Сделай Сам Свою Работу на 5

Меры по защите отраслей национальной экономики, предусмотренные соглашениями ВТО





 

 

В рамках ВТО действуют следующие соглашения, направленные на защиту отраслей национальной экономики посредством ограничения импорта:

 

- Соглашение о выполнении статьи VI ГАТТ 1994 (Соглашение об антидемпинговой практике или Антидемпинговый кодекс.);

- Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах;

- Соглашение о защитных мерах.

 

 


Соглашение о выполнении статьи VI ГАТТ 1994

(Agreement on Implementation of Article VI of GATT 1994)

Это Соглашение известно как Соглашение об антидемпинговой практике или Антидемпинговый кодекс.

 

По данным ВТО, более 100 членов ВТО (считая ЕС как одно целое) сообщили о наличии у них антидемпингового законодательства и/или регулирования.

 

Демпинг является формой конкурентной борьбы, применение которого позволяет экспортерам какого-либо вида продукции продвигать его на рынок импортирующей страны, вытесняя с этого рынка иностранных конкурентов и негативно воздействуя на производителей аналогичных и подобных видов продукции в импортирующей стране.

 

В соответствии с Соглашением товар рассматривается как являющийся предметом демпинга, если его экспортная цена при поставках в импортирующую страну ниже, чем сопоставимая цена, по которой подобный товар продается для потребления в экспортирующей стране при обычном ходе торговли.

 




Однако такое сопоставление не проводится в тех случаях, когда на внутреннем рынке экспортирующей страны:

  • продажи подобного вида продукции осуществляются на специальных условиях (например, продажа ниже себестоимости), а не при обычном ходе торговли;
  • существует особая рыночная ситуация; или
  • объем таких продаж составляет менее 5% от объема продаж этого вида продукции в импортирующую страну.

 

В этих случаях экспортная цена сопоставляется:

  • с ценой на подобный вид продукции при экспорте в третью страну; или
  • с расчетной ценой, определяемой на базе издержек производства импортируемого вида продукции с добавлением обоснованных сумм на административные, торговые и общие издержки и на прибыль.

 

Сопоставление экспортной цены с нормальной ценой на рынке экспортирующей страны должно проводиться:



на одной и той же стадии торговой операции, обычно на базисе поставки «франко-завод», и в отношении продаж, осуществленных, по возможности, в одно и то же время;

  • с учетом поправок на различия, которые сказываются на сопоставимости цен, включая различия в условиях продажи, налогообложения, стадиях торговых операций, количестве, физических характеристиках и др. различия.

 

Антидемпинговые меры могут быть приняты лишь по результатам расследования, проводимого соответствующими органами импортирующей страны с целью определения наличия, степени и влияния предполагаемого демпингового импорта.

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

(Agreement on Subsidies and Countervailing Measures)

Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной - членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство).

Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.

Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:

1) государство осуществляет меры:

- по финансовому содействию в форме:

· прямых переводов денежных средств (в т.ч. дотаций, займов, покупки акций) или обязательств по их переводу (в т.ч. гарантий по займам);

· отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства (в т.ч. в форме предоставления налоговых льгот);



· льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;

· осуществления платежей в механизм финансирования;

либо

- по поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным

результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории

этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию

этого государства;

и

2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.

 

Положение о получении выгоды является основным при определении того, представляет ли конкретная мера субсидию или нет. В общем можно считать, что любая мера правительства по оказанию финансового содействия, которая несовместима с коммерческими соображениями, обеспечивает получение выгоды.

 

Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:

- она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики

либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные

предприятия);

и

- орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым

этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для

определенных предприятий.

В Соглашение включено положение, имеющее важное значение для решения вопросов, связанных с созданием на территории страны - члена ВТО особых экономических зон, зон экономического развития и т.п.: субсидия считается специфической, когда доступ к ней ограничен для определенных предприятий, расположенных в конкретно обозначенном географическом регионе, который находится под юрисдикцией субсидирующего органа.

 

Необходимо отметить, что любая экспортная или импортозамещающая субсидия является специфической.

 

Субсидия не является специфической там, где установлены объективные критерии или условия, определяющие право на получение субсидии и ее размер, при этом указанное право должно быть автоматическим, а объективные критерии и условия строго соблюдаться. Критерии или условия считаются объективными, если они:

- являются нейтральными;

- не создают преимуществ для определенных предприятий по сравнению с другими;

- носят экономический характер;

- являются горизонтальными по способу применения.

 

Например, к таким критериям и условиям может относиться число наемных работников или объем производства предприятия. Необходимо отметить, что такие объективные критерии или условия должны быть сформулированы в соответствующем законе, норме или в другом официальном документе таким образом, чтобы гарантировать возможность их проверки.

 

Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии.

 


Запрещенные субсидии

К субсидиям, которые запрещены к применению в странах - членах ВТО, относятся:

- экспортные субсидии, т.е. субсидии, предоставление которых увязано с

осуществлением экспортных поставок. В их числе:

· прямое субсидирование экспортных поставок;

· предоставление для выпуска экспортной продукции субсидированных факторов производства;

· полное или частичное освобождение предприятий - экспортеров от уплаты прямых налогов за экспортные поставки;

· осуществление правительственных программ предоставления гарантий по экспортным кредитам и страхования таких кредитов с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;

· предоставление экспортных кредитов по более низким ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитных учреждений и др.

 

Иллюстративный перечень экспортных субсидий приведен в приложении I к

Соглашению;

- импортозамещающие субсидии, т.е. субсидии, направленные на стимулирование

использования товаров отечественного производства вместо импортных товаров.

Любая запрещенная субсидия рассматривается как специфическая.

 

Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна - член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.


Разрешенные субсидии

Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:

 

- субсидии, дающие основание для проведения расследований («желтые» субсидии). К

таким субсидиям относятся специфические субсидии, которые оказывают

неблагоприятное воздействие на интересы других стран - членов ВТО в форме:

 

· причинения материального ущерба отрасли экономики импортирующей страны - члена ВТО, который может являться основанием для проведения этой страной соответствующего расследования с целью введения компенсационной пошлины на субсидированный импорт;

· аннулирования или сокращения выгод, получаемых прямо или косвенно другими странами - членами ВТО по ГАТТ 1994, в частности, выгод от тарифных уступок, закрепленных в национальных перечнях уступок;

· причинения или угрозы причинения серьезного ущерба интересам другой страны - члена ВТО. Серьезный ущерб считается существующим в случае:

ü если общий уровень субсидирования импортируемого вида продукции превышает 5% от стоимости;

ü предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет отрасль экономики;

ü предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет предприятие, причем эти субсидии не должны представлять однократные меры, которые являются разовыми и не могут повторяться для данного предприятия и которые принимаются только для того, чтобы дать время для осуществления долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;

ü прямого списания задолженности государству и государственных субсидий на погашение задолженности.

Затронутая страна - член ВТО может вводить по результатам расследования

компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров,

действующей в рамках ВТО;

 

- субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям

относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые

специфические субсидии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.