Сделай Сам Свою Работу на 5

Искатель знания – пример для подражания





 

В хадисе говорится:

مِثْلُ الذي يُعَلِّمُ النَّاسَ الخَيْرَ ويَنْسَى نَفْسَهُ ، مَثَلُ الفَتِيْلَةِ تُضِيءُ للنَّاسِ وتَحْرِقُ نَفْسهاَ

«Тот, кто обучает людей благому, забывая о себе[69], подобен фитилю (лампы), который дает людям свет, сжигая себя».[70]

Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Людей от учебы удерживает только то, что они видят, как мало использует обучающий из того , что он знает».

Малик ибн Динар сказал: «Поистине, если ученый не будет использовать (свое знание), то его назидание будет стекать с сердец (людей) так же, как дождь стекает по (гладкому) камню».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Наиболее знающие из вас должны быть наиболее богобоязненными».

Абу Хазим сказал: «Людям нравится, когда знание воплощается в делах, а сказанное исполняется».

Искатель знания! Знай, что ты наставляешь людей своими делами больше, чем словами, и знай, что тот, кто превосходит людей знанием, достоин превосходить их и делами. И пусть первой обязанностью, которую ты возложишь на себя, будет постоянное совершение коллективных молитв в мечети. Затем всегда стремись произносить слова мольбы и упоминания Аллаха в соответствующих случаях в течение дня, ведь это имеет огромное значение и серьезные последствия. И выдели для себя часть ночи для совершения добровольной молитвы. Суфьян ибн ‘Уйайна сказал: «Если мой день будет похож на день глупца, а ночь – на ночь невежды, то что же мне делать с тем знанием, что я записал?!».



И пусть твоей заботой будет следование по пути пророка, , и благочестивых предшественников, а также предпочтение благородных дел и высоких нравственных качеств (всему остальному).

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Человек, ищущий хадисы, во всех своих делах должен отличаться от простых людей, руководствуясь, насколько это возможно, делами посланника Аллаха, , и возлагая на себя исполнение его Сунны, ведь Всевышний Аллах сказал:



Посланник Аллаха является для вас хорошим примером [71] («Сонмы», 21).

Остерегайся, остерегайся быть одним из тех, о ком говорит поэт:

О человек, что других обучает,

Не себя ли ты учишь, взгляни?

Ты пишешь лекарство больным и хворым,

Желая им здравья, но ты же сам болен, пойми!

Начни же с себя и с грехами покончи,

Когда ж перестанешь, то значит – мудрец.

И вот наставления твои понимают, тебе

подражают, за знанием идя,

И все, чему учишь, идет им на пользу.

Но страшным позором покроешь себя,

Коль ты запретишь им дурное, но в нем же

и увидят тебя.
Глава третья

Мольба Аллаха о помощи

 

Знание – дар Аллаха. 2. Что необходимо делать, моля Аллаха о помощи: 1) Отказ от грехов. 2) Испрашивание помощи у Аллаха (истихара). 3) Постоянное проявление благодарности Аллаху.

Знание – дар Аллаха

 

Всевышний Аллах говорит:

…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!» («Та ха», 114).

В хадисе говорится:

سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَتَعَوَّذُوا بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَع ُ

«Просите у Аллаха полезного знания и молите, чтобы Он защитил вас от знания, не приносящего пользы»[72].

Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после таслима[73] на утренней молитве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَرِزْقًا طَيِّبًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً



«Аллахумма инни ас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ризкан таййибан ва ‘амалян мутакаббалян» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято»)[74].

Малик сказал: «Знание и мудрость – это свет, которым Аллах направляет того, кого пожелает, а не владение многочисленными вопросами мусульманского права».

Он также сказал: «Факих не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского права, а к пониманию религии Аллах приводит, кого пожелает».

Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Тому, кто учится ради лика Аллаха и вечной жизни, Аллах дает то знание, в котором он нуждается».

Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают, погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху, просьбы приумножить благо и не лишать его».[75]

Искатель знания! Не забывай произносить следующие слова мольбы: اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ

«Аллахумма инни а‘узу бика мин ‘илмин ля йанфа‘» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от бесполезного знания») [76].

اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي ، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي ، وَزِدْنِي عِلْمًا

«Аллахумма инфа‘ни бима ‘аллямтани уа ‘аллимни ма йанфа‘уни уа зидни ‘ильман» («О Аллах! Сделай знание, которому Ты меня научил, полезным для меня и научи меня тому, что принесет мне пользу, и приумножь мои знания»).[77]

«Искатель знания! Удвой свое стремление (к знанию) и обратись к Аллаху с мольбами и покорностью. Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, когда затруднялся прокомментировать какой-нибудь аят из Корана, часто обращался к Аллаху со словами мольбы и говорил: “О Аллах! О тот, кто научил Адама и Ибрахима, научи меня! О тот, кто разъяснил Сулейману, разъясни мне!”, – и ему открывалось (значение аята)».[78]

 

2. Что необходимо делать,
моля Аллаха о помощи

 

Знай, что твоя мольба Аллаха о помощи требует совершения некоторых действий с твоей стороны, таких как:

1. отказ от грехов, воздержание от запретного и отстранение от всего, что вызывает гнев Аллаха.

2. испрашивание благословения у Аллаха (истихара). Как можно больше испрашивай благословения у Аллаха во всех своих делах, в том числе во время чтения или изучения некоторых книг, в пользе которых ты сомневаешься. Как часто нам кажется, что мы читаем не то, что следовало бы читать в данный момент, и ставим во главу угла то, что следовало бы отложить на потом. Но мы продолжаем читать, следуя своим желаниям. Сколько людей занимались тем, что читали различные книги по философии или художественную литературу[79] в угоду своим страстям[80] или ради наслаждения. Подобные книги становились для них началом их заблуждения, испорченности или отклонения (от истинного пути). Остерегайся же идти на поводу у своих желаний в учебе и выборе книг. Прояви искреннее намерение и попроси у Аллаха помощи, признав себя бессильным и немощным, и призови Аллаха на помощь Его знанием и Его могуществом, чтобы Он привел тебя к тому, что Он любит и чем доволен.

3. Постоянное выражение благодарности Аллаху за то, что Он вывел тебя на этот путь, даровал тебе любовь к нему и украсил эту дорогу в твоем сердце.

…однако Аллах внушил вам любовь к вере и украсил ее в ваших сердцах («Комнаты», 7).

Имам Абу Бакр аль-Аджурри сказал об искателе знания: «Он считает, что заслуга в его стремлении (к знанию) принадлежит не ему, а Великому и Всемогущему Аллаху, ведь Он помог ему в поисках знания, благодаря которому он поклоняется Ему, выполняя обязанности и отстраняясь от запретного».[81]
Глава четвертая

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.