Сделай Сам Свою Работу на 5

Как повлияло варварское нашествие на социальную стратификацию в Европе?





34.Простой способ определения относительной бедности — выделить тех, чьи доходы заметно ниже, чем у наиболее многочисленной части общества. Сопоставление с тем, как живет большинство соседей, рождает ощущение относительной бедности гораздо чаще, чем трудно вообразимое сравнение собственного существования с жизнью верхушки богачей.

Почему так происходит? Дайте аргументированный ответ.

Согласны ли вы с этими суждением? Свою позицию обоснуйте.

Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

Согласны ли вы с этими суждением? Свою позицию обоснуйте.

У бедных худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

37.Бедность называется абсолютной, если доход ниже определенной суммы. Она называется относительной, если достаток ниже, чем у большинства населения. Согласно С. Раунтри, бедность — это черта, ниже которой люди не могут вести здоровый образ жизни и эффективно работать.



Расскажите об относительной и абсолютной бедности в современном обществе.

38. Поработаем со статистикой и попробуем дать объяснение некоторым цифрам.Россия в 1993 г. (напомним, это был разгар так называемой «шоковой тералии): 10% самых богатых и 10% самых бедных различаются в 20 раз, а некоторые их представители — в 2000 раз.

Прожиточный минимум на 90% тратится на еду и 10% на прочие расходы.

За чертой бедности находится более 70% населения. Число бродяг в странах СНГ в 1993 доходило до 3 млн.

Какие из перечисленных показателей изменялись в 2007 г.? Можно ли утверждать что сегодня страна оправилась от «шоковой терапии?

39.В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения.

Как вы думаете, где больше бедных — в богатых или в бедных странах?

40.Российские социологи установили, что в период падения жизненного уровня друзей теряют в первую очередь бедные.



Чем вы можете объяснить это явление.

41.В исследовании Л. Уорнера обнаружен феномен который, видимо, имеет древнюю историю. «Старые семьи», находившиеся в привилегированном положении, это старожилы Янки Сити. Класс непривилегированных составляли «иногородние» вновь поселившиеся, которые не успели ассимилироваться, «врасти» в традиции и ценностный мир данного коммьюнити.

Используя дополнительную историческую литературу, постарайтесь доказать, что подобное неравенство существовало и в другие эпохи. А как обстояло дело в нашей стране?

42.Известно, что сегодня в Индии около ЗО млн нищих. В основном они потомственные.

Это очень много или мало в сравнении с общей численностью населения страны? А сколько их в России? Что такое потомственные нищие?

43. Похоже, что в каждом социальном классе есть своя элита:

– у богатых она составляет 0,5% и называется группой сверхбогачей.

– в рабочем классе это так называемая рабочая аристократия, обычно составляющая 10% от численности своего класса.

– в низшем классе тоже есть своя элита> — это андеркласс (нищие), составляющий 2—7%

Вопрос: а есть ли элита в среднем классе? Ответ обоснуйте. Кто будет входить в средний класс в России.

Согласны ли вы с этими суждением? Свою позицию обоснуйте.

Когда Россия экономически окрепнет, количество бедных в ней уменьшится, а численность среднего класса возрастет.

 

45. Интервью с американскими женщинами, живущими на пособие, проведенное Коулом и Лежо ном в конце 1960-х годов, показало: чем ниже социальное положение человека, тем чаще он жалуется на свое здоровье считает себя неудачником в жизни.



Как вы думаете, можно ли подобную закономерность перенести на наше общество? Ничего кроме жизненного опыта при ответе вам не потребуется. Если затрудняетесь с ним, проведите небольшой опрос своих знакомых.

46.Писатель и публицист народнического толка СЯ. Елпатьевский, близко знавший нижегородское купечество, писал: «На начинавшие пустеть дворянские кресла садился купец. Его сыновья учились не только в гимназиях, но и в дворянском институте (та же гимназия), дочери поступали в институт благородных девиц, и рядом с не очень грамотными отцами стали появляться и занимать места в жизни их сыновья - доктора, адвокаты, инженеры... Как в былые недавние времена, в 1840—50-х годах слово “купец”, купчишка звучало презрительно в дворянских усадьбах, так теперь с высоты своего капитала, с высоты своего растущего значения презрительно смотрел на барина, на опускавшееся все ниже и ниже дворянство».

Докажите, что и в конце ХХ века в российском обществе можно было наблюдать похожие процессы. Объясните причины такого сходства.

Объясните, почему

Формально бедные имеют доступ к высококачественному медицинскому обслуживанию и образованию, но реально доступ к ним я них закрыт.

 

Объясните, почему

Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически достаются выходцам из богатых семей.

 

49. Уровень занятости трудоспособного населения в бывшем СССР в конце 1980-х годов был одним из самых высоких в мире. Он поднимался до отметки 95%. В связи с этим ответьте на следующий вопрос:

О чем свидетельствует высокий уровень занятости — о низком или высоком уровне экономического развития страны?

 

50.Уровень занятости трудоспособного населения в бывшем СССР в конце 1980-х годов был одним из самых высоких в мире. Он поднимался до отметки 95%. В связи с этим ответьте на следующий вопрос:

Как вы думаете, в других, более развитых странах, таких, как СЦiА, Япония или Англия, уровень занятости в тот период был выше или ниже, чем в нашей стране? Вы можете не знать точных цифр, но важно чисто аналитически ухватить тенденцию: как обстоит дело с занятостью в развитых и слаборазвитых странах.

 

51. Уровень занятости трудоспособного населения в бывшем СССР в конце 1980-х годов был одним из самых высоких в мире. Он поднимался до отметки 95%. В связи с этим ответьте на следующий вопрос:

Как вы думаете, может ли быть безработица при высоком уровне занятости населения? Если да, то в какой форме — явной или неявной?

 

52. Уровень занятости трудоспособного населения в бывшем СССР в конце 1980-х годов был одним из самых высоких в мире. Он поднимался до отметки 95%. В связи с этим ответьте на следующий вопрос:

Известно, что рост занятости в тот период происходил у нас за счет вовлечения в производство женщин. Положительно или отрицательно это сказалось на уровне рождаемости?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по курсу "СОЦИОЛОГИЯ"

 

1. Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции социологии. Структура социологии

2. Уровни и методы социологического анализа. Место социологии среди других наук.

3. Программа прикладного социологического исследования.

4. Основные методы сбора социологической информации.

5. Уровни измерения в социологии. Индикаторы, шкала, выборка.

6. Классики западной социологии XIX в. об обществе.

7. Позитивистское направление в социологии. Социология Огюста Конта: определение предмета и объекта социологии, социальная статика и социальная динамика.

8. Теории общественно-экономических формаций и социального конфликта Карла Маркса.

9. «Понимающая» социология Макса Вебера. Понятие идеального типа, типы социального действия, типология господства.

10. Теория социальной системы. Структурный функционализм и функционализм (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон). Схема AGIL.

11. Концепции информационного общества в социологии.

12. Современные социологические теории.

13. Становление социологии в России: этапы и особенности. Внутренние и внешние факторы, основные школы и представители. Период институализации.

14. Советская социология: особенности и противоречия развития.

15. Современное развитие социологии в России.

16. Общество как социокультурная система. Социальная структура и ее специфика.

17. Общество как система. Теории общественного развития.

18. Социология малых социальных групп: классификация и динамика. Коллектив.

19. Социальная стратификация: понятие, признаки. (К. Маркс, М. Вебер, П.А. Сорокин) 20.Теория социальной стратификации Пьера Бурдье.

21. Особенности стратификации советского общества.

22. Стратификация современного российского общества. Средний класс в России.

23. Многозначность понятия "культура". Основные составляющие культуры.

24. Культура и цивилизация (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер).

25. Типы культур в социологии. Критерии и многообразие.

26. Социокультурная динамика П.А. Сорокина. Три типа культурных суперсистем. Кризис современной культуры и теория конвергенции в понимании П.А. Сорокина.

27. Личность как социальная система. Социальная структура личности. Ролевые теории личности.

28. Социализация: агенты, институты, механизмы социализации. Десоциализация. Ресоциализация.

29. Социальные нормы и социальное отклонение. Девиантное поведение и его отличительные черты. Делинквент.

30. Социальная структура. Исторические типы стратификации: сравнительная характеристика

31. Возрастные этапы и кризисные периоды социализации. Социальный контроль.

32. Социологи о причинах аномии в обществе. Понятие аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Типология видов социальной адаптации Р. Мертона.

33. Виды отклоняющегося поведения. Позитивная и негативная девиация.

34. Самоубийство как социальная проблема и разновидность девиантного поведения. (Э. Дюркгейм «Самоубийство: социологический этюд».

35. Социальный институт: характеристика и элементы.

36. Социальная организация: определение, признаки, типы. Бюрократия.

37. Религия как социальный институт. Структурные элементы и типы религий.

38. Модели религиозных организаций.

39. Религии, государство и общество в современной России: проблемы взаимоотношений.

40. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера.

41. Семья как малая социальная группа и социальный институт: признаки, структура, функции.

42. Тенденция развития семейно-брачных отношений в современной России.

43. Проблемы общественного развития: понятие «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии и причины.

44. Глобальные проблемы современности: экологические, экономические, политические и гуманитарные.

45. Социальный конфликт: функции и причины. Проблема равенства.

46. Социальная мобильность. Виды, каналы социальной мобильности.

47. Наука и образование: проблемы и перспективы развития.

48. Политика как сфера общественной жизни.

 

 

Общий список рекомендуемой литературы по курсу:

 

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Горелов А.А. Социология. М., 2002.

3. Гилинский Л., Афанасьев В., Социология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб., 1993.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. М., 2003.

5. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник для вузов. М., 1995.

6. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996 гг. Сыктывкар, 1997.

7. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

8. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994.

9. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997.

10. Лоусон Тони, Гэррод Джоан. Социология. А – Я. Словарь – справочник. М., 2000.

11. Очерки по истории и теории социологии ХХ столетия. Пособие для гуманитарных вузов. М., 1994.

12. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2001.

13. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1999.

15. Ритцер Джордж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

16. Смелзер Н. Социология. М., 1994; 2000.

17. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.

18. Сорокин П. Система социологии. М., 1993.

19. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева М., 1996.

20. Социология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.

21. Тощенко Э.Т. Социология. Общий курс. М., 2003.

22. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

23. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

24. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1997.

25. Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований. М., 1998.

26. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа. М., 1987.

27. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

 

 

Интернет - сайты

  1. Библиотека публикаций московского центра Карнеги: http://pubs.carnegie.ru/russian (журнал «Pro et Contra» и др.)/frames/
  2. ВЦИОМ: www.wciom.ru
  3. Ежегодник «Общественное мнение в России»: http://www.monitoring.ru/press-center/news/
  4. Журнал «Мир России»: http://www.socio.ru/wr/
  5. Журнал «Политические исследования»: www.politstadies.ru
  6. Журнал «Социология и социальная антропология»:www.soc.pu.ru: 8101/publications
  7. Журнал «Социология: 4 М»: www.nir.ru /socio
  8. Журналы: “Социально-гуманитарные знания” и “Социологический журнал»: http://www.auditorium.ru/magazines/soc humen.shtml
  9. Институт социологии РАН, журнал “Социологические исследования”: http://www.isras.rssi
  10. Институт изучения постиндустриального общества: http://www.postindustrial. ru/
  11. Институт проблем глобализации. Интернет-журнал «Глобальная альтернатива» ”: http://www. aglob.ru/
  12. Интернет в России / Россия в Интернете: http://www.fom.ru/reports
  13. Международный центр информации по этнокультурному разнообразию”: http://www. edrc.rо/
  14. Международный центр имени Д. Картера: http://www. emory.edu/carter_center
  15. Обзор ресурсов Интернета для экономистов и социологов: www.ieie.nsc.ru: 8101/ rfe/
  16. “Открытое общество молодежи”: soros.novgorod.ru/grants/ieahp
  17. “Политология в России”: http://www.polit.spb.ru/
  18. Российская сеть информационного общества: www.isn.ru
  19. Российский независимый институт социальных и национальных проблем: http:www.riisnp.ru/
  20. «Русский архипелаг». Материалы на тему «Россия и глобализация», а также по проблеме антиглобализма: http:www.arhcipelag.ru/
  21. «Русский журнал». Электронная версия”: http://www.russ.ru
  22. “Социологическое обозрение” - сайт Центра фундаментальной социологии Московской школы социальных и экономических наук: www.sociologica. ru
  23. “Социология: открытый проект”: www.sociology.agava.ru
  24. “Социолух”: www.geocitites.com/Athens/Rhodes/2846
  25. Cоциологический клуб “Город”:http:www.gorod.org.ru/
  26. Cоциологический факультет МГУ: www. socio.msu.ru
  27. Cоциологический факультет СПбГУ: http:www.soc.pu.ru
  28. Соционет: информационное пространство по общественным наукам: http://www.socionet.ru/
  29. Университетская информационная система “Россия”: http:// www.cir.ru
  30. Фонд “Общественное мнение”: www.fom.ru
  31. Центр независимых социологических исследований: http:www.indepsocies.spb.ru
  32. http://socnet.narod.ru/library/authors/

 

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.