Сделай Сам Свою Работу на 5

Усвоение различных сторон знания





Ведь человек подвержен влиянию собственного окружения и среды, и бывает, что он руководствуется теми традициями, среди которых вырос. Уехав же и попав в другую среду, он сталкивается с новыми проблемами, которые там изучают, или новыми мнениями относительно тех вопросов, которые он уже изучал. Таким образом, разбираясь с новыми вопросами или мнениями, он расширяет свой кругозор и круг самостоятельных суждений, и зачастую это приводит к тому, что он меняет свои взгляды и суждения, которым неуклонно следовал в течение какого-то промежутка времени.[372]

Выдающийся ученый Ибн Халдун показал это преимущество (путешествий) в специальной краткой главе, которую мы приводим его же словами. (Речь идет о том), что путешествия в поисках знаний и встречи с шейхами делают учебу более полноценной. Ибн Халдун, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Причина этого кроется в том, что люди черпают знания, нравственные качества, выбирают свой путь и приобретают добродетели то благодаря (теоретическому) знанию, обучению и чтению лекций, то путем прямого подражания и объяснения. Но только навыки, приобретенные путем прямого общения и непосредственного восприятия, более прочны и устойчивы. Приобретение же человеком навыков и их прочность зависит от того, насколько много у него было шейхов. Кроме того, специальные выражения и термины в процессе обучения представляются обучающимся довольно запутанными, и многие из них даже решили, что они являются частью знания. И от подобной трудности его избавит только непосредственное ознакомление с различными подходами учителей к ним. И встречи с людьми, обладающими знанием, и учеба у разных шейхов помогут ему ориентироваться в этих терминах благодаря тому, что он видит их разнообразные подходы к ним. Так он освободит знание от этих терминов и поймет, что они не часть его, а лишь разные стороны процесса обучения и методы передачи знания. Это пробудит в нем силы, способные укрепить и упрочить приобретенные навыки, скорректирует его познания и поможет выделить эти термины среди всего остального, развивая вместе с тем его способности благодаря беспрестанному прямому общению и частому непосредственному объяснению шейхов при их большом количестве и разнообразии. И все это для того, кому Аллах облегчил путь к знанию и истинному руководству. Путешествия же в поисках знания необходимы для извлечения пользы и достижения совершенства благодаря встречам с шейхами и непосредственному общению с учеными мужами. «Аллах выводит, кого пожелает, на прямой путь».





 

Распространение знания, приобретенного ученым

 

Ведь часто бывает так, что ученый созревает в каком-нибудь городе, где ему трудно проявить свои способности, поскольку для этого нет соответствующих условий или его жители мало интересуются этой областью знания или специальностью. Тогда он уезжает в другой город с более широкими возможностями для серьезных взглядов или с большими потребностями в его знании, где он займет более важное положение, и польза от его мудрости будет более значительной.[373] И если бы не поездка, то он не приобрел бы такой важности и плоды его выдающегося знания не были бы столь многочисленными. Вот шейх ‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалам, уезжая из аш-Шама, держал дорогу через Кирк, где встретил управителя этого города, который попросил его остаться у него. Но шейх ответил ему: «Твой город слишком мал для моего знания»,- и направился в Каир.

Иногда поездка ученого или писателя может стать причиной обнаружения его знания или литературных способностей и их распространения по всему свету.

 

Повышение уровня общего развития

Ведь человек часто встречается с новыми людьми, знакомится с их обычаями, культурой, мудрыми высказываниями, поговорками и забавными историями. Это производит на него впечатление и оставляет след в его душе, так, что после каждого путешествия и после каждой встречи он приобретает что-то полезное, запоминает какое-нибудь мудрое слово или забавную историю или с ним происходит какой-нибудь интересный случай. Все это остается у него в памяти и превращается в тот багаж знаний, используя который в своих рассказах, он притягивает к себе людей. Люди же любят знакомиться с жизнью других народов, узнавать об их необычных делах. Поэтому путешественники всегда были в центре внимания на собраниях и притягивали к себе людей рассказами о своих научных путешествиях, о жизни своих шейхов и учителей, о своих наблюдениях за событиями, происходящими в обществе, мудрыми изречениями и забавными историями, которые они слышали, рассказами об удивительных случаях, с которыми им пришлось столкнуться.



 

Воспитание в себе достоинств и совершенных качеств

 

Именно это и было целью путешественников, отправлявшихся к достойным людям, чтобы познакомиться с их образом жизни и их качествами. Ученый имам, отрешенный хафиз, Ахмад ибн Фарах аль-Ишбили сказал об имаме ан-Навави: «Имам Мухйиддин поднялся до трех степеней, и если бы кто-нибудь добился хотя бы одной из них, то к нему бы устремились люди. Это – знание, отрешенность (от мирских благ), побуждение к одобряемому шариатом и удерживание от порицаемого им».

Великий имам, хафиз Йахья ибн Йахья ибн Бакир ат-Тамими отправился к имаму Малику ибн Анасу, чтобы приобрести у него знание. Когда же он его приобрел, то остался у Малика и сказал: «Я остался, чтобы научиться его нравственным качествам».

А также во время путешествия меняются обычаи и привычки человека, и взамен прежних он приобретает новые хорошие качества, которые закладывает в нем путешествие: например, терпение, проявляемое путником, часто переживающим как физическую усталость, так и душевную боль, расставаясь с любимыми людьми. Или обходительность, поскольку человек, находящийся вдали от родины, чувствует в этом большую необходимость, нежели тот, кто живет среди людей своего народа, которые знают о его знатном происхождении и положении его семьи, и поэтому его прямоту они выслушивают снисходительно.

Подобное восприятие достоинств великих людей раскрывает сердца, делая их более вместительными для того, что разнится. И никто не винит другого за его направление или самостоятельные суждения и взгляды и не торопится выступить с нападками или обвинить в измышлении нововведений (бид‘а) или в заблуждении того, кто от него отличен.

 

Приобретение искренней дружбы

Искренняя дружба является одним из самых сладких удовольствий, которыми наслаждается человек в этом мире. И Всевышний Аллах среди услад обитателей Рая упомянул любовь, которую они испытывают друг к другу: «И мы очистили их сердца от ненависти…»

Путешествие – это полезное средство для приобретения новых друзей, с которыми знакомится (искатель знания) и знакомит с ними жителей своего города, рассказывает на собраниях об их достоинствах и хороших качествах. Все это ведет к знакомству народов друг с другом и их взаимной любви. И ведь мусульмане сильно любили друг друга и помогали друг другу, когда исламские страны были открыты для любого мусульманина, где они не чувствовали себя в стеснении, жизнь не была для них тяжелой, и они не были унижены. Вот литературные произведения. В них представлена обширная переписка друей, писавших друг другу прозой и поэтическими касыдами.

В путешествиях есть и много другой пользы, о которой еще больше сможет рассказать тот, кто испытал, вкушая ее прелесть, заключенную в совершенствовании личности и новом видении жизни.

 

Правила поведения в пути

1) (Искатель знания) прежде должен учиться у ученых своего города и лишь затем отправляться путешествовать по свету. Это легче, менее обременительно и дает ему большие возможности для прочного усваивания приобретаемого знания, его записывания, уточнения и пересмотра того, что осталось неясным. Искатель знания не должен пренебрегать учителями, живущими в его городе, ведь среди нерадивых людей есть такие, кто считают дирхем в доме своего соседа лучше, чем динар в своем собственном доме. Когда же он закончит приобретать знание у ученых своего города, тогда ему следует вознамериться совершить путешествие и встать на этот путь.

2) (Искатель знания должен) хорошенько выбрать место для своего путешествия, чтобы там жили какие-нибудь ученые или достойные люди, от которых можно получить пользу. Ученые (всегда) внимательно относились к этому вопросу и спрашивали по этому поводу совета…

Передают со слов Ахмада ибн Ханбаля, что один человек спросил его: «У кого, ты считаешь, следует записывать хадисы?» Он ответил: «Иди к Ахмаду ибн Йусуфу, ведь, поистине, он шейху-ль-Ислам».

Передают, что Му‘аммар сказал: «Аййуб сказал мне: “Если ты поедешь к кому-либо, то отправляйся к Ибн Тавусу, в противном случае, продолжай заниматься своей торговлей”.

3) Необходимо уделять внимание изучению как можно большего числа предметов и предпочесть это большому числу учителей. Ибн Хаджар в «Шарх ан-нухба» сказал: «Затем он (должен) отправиться в путь и во время путешествия приобрести то новое, чего у него нет. И большое число наук должно заботить его больше, нежели большое число шейхов».

В «Шарх аш-шарх» говорится: «Потому что основная цель первостепенна, это – (хорошее) знание, а не простая передача сообщений. Да, бывает необходимо и большое количество передаваемых сообщений для корректировки обучения».

4) (Искатель знания) должен уделять внимание повторению вместе с теми, кто бы его проверил, чтобы суметь углубиться в знание. Для этого он должен сформулировать свои взгляды и видение решения проблем из области знания, к которым он пришел, и высказать их людям, способным проверить все тонкости и разобраться в них, а также представить им те трудные вопросы, с которыми он столкнулся. Так он придет к новым взглядам, что позволит ему еще больше укрепиться и углубиться (в знании) или решить те трудности, которые ему повстречались. Это – большая польза, благодаря которой ученый совершенствуется и растет, и этим не следует пренебрегать. Он должен стремиться к большому числу учителей, которым бы он представил все эти вопросы, если будет необходимо, подобно тому, как исследователь, столкнувшись с неясными вопросами, обращается к многочисленным письменным источникам, чтобы разрешить их. А живые источники (учителя) при решении возникших проблем для нас важнее книг, поскольку они могут до конца проследить за ходом мыслей и обсудить их.
Заключение

 

Мой брат читатель! Мы завершили чтение четырех частей этой книги, которые послужили подробными ответами на четыре поставленных вопроса, которые волнуют каждого искателя знания:

1. для чего я учусь?

2. при помощи чего я учусь?

3. как я учусь?

4. у кого я учусь?

Быть может, ты заметил, читатель, что я стремился больше внимания уделить нравственной стороне вопроса и ее важности для формирования личности искателя знания. Это потому, что я уверен: настоящее полезное знание обязательно должно взращивать качества, присущие ученым. А если нет, то какую же пользу получит мусульманская община (умма) от ученых, обладающих качествами, присущими глупцам?

И этим полезным знанием является то знание, которое остается, и его следы проявляются в улучшении мусульманской общины (уммы) и ее возврате к своей религии.

Однако если знание окажется лишь внешней окраской, которой украшает себя человек, и его суть не проникнет в сердце искателя знания, чтобы стать частью его целого, то эта окраска довольно скоро сойдет под воздействием внешних факторов и трения. И вот его обладатель обнажен, лишен своей одежды – полезного знания, тут проявилось его истинное лицо, и он возвратился к своей первозданной натуре. …что касается пены, то она уходит безвозвратно, а то, что полезно людям, остается на земле… . («Гром», 17).

В этом заключении я хотел бы указать еще и на то, что, коль скоро дела мусульманской общины (уммы) будут пребывать в порядке только благодаря религиозному знанию, мы должны также знать, что религиозное знание принесет плоды и даст свои яства, только если будет соответствовать пути наших праведных предшественников.

И клянусь Аллахом, что многие искатели знания в последнее время стали испорченными и безнравственными потому, что отклонились от пути предшественников в деле приобретения знания.

А значит, эта тема – я имею в виду правила поведения искателя знания – не является ни роскошью в деле знания, ни излишним нарядом, а лишь необходимым условием для воспитания праведных ученых, улучшающих (общество), без наличия которых и без усилий которых не сможет возродиться мусульманская община (умма).

И у Аллаха я прошу о том, чтобы Он сделал эту книгу написанной только ради Его Благородного лика и вознаградил всех, кто содействовал в ее завершении и выпуске. И все, что в этой книге было правильно, то от Великого и Могущего Аллаха, а все ошибки – от меня и от шайтана. И последний наш призыв – это хвала Аллаху, Господу миров!

И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и да приветствует!

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие........................................................................................................ 3

От автора............................................................................................................... 5

Вводная часть. Несколько слов о достоинстве знания и ученых 9

1. Из повествований Корана о знании.................................................... 11

2. Из хадисов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует ……………………………………………………………………….16

3. Предпочтение знания поклонению..................................................... 24

4. Некоторые изречения сподвижников, да будет доволен

ими Аллах, и последователей.............................................................. 26

5. Отрывки из стихов о достоинстве знания......................................... 30

6. Примера высказываний ученых ......................................................... 31

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.