Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй цикл становления Ноосферной научной школы–это период приблизительно с конца 50-х годов до середины 90-х годов XX века.





Возрождение научных идей, связанных с ноосферогенезом, с теорией ноосферы происходит в 1955-56 годах, благодаря деятельности крупного ученого-почвоведа член-корреспондента АН СССР В.А.КовдыА.Л.Яншина, В.П.Казначеева

В конце 50-х годов и в 60-х годах учение о ноосфере уже присутствует в философско-футурологических построениях нашего отечественного ученого-палеонтолога И.А.Ефремова,

Н.Н.Моисеев впервые продекларировал необходимость создания теории ноосферы. «И, наверное, первый шаг, который человечество должно совершить на пути перехода в ноосферу, состоит в создании теории ноосферы. Я имею в виду, – писал он, – превращение общефилософского, или, точнее, общенаучного учения В.И.Вернадского в современную теорию»25. Интересно, что в значительной мере эту программу создания такой системы математических моделей, правда, еще далекой от завершения, реализовала в 90-х годах XX века исследовательская группа ученых АН СССР – РАН, возглавляемая К.Я.Кондратьевым (хотя он относился к учению ноосферы В.И.Вернадского скептически, и, однако, был другом Н.Н.Моисеева)26.

Важным моментом в поиске механизмов становления ноосферы в концепции



Н.Н.Моисеева является положение о «системе Учителя». «И так куда же идти и как идти?»

– задавал он себе и читателю вопрос. И отвечал, что «решающую роль здесь предстоит сыграть все тому же институту, который я назвал «Учитель». Именно этому институту наши далекие предки обязаны тем, что они стали людьми, тем, что человечество есть сегодня, всем достижениям цивилизации, своей моралью и нравственностью… Когда я слово «Учитель» пишу с большой буквы, то имею в виду всю систему воздействия на человеческое сознание, его психику, воздействия, которые оказывает на него семья, школа, общественная среда… В системе «Учитель» центральной фигурой является сам учитель. В эпоху ноосферы его личность станет играть решающую роль… Проблема строительства системы

«Учитель» общепланетарная

 

Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа В. П. Казначеева

 

Большой и несомненно оригинальный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России внесли В.П.Казначеев и его ученики. Автор думает, что весь комплекс научных идей и результатов, полученных В.П.Казначеевым и его соратниками и учениками, позволяет говорить о локальной ноосферной научной школе В.П.Казначеева, которая отличается от моисеевской школы и вносит свой огромный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России.



Каковы главные характеристики системы воззрений научной школы В.П.Казначеева в том виде, как она сложилась в 80-е – 90-е годы XX века, и затем получила развитие в первом десятилетии XXI века, на логику происходящего ноосферогенеза?

1. Это космопланетарное измерение ноосферогенеза. Данный взгляд на ноосферогенез совпадает полностью с тем, что позже в 2006 году И.Ф.Малов и В.А.Фролов назвали «Космическим меморандумом организованности живого вещества» или «Меморандумом Вернадского-Чижевского», который А.И.Субетто в его названии был расширен и переименован в «Меморандум С.Н.Булгакова – В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского», поскольку одним из первых заявил о космической природе хозяйства человечества на Земле С.Н.Булгаков28. В.П.Казначеев и Е.А.Спирин при этом подчеркнули

«кардинальную противоречивость становления ноосферы и человека как ее создателя. На

космопланетарный процесс ноосферогенеза, – отмечали они, – ложится печать возможного социоприродного апокалипсиса»29, поскольку, на что обратил внимание А.Печчеи в 1981 году, «разлаживается такой важнейший саморегулирующийся механизм, как способность природы к регенерации»30.

Важным моментом в казначеевской концепции космопланетарного измерения



ноосферогенеза является «принцип косомлогического дополнения» или принцип

«Великого дополнения»33. «Суть данного принципа в том, что всякое масштабное исследование явлений физического мира необходимо соотносить с соответствующими исследованиями живого вещества и человека как разумной формы жизни […]. В настоящее время этот принцип начинает воплощаться в исследованиях по космической антропологии, в частности при изучении солнечно-земных связей…»34(выдел. нами, С.А.).

Развитие теории живого вещества, введения понятия «разумное живое

Вещество», под которым понимается человечество как часть монолита живого вещества Биосферы.

В.П.Казначеев впервые поставил вопрос о двойственной вещественно-полевой природе живого вещества, из которого слагается Биосфера. Он писал в работе «Здоровье нации. Просвещение.

Концепция интеллектуальной «черной дыры» в познании живого вещества,

которая становится важнейшим основанием логики движения человечества к экологической гибели. В.П.Казначеев

V эволюции косного вещества < Vпознания, V эволюции живого вещества > V познания.

4. Развитие смыслового поля категории ноосферы. В.П.Казначеев подчеркивает, что

ноосфера «включает в себя социальные и природные явления, взятые в их целостности, в их единстве и противоречиях. Становление ноосферы определяется социально- природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, то есть тем, что относится к космопланетарному измерению человека…»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.