» 253/4)
Каково должно быть отношение к пленным?
Коран объясняя одно из добрых дел, приближающее к Аллаху, говорит:
«Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника». (76:8)
Куртуби сказал, что этот аят был ниспослан про тех, кто опекал пленников Бадра и они семь человек из мухаджиров: Абу Бакр, Умар, Али, Зубайр, Абдурахман ибн Авф, Саъд ибн Абу Ваккас, Абу Убайда (да будет доволен ими Аллах). («Ахкамул Куран» 129/19)
Пророк разделил пленных между сподвижниками и сказал: «Обходитесь с пленными хорошо». Нубайх ибн Вахм, который передал этот хадис, был среди пленных, он говорит: «Я был в группе ансаров, когда меня привели в Медину, а когда подавали еду, мне давали хлеб, а сами ели финики. В это время хлеб был самым ценным продуктом. Так с нами обращались из-за завещания Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Если появлялся кусок хлеба в руках одного из них, то он непременно отдавал его нам. Я, стесняясь, возвращал хлеб им, но они даже не дотрагивались до него». («Ар-Ровдул аниф» 54/3)
Обычно пленных захватывают во время боя, когда еще не остыл боевой пыл и среди пленных бывают такие, которые убивали мусульман. Несмотря на это, Ислам призывает к благородству по отношению к пленным, чтобы погасить это чувство мести. Как было во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он завещал хорошее отношение к военнопленным, как будто они гости, а не пленные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|