Сделай Сам Свою Работу на 5

Интернета по истории ко всем семинарским занятиям





ИСТОРИЯ

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной и заочной формы обучения

 

Курск 2016


УДК 947 (076)

Составители: Н.Е. Горюшкина, А.А. Колупаев

 

Рецензент

 

Доктор исторических наук, доцент кафедры истории и социально-культурного сервиса Юго-Западного государственного

университета Н.Н. Коротеева

История: методические рекомендации по изучению дисциплины / Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Н.Е. Горюшкина, А.А. Колупаев. Курск, 2016. 76 с.

 

Методические рекомендации содержат планы семинарских занятий, рекомендуемый список литературы, примерные вопросы к экзамену и зачету, задания для самоконтроля, хронологическую таблицу.

Предназначены для студентов, обучающихся по всем направлениям и специальностям очной и заочной формы обучения.

 

 

Текст печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать .Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 4,4. Уч.-изд.л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ. Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «История» как одна из основополагающих дисциплин составляет фундамент для усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она позволяет изучить возникновение, развитие, функционирование российского государства. Анализируя содержание исторических процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, и исследуя присущие им причинно-следственные связи, история позволяет выявить устойчивые тенденции и конкретно-исторические закономерности становления и эволюции российской государственности.



Целью практических (семинарских) занятий по дисциплине «История» является формирование у студентов целостного представления об историческом пути России с древнейших времен до современного этапа развития как составной части мировой истории и культуры, о методах исторического исследования и историческом подходе к изучению научной проблемы, рассмотрение истории России в связи со становлением и развитием институтов российской цивилизации.

Задачи практических (семинарских) занятий по дисциплине «История»:



• понимание студентами преемственности исторических явлений и динамики в российской истории.

• привитие студентам способности системно и исторически анализировать экономические, социальные, политические и духовные явления и процессы, происходившие на разных этапах развития российской государственности.

• история России имеет значительный мировоззренческий аспект, что предполагает выработку у студентов навыка самостоятельных оценок и собственных суждений по рассматриваемым историческим проблемам.

• ориентироваться в общественно-политической жизни страны, знать историю своей страны.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

• предмет и задачи курса;

• понятие исторического источника и его отличие от исторического исследования;

• основной массив исторических фактов и основные черты развития общественно-политической, социально-экономической истории, военной, истории культуры, духовной жизни, между народных отношений России;

• объективные закономерности развития общества и государства;

• основные причинно-следственные связи, определяющие развитие российской государственности.

уметь:

• работать с научной литературой по истории, использовать источники;

• владеть научной терминологией исторической науки, вести научную дискуссию;

• анализировать и оценивать конкретные исторические факты и явления;

• выражать и обосновывать свою позицию и взгляды по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным историческим событиям;

• ориентироваться в перспективах государственного развития на основе осмысления исторического опыта, генезиса цивилизации, анализа и оценки современных событий в мире и в стране.



Практические занятия хронологически охватывают период с древнейших времен до начала XXI в. и посвящены важнейшим проблемам истории России.

Основная задача практических занятий заключается в том, чтобы расширить и углубить знания студентов, полученные или на лекциях и в результате самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой.

Практические занятия дают возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов, глубиной, прочностью их знаний.

Форма практического (семинарского) занятия определяется его темой. Наиболее оправдавшей себя формой является смешанная: опросно-реферативная. До занятия студенты обязаны изучить минимум рекомендованной литературы и источников.

Тематика практических (семинарских) занятий разработана в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «История» для студентов очной формы обучения. Практические (семинарские) занятия рассчитаны на 18 аудиторных часов.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, Л. Н. Гумилева и многих других, помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспектная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах.

6. Защита доклада и реферата предполагает участие двух оппонентов, рецензии которых заслушиваются на семинарском занятии.

7. В целях доступного изложения содержания доклада и реферата студентам рекомендуется использовать средства визуализации:

а) иллюстрации;

б) демонстрационную презентацию докладов.

8. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами;

г) активно участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам истории.

9. К каждому семинару приведены контрольные тесты для блиц-опроса.

10. Учет работы студентов по дисциплине проводится по балльно-рейтинговой системе, что позволяет студентам контролировать ход освоения дисциплины и предполагаемую оценку по итогам занятий.

Студент должен принимать участие в активных формах проведения семинаров:

- блиц-опросах;

- дискуссиях;

- оппонировании рефератов;

- в обсуждении рефератов.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ

РЕФЕРАТА

Если основа Вашего интереса к истории больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исторические события, процессы достаточно самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.

Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.

Важнейший этап в подготовке реферата – изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам помогут библиотекари, библиографы. По предметному каталогу определите круг основной литературы по вашей теме: документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе монографические исследования. По алфавитному или электронному каталогу познакомьтесь с названиями других исследований данных авторов, некоторые из них могут вам пригодиться. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листах, карточках удобных для последующей обработке и систематизации материала.

Реферат представляется на пронумерованных листах формата А 4. Объем реферата – в пределах 20–25 страниц рукописного или машинописного текста. Текст пишется с одной стороны листа, с левой стороны оставляются поля или печатается в редакторе MS WORD. Шрифт Times New Roman 14 пт., интервал одинарный. Поля: сверху, слева, справа, снизу по 2 см. Абзацный отступ 1.25 см.

Реферат открывается титульным листом, на нем указываются: название учебного заведения, кафедра, которая руководит работой над рефератом, факультет, группа, полное наименование работы, фамилия, инициалы студента, ученая степень, звание, фамилия и инициалы научного руководителя, город и год написания реферата.

После титульного листа следует (на стр. 2) план реферата с точным названием каждого вопроса.

Далее (на стр. 3) следует: введение (оно содержит важность, актуальность поставленной проблемы, краткую аннотацию имеющейся по данной проблеме литературы, задачи автора), основную часть (2–3 вопроса) с указанием внутри текста названия каждого вопроса. Раскрывая содержание темы, необходимо писать логично, последовательно. В заключении подводятся итоги рассмотрения темы в соответствии с поставленной целью и задачами, приводятся основные выводы автора, и при возможности – даются практические рекомендации.

Поскольку реферат представляет опыт научного исследования, то он должен содержать ссылки на изученную литературу. Вместе с тем текст исследования не должен быть перегружен цитатами. Они должны использоваться лишь для обоснования принципиальных положений работы, быть точными и иметь ссылку на источник, из которого заимствовано то или иное положение. Рекомендуется применять сквозные ссылки, например [5,36], где цифра 5 указывает порядковый номер из списка источников и литературы, а цифра 36 – номер страницы, с которой она взята.

В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны. Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате.

Реферат обязательно защищается на том семинарском занятии, к которому относится выбранная тема. В течение 10–15 минут необходимо доступно и аргументировано изложить основные положения своей работы, придерживаясь примерно такой схемы:

– актуальность темы;

– обзор источников и литературы и их оценка;

– задачи автора реферата;

– рассмотренные исторические проблемы и результаты;

– выводы по вопросам и в целом по теме;

– практические рекомендации.

В целях более доступного изложения можно использовать средства визуализации. Кафедра располагает ноутбуками, проектором, экранами для проведения занятий со студентами.

Каждому докладчику выделяются два оппонента, которые должны заранее ознакомиться с материалами реферата, написать письменную рецензию и доложить на семинаре. Приветствуется участие и других студентов в обсуждении реферата.

Литература, электронные ресурсы и сайты

Интернета по истории ко всем семинарским занятиям

(к каждому семинару рекомендуется

отдельный список литературы)

а) литература

1. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 887 с.

2. Всемирная история: Справочник. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 608 с.

3. Всемирная история: энциклопедия / под общ. ред. В. М. Макаревича [и др.]. – М.: Дрофа: Бол. Рос. энцикл., 2003. – 671 с.

4. Все страны мира: энциклопедический справочник / авт.-сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. – М.: Вече, 2005. – 624 с.

5. Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. – М : АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 608 с.

6. Данилов, А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Данилов. – М.: Проспект, 2009. – 320 с.

7. Данилов, А. А. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. – М.: Проспект, 2009. – 250 с.

8. Дворниченко, А. Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 479 с.

9. Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 576 с.

10. Дубровская, О. Н. Краткая история войн и сражений / О. Н. Дубровская. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 479 с.

11. Зуев, М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 655 с.

12. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 573 с.

13. История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост. Б. Ю. Иванов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия: Эксмо, 2003. – 702 с.

14. История России в схемах: учеб. пособие / А. С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 304 с.

15. История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011.– 528 c.

16. Карамзин, Н. М. История государства Российского: В 3х кн. – Любое издание.

17. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах.– Любое издание

18. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 752 с.

19. Некрасова, М. Б. Отечественная история: учебное пособие / М. Б. Некрасова. – М.: Высшее образование, 2008. – 378 с.

20. Россия: Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / авт.-сост. П. Г. Дейниченко; под ред. А. А. Красновского. – изд. перераб. и доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.

21. Соловьев, Н. М. Сочинения. В 18 кн. – Любое издание.

22. Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

23. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – 592 с.

Б) электронные ресурсы

1. Белое движение [Электронный ресурс]: История русской революции. – М.: ИДДК: Адепт, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв.; 12 см. – (Классика; Русская история). – Сист. требования: Pentium 100, 16 Mb RAM; 4-х CD-ROM; звуковая карта; SVGA; Windows 95OSR2/98/NT, Internet Explorer 5.0.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 [Электронный ресурс]. Диск 1–2: Современная универсальная российская энциклопедия на 10 дисках. – 7-е изд., переработ. и доп. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM), зв.: ил.; 12см. – (КиМ: Кирилл и Мефодий) (Знания обо всем). – Сист. требования: IBM PC, Windows 98, процессор Intel Celeron/Pentium III, 64 Mb ОЗУ, 700Мб свободного места на жестком диске, 4-х скоростной CD-ROM, SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цветов). 16 битная звуковая карта, MS Internet Explorer 5.0.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 [Электронный ресурс]. Диск 3, Мультимедиа-приложения: Современная универсальная российская энциклопедия на 10 дисках. – 7-е изд., переработ. и доп. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), зв.: ил.; 12см. – (КиМ: Кирилл и Мефодий) (Знания обо всем) . – Сист. требования: IBM PC, Windows 98, процессор Intel Celeron/Pentium III, 64 Mb ОЗУ, 700 Мб свободного места на жестком диске, 4-х скоростной CD-ROM, SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цветов). 16 битная звуковая карта, MS Internet Explorer 5.0.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 [Электронный ресурс]. Диск 10, Видеоархив российской истории: Современная универсальная российская энциклопедия на 10 дисках. – 7-е изд., переработ. и доп. – М.: Кирилл и Мефодий, 2003. – 1 электрон. опт. диска (CD-ROM), зв.: ил.; 12см. – (КиМ: Кирилл и Мефодий) (Знания обо всем). – Сист. требования: IBM PC, Windows 98, процессор Intel Celeron/Pentium III, 64 Mb ОЗУ, 700Мб свободного места на жестком диске, 4-х скоростной CD-ROM, SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цветов). 16 битная звуковая карта, MS Internet Explorer 5.0.

5. Военная энциклопедия [Электронный ресурс]: 750 статей, 700 иллюстраций. – Электронная книга. – М.: Равновесие, 2005. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM): ил.; 21 см. – Сист. требования: Windows 98/NT/2000/XP, процессор Pentium II, памятьОЗУ 256 Mb, дисковод 24-х CD-ROM. – ISBN. – <URL:http://>.

6. История России ХХ век [Электронный ресурс]. Ч. 1., 1900–1918: Компьютерный (мультимедиа) учебник из 4-х частей / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Клио Софт, 2001. – 1 CD-ROM+книга: зв. карта, цв.; 12 см. – Сист. треб.: MS Windows 3.1; ПК 486DX2/66: 8 Mб RAM; SVGA (640х480, 256 цветов); зв. карта; 4хCD-ROM.

7. История России ХХ век [Электронный ресурс]. Ч. 2, 1918–1940 (18–30): Компьютерный (мультимедиа) учебник из 4-х частей / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Клио Софт, 2001. – 1 электрон. опт. диск(CD-ROM)+ книга ; 12 см. – Сист. треб.: MS Windows 3.1; ПК 486DX2/66: 8 Mб RAM; SVGA (640х480, 256 цветов); зв. карта; 4хCD-ROM.

8. История России. ХХ век [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / А. Н. Боханов [и др.]. – М.: Равновесие, 2005. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM). 1-й диск – 14 ч. 53 мин.; 2-й диск – 19 ч. 35 мин. ; 12 см . – (Учебники для высшей школы). – Сист. требования: CD-плеер с поддержкой MP3 или Pentium-233 с Windows 9х-XP ; CD-ROM ; звуковая карта. – ISBN. – <URL:http://>.

9. Красные: История русской революции [Электронный ресурс]: Учеб.-методическое пособие для студ. ВУЗов, углубленного изучения истории России, составления рефератов. – М.: ИДДК: Адепт, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв.; 12 см. – (Классика. Русская история: Электронная книга). – Сист. требования: Pentium 100 MHz; 16 Mb RAM; 4-х CD-ROM; звуковая карта; SVGA; Windows 98/ME/NT/2000. – ISBN 5–94522–047–7.

10. Макаренко, В. В. Откуда пошла Русь?; Кто союзники России? [Электронный ресурс]: новая география Древнего Мира: ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России / В. В. Макаренко. – Электронная книга. – М.: Равновесие, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Сист. требования: IBM-совместимый компьютер; Windows 95OSR2/98/98/SE/ME; видеокарта с поддержкой HiColor TrueColor. – ISBN. – <URL:http://>.

11. История России ХХ век [Электронный ресурс]. Ч. 1., 1900–1918: Компьютерный (мультимедиа) учебник из 4-х частей / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Клио Софт, 2001. – 1 CD-ROM+книга: зв. карта, цв.; 12 см. – Сист. требования: MS Windows 3.1; ПК 486DX2/66: 8 Mб RAM; SVGA (640х480, 256 цветов); зв. карта; 4хCD-ROM.

12. История России ХХ век [Электронный ресурс]. Ч. 2, 1918–1940 (18–30): Компьютерный (мультимедиа) учебник из 4-х частей / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Клио Софт, 2001. – 1 электрон. опт. диск(CD-ROM)+ книга ; 12 см. – Сист. треб.: MS Windows 3.1; ПК 486DX2/66: 8 Mб RAM; SVGA (640х480, 256 цветов); зв. карта; 4хCD-ROM.

13. История России. ХХ век [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / А. Н. Боханов [и др.]. – М.: Равновесие, 2005. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM). 1-й диск – 14 ч. 53 мин.; 2-й диск – 19 ч. 35 мин. ; 12 см . – (Учебники для высшей школы). – Сист. требования: CD-плеер с поддержкой MP3 или Pentium-233 с Windows 9х-XP; CD-ROM; звуковая карта. – ISBN. – <URL:http://>.

14. Красные: История русской революции [Электронный ресурс]: Учеб.-методическое пособие для студ. ВУЗов, углубленного изучения истории России, составления рефератов. – М.: ИДДК: Адепт, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв.; 12 см. – (Классика. Русская история: Электронная книга). – Сист. требования: Pentium 100 MHz; 16 Mb RAM; 4-х CD-ROM; звуковая карта; SVGA; Windows 98/ME/NT/2000. – ISBN 5–94522–047–7.

15. Макаренко, В. В. Откуда пошла Русь?; Кто союзники России? [Электронный ресурс]: новая география Древнего Мира: ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России / В. В. Макаренко. – Электронная книга. – М.: Равновесие, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Сист. требования: IBM-совместимый компьютер; Windows 95OSR2/98/98/SE/ME; видеокарта с поддержкой HiColor TrueColor. – ISBN. – <URL:http://>.

16. Отечество [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь. – [Б.м.] : [Б.и.], [Б.г. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв.; 12 см.

17. Россия на рубеже третьего тысячелетия [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для общеобразов. школ. – М.: Республиканский мультимедиа центр, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. – (1C: Познавательная коллекция). – Сист. требования: Windows 95/98/NT; Pentium 166; RAM 32 Мб; SVGA 1 Мб; CD-ROM 4x; зв. карта, колонки или наушники; мышь. – ISBN 5-9521-0006-6.

18. Трагические страницы истории человечества [Электронный ресурс]: Т. 13. – Электронная книга. – М.: Равновесие, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – (Великое наследие). – Сист. требования: процессор Pentium II; память 256 Мб ОЗУ; дисковод 24-х CD-ROM ; Windows 98/NT/2000/XP. – ISBN. – <URL:http://>.

19. Троцкий и Ленин [Электронный ресурс]: История русской революции. – М.: ИДДК: Адепт, 2001. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM); 12 см. – (Классика; Русская история). – Сист. требования: Pentium 100, 16 Mb RAM; 4-х CD-ROM; звуковая карта; SVGA; Windows 95OSR2/98/NT.

 

В) сайты Интернета

http://www.history.ru/hist.htm

http://www.hist.msu.ru/ER/

http://historic.ru/

http://www.victory.rusarchives.ru

http://www.a-nevskiy.narod.ru

http://museum.ru

http://hermitage.ru

http://lib.ru/HISTORY/

http://www.hist.msu.ru/ER/refrnce.htm

http://www.volsu.ru/BIBL/School/saity_ist.html

http://www.websib.ru/noos/history/lesson.html

http://gumilevica.kulichki.net/links.html

http://www.pobeda-60.ru/main.php?trid=8

http://www.univer.omsk.su/foreign/fom/fomr.htm

http://www.history.putevoditel.org

http://www.borodino.ru

http://www.history.ru/histr.htm

http://edu.tsu.ru/historynet/education/index.htm

СЕМИНАР № 1

«Введение. Древнерусское государство и соседние народы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.