Сделай Сам Свою Работу на 5

Предостережение от отчаяния





 

Знай, искатель знания, что ты должен приложить все свои силы и сделать все возможное (на пути знания)! Но не вздумай отчаиваться! А если столкнешься с трудностями, то попытайся еще раз. И знай, что многие ученые принялись за учебу уже в зрелом возрасте, но тем не менее стали выдающимися людьми и достигли звания имама[138].

И среди тех, кто принялся за учебу уже в зрелом возрасте, были такие известные ученые, как Ибн Хазм, аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалам, аль-Каффаль аш-Шаши и др.

Аль-Каффалю было 40 лет, когда он отправился учиться, и он спрашивал (себя): «Как я буду учиться? Когда я буду заучивать? Когда начну понимать? Когда начну учить людей?». И он решил вернуться. (На обратном пути) он проходил мимо хозяина колодца, который гнал (туда) коров, и увидел, что веревка, (перекинутая через камень), врезалась в него, т.к. постоянно его перетирала. И тогда он сказал: «Я буду учиться и (больше) не буду досадовать». Затем сочинил следующие строки:

Ищи и никогда не досадуй, ведь досада – искателя

(знания) беда,

И разве не видишь, что даже веревка оставила

след (навсегда)

На камне, что она протирала (без устали) день



изо дня.

Так он продолжил постигать знание, пока не стал выдающимся человеком.

В биографии Йахьи ан-Нахави упоминается, что он был моряком и переправлял на своем судне людей. Он очень любил знание, и когда к нему на судно садились люди (возвращавшиеся) из Дар аль-‘ильм ва-д-дарс (Дом знания и обучения) на острове Александрия, обсуждая и разговаривая о том, что они изучили, он слушал их, и его душа тянулась к знанию. Когда же он укрепился в своем желании учиться, он задумался и сказал себе: «Мне уже больше сорока лет, а я так и не нашел себя и ничему, кроме судоходства, не научился. Как я же могу предаться изучению какого-либо знания?». И тут он увидел муравья, который тащил финиковую косточку, то и дело настойчиво взваливая ее на себя, но она вновь падала, а муравей возвращался и поднимал ее. И так он продолжал упорствовать до тех пор, пока не добился своего. И Йахья сказал себе: «Если даже это слабое насекомое упорством и настойчивостью достигло своей цели, то я тем более добьюсь своего, проявив усердие». Он тотчас же отправился, продал свое судно и, не выходя из Дар аль-‘ильм, принялся изучать грамматику, язык и речь, пока превосходно не овладел ими, поскольку это было первое, с чего он начал. Он связал себя с этими науками, приобрел известность и написал много книг.



Шейх Ахмад ибн ‘Абдулькадир аль-Кайси аль-Ханафи ан-Нахави изучал много наук, превосходно овладел ими и в конце жизни принялся изучать хадисы. Некоторые люди принялись осуждать его, на что он ответил им, сложив прекрасные бейты:

Я стар, и мой слух уже не пригоден, чтоб слушать хадисы,

(Но это ль изъян?) Ведь люди, которые мне

говорили:

«Во многих науках известный имам

(на старости) снова учиться надумал», –

Вот в них настоящий изъян!

Тому, что не знают они, удивляясь,

Я им (не смущаясь) сказал:

«Невеждой иль славным зовут человека,

К великому (знанию) стремясь,

Желает восполнить он то, что покамест

Еще не успел, (не познал).

 

8. Примеры проявления усердия
предшественниками[139]

 

О тот, кто к любимому делу стремится!

Без тягот возможна ль дорога к нему? Никогда!

Йахья ибн Му‘ин сказал: «Я своей рукой записал миллион хадисов. И если бы мы не переписывали один хадис по пятьдесят раз, то не знали бы его».

Аль-Хамиди переписывал (книги) ночью в жару, сидя в тазу с водой, чтобы охладиться.

Один человек сказал: «Я встал ночью до утренней зари, чтобы занять очередь к Ибн аль-Ахраму, но обнаружил, что меня опередили 30 чтецов (Корана), и моя очередь подошла только после послеполуденной молитвы».

Другой человек сказал: «В одну из холодных ночей я встал, чтобы выйти из мечети вместе с Ибн аль-Мубараком, и уже у двери он рассказал мне хадис или я рассказал ему. И так мы продолжали рассказывать друг другу хадисы, пока не пришел муэдзин, (чтобы возвестить азан) к утренней молитве».



Ас-Сури переписал «Сахих аль-Бухари» в семи томах на багдадской бумаге, тогда как у него был только один глаз.

Абу Исхак аш-Ширази сказал: «Каждый урок я повторял по сто раз, и, если в качестве примера по какому-нибудь вопросу приводился бейт, я заучивал ради него целую касыду».

Ибн аль-Фурат после смерти оставил 18 сундуков, наполненных книгами, большинство которых были переписаны его собственной рукой.

Имам ан-Навави «ни днем, ни ночью не тратил своего времени ни на что, кроме учебы, даже по дороге, направляясь куда-либо или возвращаясь, он повторял то, что заучил или прочитал. И он продолжал учиться таким образом шесть лет».

Ан-Навави в начале своего пути к знанию учился у своих учителей-шейхов, которые объясняли ему и исправляли его ошибки, и он брал по 12 уроков ежедневно: два урока по книге «аль-Васит», один урок по книге «аль-Мухаззаб», урок по «аль-Джам‘ байна ас-сахихайн», урок по «Сахих Муслим», урок по книге Ибн Джинни «аль-Лам‘», посвященной грамматике (наху), урок по книге Ибн ас-Сакита «Ислах аль-мантик», посвященной арабскому языку, урок по морфологии (сарфу), урок по основам мусульманского права (усуль аль-фикх) по книге Абу Исхака «аль-Лам‘» или аль-Фахра ар-Рази «аль-Мунтахаб», урок, посвященный именам передатчиков хадисов, урок по основам религии (усуль-ад-дин), т.е. единобожию (таухиду). Ан-Навави сказал: «Я записывал примечания ко всему, что имело к этому отношение: объяснение сложных (моментов), толкование неясных выражений, расстановка огласовок в словах. И Аллах сделал мое время и мои занятия благословенными и помог мне в этом деле».

 


Глава четвертая

Бережливое отношение ко времени

Введение. 1. Стремление наиболее рационально использовать свое время. 2. Отказ от пустословия, забав и праздности. 3. Предостережение не оттягивать и не откладывать (дела). 4. Использование своей молодости. 5. Использование своего свободного времени и здоровья. 6. Использование каждого удобного случая. 7. Постоянное знакомство с примерами бережливого отношения предшественников к своему времени.

Введение

Искатель знания, кто, как не ты, должен беречь свое время?!

Бережливое отношение ко времени – это тот стержень, который пронизывает искателя знания, это его главная забота и основа успеха в его жизни, посвященной делу знания. И если он сумеет правильно воспользоваться своим временем и будет беречь его, как ученик дорожит своим временем во время экзамена, то преуспеет и добьется своей цели, а если нет – то потерпит неудачу и не возымеет успеха.

Нет времени дороже ничего, что ты беречь обязан,

Но вижу, нет, не тяжело тебе терять то благо.

Знай же, мой брат, искатель знания! Ты – купец, а твой капитал – время. Но тот купец, кто расточает свой капитал направо и налево, – глуп и неудачлив. Так посмотри же, на что ты расходуешь свое время? Спроси себя за каждую минуту, за каждую секунду.

Ниже мы предлагаем твоему вниманию основные принципы использования времени.

Стремление наиболее рационально

Использовать свое время

 

Биение сердца говорит о том,

Что жизнь человека – минуты, секунды.

Первым долгом искателя знания по отношению к своему времени является «такое же бережное к нему отношение, как и к деньгам, и даже больше, а также стремление (рационально) использовать все свое время… Наши предшественники, да будет доволен ими Аллах, наиболее бережно относились к своему времени, т.к. лучше других знали ему цену. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я застал людей, которые берегут свое время больше, чем вы бережете свои дирхемы и динары!»

Поэтому они всячески стремились проводить свое время в напряженном труде и даже часть его остерегались потерять без пользы. Омар ибн ‘Абдуль‘азиз сказал: «Поистине, день и ночь всякий раз забирают у тебя что-то, так трудись же и днем, и ночью!».

Они говорили: «Одним из признаков гнева (Аллаха) является то, что (человек) теряет время». А также: «Время – как меч: если ты его не одолеешь, оно одолеет тебя». Они всегда старались стать лучше, чтобы сегодняшний день оказался лучше вчерашнего, а завтрашний – лучше сегодняшнего.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение они стремились приобрести полезное знание, совершить благое дело, перебороть свои страсти или принести кому-то пользу, чтобы их труды не пропали даром и не оказались тщетными и напрасными тогда, когда они сами этого не замечают.

Они считали проявлением неблагодарности и непочтительности ко времени, если день проходил без пользы для себя и окружающих, если они не приумножили свое знание, не укрепили свою веру, не совершили больше благих поступков. Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я ни о чем не сожалею так, как о том дне, когда зашло солнце, жизнь стала короче, а (совершенные) мной в этот день дела не стали лучше».[140]

Искатель знания! Береги свое время, посвятив каждое его мгновение тому, что принесет тебе пользу или научит чему-то потребному, и старайся приумножать свое знание каждый день. Передают слова одного из предшественников: «Если случится день, когда я не (смогу) приумножить свое знание, чтобы снискать милость Аллаха, то нет мне благословения в том, что солнце взошло в этот день».

Один поэт сказал:

А если прожит день, но, к сожалению,

Без пользы в знании, без новых наставлений,

То, значит, прожит был он мною зря,

Я вычеркну его из жизни без сомнения.

Искатель знания, пусть (каждое) мгновение будет для тебя дороже жемчуга и драгоценных камней и, если люди берегут (каждый свой) час, то ты дорожи (каждой) секундой, (каждым) мигом.

Если люди соревнуются со временем, накапливая богатство и собирая дирхемы и динары, то ты старайся опередить его, накапливая знание и собирая (сведения по различным) его отраслям. Ведь как огромна разница между накапливанием богатства и накапливанием знания!

И в этом пусть соревнуются друг с другом соревнующиеся . («Обвешивающие», 26).

Одним словом, если ты сумеешь полноценно использовать свое время, то преуспеешь на пути к знанию, и да поможет тебе Аллах!

2. Отказ от пустословия,
забав и праздности

 

Знай же, мой брат, искатель знания: время бесценно[141], и остаток жизни человека не сравнится ни с чем. Не трать свое драгоценное время на пустые визиты, бесполезные ночные беседы, не злоупотребляй тем, что дозволено из еды, питья, разговоров и т.п.

«Не пристало тому, кого Аллах наградил знанием и умом, тратить свое время попусту не на послушание, проводить его в забавах и праздности. Подобного не пожелает для себя благоразумный, и от этого будет прибегать к Аллаху (человек) рассудительный… Благоразумность, еще раз благоразумность (нужна) человеку, чтобы понять всю ценность своей жизни и проводить ее только в послушании Всевышнего Аллаха. И разве не пожелает он сделать книгу своим другом, которую не променяет ни на кого из людей, готовых стать ему собеседником? И в этом огромная польза, о которой знают разумные и чистые душой люди».[142]

3. Предостережение не оттягивать
и не откладывать (дела)

 

Самым серьезным препятствием для человека, мешающим ему воспользоваться настоящим моментом и сегодняшним днем, является оттягивание и откладывание (своих дел). (И это продолжается до тех пор), пока слово «буду»[143] уже чуть ли не становится его девизом и образом жизни.

Человеку из (племени) ‘Абд аль-Кайс сказали: «Дай нам добрый совет». Он ответил: «Остерегайтесь слова “буду”.

Другой человек сказал: «Слово “буду” из войска Иблиса!»

И ты должен наполнить свой день полезным знанием, добрыми делами и не откладывать этого на завтра, чтобы твое настоящее не ускользнуло от тебя и не превратилось в безвозвратное прошлое. Ты должен сеять сегодня, чтобы собрать плоды завтра, иначе придется раскаиваться, когда раскаяние уже не поможет…

Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

Мухаммад ибн Самра ас-Са’их писал в письме Йусуфу ибн Асбату: «Мой брат! Остерегайся, чтобы (привычка) откладывать на будущее не возымела над тобой власть и не овладела твоим сердцем. Ведь это причина усталости, упадка, отчаяния и кончины…».[144]

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.