Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ





АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Нормы проектирования

АЎТАМАБIЛЬНЫЯ ДАРОГI

Нормы праектавання


Издание официальное


Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь

Минск 2006


 

УДК [69+625.7/8.001.63] (083.74) МКС 93.080.01 КП 06

Ключевые слова: автомобильная дорога, автомагистраль, расчетная скорость, поперечный и продольный профили, пересечения и примыкания, земляное полотно, дорожная одежда.

 

 


Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

 

1 РАЗРАБОТАН Республиканским унитарным предприятием по изысканиям и проектированию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (РУП «Белгипродор»), Республиканским унитарным предприятием «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» филиал «Институт дорожных исследований», Белорусским национальным техническим университетом (БНТУ) (кафедра «Проектирование дорог»).

 

ВНЕСЕН департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.



 

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 января 2006 г. №19.

 

В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства настоящий технический кодекс установившейся практики входит в блок 3.03 «Сооружения транспорта и транспортная инфраструктура».

 

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь СНиП 2.05.02-85).

 

ИЗМЕНЕНИЕ №1 с 01.11.2008 г.

ИЗМЕНЕНИЕ №2 с 01.01.2009 г.

 

 

Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.


Издан на русском языке.

© Минстройархитектуры, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Область применения…………………………………………………………………………………
Нормативные ссылки………………………………………………………………………………...
Термины и определения……………………………………………………………………………..
Общие требования……………………………………………………………………………………
Основные технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели………………….
Пересечения и примыкания…………………………………………………………………………
Земляное полотно…………………………………………………………………………………….
Дорожная одежда…………………………………………………………………………………….
Искусственные сооружения…………………………………………………………………………
Обустройство дорог………………………………………………………………………………….
Организация движения………………………………………………………………………………
Охрана окружающей среды…………………………………………………………………………
  Приложение А (обязательное) Дорожно-климатическое районирование территории Республики Беларусь..
  Приложение Б (обязательное) Классификация типов местности и грунтов……………………………………
  Приложение В (обязательное) Карта изолиний минимально допустимой толщины стабильных слоев дорожной конструкции…………………………………………………………..
  Библиография…………………………………………………………………………………………

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ




АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Нормы проектирования

АЎТАМАБIЛЬНЫЯ ДАРОГI

Нормы праектавання

Roads

Design specifications

Дата введения 2006-07-01

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) распространяется на автомобильные дороги и устанавливает нормы их проектирования. Требования настоящего технического кодекса являются обязательными для всех организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование вновь строящихся, реконструируемых и перестраиваемых в плане и продольном профиле участков капитально ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования.



Требования настоящего технического кодекса не распространяются на проектирование автомобильных дорог необщего пользования, а также временных автомобильных дорог.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации:[1]

СТБ 943-93 Грунты. Классификация
СТБ 1033-2004 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
СТБ 1140-99 Знаки дорожные. Общие технические условия
СТБ 1231-2000 Разметка дорожная. Общие технические условия
СТБ 1300-2002 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
СТБ 1310-2002 Бетоны. Классификация. Общие технические требования
СТБ 1521-2005 Материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований автомобильных дорог. Технические условия
ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 22733-77 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 25607-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 30491-97 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
СНБ 2.04.02-2000 Строительная климатология
СНБ 2.04.05-98 Естественное и искусственное освещение
СНБ 3.01.04-02 Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов
СНБ 3.03.02-97 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов
СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы
СНиП 2.05.06-85 Магистральные трубопроводы
П1-01 к СНиП 2.05.02-85 Проектирование местных автомобильных дорог низших категорий
П2-01 к СНиП 2.05.02-85 Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
Примечание – При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверять действие ТНПА по Перечню технических нормативных правовых актов по строительству, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то требование (положение), в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: Комплекс инженерных сооружений, предназначенный для движения транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами [1].

3.2 автомобильная дорога общего пользования: Автомобильная дорога, предназначенная для использования любыми лицами с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь [1]. Автомобильные дороги общего пользования подразделяются на республиканские и местные.

3.3 автомобильная дорога необщего пользования: Автомобильная дорога, предназначенная для использования в порядке, определяемом ее владельцем, с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь [1] (дороги для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям).

3.4 дорожное полотно: Часть земляного полотна дороги, включающая проезжую часть, обочины и (при наличии) разделительную полосу.

3.5 дополнительные слои дорожной одежды: Расположенные ниже основания слои, обеспечивающие морозоустойчивость и (или) дренирование дорожной одежды и рабочего слоя.

3.6 земляное полотно: Грунтовое сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги.

3.7 категория автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги, определяющая ее технические параметры в зависимости от принадлежности к соответствующему классу и расчетной интенсивности движения.

3.8 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по функциональному назначению, условиям доступа и обеспечиваемому уровню обслуживания.

3.9 основание дорожной одежды:Слой дорожной одежды, обеспечивающий совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои и грунт земляного полотна.

3.10 покрытие:Верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортной нагрузки, атмосферных факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги.

3.11 рабочий слой: Верхняя часть земляного полотна, расположенная в пределах от низа дорожной одежды до глубины 1,5 м от поверхности покрытия.

3.12 расчетная скорость движения: Наибольшая возможная по условиям удобства и безопасности скорость движения одиночного автомобиля при благоприятных погодных условиях и состоянии покрытия, обеспечивающих коэффициент сцепления 0,6 при скорости 60 км/ч.

3.13 транспортная развязка: Инженерное сооружение, устраиваемое на пересечениях и примыканиях дорог, включающее один или несколько путепроводов и систему соединительных ответвлений, обеспечивающих движение всех (полная транспортная развязка) или только основных (неполная транспортная развязка) пересекающихся транспортных потоков в разных уровнях.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяются на классы и категории в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

 

 

Класс дороги Категория дороги Функциональное назначение дороги Область применения Расчетная интенсивность движения, ед/сут
Республиканские дороги Местные дороги
Автомагистрали I-a Для передвижения интенсивных транспортных потоков на большие расстояния без обслуживания прилегающих территорий Участки основных республиканских дорог протяжен-ностью не менее 150 км с долей транзита в транспортном потоке более 50% Св. 8000  
Скоростные автомобильные дороги I-б Для локального передвижения интенсивных транспортных потоков с высокой скоростью Республиканские автомобильные дороги на подходах к крупнейшим городам на расстоянии 40‑50 км, подъезды к аэропортам 1 класса, кольцевые дороги вокруг крупнейших городов Св. 10 000  
Обычные автомобильные дороги I-в Дороги общего назначения Республиканские автомобильные дороги (кроме авто-магистралей и ско-ростных дорог), а также местные авто-мобильные дороги (кроме автомобиль-ных дорог низших категорий) Св. 10 000
II Св. 5000 до 10 000 включ. Св. 7000 включ.
III Св. 2000 до 5000 включ. Св. 3000 до 7000 включ.
IV Св. 200 до 2000 включ. Св. 400 до 3000 включ.
V До 200 включ. До 400 включ.
Автомобильные дороги низших категорий VI-a Обеспечение постоянных подъез-дов к малым сель-ским поселениям Тупиковые дороги с незначительной интенсивностью движения Св. 25 до 50 включ.
VI-б До 25 включ
Примечания 1 Для подъездов к аэропортам I класса следует проектировать скоростную автомобильную дорогу, если расчетная интенсивность движения превышает 4000 ед/сут. 2 Нормы проектирования автомобильных дорог низших категорий следует принимать в соответствии с П1 к СНиП 2.05.02. 3 В соответствии с СНБ 3.01.04 к крупнейшим относятся города с численностью населения на перспективный период, превышающей 1 000 000 чел., к крупным – превышающей 200 000 чел.

 

4.2За расчетную интенсивность движения следует принимать среднегодовую суточную интенсивность движения механизированных транспортных средств (ед./сут) суммарно в обоих направлениях за последний год перспективного периода. Расчетную интенсивность движения следует определять на основе данных экономических изысканий.

В отдельных случаях (см. 4.3), расчетная интенсивность движения может определяться как наибольшая часовая интенсивность движения, достигаемая в течение не менее 50 ч за последний год перспективного периода (интенсивность движения 50-го часа), выражаемая в единицах, приведенных к легковому автомобилю (прив. ед./ч). Коэффициенты приведения следует принимать по таблице 2.

Перспективный период при назначении категории дороги следует принимать равным 20 годам. За начало перспективного периода следует принимать планируемый год завершения строительства.

Таблица 2

Типы транспортных средств Коэффициент приведения
Легковые автомобили и мотоциклы, микроавтобусы 1,0
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:  
до 2 включ 1,3
св. 2 " 6 " 1,4
" 6 " 8 " 1,6
" 8 " 14 " 1,8
" 14 2,0
Автопоезда грузоподъемностью, т:  
до 12 включ 1,8
св. 12 " 20 " 2,2
" 20 " 30 " 2,7
" 30 3,2
Автобусы малой вместимости 1,4
То же, средней 2,5
" большой 3,0
" сочлененные и троллейбусы 4,6
Примечание – Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать, как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

4.3Категории дорог в зоне влияния крупных и крупнейших городов (в пригородных зонах) следует назначать в соответствии с таблицей 3, причем для участков подходов к городам, имеющим выраженную периодическую (в течение 1 сут) неравномерность движения по направлениям (коэффициент неравномерности – 0,75 и более), интенсивность движения следует принимать в одном наиболее загруженном направлении.

Таблица 3

 

Категории дорог Расчетная интенсивность движения, прив. ед/ч
в двух направлениях в одном направлении
I-б, I-в
II

4.4При проектировании следует принимать более высокую категорию дороги из определенных по 4.2 и 4.3.

4.5Принимаемые проектные решения должны обеспечивать:

- организованное, безопасное и удобное движение транспортных средств;

- соблюдение принципов ландшафтного проектирования и зрительного ориентирования, благоприятное психофизиологическое состояние водителей;

- безопасное расположение и планировку примыканий и пересечений;

- необходимое и достаточное обустройство дороги.

4.6Решения по выбору числа полос движения дорог с многополосной проезжей частью, по пересечениям и примыканиям дорог, конструкциям дорожной одежды, элементам обустройства, защитным дорожным сооружениям с целью снижения единовременных затрат допускается принимать с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения.

4.7Автомобильные дороги следует прокладывать, как правило, в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. Расстояние от оси дороги до линии жилой застройки с учетом генерального плана должно, как правило, составлять, м, не менее:

- для дорог I-a категории – 300;

- тоже I-б, I-в и II категорий – 200;

- " III и IV категории – 100.

При прохождении дорог на расстояниях, менее указанных (в условиях реконструкции, а также при обосновании при новом строительстве), следует, в случае необходимости, определяемой специальными расчетами, назначать мероприятия по защите прилегающих территорий от транспортного шума.

В условиях реконструкции, а также при соответствующем технико-экономическом обосновании при новом строительстве может быть допущено прохождение автомобильных дорог через населенные пункты; такие участки в пределах перспективных границ населенного пункта следует проектировать с учетом требований СНБ 3.03.02.

Обходные дороги городов, а также автомобильные дороги в пригородных зонах следует проектировать в соответствии с генеральными планами развития населенных пунктов и согласовывать их в установленном порядке.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

5.1Расчетные скорости и нагрузки

5.1.1Расчетные скорости движения для проектирования геометрических элементов дороги – плана, продольного и поперечного профилей – следует принимать по таблице 4.


Таблица 4

 

Категория дороги Расчетная скорость, км/ч
Основная Допускаемая
I-a
I-б
I-в
II
III
IV
V

Допускаемые расчетные скорости, приведенные в таблице 4, могут применяться для назначения параметров геометрических элементов отдельных участков дороги, расположенных:

- в холмистой местности – для назначения параметров плана и продольного профиля;

- в стесненных условиях или при реконструкции – для назначения параметров плана, продольного и поперечного профилей.

К участкам холмистой местности относится рельеф с разностью отметок долин и водоразделов 50 м и более на расстоянии до 0,5 км.

Стесненные условия определяются наличием вдоль трассы дороги, проектируемой в пригородной зоне, капитальных сооружений, лесных массивов, важных инженерных коммуникаций (коридоров высоковольтных ЛЭП, магистральных трубопроводов), а также пойм судоходных рек, глубоких (более 5 м) болот, водоемов, природоохранных территорий.

При проектировании геометрических элементов дороги не допускается уменьшение:

- числа полос движения – для дорог I-a, I-б, I-в категорий;

- ширины полос движения – тоже III и IV категорий;

- ширины обочины – " IV категории.

Снижение расчетной скорости до 60 км/ч для дорог IV категории допускается только при расчетной интенсивности движения до 500 ед./сут и переходном типе дорожной одежды.

5.1.2Нагрузку на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд следует принимать, кН:

- для республиканских автомобильных дорог I-a, I-б, I-в и II-IV категорий – 115;

- то же, V категории и местных дорог – 100.

Поперечный профиль

5.2.1Основные параметры поперечного профиля дорожного полотна следует принимать по таблице 5.

Таблица 5 В метрах

 

Наименование параметра поперечного профиля Значение параметра поперечного профиля для категорий дорог
I-a I-б, I-в II III IV V
1 Число полос движения 4; 6 4; 6
2 Ширина полосы движения 3,75 3,5 3,5 3,5 2,75
3 Ширина проезжей части 7,5x2 11,25x2 7x2 10,5x2 5,5
4 Ширина обочины, в т. ч.: 3,75 2,5 1,25
укрепленной полосы 0,5 0,75 0,5 0,5
остановочной полосы 2,5 2,5
5 Наименьшая ширина разделительной полосы, в т. ч.: 2 + s 2 + s
укрепленной полосы 0,75 0,5
6 Ширина дорожного полотна 24,5 + s 22+ s
  32+ s 29+ s        
Примечание: s — ширина барьерного ограждения, устанавливаемого на разделительной полосе.

5.2.2На автомобильных дорогах следует предусматривать шесть полос движения в следующих случаях:

- при расчетной интенсивности движения 30 000 ед./сут и более – для дорог I-a категории;

- при расчетной интенсивности движения 40 000 ед./сут и более – для дорог I-б и I-в категорий;

- для участков дорог I-б и I-в категорий в зоне влияния крупных и крупнейших городов (в пригородных зонах) при расчетной интенсивности движения 7000 прив. ед./ч и более в обоих направлениях или 3500 прив. ед./ч и более в наиболее загруженном направлении (при коэффициенте неравномерности движения по направлениям – 0,75 и более).

При соответствующем технико-экономическом обосновании на автомобильных дорогах I-б категории может быть предусмотрено восемь полос движения.

5.2.3Остановочные полосы, представляющие собой часть обочины с дорожной одеждой капитального или облегченного типа, шириной 2,5 м, следует предусматривать:

- на дорогах I-a категории;

- на дорогах I-б категории – при расчетной интенсивности движения более 15 000 ед./сут и дорогах I-в категории – при расчетной интенсивности движения более 20 000 ед./сут – на всем протяжении; при меньшей расчетной интенсивности движения и на дорогах II категории – у съездов, на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от съезда.

5.2.4Дополнительные полосы проезжей части в сторону подъема следует предусматривать на участках дорог с двухполосной проезжей частью при расчетной интенсивности движения св. 1000 ед./сут и продольном уклоне более 30‰ – при длине участка св. 1 км, а при уклоне более 40‰ – при длине участка св. 0,5 км.

Ширину дополнительной полосы движения следует принимать 3,5 м для дорог II и III категорий и 3 м – для дорог IV категории на всем протяжении подъема. Протяженность дополнительной полосы за окончанием подъема следует принимать не менее 100 м при расчетной интенсивности движения в сторону подъема до 5000 ед./сут, при большей расчетной интенсивности – не менее 200 м. Окончанием подъема следует считать точку с продольным уклоном 10‰.

5.2.5Ширина разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе возможно увеличение числа полос проезжей части, а также при соответствующем технико-экономическом обосновании и в других случаях может быть соответственно увеличена. В этом случае на разделительной полосе следует предусматривать устройство газона.

Допускается, в условиях реконструкции дороги, при соответствующем технико-экономическом обосновании, не устраивать разделительные полосы на дорогах I-б и I-в категорий. Длина такого участка должна быть не менее 1 км, а геометрические параметры плана и продольного профиля – соответствовать требованиям 5.3.2.

Изменение ширины разделительной полосы следует осуществлять с отгоном не более 1:40 для каждого направления.

5.2.6Ширина части обочины, остающейся за пределами укрепленной полосы в условиях реконструкции, при соответствующем технико-экономическом обосновании и разработке специальных мероприятий по организации и безопасности движения, в случаях, когда геометрические параметры плана и продольного профиля соответствуют требованиям 5.3.2, может быть уменьшена на дорогах I-б, I-в и II категорий до 1,5 м, на дорогах III и IV категорий – до 1,0 м. При этом на дорогах I-б, I-в и II категорий не реже чем через 0,5 км, а на дорогах III категории – 1 км, – на обочине следует предусматривать площадки с дорожной одеждой капитального или облегченного типа для остановки неисправных автомобилей.

Ширину обочин на участках переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем допускается принимать 1,5 м для дорог I-б, I-в и II категорий, а при применении расчетной скорости 120 км/ч – и для дорог I-a категории; 1,0 м – для дорог III и IV категорий.

5.2.7Ширина дорожного полотна на длине не менее 10 м от начала и конца мостовых сооружений должна превышать расстояние между перилами не менее чем на 0,5 м с каждой стороны дороги. Переход к уширенному дорожному полотну следует осуществлять на прилегающем участке с отгоном 1:10.

5.2.8Ширина обочины (см. таблицу 5) может быть увеличена при необходимости размещения барьерных ограждений, шумозащитных экранов, водоотводных сооружений или других элементов дороги.

5.2.9На прямых участках дорог и на участках кривых в плане с радиусами, при которых не требуется устройство виража (см. 5.2.10), проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем. Поперечные уклоны проезжей части для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, а также для покрытий, укрепленных органическими и неорганическими вяжущими на двухполосных дорогах следует принимать 20-25‰, на многополосных – 25‰, для гравийных, щебеночных покрытий и для мостовых – 30-40‰.

Поперечный уклон обочины следует принимать на 10-20‰ больше поперечного уклона проезжей части.

5.2.10На участках кривых в плане, радиусы кривизны которых меньше значений, приведенных в таблице 6, следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражом).

Таблица 6

 

Расчетная скорость, км/ч
Радиус кривой, м 3000 2000 2000 2000 1000
Примечание – В числителе приведены значения для дорог с дорожной одеждой капитального и облегченного типов, в знаменателе – для дорог с дорожной одеждой переходного и низшего типов.

Вираж следует начинать с уклона, равного уклону проезжей части на прямой, в точке, с радиусом кривизны, соответствующим значениям, приведенным в таблице 6, с доведением до максимального уклона, назначаемого на участке круговой кривой в соответствии с таблицей 7. Допускается смещение точки начала виража в случае недостатка места для перехода от двускатного поперечного профиля к односкатному (см. 5.2.11).

Таблица 7

 

Уклон виража Iв, ‰ Минимальный радиус круговой кривой, м, соответствующий уклону виража 1в, для дорог категорий
I-а I-б, I-в, II-IV V (с дорожными одеждами капитального и облегченного типов) IV, V (с дорожными одеждами переходного и низшего типов)
20 (25)
Примечание – При применении радиусов, меньших приведенных в таблице, следует принимать максимальные уклоны виража, которые соответствуют следующим значениям: 40‰ – в северном дорожно-климатическом районе, 45‰ – в центральном и 50‰ – в южном. Деление территории Республики Беларусь на дорожно-климатические районы приведено в приложении А.

5.2.11Переход от двускатного поперечного профиля к односкатному (отгон виража) следует начинать, как правило, в начале переходной кривой. Длину отгона следует принимать исходя из допустимого значения дополнительного продольного уклона наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону дороги на участке отгона виража и изменения уклона виража, которое должно быть не более, ‰.

для дорог I-a, I-б, I-в и II-IV категорий,

соединительных ответвлений транспортных развязок – 5;

для дорог V категории – 10;

для всех дорог – на участке перехода от двускатного

поперечного профиля к односкатному – не менее 3‰.

При отсутствии переходной кривой (при реконструкции) отгон виража допускается осуществлять на прилегающем прямом участке.

Допускается не устраивать вираж в случае реконструкции участков дорог с числом полос движения четыре и более при условии обеспечения коэффициента поперечной силы (см. 5.3.6) не более 0,1 (для основной расчетной скорости).

5.2.12Уклон внешней обочины в пределах участка с виражом следует принимать равным уклону виража, уклон внутренней обочины – равным уклону на прилегающем прямом участке.

Результирующий уклон в любой точке поверхности отгона виража должен быть не менее 4‰.

Виражи на многополосных дорогах с разделительными полосами следует проектировать раздельно для проезжих частей разных направлений, предусматривая мероприятия по водоотводу с разделительной полосы.

В случае, если расстояние между виражами двух смежных закруглений, направленных в одну сторону, меньше расстояния, проходимого автомобилем с расчетной скоростью за 5 с, на всем протяжении между ними следует назначать односкатный профиль с соответствующими уклонами.

5.2.13В пределах участков кривых в плане с радиусом кривизны 500 м и менее (для дорог V категории – 300 м и менее) следует предусматривать уширение проезжей части за счет обочины. Значение уширения следует принимать по таблице 8. Уширение следует производить с внутренней стороны закругления, ширина обочины при этом должна быть не менее 1 м. Отгон уширения следует выполнять на участках длиной 20 м, прилегающих к точке закругления с радиусом кривизны 500 м (300 м – для дорог V категории).


Таблица 8 В метрах

Радиус кривизны Значение полного уширения
Дороги III и IV категорий, соединительные ответвления Дороги V категории
Для двух полос Для одной полосы Для двух полос
0,25
0,40 0,25
0,50 0,35
0,75 0,50
1,0 0,70 0,70
2,10 1,40 1,40
3,50 2,40
3,50
Примечания 1 Значения уширений для других радиусов следует принимать по интерполяции. 2 Значение уширения многополосной проезжей части следует принимать пропорционально числу полос исходя из уширения для двух полос движения. 3 Полное уширение следует устраивать, если произведение минимального радиуса кривизны закругления на угол поворота превышает 50 м. В противном случае величина уширения должна быть уменьшена.

План и продольный профиль

5.3.1План и продольный профиль дорог следует проектировать исходя из условий наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и комфортности движения, возможности реконструкции дороги за пределами перспективного периода.

При новом строительстве, а по возможности и при реконструкции, трассу дороги следует проектировать с учетом принципов ландшафтного проектирования как плавную пространственную линию с взаимной увязкой элементов плана и профиля между собой и с окружающим ландшафтом, с оценкой их зрительного восприятия.

5.3.2В качестве составляющих элементов плана и продольного профиля трассы дороги следует применять кривые как постоянной, так и переменной кривизны линейной или нелинейной функции, а также прямые. В качестве основного составляющего элемента плана трассы прямые могут применяться, как правило, только при реконструкции. При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:

продольные уклоны – не более 40‰;

радиусы кривизны в плане, м, не менее:

на дорогах I-a категории – 3000;

то же I-б, I-в и II категорий – 2000;

" III и IV категорий – 1200;

радиусы кривизны выпуклых кривых в продольном профиле, м, не менее:

на дорогах I-a категории – 70 000;

то же I-б, I-в и II-IV категорий – 25 000;

радиусы кривизны вогнутых кривых в продольном профиле – не менее 8000 м;

длину кривых в продольном профиле, м, не менее:

непрерывно выпуклых – 300;

непрерывно вогнутых – 100.

5.3.3На участках дорог, где возможно попадание на проезжую часть с придорожной полосы животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии не менее 25 м от кромки проезжей части для дорог I-a, I-б, I-в и II категорий и не менее 15 м – для дорог III и IV категорий.

5.3.4Если по условиям местности не представляется возможным выполнение условий 5.3.2 или их выполнение связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства, при обосновании допускается снижение норм проектирования до предельно допустимых, которые следует принимать по 5.3.6 и таблице 9. Сочетание на одном отрезке трассы предельно допустимых для принятой расчетной скорости параметров плана и продольного профиля не допускается.

Таблица 9

 

Расчетная скорость, км/ч Наибольший продольный уклон, ‰ Наименьшее расстояние видимости для остановки, м Наименьший радиус кривизны в продольном профиле, м
Выпуклой кривой Вогнутой кривой
25 000
15 000
Примечание – Значение максимального продольного уклона для расчетной скорости 60-120 км/ч может быть увеличено на 5‰ в точке сопряжения вертикальных кривых.

5.3.5Переломы прямых в продольном профиле допускается не сопрягать вертикальными кривыми при алгебраической разности уклонов:

2‰ и менее – на дорогах I-a, I-б, I-в и II категорий;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.