Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 27 Освобождение мужчины и женщины





Неправомерное преувеличение различий между мужчи­ной и женщиной, кото­рое лежит в основе банальных сце­нариев мужчин и женщин (см. гл. 13), явля­ется объек­том борьбы движения за освобождение женщин. К сожа­лению, на ранних этапах развития этого движения пресса создала его карикатурный об­раз, основываясь на отдель­ных, вырванных из общего контекста случаях экст­рава­гантного поведения некоторых, самых радикальных его участниц.

Однако число последователей и последовательниц движения за освобожде­ние женщин растет, и его цели, изложенные простым, понятным языком, редко вызыва­ют чье-то несогласие.

Я сам — убежденный феминист, и, содействуя осво­бождению женщин (как правило, тем, что я не мешаю им в работе), я увидел, сколько привилегий имеют мужчи­ны по сравнению с женщинами и как часто они ими пользуются, ущемляя права женщин. Однако я увидел и то, как эти привилегии вредят са­мим мужчинам. Мужчи­на нуждается в женщине в качестве компаньона, друга, для обмена поглаживаниями, для любви и партнерства в работе; но ни одна из этих потребностей не может быть удовлетворена в общении с подчиненной, рабски пассив­ной и раздраженной личностью. Роль хозяина в отноше­ниях «хо­зяин—слуга» ожесточает, лишает способности испытывать любовь и отягощает чувством вины. Осво­бождение женщин говорит само за себя, в этой главе я буду говорить об освобождении мужчин. Если мои бра­тья присоединятся к женщинам в их борьбе за освобождение, они потеряют свои привилегии, но взамен получат счастье.



Мотивы движения за освобождение женщин очевид­ны. Менее понятно, за­чем мужчинам бороться с сексизмом, если он дает им столько преимуществ.

Если мы будем помогать женщинам бороться за сво­боду или, еще хуже, да­дим ее им, нам справедливо ука­жут, что мы занимаемся не своим делом. Если мы будем участвовать в движении за освобождение женщин в ка­честве маль­чиков на побегушках, нам самим придется не по нраву эта унизительная роль. Проблема в том, что мы не понимаем, зачем нам нужны равные с женщинами права. Мы можем часами рассуждать на эту тему, но не чувствуем потребно­сти в этом. Конечно, нам больше нра­вятся свободные женщины, потому что, когда они сво­бодны, они не вешаются нам на шею и, кроме того, про­являют больше инициативы в постели. Но нам вряд ли понравится, если свободная женщина скажет: «Иди-ка ты, братец, подрасти!» — или предпочтет нам об­щество другой женщины.



Так зачем же нам бороться против сексизма? Зачем отказываться от власти над женщинами? Зачем уравни­вать свои шансы с теми, кто враждебно к нам относится и не ценит нашу мужественность?

Я думаю, что в зависимости от ответа на эти вопросы нас можно разделить на несколько категорий. Есть сви­ньи — приверженцы мужского шовинизма, а есть просто приверженцы мужского шовинизма. Первые могут вес­ти себя грубо и явно, а могут — неявно. Явные свиньи-шовинисты знают, что они сто­ронники мужского превос­ходства, и гордятся этим; они, по крайней мере, че­стны, Норман Мэйлер их король, а Бобби Риггс — придворный шут.

Неявные шовинисты обычно на словах поддерживают женское освобожде­ние, особенно если они не являются работодателями. Однако время от времени они называют женщин девочками с особой усмешечкой на лице и лю­бят втягивать их в де­баты по поводу идеологии женско­го освобождения, чтобы продемонстрировать свое ин­теллектуальное превосходство. Так как они скрывают свою позицию, они оказываются еще большими угнета­телями, чем их грубые собратья. В лю­бом случае шови­нисты, какими бы они ни были, держатся за свои при­вилегии и используют их на все сто процентов. Мужчи­на, который хочет перестать быть шовинистом, должен, в первую очередь, осознать, что он и другие мужчины угнетают и подавляют женщин, и решить покончить с этим.



Всех нас с рождения приучили к мысли о превосход­стве мужчин, и мало кому удалось избежать этого аспек­та воспитания, даже самым воинствующим нашим сест­рам. Поэтому проблема большинства мужчин не в том, что они не желают отказываться от своих привилегий, а в том, что они не осознают ни своего привилегирован­ного положения, ни преимуществ, которые им даст от­каз от этого положения.

Мы, мужчины, с трудом верим, что борьба за свободу женщин — это борьба и за нашу собственную свободу. Мы не чувствуем себя угнетенными, у нас от­няли не только свободу, но и знание о том, что у нас отняли сво­боду, а взамен дали иллюзию преимущества. Эта иллю­зия поддерживается мишурой (тем, что мы носим брюки, сидим во главе стола и т. д.). Мы не видим того, что мы выиг­раем, отказавшись от превосходства над женщина­ми, но при этом ясно пони­маем, что нам придется утра­тить это превосходство.

Так зачем это нам нужно? Как объяснить слепому, как выглядит братство? Как помочь глухому услышать сло­ва любви? Остается надеяться, что слов бу­дет достаточ­но, что они вызовут полузабытые образы детства и ред­ких момен­тов истинной свободы и помогут понять мужчине, что такое освобождение и что значит полностью вернуть себе свой человеческий потенциал.

Разве свобода любить без страха быть пойманным в ловушку не разрывает веревку, которой мы связаны? Разве комфорт и легкость без тяжелой работы, укорачи­вающей жизнь, не привлекательны? Разве чувствовать любовь, нена­висть, страх и радость без стыда — не здоро­во? Разве общаться с женщиной на равных и получать столько же, сколько отдаешь, не приятно? Тебе бы хоте­лось не быть обязанным взваливать на себя решение каж­дой проблемы, которая воз­никает? Ты представляешь себе, что такое безудержно смеяться? А ощутить, как с твоих плеч сняли непосильную тяжесть? А испытывать гнев, не боясь по­ранить или убить кого-нибудь, и чув­ствовать свою силу и при этом никого не подавлять ею? Ты можешь себе это представить, братишка?

Естественно, я не обращаюсь к человеку, настолько закосневшему в своем шовинизме, что он уверен, что жен­щины по своей природе не способны логиче­ски мыслить; что они от рождения более эмоциональны и потому не­стабильнее мужчин; что им больше нравится работать по дому, чем нам; что они могут быть счастливы только в подчиненном положении, воспитывая детей и занима­ясь хозяйством. Если вы так считаете, то мы с вами живем в разных мирах, и нам пора расстаться: эта глава вас не за­интересует.

Наша настоящая проблема — это скрытый шовинизм. Его поддерживают как мужчины, так и женщины, кото­рые верят в равенство полов, но в то же время неосознан­но ведут себя так, как если бы женщины были людьми второго сорта.

Скрытые шовинисты среди мужчин обычно на словах поддерживают осво­бождение женщин. Однако женщина, которая находится в близких отношениях с таким мужчи­ной, часто бывает удивлена тем, что его дела расходятся со словами и он ведет себя с ней как с низшим существом. Как и почему это происходит?

 

Тирания половых ролей

Практически никому из людей не дается возможность полностью реализовать свой потенциал, и существует ряд человеческих качеств, развитие которых у мужчин полоролевое программирование не поощряет. То же про­исходит и при воспитании женщин.

При рождении всех людей делят на две группы. Пер­вой группе говорят: «Ко­гда ты вырастешь, ты будешь женщиной. Хорошая женщина — это заботливая женщи­на. Когда кто-то из ее родных в чем-то нуждается, она должна помочь ему. Для того чтобы хорошо заботиться о других, ей нужно уметь интуитивно чувствовать состоя­ние другого человека. В идеале она должна удовлетво­рять потребность близкого человека, особенно мужчины, еще до того, как она будет высказана. Так как твоя глав­ная задача — заботиться, тебе не нужно учиться логиче­ски мыслить, логика только помешает тебе интуитивно чувствовать по­требность другого и заботиться о нем. Некоторые вещи лучше не пытаться по­нять».

Детям мужского пола говорят: «Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной. Хороший мужчина должен много работать. Он должен уметь ясно мыслить и постигать законы природы, потому что его главная задача — решать проблемы, особенно те проблемы, которые касаются си­лы и власти. С другой стороны, если ты будешь внимате­лен к своим чувствам, тебе это только помешает, по­тому что нельзя одновременно быть логичным и чувствитель­ным. Если ты ста­нешь обращать внимание на чувства людей, которые находятся рядом с тобой, ты не сможешь быть сильным. Тебе не нужно быть заботливым, потому что в мужском мире нет места чувствам и вниманию к своим и чужим потребностям. Оставь чувствительность и эмоциональность женщинам: им это подходит больше, чем тебе».

Запреты и предписания банальных сценариев подтал­кивают женщин вклады­вать всю свою энергию в заботу о мужчине, а мужчин — во взаимодействие с внешним миром и накопление силы и власти. Подавление ряда функций у муж­чин и женщин лишает их возможности полностью реализовать свой потенциал, причем оправ­дывается концепцией «истинной» мужественности и же

Как указывает Ходжи Викофф (гл. 13), запрограмми­рованная неспо-собность мужчин любить делает невоз­можным равный обмен поглаживаниями, таким образом создавая дефицит поглаживаний для женщин.

 

 

С другой стороны, сценарное программирование муж­чин, в отличие от жен­щин, учит их получать то, что они хотят, во внешнем мире, поэтому мужчине от женщины легче получить то, что он хочет, чем женщине от муж­чины.

Это неравенство имеет тенденцию разрушать любые серьезные попытки по­строить равные гетеросексуальные отношения. Чтобы уравнять позиции, муж­чинам необхо­димо работать над следующими проблемами.

1. Мужчинам нужно научиться выражать любовь. Для этого необходимо разви­вать интуицию и способность заботиться.

2. Мужчинам нужно научиться использовать свою силу, не злоупотребляя ею. Для этого им необходимо отка­заться от конкуренции и индивидуализма и научить­ся сотрудничать.

Процесс полной реализации человеческого потенци­ала требует много энер­гии. В то же время это то же самое, что научить Джонни читать. Если предос­тавить ребенка самому себе в мире книг, он научится читать без большо­го труда. То же относится и к другим умениям.

Способность любить зависит от двух взаимосвязан­ных качеств — способно­сти заботиться и интуиции. Ин­туиция — это способность читать эмоциональ­ное состо­яние другого человека. Невозможно заботиться о другом, если не чув­ствуешь его состояние, поэтому способность заботиться требует развитой ин­туиции.

 

Мужской круг доверия

Восемь мужчин стоят кружком. Один из них, Джек, вы­ходит на середину, за­крывает глаза и начинает двигаться по направлению к периферии круга. Он вы­глядит реши­тельно и храбро улыбается, пока не натыкается на одно­го из уча­стников, и, вздрогнув, отступает. Тогда он пово­рачивается и начинает новое движение через центр кру­га по направлению к краю. Когда он достигает цен­тра, Фред говорит:

— Похоже, ты боишься... Ты испугался?
Джек быстро отвечает:

— Нет! — Потом он спрашивает: — Так я боюсь? Я чув­ствую что-то непонят­ное.

— Ты выглядишь напуганным, — говорит Джон.

— Да, я думаю, мне страшновато.

— Почему?

— Я боюсь, что кто-нибудь подставит мне подножку. Я знаю, это глупо...

— Здесь никто не подставит тебе подножку. Я обещаю тебе, — отвечает Эд.

Джек продолжает свой путь и натыкается на Эда. Эд обнимает его:

— Все нормально, дружище ….

Круг доверия — хорошее упражнение для мужчин. Джек учится распознавать свой страх, стыд, недоверие и выражать их. Эд, Джон, Фред учатся читать чувства Дже­ка по его лицу и оказывать ему под­держку. Поддержка и забота помогают Джеку научиться доверять другим свои чувства.

Процесс, с помощью которого мы развиваем свою ин­туицию, называется эмоциональной обратной связью, и он очень похож на процесс биологической обратной связи, который помогает человеку научиться контролировать непро­извольные телесные процессы (посредством при­бора, который отражает их те­чение). В данном случае при­бор заменяет другой человек, который подтвер­ждает или опровергает интуитивную догадку. Естественно, этот про­цесс тре­бует от всех участников открытости и готовности выражать свои чувства так, чтобы сделать возможной об­ратную связь. От Джека требуется стремление быть ис­кренним, от остальных — создать доверительную атмо­сферу, в которой безопасно быть искренним.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.