|
Й этап это возрождение советской социологии (50-60-е годы).
В период «хрущевской оттепели» роль общественных наук как опоры строительства коммунистического общества зримо возросла. Появилась потребность в многосторонней информации о социальных процессах, экспериментах и долгосрочных прогнозах. Тем самым открылись перспективы для реабилитации социологии как средства познания и источника новой информации, связи общественной науки с жизнью.
Быстрый рост ее начался в конце 50-х и особенно 60-х годах в вузах и академических институтах в различных городах.
С первых же шагов четко обозначилась линия развития отечественной социологии – изучение и участие в строительстве социалистического и коммунистического общества.
С середины 60-х годов стала издаваться социологическая литература, начинали выходить периодические сборники. Широко публиковались статьи, отчеты, монографии, книги, сборники по социологической проблематике.
В этот период появились социологические центры, где велась систематическая и серьезная работа над совершенствованием научного аппарата исследования.
Вынужденное увлечение эмпиризмом обуславливало преобладание конкретно-социологических исследований узкоприкладного характера – организация и автоматизация труда, текучесть рабочей силы, бюджет времени рабочих, культурный рост советского рабочего класса, всестороннее развитие личности, проблемы молодежи, брака и семьи, массовой коммуникации, социального планирования и др. В результате формировались новые социологические отрасли.
Этап это (60-80-е годы).
В этот период внутри советского общества сформировалась «теневая экономика», стала вырываться на простор с началом перестройки в 1985 г. и, легализовавшись с 1992 г., и сейчас реально угрожает превратить Россию в самое большое криминальное государство в истории.
В начале 70-х годов социологию взяли в жесткие политико-идеологические тиски.
Началось социологическое гонение.
Драматически складывались судьбы гонимых социологов. В 1969 – 1972 гг. в определенной мере удалось задавить свободу мысли и творчества. Но задавить «вполне» было уже нельзя.
В этот период вновь ожила дискуссия о предмете социологии. Накопленный опыт прикладной социологии и начавшийся процесс формирования новых научных дисциплин позволили поставить вопрос о «специальных» социологических теориях. Они объясняли конкретные социальные процессы, а потому имели собственный предмет исследования и выступали непосредственной метологической базой конкретных социологических исследований (например, личности, семьи, труда, религии, массовых коммуникаций и т.п.). В этом подходе специальные социологические теории рассматривались как опосредующее звено между общей теорией (историческим материализмом) и конкретными социологическими исследованиями различных социальных явлений.
Далее следует 4-й этап исследований по систематизации социологических понятий в начале 80-х годов.
На этом этапе формирование прикладной социологии и специальных социологических теорий свидетельствовало о неоправдавшихся усилиях по созданию общей социологии и неспособности марксистской социологии стать эффективным инструментом социального анализа. Марксистский склад ума вел к превратному сознанию и политико-идеологическим заблуждениям. Как защитная реакция началось новое наступление на тех, кто борется за социологию как самостоятельную науку.
В начале 80-х годов появляется жесткий контроль ЦК КПСС и политико-идеологическое давление на советскую социологи. Вновь социологам пришлось вести борьбу за сохранение социологии как науки. Но начавшаяся перестройка вновь ее реабилитировала.
Более того, начиная с 1988 г. постановлениями ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки, она обрела права на научные исследования социальной сферы жизнедеятельности общества без каких-либо изъятий. В этом периоде борьба в советской социологии за ее самостоятельность как науки завершилась. Марксистский фундаментализм оказался преодоленным.
3 Заключение.
Сейчас, в современной России положение социологии достаточно двойственно. В плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.
Одной из них является то, что социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. Все это весьма печально, т.к. культура общества определяется в частности, тем, как это общество понимает и исследует само себя.
Однако многочисленные трудности и проблемы, выражающие перед современной российской социологией имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что после социологических исследований – как прикладных, так и теоретических – открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.
Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки, связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни, начиная с 1987г. Опросы населения по самым различным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Появлялось все большее количество профессиональной литературы, работы известных социологов. В последнее время СМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос.
Наконец-то создалась реальная возможность развития отечественной социологии вне монополии философии на социальное познание, без административного вмешательства в социологические исследования. Однако трудно сделать что-либо стоящее, если идти традиционным путем. Всегда будем отставать. Нужно искать необычные решения, пусть и такие, которые сейчас кажутся невероятными или малореализуемыми. Вместе с тем, всякое новое бывает амбициозно в заявляемых о своих возможностях, а реальные результаты накапливаются постепенно.
В заключении можно сделать вывод, что сегодня Российская социология участвует в развитии общества, хотя ее роль недооценивается или она используется как инструмент политических баталий.
План Исследования Стратегический
- план, зависящий от состояния знаний об объекте и предмете исследования и, следовательно, от возможности формулирования гипотез эмпирич. исследования. В социологии, литре выделяются три варианта стратегии исследовательского поиска. Разведывательный план применяется в том случае, если представления об объекте исследования недостаточны, не дают оснований для выдвижения гипотез. Целью исследования является уточнение проблемы и формулировка гипотез. В ходе реализации такого исследования нередко обнаруживается, что первоначально выдвинутые задачи слишком расплывчаты, широки, их решение не обеспечивается имеющимися знаниями и техникой. Исследование разведывательного плана предполагает три основные стадии. 1. Изучение имеющейся специальной научно-популярной литературы по теме, соответствующих публикаций в периодич. печати, а иногда и беллетристики (известно, что писатели и журналисты иногда лучше видят соц. проблему, ем Ученые). Работа на данной стадии начинается с составления возможно более полной библиографии и завершается проработкой литературных источников (в т. ч. зарубежных). 2. Беседы с компетентными лицами (экспертами). В роли экспертов обычно выступают специалисты-ученые (социологи, экономисты, психологи и др.), работающие над аналогичн. проблемами, а также практики, занятые в изучаемой области. Рекомендуется предварительно составить список лиц и учреждений, к к-рым следует обратиться за консультацией. Одной из задач в этих беседах является поиск надежных документальных сведений - картотек, протоколов, решений, справок, отчетов и т. п. 3. Стадия полевого наблюдения (см. Наблюдение) . К этому моменту исследователь располагает нек-рыми уже сформулированными гипотезами. На данной стадии осуществляется неформализованное наблюдение, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но отсутствует формализованное членение изучаемого объекта на составляющие элементы, значимые с т. зр. задач исследования. Работа по разведывательному плану завершается четкой постановкой задач исследования и формулировкой основных гипотез. В прикладных исследованиях целесообразно дать максимально полный обзор соц. проблем и наметить гипотезы, чтобы иметь представление об очередности и важности задач, подлежащих решению. Исследование разведывательного плана нужно отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотаж. Исследование разведывательного плана относится к области стратегии, в то время как пилотаж - это тактич. поиск обоснованной процедуры исследования, отработка методики и техники его. Описательный план исследования имеет своей целью систематич. качественно-количественное описание объекта. Его отличие от разведывательного состоит в том, что все элементы объекта исследования должны быть заранее определены в гипотезах. При этом необходима строгость в эмпирич. интерпретации понятий и точность в регистрации данных. Сбор информации в исследовании описательного плана проводится на основе либо монографии, исследования, либо выборочного обследования. Во втором случае необходимы расчеты допустимой ошибки выборки и др. статистич. показателей надежности данных. Исследование описательного плана имеет высокую познавательную ценность, даже если остались в тени причины описанных с достаточной полнотой и строгостью соц. явлений. Исследование заканчивается классификацией данных, относящихся к структуре объекта, и этот итог может рассматриваться как нек-рый законченный этап изучения проблемы. Экспериментальный план используется как стратегия исследования, если тщательно обоснованы объяснительные гипотезы; его цель - установление причинно-следственных отношений в рамках соц. объекта. Социологии, эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натуральный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, к-рые в этом случае ставятся в экспериментальные условия не в натуре, а мысленно (см. Эксперимент мысленный) , т. е. эксперимент может быть проведен на данных, полученных в исследовании описательного плана. Натурный эксперимент невозможен без заранее запланированной стратегии. Здесь, помимо объяснительных гипотез и необходимых эм-пирич. данных, нужны особые, определяемые исследователем условия полевого или лабораторного наблюдения, требуется тщательный подбор характеристик основного и контрольного объектов исследования. Лит.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.
14вопрос Анализ документов Анализ документов в социологии
Классическим примером документального исследования в зарубежной социологии является работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», материалом для написания которой были письма польских эмигрантов. Авторы случайно приобрели на почте невостребованные письма и подвергли их социологическому анализу, что положило начало не только использованию метода анализа документов в социологии, но и новому направлению в социологических исследованиях. Этот метод использовался неоднократно и в отечественной социологии. Наиболее показательна здесь работа В. Ленина «Развитие капитализма в России», созданная на основе переосмысления данных российской земской статистики.
Понятие документ в социологии.
Классификация
1. По форме изложения: статистические и вербальные.
Статистические - содержат данные и суждения в числовой форме, обычно систематизированныеи сведенные в таблицы, графики, схемы и т.д. (переписи, статистические отчеты и т.п.).
Вербальные – описывают социальные явления, признаки и процессы в форме текста (материалы партийных. Государственных органов, отчеты и т.п.).
2. По общественной значимости: официальные и неофициальные.
Официальные – носят «служебный» характер, т.е. в той или иной форме были составлены и утверждены государственными органами, учреждениями и т.п. (решения и документы государственных, партийных, правительственных, хозяйственных, финансовых органов).
Неофициальные – данные, составленные по личному поводу и не имеющие «официального» подтверждения (письма, автобиографии и т.д.).
3. По способу фиксации информации: письменные, (в т.ч. пресса, справочники, художественная литература) иконграфические (кино-видео- и фотодокументы), фонетические).
Два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).
Традиционный анализ: Внешний и внутренний анализ документа. Внешний – анализ «исторического контекста» и обстоятельств его появления. Внутренний – непосредственный анализ документа, направленный на выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений. Недостаток – возможность субъективной интерпретации материала.
Формализованный анализ документальных источников: контент-анализ. Применяется, когда требуется высокая степень точности при наличии обширного и несистематизированного материала; когда текстовый материал нельзя охватить без суммарных оценок.
Смысловые (качественные) единицы анализа и единицы счета. Два типа количественных мер (единиц измерения): единицы протяженности и единицы частоты. 15.Интервью
Интервью - это особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии и др.
Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное (стандартизированное) интервью - эта самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросниками и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Иногда число вариантов возможных ответов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких случаях варианты ответов печатаются на отдельных карточках, которые вручаются респондентам для прочтения. Чтобы в последующем карточки было легче соотнести с вопросом, на них проставляются номера.
Вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела беседы к другому подробно разрабатываются исследователем и точно воспроизводятся интервьюером в ходе опроса. Если в процессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен при этом допускать произвольного толкования, отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.
В ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из набора, заранее продуманного исследователем. В этой форме опроса влияние интервьюера на качество данных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой информации зависит в первую очередь от добросовестности и пунктуальности интервьюера.
Интервью с открытыми вопросами предусматривает несколько меньшую степень стандартизации поведения респондента и интерьера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных исследователем формулировок, а респондент дает ответы в свободной форме. Задача интервьюера состоит в их полной и четкой регистрации.
Например, исследователю нужна информация о том, как студенты владеют навыками самообразования. Наряду со многими другими данными он должен собрать сведения о том, какими источниками пользуются студенты при изучении конкретной темы, обращаются ли они к учебникам, готовят ли конспекты и планы, подбирают ли иллюстративные материалы, посещают ли библиотеку и др.
Первый вариант решения. Исследователь может разработать подробный вопросник для стандартизированного интервью, исходя при этом из идеальной модели методики самообразования. Вопросы интервью и варианты ответов на них будут включать детальные перечни всех форм и методов подготовки студентов к занятиям.
Знакомясь с этими перечнями, опрашиваемые укажут те методы, которые они используют в своей работе, ответят, как часто они обращаются к тем или иным формам, что их больше привлекает, какие методы не удалось пока освоить и т.п.
Второй вариант решения. Теперь предположим, что исследователь для сбора той же информации использует интервью с открытыми вопросами. Перечень ответов к ним в этом случае не дается, и содержание ответов будет определяться уже не нормативными требованиями к методике самостоятельной работы студентов, а только собственными представлениями опрашиваемых о том, как следует, например, использовать иллюстративные материалы, работать с учебниками, то есть личной практикой студентов, связанной с подготовкой к занятиям.
Фокусированное интервью - это следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдет речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться и т. п. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободное интервью. Этот вид интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Он применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос.
Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки - все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью.
Эффект интервьюера. Интервьюеру присущи ответственность, социальная активность. Он обладает определенным уровнем знаний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы запомнить и в разговорной манере воспроизвести текст интервью (часто довольно обширный), соблюсти разнообразные инструкции.
Контроль качества работы интервьюера. Наиболее распространенная форма контроля качества работы интервьюера - выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры-Интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. Существуют исследовательские ситуации, в которых метод интервью является уникальным и не может быть заменен анкетированием. Это зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается модель изучаемого предмета и рабочие гипотезы. Это пробное исследование, когда проверяется качество методик сбора данных. Это опросы по таким темам и в таких условиях, когда необходим особенно внимательный контроль за ситуацией интервью. Метод интервью незаменим и в тех случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов такие терминов, которые могут представлять какие-либо языковые, смысловые или логические трудности для респондентов. В таких ситуациях без интервьюера не обойтись.
Возможна смешанная стратегия использования методов опроса в рамках одного исследования. Так, на стадии опроса экспертов используется метод интервью, при опросе больших совокупностей респондентов - анкетирование. После анализа результатов анкетирования выделяются отдельные группы респондентов, которые опрашиваются методом интервью по углубленной программе.
В последние годы в крупных городах, где достаточно высок уровень телефонизации, применяется телефонное интервью, представляющее собой одну из форм опосредованного опроса. Его основные достоинства: оперативность и низкая стоимость. Оптимальное по продолжительности телефонное интервью - 10-15 минут, после этого интерес и внимание к опросу снижается. 16. Социометрический опрос, его особенности- метод сбора первич. информации, используемый в социологии и соц. психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) соц. группах. О.с. является одним из самых распространенных социометрич. методов. В процедуре О.с. респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрич. критериям (как правило, для совместной деятельности) одного или нескольких членов исследуемой малой группы. Пример О.с. – опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа “Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?”. В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). О.с. существенно отличается от др. видов исследования социологического по характеру исходных данных, способами их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации. В отличие от др. видов опроса при О.с. рез-том измерения (ответом на вопрос) является не характеристика респондента (т. е. знание признака, измеренного в том или ином типе шкалы), а отношение между респондентами. Если в др. видах опроса ответ всех респондентов на любой вопрос порождает распределение опрошенных по признаку, соответствующему данному вопросу, то ответы всех членов группы на данный социометрич. вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько др. членов группы. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в рез-те опроса структура представляется в виде специального рисунка или таблицы. Специфич. особенности процедуры О.с. связаны с тем, что исследование проводится в малой соц. группе и изучаются межличностные отношения - вопрос, затрагивающий жизненные интересы каждого из членов группы, что предъявляет особые требования к этич. аспекту проводимых исследований. Иногда перед началом исследования социолог проводит т. н. социометрич. разминку – в течение нек-poro периода знакомится с жизнью группы, пытаясь завоевать доверие ее членов, пробудить интерес к исследованию и желание отвечать на вопрос анкеты. Поскольку для О.с. необходимы списки членов группы, нарушается анонимность опроса, поэтому требуется специальная процедура ее обеспечения: после проведения инструктажа исследователь на время покидает помещение, в к-ром проводится опрос, с тем чтобы члены группы могли присвоить каждому из занесенных в список свой, не известный исследователю номер. Специфичны также способы обеспечения репрезентативности данных О.с, т. к. отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента (напр., бригадира при О.с. на строительстве) может фатальным образом сказаться на представительности полученных данных. Существенно отличаются также и методы анализа данных О.с. Обработка социометрич. данных, проводимая для изучения полученной в рез-те опроса структуры, предполагает выделение социометрич.” подструктур (подгрупп, лидера группы и т. п.) и расчет индексов социометрич., характеризующих структуру в целом или положение отдельных членов группы в этой структуре.
17. Эксперимент в социологии. Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи. Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. Мы рассмотрим натурный полевой эксперимент, который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние. В методологическом отношении социологический эксперимент базируется на концепции социального детерминизма. В соответствии с ней социолог, взявший на вооружение данный метод, должен, прежде всего, выделить значимые детерминирующие и детерминируемые факторы изучаемого явления. Эти факторы (их называют переменными) представляют собой категории экспериментального анализа, а потому должны быть системно представлены (прооперационализированы) в исследовательской программе. В системе переменных вычленяется экспериментальный фактор, иначе обозначаемый независимой переменной. Он характеризуется тремя признаками. Во-первых, экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой наэкспериментальную проверку. Во-вторых, независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной). В-третьих, направление и интенсивность ее действия должны поддаваться контролюэкспериментатора и социологическим замерам. Наряду с экспериментальным фактором (независимой переменной) определяются зависимая(ые) переменная(ые), т.е. факторы, которые предположительно (гипотетически) будут меняться под воздействием независимой переменной. Установление связи между независимой и зависимыми переменными входит в предмет любого социологического эксперимента, даже самого примитивного. Эксперименты более совершенного характера включает в свой предмет, кроме сказанного, изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта - с другой. Объектом социологического экспериментаможет быть отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении) группа людей, социальный институт, все общество. Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект экспериментаконкретизируется понятиями "экспериментальная группа" и "контрольная группа". В первом случае подразумевается та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной (экспериментальным фактором). Во втором - аналогичная экспериментальной(по определенным исследователем параметрам) группа, которая не претерпевает воздействияэкспериментального фактора. Сопоставление характеристик этих двух групп до и послеэксперимента позволяет глубже оценить следствия экспериментального фактора и обеспечивает чистоту эксперимента, так как создает возможность для обнаружения действенности факторов, случайных для данного эксперимента.
18. Социальная общность как субъект самостоятельного действия. В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование. Каждый человек участвует в различных формах общественной жизни. Ведь он одновременно может быть и членом семьи, членом определенного производственного коллектива (предприятия, учреждения и т.п.), членом спортивной секции, религиозной организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он уже часть публики (аудитория), а читая определенный журнал — часть читательской публики данного журнала. Каждый человек живет в каком-то городе или деревне, а значит, принадлежит к определенной территориальной общности, имеющей свои границы. Человек является гражданином определенного государства и является представителем определенной нации. И это далеко не полное перечисление всех форм общественной жизни, в которой приходится участвовать каждому человеку в течение его жизни. Задача социологии как раз и состоит в том, чтобы классифицировать эти формы совместной жизни, описать их составные элементы, их строение и происходящие в них процессы. Обществу необходимо знать, из каких социальных общностей и социальных групп оно состоит, по следующим причинам: 1. Социальные общности и группы — это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы. 2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию. 3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство. Перечисленное выше позволяет также понять, почему для социологии так важно изучать социальные общности и социальные группы. Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например: - по количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение; - по времени продолжительности существования — временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы); - по плотности связи — как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной команды «Спартак» и т.д.). Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|