Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 14 Наиболее распространенные





женские сценарии (Ходжи Викофф)

Феномен сценарного программирования женщин свя­зан не только с тем, что девочек воспитывают родители, а СМИ закрепляют в их сознании образец «настоящей женщины». Первые сценарии половых ролей мы обна­руживаем в греческой мифологии: Афина — это «жен­щина за спиной мужчины», Гера — «матушка Хаббард», а Афродита — «искусственная женщина». Карл Густав Юнг выделял соответственно женский и мужской архе­типы Анима и Ангшус.

Я представлю несколько самых распространенных женских сценариев, которые показывают, как нас, жен­щин, приучают к мысли о том, что мы неполноценны и несамостоятельны по своей природе. Я выбирала самые узнаваемые типы личности: женские судьбы, которые чаще всего встречались мне, когда я работала с женщи­нами в группе. Однако я хочу заметить, что в жизни час­то встречается смесь двух или нескольких сценариев в одной и той же женской личности. Кроме того, общая тема сценария может совпадать с описанием при наличии расхождения в частностях. Описывая банальный сцена­рий, я в первую очередь буду называть тезис, или жиз­ненный план. Он включает специфическую для данного сценария форму повреждения способностей к близости, спонтанности и познанию; способ преодоления этого сценария; времяпрепровождения, которые предпочитает женщина с таким сценарием; наконец, печальную кон­цовку, запланированную в сценарии. Остальные признаки сценария соответствуют указанным Клодом в главе 7, в «Списке признаков сценария».



 

Матушка Хаббард,

Или Женщина на службе семьи

 

Жизненный план. Эта женщина проводит свою жизнь заботясь обо всех, кроме себя. Она хронически отдает больше, чем получает взамен, и принимает это, потому что чувствует, что по важности она последняя в семье и что ее ценность определяется тем, что она делает для дру­гих. Это неравенство поддерживают СМИ (телевидение, женские журналы), восхваляя образ идеальной жены, матери и домохозяйки. Поглаживания и значимость ни­когда не даются ей за ее личные качества и за то, что она делает, а только за ее семью, детей и мужа. Она выбирает свой сценарий, потому что он обеспечивает ей безопас­ность — помогает избежать риска, связанного с незави­симостью и полноценной жизнью. Она не отказывается от своего сценария, потому что каждый раз, когда она пытается бунтовать, ее муж и дети сердятся и не понима­ют ее.



Хотя она играет все роли в треугольнике спасения, ей привычнее роль Спасителя (см. гл. 11). Пытаясь полу­чить хоть что-то взамен за свои труды, она стремится вызвать у мужа и детей чувство вины, когда ей не хвата­ет проявлений любви с их стороны или когда они не дают ей то, чего она хочет, даже если она не просила об этом вслух. Кроме того, она отказывается заниматься любо­вью с мужем под предлогом того, что она слишком уста­ла или что у нее болит голова, в надежде получить в от­вет хотя бы несколько поглаживаний.

Она читает женские журналы и при виде стройных мо­делей в модной одежде чувствует себя непривлекатель­ной и недостойной любви. Она вращается в порочном круге обжорства и диет. Чем хуже она себя чувствует, тем больше она хочет взбунтоваться и тем больше переедает. Ее «карьера» чаще всего заканчивается депрессией и одиночеством. Ее дети больше не любят ее, муж не инте­ресуется ею. Они использовали ее и выбросили. Чаще всего дети презирают ее, потому что считают ее причиной всех своих проблем. Когда она больше не может прино­сить другим пользу, что часто совпадает с периодом ме­нопаузы, наступает ее психическая смерть (так называе­мая инволюционная меланхолия). В некоторых случаях за свой труд она бывает вознаграждена электрошоком.

Контрсценарий. Когда она поступает на работу, может показаться, что она вырвалась из тисков своей програм­мы и стала независимой, но это продолжается недолго, так как ей трудно совмещать домашние дела с работой, которая становится для нее дополнительной обузой.



Запреты и предписания.

♦ будь хорошей матерью;

♦ уступай;

♦ жертвуй собой для других.

Решение. Будучи молодой женщиной, Матушка Хаб­бард решает, что ей больше подходит роль жены и мате­ри, чем самостоятельная карьера, которая ее пугает.

Мифическая героиня. Ей нравится старое телевизион­ное шоу «Я помню свою маму», Бетти Крокер и образ матери-Земли.

Телесный компонент. Она склонна к накоплению из­лишнего веса и не уделяет достаточно времени физиче­ским упражнениям. Она небольшого роста, ее фигура имеет мягкие округлые очертания. Если она из низших классов или из стран третьего мира, то склонна пренеб­регать своим здоровьем, предпочитая заботиться о здоро­вье своих детей.

Игры.

♦ «Загнанная домохозяйка»;

♦ « Фригидная женщина»[15];

♦ «Видишь, как я старалась».

 

 

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он го­ворит ей не сердиться (то есть приспосабливаться) и дает ей транквилизаторы, чтобы успокоить ее и чтобы она «оставалась на своем месте». Он говорит ей, что ей нуж­но сесть на диету, прописывает ей таблетки для того, что­бы она стала стройной, счастливой и спокойной, и, воз­можно, в конце ее «карьеры» назначает ей электрошок.

Антитезис. Она начинает прислушиваться к своим желаниям и уважать их, она учится принимать поглажи­вания за то, что она представляет собой как личность, а не за то, что она отдает другим. Она отказывается от игры в спасение, требует, чтобы люди сообщали ей пря­мо, чего они хотят, и дает им не больше, чем получает от них. Важно, чтобы она научилась ставить свои потребно­сти выше потребностей других людей. Она учится забо­титься о своем теле: не для того чтобы достичь «стандар­та красоты», а потому что она любит себя и хочет хорошо себя чувствовать; она регулярно занимается физически­ми упражнениями. Она перестает читать женские журна­лы и начинает изучать, например, историю, автомехани­ку и айкидо. Она отдает приоритет своему физическому и душевному здоровью.

Конечно, матери четверых детей, страдающей лишним весом, трудно преодолеть свой сценарий. Но если жен­щина хочет изменить свою жизнь и жить так, как она хочет, сотрудничая с другими женщинами, она сможет добиться своего. Несколько подруг могут по очереди присматривать за детьми. Они могут, объединившись в группу, бороться за улучшение обслуживания в детском саду и за свои права неработающих женщин.

Искусственная женщина

Жизненный план. Чтобы получать поглаживания, она выставляет напоказ красивую искусственную оболоч­ку — броские ювелирные украшения, высокие каблуки, остромодную одежду, интригующие духи и драматиче­ский макияж. Она пытается купить красоту и чувство благополучия, но ей это никогда не удается. Она хрони­чески чувствует, что не так красива, как топ-модели — женщины из фильмов и модных журналов, которых она идеализирует. Она получает небольшое число поглажи­ваний (чаще всего от клерков в модных бутиках) за то, что умеет модно одеваться и совершать дорогие покуп­ки. Этим двум занятиям она посвящает все свое свобод­ное время. Она чувствует себя безопасно в роли потре­бителя и чувствует себя сильной, принимая решение в качестве покупателя, а также когда она приобретает то, что хочет. С другой стороны, она чувствует, что не власт­на над той частью своей жизни, которая протекает вне стен магазинов, и поэтому в треугольнике спасения ей наиболее привычна роль Жертвы. Большую часть сво­бодного времени она тратит на покупки, косметические процедуры, примерки разных туалетов и чтение журна­лов о моде и кинематографе. Она раз за разом получает подтверждение справедливости своего сценария, когда на нее не обращают внимания, если она не одета и не на­крашена, как кукла Барби. Так как она не получает от жизни того, чего хочет на самом деле (это невозможно купить), она пытается забыться в «покупательском за­пое». Когда она сердита на мужа, то «до смерти избива­ет» его пластиковой кредитной картой (тратя его деньги без счета) или покупает на его деньги поглаживания у своего психоаналитика.

Когда внешняя красота уже не может вернуться к ней ни за какие деньги, она впадает в депрессию, потому что больше не получает поглаживаний ни от себя, ни от дру­гих. Она может попытаться заполнить пустоту алкого­лем, транквилизаторами и другими химическими веще­ствами. В старости она наполняет свою жизнь мелочами, а свой дом — безделушками.

Контрсценарий. Когда она только что закончила очередную диету, купила себе новый модный костюм или платье, когда она отлично выглядит и чувствует себя пре­красно на блестящей вечеринке или в дорогом баре, ка­жется, что ее сценарий делает ее счастливой. Кроме того она чувствует себя хорошо дома и на работе, когда она слегка пьяна от выпитого за ланчем, но это чувство крат­ковременно, и, когда оно проходит, она снова чувствует пустоту и неудовлетворенность.

 

Запреты и предписания:

♦ не старей;

♦ не будь собой;

♦ будь привлекательной.

Решение. В средней школе она решает работать после занятий, чтобы покупать себе модные обновки, вместо того чтобы писать статьи для школьной газеты.

Мифическая героиня. Она обожает Дорис Дей и дру­гих кинозвезд. Кроме того, ей нравятся Филлис Диллер, Джоан Риверс и Кэрол Ченнинг.

Телесный компонент. Она стройная, но ее мышцы не развиты. Она повредила себе ноги слишком узкой обу­вью и иссушила кожу искусственным загаром.

Игры:

♦ «Купи мне что-нибудь»;

♦ «Неудачница»;

♦ «Алкоголик» («Шопоголик», «Токсикоманка»).

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он вы­писывает ей лекарства и назначает расширенный курс психотерапии. Его диагноз исключает возможность груп­повой терапии (потому что она так страдает от «невро­за»), и он принимает ее три-четыре раза в неделю инди­видуально.

Антитезис. Она решает любить свое естественное Я. Она понимает, что ее «власть» в качестве потребителя была лишь иллюзией, и решает вернуть себе власть над своей жизнью, строя ее по своему вкусу. Она перестает принимать таблетки, чтобы забыться, и записывается в группу решения проблем, где учится, как достичь насто­ящих изменений в своей жизни. Она развивает стороны своего Я, не связанные с внешностью, которые могли бы оценить как она сама, так и другие люди. Она начинает получать удовольствие от физических упражнений и вступает в клуб бегунов, чтобы встретить новых людей. Она твердо решает больше заботиться о том, как она себя чувствует, чем о том, как она выглядит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.