Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава первая. Панцирные бояре: историографический обзор





ГОРОДСКАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОИСК И ТВОРЧЕСТВО»

Я РОДОМ ИЗ ПАНЦИРНЫХ БОЯР

Доклад

Выполнен учеником

А» класса

МОУ СОШ № 45

Г. Калининграда

Носиковым Игорем

Научный руководитель:

Учитель истории

МОУ СОШ № 45

Г. Калининграда

Старостина Ольга Борисовна

Калининград, 2008

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава первая. Панцирные бояре: историографический обзор………5

Глава вторая. История панцирных бояр в памяти моего рода………9

Заключение…………………………………………………………………13

Список использованной литературы……………………………………14

Приложения…………………………………………………………………16

Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий, памятников.

Аполлон Григорьев

Введение

 

История России это не только бесконечные смены правителей, войны, революции, но и мелкие подробности, частности, живая память людей. Важно не утерять ничего, не упустить ни одной детали, факта, мнения, чтобы из прошлого понять исторический характер современности.



«Накопленная и запечатленная память – это и есть культура».[1] Человек должен бережно хранить все, что связано с историей и культурой своего народа и своего рода.

Актуальность темы данной работы очевидна. Она заключается в значимости исследуемых в работе проблем, связанных с существованием в течение долгого времени в России особого слоя людей, именуемых себя «панцирными боярами». Востребованность результатов исследования подтверждается интересом все большего количества людей к истории своего рода, генеалогии, живым людям, бережно хранящим в своей памяти подробности прошлого.

В работе ставится конкретная цель – через обращение к историческим документам, статистике, описаниям и воспоминаниям оживить былое, связанное с историей своего рода, гордо именуемого «панцирными боярами».

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1. Осуществляется анализ мнений различных исследователей.

2. Определяются основные источники: документы, статистические данные, описания, воспоминания.



3. Обозначается степень научной исследованности данного вопроса.

4. Восстанавливается история конкретного рода «панцирных бояр».

В процессе исследования использовались такие методы: конкретно-социологический, системный, логический, сравнительно-исторический.

Теоретическая база работы. В ходе написания работы использовались труды представителей различных областей знаний – филологии, истории, этнографии, краеведения, археографии, статистики.

Несомненный интерес вызывает роман известного русского писателя И.И. Лажечникова «Внучка панцирного боярина», в котором упоминается Невель и сословие панцирных бояр.

Большое количество материалов содержится в архивах, краеведческих музеях городов Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Великие Луки, Себежа, Пустошка, а также в государствах Польша, Литва, Белоруссия.

Интересные сведения можно найти, исследуя законы, Манифесты, Указы, «Памятные книжки…», проезжие и указные грамоты, отписки воевод, челобитные того времени.

Крупнейший витебский историк и краевед А.П.Сапунов (1851-1924) собрал и предполагал издать материалы по Невелю, но рукопись была утрачена. Возможно, удастся ее разыскать. Былое оживает в трудах невельского краеведа Н.И.Зорина (1920г.), хотя на Интернет-форумах его данные подвергаются сомнениям.

Интересные материалы содержит работа И.И. Лагунина. «Историко-градостроительный очерк г. Себежа и его окрестностей».

Несомненный вклад вносят в историографию вопроса труды историков-любителей, таких, как, например, петербуржец Н.В. Юринов.



Живую связь времен можно уловить, слушая воспоминания старожилов, тех, кто хранит в своей памяти драгоценные крупицы нашей трагической истории.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся в ней положений и выводов при проведении дальнейших исследований.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава первая. Панцирные бояре: историографический обзор

 

Первоначальная идея рассказать о судьбе редкого сословия – панцирных бояр была обречена на неудачу. Трудности возникли из-за огромного количества разрозненных, эпизодических, порой противоречивых сведений об этой экзотической группе, просуществовавшей на территории Невельского уезда до конца XIX века. Однако, фундаментального исторического исследования не встретилось. Известно одно, что память об этих вольных людях сохранилась до сих пор, и некоторые жители Пустошкинского района Псковской области считают себя потомками панцирных бояр. Хотелось бы осветить некоторые факты и затронуть проблемы, связанные с историографией вопроса о судьбе панцирных бояр, что в дальнейшем могло бы стать основой для более глубокого научного исследования.

Зная, что самый объективный исторический материал можно получить, изучая архивные документы, удалось установить, что интересующие сведения о панцирных боярах находятся в Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ), Государственном архиве Псковской области (ГАПО), Государственном архиве в г. Великие Луки, Архиве отдела ЗАГСа Псковской области, Российском государственном историческим архиве (РГИА).

Упоминает о путных боярах Соловьев С.М. в «Истории России с древнейших времен». Дело в том, что в древнерусских княжествах, вошедших в состав Великого Княжества Литовского, сословие бояр разделилось на два разряда: панцирных и путных. Панцирные бояре и были собственно боярами. У них была только одна обязанность – во время войны они должны были воевать. Путные же бояре были рангом ниже. Они развозили княжескую почту и собранные налоги. Вооружение панцирных и путных бояр было одинаковым и состояло из панциря: шлема с забралом, копья и меча. Служили они на конях.[2]

Можно предположить, что панцирные и путные бояре, как категория служилых людей, появились в Витебском, Полоцком и других воеводствах Великого княжества Литовского.

Во многих источниках указывается, что польские короли селили по окраинам Московского государства мещан и вольных людей с условием, чтобы они бесплатно пользуясь землей и другими правами, были готовы выступить на войну против России, имея коня, панцирь, шлем, копье, цветное платье и шпоры.[3]

Однако, есть мнение, что «каждый шляхтич обязан был идти на войну лично, как правило, в качестве тяжеловооруженного всадника – копейщика в полном обеспечении (доспехе). Его сопровождал так называемый почт из нескольких всадников – стрельцов, вооруженных арбалетами (самострелами) или примитивными гладкоствольными ружьями (ручницами) и защищенных только панцирями. Всадник выставлялся с фиксированного числа крестьянских служб, но сами держатели этих служб на войну не шли. Для этого возникла особая категория панцирных слуг, или панцирных бояр, освобожденных от большинства других повинностей».[4]

Таким образом, налицо, по крайней мере, три точки зрения по вопросу о предназначении и происхождении панцирных бояр: они возникли в результате разложения классического института боярства, это были вольные «гулящие люди», это были служилые люди, занимающие промежуточное положение между крестьянством и шляхтой.

Однако, вернемся к истории, которая приведет к тем панцирным боярам, что просуществовали до конца XIX века.

В 1795 г. осуществился третий раздел Речи Посполитой. Россия присоединила к своим владениям Западную Белоруссию, Волынь и Литву. Среди приобретенных территорий была и Себежская земля, причем население, проживающее не ней, именовало себя “панцирными боярами”. Не удивительно, что именно здесь и возникло особое сословие, основное предназначение которого - защита границ государства. Этот процесс берет начало еще в глубокой древности, со времен Древней Руси.

В XII-XIII веках, когда по территории деревни Гультяи проходила граница польско-литовских владений, охранять эту границу нанимали блуждающих казаков, которые не хотели заниматься ни земледелием, ни животноводством. Их главным занятием была охрана границы и назывались они «гультяи», что в переводе с польского на русский – «лентяи».[5]

Себежская земля и являлась этой самой пограничной территорией. Это отложило отпечаток на всю историю города. Первое летописное упоминание о Себеже датировано 1414 годом, и в то время город был небольшой крепостью, узловым центром торговли. В 1618 году, после Деулинского перемирия, Себеж с окрестностями отошел к Польше. «В польский период появилось новое явление в виде так называемых «панцирных бояр» - мелких наследственных земельных собственников, выполнявших роль пограничного ополчения (те же казаки). Их внешним отличием были доспехи (панцырь), отсюда и название».[6] Автор этих сведений Лагунин И.И. опирается на авторитетные источники.

В тоже время «Памятная книжка Витебской губернии на 1888 год сообщает:

«Коренное белорусское население Гультяевской волости Невельского уезда именовалось «панцирными боярами». «Королевской грамотою 1547 года панцирным боярам предоставлены были следующие права: 1. без суда они не могли быть наказываемы; 2. за ними оставались имения, дарованные прежними королями; 3. после 1772 года панцирные бояре были записаны в крестьяне дворцовой канцелярии. Но в 1780 году после жалоб панцирных бояр правительство признало их собственниками заселенной ими земли».[7]

Интересными являются «Памятные даты Пустошкинской местности», в числе которых указываются: 1414(?) – завоевание литовским князем Витовтом части псковских земель. Появление в наших краях панцирных бояр. (Гультяевская волость)».[8]

Таким образом, налицо хронологическое разночтение по вопросу появления панцирных бояр: 1414 год, 1547 год, 1618 год.

Невельский краевед Н.И. Зорин пишет о панцирных боярах: «Они записывались в качестве вольных людей в панцирные бояре», а на одном из новгородских сайтов указывается: «Большую часть здешнего населения тогда составляла мелкая шляхта, то есть бедное дворянство. Их называли «панцирные бояре».

Можно предположить, что такое большое число несовпадений из-за недостаточности изучения вопроса о панцирных боярах в современной историографии.

Остановимся на главных этапах истории панцирных бояр с конца XVIII по XIX век.

Во второй половине XVIII в., после присоединения Полоцкого воеводства к Российской империи, по распоряжению Екатерины II панцирные бояре были позваны в столицу на смотр. Потянулись из Себежского уезда в Санкт-Петербург обозы. На смотр явились панцирные бояре в рыцарской амуниции, пожалованной им еще королем Витовтом, в латах и шлемах, целых триста с лишним лет провалявшихся по чердакам и подвалам, и своим видом они немало насмешили придворных.

Панцирных лишили привилегий, разжаловали в крепостные, имущество их было конфисковано. Не раз обращались панцирные с челобитной к царице, но та оставалась непреклонной. Помещикам, впрочем, предписывалось не применять телесные наказания к бывшим панцирным боярам: «розгами не драть, плетьми не пороть». В Себежском уезде вплоть до самой революции одна из волостей называлась Непоротная. Не исключено, что в назывании этом отразилась судьба панцирных, живших в этой местности.

21 января 1788 г. Екатерина II подписала указ «Об оставлении из Полоцкой губернии панцирных бояр, написанных в дворцовые крестьяне, по-прежнему вольными с правом собственности на жалованные им земли и взимании с них тех же податей, какие платят малороссийские казаки».

До конца XVIII века многие бояре имели крестьян. Этих крестьян забрали у бояр и раздали русским помещикам. В крепостную зависимость попала часть бояр, не доказавших своевременное боярское происхождение. В 1783 г. боярство доказало лишь 80 фамилий. В дальнейшем это сделали еще ряд фамилий, известны 117 фамилий. Если в 1783 г. в трех волостях значилось бояр 4312 душ м.п., а крестьян 2756 душ м.п., то уже в 1795 году бояр - 5 234 души м.п., крестьян-1660 душ м.п.. 8 февраля 1798 г. император Павел велел перевести из крестьян в бояре еще 246 душ. По указу от 2 апреля 1805 г. переведены в бояре 23 души.

Так как помещики требовали вместе с крестьянами землю, то по распоряжению императора Александра I от 3 апреля 1805 г, было начато размежевание земель между панцирными боярами и помещичьими крестьянами. Дело затянулось, и в 1819 г. бояре отправили в столицу своего представителя Сергея Заремба.

7 января 1820 г. император Александр 1 подписал указ «0 размежевании земель между панцирными боярами и помещичьими крестьянами». За этим указом последовал целый ряд постановлений, но размежевание затянулось до 60-х годов прошлого века. В Гультяевской волости оно было произведено в 1864 году, в а Непоротовской и Езерийской волостях еще позже.

В 1861 году вышел указ, по которому панцирные бояре полностью приравнивались к крестьянам.[9]

В начале XX века о городе Себеже было сказано «Основное население составляли мещане, панцирные бояре, немного дворян, церковнослужителей и священников, а главным источником дохода была торговля. Вывоз товаров теперь вместо водного пути осуществлялся по железной дороге». Это означает, что люди идентифицировали себя со старинным сословием «панцирных бояр» и их история продолжалась.[10]

Можно предположить, что история возникновения, существования и трансформации панцирных бояр изобилует неточностями, мало изученностью и вызывает тем самым огромный интерес у потомков и всех кто интересуется русской историей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.