Сделай Сам Свою Работу на 5

Игры в подчиненной позиции





В отличие от силовых игр в доминирующей позиции си­ловые игры в подчиненной позиции не применяют под­ряд. Силовые игры в доминирующей позиции подразу­мевают «Я в порядке, а ты не в порядке», то есть ощуще­ние своей правоты и ожидание победы в конце. Силовые игры в подчиненной позиции подразумевают «Я не в по­рядке» и в основе своей являются методом защиты, а не нападения. Тем не менее они служат той же цели — по­лучить свое против воли второго игрока и против его привилегий. Поэтому они называются методами «партизанской войны». Как и в настоящей партизанской войне их применяет слабая сторона, чья сила заключается в неожиданности нападения и в хорошем знании местности. Игрок в такой позиции использует свою силу из­бирательно, в момент, когда ее применение наиболее эффективно, а затем «скрывается». Его атака подрыва­ет власть «хозяина», выбивая у него почву из-под ног, не имея, однако, непосредственной цели выиграть. Поэто­му силовые игры из позиции подчинения не играются подряд друг за другом в возрастающей последователь­ности.

Вернемся к примеру двух супругов, которые разош­лись во мнениях относительно проведения места своего отпуска. Допустим, что мистер Уайт, как и в первый раз, приходит домой и объявляет жене, что они проведут от­пуск у озера, а не в горах, и что он уже забронировал для них номер в гостинице. Миссис Уайт не протестует, так как привыкла подчиняться мужу, который принимает все решения в семье.



Тем не менее миссис Уайт не рада сообщению и, хотя внешне она согласилась с решением супруга, не намере­на уступать ему. Время от времени она наносит ему не­ожиданный удар, подрывая его уверенность в себе, бла­гополучие и ощущение контроля над ситуацией.

Силовые игры из подчиненной позиции делятся на три категории.

1. Техники давления на чувство вины, которое в глу­бине души всегда испытывает «хозяин», так как его Маленький Профессор знает, что он ведет себя нечестно, а Большой Свин называет его подлым эгоистом. К этим техникам относятся слезы, обиженный вид, симуляция различных болезней (головной боли, бессонницы или болей в спине).

Мистер Уайт слышит сдавленные рыдания миссис Уайт за запертой дверью спальни. Он стучится и просит разрешения войти, а когда она отпирает, он видит, что она рыдала над открыткой с изображением гор Западной Сьерры. Он спрашивает ее (догадываясь, каким будет ответ): «Что случилось?» — она отвечает ему: «Ничего». Он в бешенстве, но ничего не может сделать. Он чувству­ет вину или становится еще более жестоким в своем до­минировании. Он выходит, хлопнув дверью, миссис Уайт улыбается.



2. Техники мести. Это самый «партизанский» из пере­численных видов оружия.

Мистер и миссис Уайт занимаются любовью. Он силь­но возбужден, она зла на него. Так как она ведет себя пас­сивно, он заканчивает вскоре после начала полового акта. Она отворачивается, буркнув: «Ты знаешь, что я не за­кончила!» Он глубоко задет, она счастлива.

Или, допустим, миссис Уайт заметила, что мистер Уайт оставил ключи дома. Когда она уходит, она тщательно про­веряет, чтобы все окна и двери были заперты. Когда мис­тер Уайт возвращается, ему приходится целый час ждать в машине, хотя он надеялся потратить это время на сборы.

Или допустим, что миссис Уайт покупает себе доро­гостоящие летние вещи, таким образом добавив крупную сумму к их и без того большому долгу, из-за которого мужу приходится работать на двух работах.

3. Техники, которые истощают энергию и отбирают время «хозяина»: опоздание, дорогостоящие ошибки, по­теря контроля над собой и т. д.

Миссис Уайт должна была съездить в банк, чтобы взять денег на поездку. После возвращения мистера Уай­та с работы происходит следующий диалог.

— Ты взяла деньги?

— Нет, я не смогла, потому что моя машина сломалась.



— О Господи! Почему ты не взяла такси?

— Я подумала, что мы сможем сделать это завтра.

— Завтра банк закрыт!

— О, прости меня! Что нам делать?

— Ну ладно, я позвоню Фреду, я знаю, что у него есть наличные.

(А она знает, что Фред уехал в отпуск два часа назад Он получает деньги по чеку в другом месте, но их явно недостаточно, поэтому в течение всего отпуска он не мо­жет расслабиться, потому что думает о том, что им может не хватить денег на две недели.)

Или, например, она впадает в сильную депрессию, ей необходимо лечиться, и ему приходится отменить отпуск.

Цель всех этих игр — испортить ему удовольствие от отпуска. В то же время она тщетно надеется, что он обра­тит внимание на то, как она несчастна, и изменит свое ре­шение насчет поездки. Не нужно специально говорить, что от ее выходок он только разозлится и станет еще больше тиранить ее, а она получит еще меньше того, что она действительно хочет получить.

Однако такие игры помогают ей отчасти подорвать его доминирующее положение и не дать ему получить то, что он хочет, пусть даже ценой того, что она сама не получит желаемое.

 

Открытая борьба

Еще одна форма силовой игры имеет место между людь­ми, равными по положению, которые и ощущают себя равными. Оба хотят нечто и, вместо того чтобы попро­сить это прямо, предпринимают силовые маневры с це­лью вынудить противника отдать это самому. В такой ситуации достичь согласия невозможно, любая дискус­сия превращается в скандал, так как каждый хочет выиг­рать дополнительное очко и, таким образом, бросает партнеру «горячую картошку». Похожая серия транзак­ций была описана Берном и названа игрой «Скандал». Однако игра «Скандал» — это серия силовых игр, пред­принятых ради того, чтобы косвенным образом получить поглаживания. В случае мистера и миссис Уайт «Откры­тая борьба» развивалась бы следующим образом.

— Дорогая, я узнал, какого числа пойду в отпуск, и за­резервировал для нас номер в гостинице на озере.

— Может быть, ты и проведешь свой отпуск на озере, а я собираюсь провести свой в горах.

— Интересно. А как ты поедешь в горы? Неужели ты возьмешь мою машину?

— Ах, это твоя машина? Ну что же, вперед, забирай ее. А я тогда заберу свою кредитную карту.

— Если ты потратишь хоть один доллар с нашего сче­та, ты больше никогда не получишь денег!

— Только попробуй! Я тогда возьму деньги и с нашего пенсионного счета! и т. д.

Как вы видите, эта силовая игра резко отличается по своему характеру от предыдущей, так как имеет тенден­цию к эскалации конфликта, причем вряд ли кто-то из участников сумеет одолеть своего противника. Однако каждая фраза становится маленькой временной побе­дой, частью стратегии, которая останавливает против­ника на время, пока он снова не соберется с силами. Эта разновидность силовой игры — как перестрелка, она мо­жет неожиданно завязаться в любой момент, когда жела­ние выразить свое недовольство достигает критического уровня.

Описав разные способы применения силы в отноше­ниях, теперь я хочу показать, как можно получить жела­емое, не вступая в борьбу, то есть путем сотрудничества и достижения приемлемого компромисса. Для этого два чело-века должны уметь и хотеть ясно выражать свои же­лания и чувства.

Вот как может выглядеть диалог в духе сотрудниче­ства.

— Дорогая, я только что договорился со своим боссом, что пойду в отпуск с 7 по 21 сентября. Я хотел бы поехать на озеро.

— А я хотела бы поехать в горы.

— Чем тебя не устраивает озеро? Там мы встретим но­вых людей, в гостинице можно отлично поесть, и мы смо­жем поселиться в коттедже.

— Ну, мне хочется в горы, потому что я устала от гряз­ного городского воздуха, а ты, наверно, помнишь, что у озера не продохнуть от выхлопных газов. Я хочу поды­шать чистым горным воздухом. А еще на работе я все вре­мя среди людей, и мне бы хотелось отдохнуть от обще­ства. Кроме того, поехав в горы, я надеюсь сэкономить деньги, и тогда мы сможем купить машину.

— Я хочу познакомиться с новыми людьми и вкусно питаться, а ты хочешь чистого воздуха и новую машину. Почему бы нам не поехать на море? Тогда я смогу об­щаться, а ты сможешь отдохнуть от людей на пляже. Там хороший воздух, и мы сможем сэкономить деньги, если снимем квартиру. Тогда мы сможем еще куда-нибудь сходить и, возможно, даже накопим на машину. Правда, мне бы хотелось пожить в коттедже во время отпуска...

— Твоя мысль мне нравится, но мне бы не хотелось заниматься хозяйством в отпуске. Что, если мы пока не будем покупать новую машину и остановимся в гости­нице?

Силовые игры в отношениях появляются, когда оба партнера, желая друг от друга нечто, пытаются заместить свою потребность чувством превосходства над партне­ром, хотя бы и временного.

Силовые игры не дают людям ни удовлетворения, ни равенства. Они ведут только к конфликтам и неравному положению участников в течение всего времени. Победа над другим с помощью силы дает чувство безопасности за счет ощущения контроля над ситуацией. Однако кон­троль и власть не удовлетворяют человеческие потребно­сти. Удовлетворенность приходит, когда человек получа­ет то, в чем он действительно нуждается, — пищу, убежи­ще, пространство, поглаживания, любовь и душевный покой. Но этого не достичь с помощью силовых игр, здесь нужно сотрудничество.

 

Анализ силовых игр

Как и другие игры, силовая их разновидность поддается анализу в соответствии с различными критериями. Раз­берем игру «Если ты не докажешь, что тебе это нужно, ты не получишь этого».

Название: «Докажи».

Силовая позиция (из какой позиции в нее играют). Позиция доминирования.

Дефицит (за что состязаются партнеры? Существует ли дефицит в действительности или он создан искусст­венно?).

В дефиците правота. Мистер и миссис Уайт не могут быть правы одновременно. Дефицит правоты является искусственным, так как они оба правы. Когда они согла­сятся, что они оба правы, у них будет основа для компро­мисса.

Стратегия. Эта игра из положения доминирования основана на том, что большинство людей чувствуют, что должны вести себя «логично». Домини-рующий игрок требует от подчиненного игрока логически обосновать его позицию. Если подчиненный игрок принимает требо­вание, он проиграл. Каждый аргумент отметается. Если аргументация нелогична, доминирующий игрок указы­вает на это. Если аргументация логична, доминирующий игрок меняет тему разговора с помощью болтовни и ри­торических трюков. Обычно более слабому игроку тре­буются часы, если не дни, чтобы увидеть слабость аргу­ментов более сильного игрока, но тогда уже слишком поздно.

Ходы:

М-р У. Я хочу А.

М-р У. Я хочу В.

М-р У. Ты получишь В, если докажешь, что оно тебе нужно

М-с У. Доказывает.

М-р У. Отметает аргументы.

М-с У. Сдается.

Техника. Псевдологические аргументы, болтовня.

Антитезис (как остановить игру?).

М-р У. Докажи.

М-с У.Я не собираюсь ничего доказывать. Я не должна ничего доказывать.

Я хочу это, потому что я хочу это, и никто не имеет права судить, нужно

мне то, что я хочу, или нет.

 

 

Часть 4

 

Терапия

Глава 18 Мифы о терапии

 

Введение

Существует три основных типа сценариев, причем каж­дый из них существует как в трагическом, так и в баналь­ном варианте. Эти три типа («Без любви», «Без разума» и «Без радости», или депрессия, сумасшествие и пристра­стие к наркотическим веществам) включают в себя все эмоциональные расстройства, с которыми люди обраща­ются к психиатрам. Я предлагаю заменить этими тремя типами расстройств все категории, перечисленные в «Ру­ководстве по диагностике» Американской ассоциации психиатров в разделе «Функцио-нальные расстройства», то есть расстройства, которые не подразумевают явного органического нарушения центральной нервной системы. Жизнь человека может протекать под влиянием любо­го из этих трех сценариев или любой комбинации из них. Отсутствие любви и ее последствия (депрессия) встреча­ется как отдельно, так и в сочетании с отсутствием разу­ма (сумасшествием) или отсутствием радости (разные формы наркомании). Сценарии «Безумие» и «Безрадо­стность», как правило, исключают друг друга: люди, кото­рые находятся под сильным влиянием сценария «Без ра­дости» (сильные мира сего: белые мужчины, начальство и т. д.),не склонны следовать сценарию «Без разума», а люди, которые живут под знаком безумия (слабые мира сего: «цветные», женщины, рабочий класс), не часто со­единяют его со сценарием отсутствия радости. Тем не ме­нее у каждого человека в душе можно найти следы каж­дого из этих сценариев, так как каждый из нас прошел обязательную в нашем обществе начальную подготовку во всех трех указанных сферах.

Каждая из разновидностей подразумевает свой тера­певтической подход. Помощь человеку в преодолении его сценария — единственная причина, которая может оправдать детальное изучение этого сценария. Анализ сценариев ради самого анализа меня не интересует. Цель моей книги — предложить людям способы избавиться от их сценариев, будь они трагическими или банальными, и начать самостоятельную жизнь.

Прежде чем рассказывать о методах терапии, я хочу развенчать ряд мифов об эмоциональных нарушениях и психотерапии в целом. Эти мифы, которые большинство людей принимают за чистую монету, — следствие неудач, которые до сих пор терпела психотерапия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.