Сделай Сам Свою Работу на 5

Основополагающие законы организации.





Лекция 3 Законы организации

1. Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

2. Закон синергии.

3. Закон развития.

4. Закон самосохранения.

5. Закон информированности – упорядоченности.

6. Закон единства анализа и синтеза.

7. Закон гармонии.

Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:
- входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя);
- преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам);

- результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя);

- влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значения).

Между входным воздействием и выходным результатом имеется зависимость, кот может иметь различный вид: табличный, графический, формульный, словесный.

Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли и сознания людей) и субъективными (формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны); кратковременными (например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегося времени) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его производительности); моральными (связаны с соблюдением в обществе норм повеления человека, идеалов добра и зла) и аморальными (связаны с обычаями и традициями, так или иначе нарушающих права человека. Эти зависимости проявляются в незаконных общественных формированиях или в организациях, находящихся в неестественных условиях существования).



Таким образом, все решения и поступки человека так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям.

Закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций (такие нормы в Библии, Коране); получила признание и поддержку авторитетных ученых (законы организации).



Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия заключается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

Законы организации.

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки).

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

Законы организации по важности делятся на 2 уровня:
- основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)
- менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

 

Основополагающие законы организации.

Во главу закона синергии положен принцип эмерджентности сложных систем: совместное действие несколь­ких факторов всегда или почти всегда отличается от суммы раздельных эффектов.



Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для дости­жения эффектов.

В учебном пособии Э.А. Смирнова «Основы теории организа­ции» дана следующая формулировка закона синергии: «Для лю­бой организации существует такой набор и сочетание ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше».

Полному пониманию (и использованию) синергизма мешает то, что его легче всего упрощенно представлять (как это сделано Э.А. Смирно­вым) в виде сочетающихся блоков, отображающих фиксированные частные потенциалы организации — источники, возможности, средст­ва, ресурсы, запасы, микроклимат и имидж. Разумеется, тут очень важ­но, чтобы экономическая возможность не противоречила политиче­скому запасу, а организационный источник — этическому ресурсу. Но важны не только и не столько сочетания потенциалов, но их согласо­ванное поведение и взаимоподдерживающие связи.

Даже при четком разделении труда и хорошей специализации часто бывает так, что какую-то часть индивидуального задания од­ного специалиста, может более профессионально выполнить другой специалист. Согласованный обмен такими частями общей работы может устранить взаимное «наползание» потенциалов, дать положи­тельную синергию и повысить суммарную эффективность. Поэтому повышение общего потенциала организации эквивалентно приобре­тению нового ресурса, а понижение общего потенциала — эквива­лентно фактической потере организацией части прежнего ресурса.
Таким образом, на самом деле эффект синергии — это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, — одним словом, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему.
С позиций теории организации этот закон лучше было бы назвать законом кооперации: кооперация — это организация сил, процессов, агентов, ресурсов и прочего для совместного выполнения общего дела.
Синергизм — это умение оценивать совместные эффекты, связан­ные с новым продуктом или рынком. Функциональная структура любой эффективной организации обуславливает такое взаимодейст­вие ее членов и разнокачественных потенциалов, которое максималь­но реализует положительные комбинированные (синергические) эф­фекты и исключает отрицательные эффекты взаимодействия. Для того чтобы использовать совместные синергетические эффекты, необхо­димо знать синергетические характеристики фирмы и выстраивать стратегию развития, используя синергетический потенциал. Можно следующим образом представить некоторые совместные синергетиче­ские эффекты.

Синергизм «масштаба». По мере усложнения организации роль кооперативности, синергии будет возрастать. Чем разнообразнее сис­тема, тем больше потенциал синергии. Эффект масштаба заключается в том, что крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме тот же объем продаж. При одном и том же объеме инвести­ций фирма, производящая весь набор товаров, может иметь меньшие издержки, чем несколько отдельных конкурирующих компаний. Фир­ма, оптимизирующая этот эффект, тщательно подбирает товары и рынки, завоевывает большую долю рынка благодаря низким ценам и вновь привлекает инвесторов.

Комбинирование труда как объединение разнородных усилий. Эко­номический и производственный принцип разделения труда с точ­ки зрения закона синергии выглядит, скорее, не как разделение, а как объединение (например, конвейер).

Синергизм продаж. Продавцы объединяются и используют для продажи различных товаров одни и те же каналы распределения, скла­ды, транспорт, персонал.

Оперативный синергизм. Позволяет более эффективно использо­вать основные средства и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа, распределе­ние накладных расходов и пр.

Инвестиционный синергизм. Проявляется при совместном ис­пользовании краткосрочных и долгосрочных кредитов, производст­венных площадей, НИР, общей технологической базы и пр.

Модель «общих товаров». В экономике общие товары произво­дятся благодаря взаимозависимым совместным усилиям. Современ­ные формы организации, типа японских кэйрэцу, позволяют дости­гать высочайшего качества и выигрывать конкуренцию на мировом рынке. Например, конкурс на лучший автомобиль XXI в. был выиг­ран японцами благодаря кооперированию различных отраслей во­круг единой цели.
Создание совместной благоприятной среды.
Разнообразие различных отраслевых производств на единой ком­пактной территории позволяет использовать эффекты кооперации и синергии, когда отходы одного производства могут служить сырьем для другого, увеличивая замкнутость материальных циклов в промыш­ленных узлах.
Синергизм менеджмента. Растущие компании, как правило, испы­тывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения. Если же пробле­мы новые и неизвестные, а менеджер не имеет опыта их разрешения, то существует угроза отрицательного эффекта от принятия решений неком­петентного руководства. Таким образом, синергизм менеджмента, как и синергизм других типов, может быть как положительным, так и отрица­тельным. Грамотный менеджер, обладая системными знаниями об ор­ганизации, может существенно улучшить ее результирующие показате­ли, неграмотный — напротив. Станет ли потенциальный синергизм фир­мы действительным зависит от того, как будет осуществляться управле­ние производством.
Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей.

Результат действия закона синергии может быть различным. Благоприятным он будет в том случае, когда руководитель и подчиненные знают об этом законе. Признаками достижения синергии в организации могут быть благоприятный климат в коллективе, сокращение технологического цикла, активное приобретение акций своей компании, пониженная усталость работников, постоянный спрос на производимую продукцию, поддержка коллективной оплаты труда, отказ от услуг сторонних организаций, лояльность к своей организации и вышестоящему руководству, выполнение бизнес-плана, благотворительная деятельность.

Все синергетические эффекты можно описать тремя переменными: а) увели­чение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

 

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.

 

Закон самосохранения


Одно из многочисленных определений жизни звучит так: живой может быть названа динамическая система (читаем: организа­ция), которая активно воспринимает и перерабатывает информацию с целью самосохранения. Повторим: активная информация — это совокуп­ность сигналов, организованных так, что они содержат некоторое со­общение.

Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон самосохранения: каждая организованная динамическая система обычно противостоит внутренним и внешним разрушающим воздейст­виям, используя для этого значительную часть своего потенциала.

Слово «обычно» подразумевает возможность исключений из прави­ла.

Для стабильности организации очень важны правильная органи­зационная стратегия и тактика. При низком уровне самосохранения необходимо обдумать ситуацию и применить ряд организационных мер. Они могут касаться изменения стратегии поведения фирмы на рынке, формы управления, изменения численности персонала и структуры кадров. Организация может войти в более крупную ком­панию, может стать лидером в одном выбранном направлении и от­бросить те направления деятельности, которые тянут ее вниз. На по­тенциал самосохранения влияют ошибки руководства, внешние и внут­ренние форс-мажорные обстоятельства, отсутствие специалистов в нужное время в нужном месте, а также своевременное страхование.

Самосохранение — это частный случай, точнее, составная часть ус­тойчивости и надежности системы-организации.
Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в ос­новном на внутренних факторах и обусловлено действием двух про­тивоположных организационных факторов — консерватизма и разви­тия: консерватизм приводит к застою; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только времен­ный успех.

Уровень самосохранения рассчитать довольно просто, если всем факторам самосохранения и устойчивости приписать количе­ственные значения. Между тем такие важные факторы, как спло­ченность коллектива, деловая атмосфера, изворотливость руково­дителя и наличие в фирме хорошей столовой, трудно поддаются скалярной оценке.

Для определения, на каком уровне самосохранения находится ор­ганизация, используют систему показателей эффективности: рента­бельность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности и другие показатели. Например, в качестве созидательного параметра можно использовать доход, в качестве разрушитель­ного — долги, налоги и штрафы.
Умелое оперативное руководство как важнейший фактор самосо­хранения организации, как правило, связывают с уровнем экономиче­ских знаний руководителя. Грамотный менеджер для оценки уровней созидательных и разрушительных потенциалов самосохранения ис­пользует систему показателей эффективности: уровень общей рента­бельности, уровень рентабельности по отношению к себестоимости, уровень рентабельности по отношению к численности персонала, уровень рентабельности по отношению к объему производства, про­изводительность, норму затрат на рубль выпускаемой продукции и другие удельные показатели эффективности производства товаров или услуг.

Своевременное отслеживание взаимосвязей между затратами и результатами с помощью приведенных в схеме показателей поможет руководителю вовремя обнаружить сбои в организационно-экономи­ческом процессе и принять меры.

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким- либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.

Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидера).

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность
(постоянство) этого потенциала.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

 

Закон развития

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.

Развитие свойственно любой открытой динамической системе. Различают две формы развития: эволюционную и революци­онную. При эволюционной — развитие можно охарактеризовать как процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; революционная форма характеризуется скачкообразным переходом от одного качественного состояния к другому, от старого — к новому.
Обычно, когда говорят о развитии, предполагают прогрессивное раз­витие, при котором качественные изменения системы, организации положительны. Развитие бывает не только прогрессивным, но и регрессивным, когда происходит деградация, переход от высшего к низшему, менее совершенному. Рассматривая выше жизненный цикл организации, мы убедились, что этапы ЖЗО включают в себя как прогрессивное (создание, рост, зрелость), так и регрессивное (упадок, ликвидация) развитие. И прогресс, и регресс содержат свои противоположности: при быстром прогрессе можно «зарваться» — потерять устойчивость и ос­торожность; при регрессе можно избавиться от груза отмерших частей организации.

Любая организация (компа­ния, фирма, министерство, государство) находится в процессе посто­янного изменения — развития, и цель этого развития — оптимальная самореализация.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:
- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.);

- потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

- старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

- изменение экологии;

- технический прогресс;

- глобальное состояние мировой цивилизации.

 

Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на основе их активности и динамического равновесия.
К оптимальной самореализации стремится любая организация, от таких солидных фирм, как «Сони», «Рокфеллер-бэнк», «Дженерал моторс» или «Митцубиси», до таких организаций, как боливийская нар­коимперия, пирамиды Мавроди и «Властилины» или шайка наперсточников.
Развитие организации определяется не только ее потенциалом, но и совокупностью внешних факторов: жизнь деревьев, тигров и китов в зонах активной хозяйственной деятельности человека; судьба фирмы в обстановке лихорадящей экономики (прыгают валютные кур­сы, кредитные и налоговые ставки, «законы для организаций» меня­ются каждый месяц); жизнь людей во время войны, революции, при­родных катастроф и репрессий; строительство хранилища ядерных отходов на острове Симушир у подножья вулкана Прево — все это явления одного порядка, когда из-за большой изменчивости внешних условий и высоких значений риска трудно рассчитывать на спокойный и устойчивый жизненный цикл или на поступательное развитие.

Закон развития реализуется через совокупность принципов. Ос­новные из них:

1. Принцип динамического равновесия выступает как обязательное условие функционирования организации. Он требует: а) оптимального соотношения между элементами системы, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и измен­чивостью, самоорганизацией и беспорядком; в) оптимального соотно­шения системы с внешней средой.

2. Принцип преимущественного развития. Организационные сис­темы стремятся обеспечить оптимальное развитие посредством пере­ключения материальных ресурсов с менее важных на более важные и перспективные направления. При недостатке материальных ресурсов в организации, как в природе или в голодающем организме, средства переключаются на обеспечение наиболее важных направлений и сфер деятельности.

3. Принцип сменяемости. Согласно этому принципу развитие материальных систем осуществляется не непосредственно и прямо, а посредством смены их составных элементов. Как индивидуальное развитие организма может происходить только на фоне постоянного химического состава вещества клеток, клеточного состава организма, а развитие экологического сообщества возможно лишь благодаря ре­продуктивной сменяемости состава входящих в нее популяций, так и кажущийся процесс случайных преобразований в организации нахо­дится в рамках принципа сменяемости. На рынке один товар сменяет другой не только по причине своего преимущества, но и в соответст­вии с этапом развития всей системы.

4. Принцип разумного консерватизма или инерции. Изменение потен­циала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий.

5. Принцип адаптации (эластичности). Каждая система-организа­ция стремится сгладить последствия внутренних и внешних возмущаю­щих воздействий. Здесь, по существу, речь идет о гомеостазе системы (относительном постоянстве ее существенных параметров, от которых зависит благоприятное развитие) и о характере гомеостатических (вос­станавливающих гомеостаз) реакций. Реакция системы на возмущаю­щие воздействия вызывает функциональное напряжение — стресс. Высокая эластичность гомеостатических реакций означает их анти­стрессовый, адаптивный характер.

6. Принцип стабилизации. Стремление к стабилизации (максималь­ному продлению) наиболее эффективных этапов жизненного цикла — этот принцип реализуется совместно со всеми вышеперечисленными принципами.
Знание основных законов и принципов развития организации, безусловно, способствует ее успеху.

Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.