Сделай Сам Свою Работу на 5

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ





ФГБОУ ВПО

«Уфимский государственный авиационный технический университет»

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

для студентов всех специальностей

 

 

Уфа 2013


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный

технический университет»

 

Кафедра философии

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ

 

для студентов всех специальностей

 

Уфа 2013

Составители: Ф.С. Файзуллин, Ю.А. Лязина, Н.Б. Хидиятов, А. Б. Столь, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Т.П. Моисеева, Ф.М. Неганов, А.Я. Зарипов, З.А. Хазиев, С.А. Ли, В.Е. Обухов, Абдрахимов Э.Ф.

 

 

УДК 1 (07)

ББК Ю (я 7)

 

Планы семинарских занятий по философии/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Ф.С. Файзуллин, Ю.А. Лязина, Н.Б. Хидиятов, А. Б. Столь, Н. А. Абузарова, Ю. Р. ЕгороваА.Я. и др. – Уфа, 2012. – 43 с.

 

Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по курсу философии в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования III поколения.



Определено место семинарских занятий в системе образовательного процесса и преподавания курса философии в техническом вузе, основные формы работы на семинарском занятии, указаны рекомендации студентам по подготовке к занятиям, требования к студентам при изучении курса. Представлены планы семинарских занятий и рекомендуемая к ним литература, приведен перечень основных понятий по темам. В конце планов представлен библиографический список.

Целью данных рекомендации является оптимизация процесса изучения курса философии студентами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Предназначен для студентов I курса всех факультетов, направлений и специальностей.

 

Библиогр.: 13 назв.

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой философии БГМУ,

доктор философских наук, профессор Азаматов Д.М.

Доцент кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ,

кандидат социологических наук, доцент Кунгурцева Г. Ф.

 

 

©Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2012



 

 

Содержание

 

     
1. Содержание
2. Тематика лекционного курса
3. Планы семинарских занятий
4. Цели и задачи дисциплины
5. Рекомендации студенту по подготовке к семинарскому занятию
6. Требования к студенту
7. Основная учебная литература
8. Раздел I: Введение, исторические этапы развития философии
9. Тема 1: Предмет, структура и функции философской науки
10. Тема 2: Исторические этапы развития философии
11. Раздел II: Онтология и теория познания
12. Тема 3: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия  
13. Тема 4: Сознание, как предмет философского исследования
14. Тема 5: Диалектика и ее альтернативы
15. Тема 6: Основные проблемы теории познания
16. Раздел III: Социальная философия
17. Тема 7: Общество: Основы социально-философского анализа
18. Тема 8: Социальная структура и политическая система общества
19. Тема 9: Духовное производство и общественное сознание
20. Тема 10: Проблема человека в философии. Личность и общество
21. Тема 11: Культура и цивилизация. Культура и ценности.
22. Тема 12: Общественный прогресс и глобальные проблемы современности. Заключение  

Тематика лекционного курса (26 часов)

 

  Наименование тем Кол-во часов
1. Раздел I: Введение. Исторические этапы развития философии Философия, круг её проблем и роль в обществе
2. Зарождение и развитие восточного и западного типов философии
3. Развитие философии в Средние века и Новое время
4. Западная философия второй половины XIX – начала XXI вв.
5. Отечественная философия X – начала XXI веков (СРС)
6.   Раздел II: Онтология и теория познания Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время
7. Сознание, его сущность и генезис
8. Основные проблемы теории познания
9. Научное познание, его формы и методы
10. Раздел III: Социальная философия     Общество: основы философского анализа
11. Материальная сфера жизни общества
12. Социальная структура общества
13. Политическая система общества
14. Духовное производство и общественное сознание
15. Виды духовной деятельности
16. Проблема человека в философии
17. Культура как объект философского исследования
18. Философия истории
19. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности  

 



Планы семинарских занятий (40 часов)

 

Наименования разделов дисциплины Наименования практических занятий (семинаров)   Количество часов
Раздел I: Введение, исторические этапы развития философии Тема 1: Предмет, структура и функции философской науки
Тема 2: Исторические этапы развития философии
Раздел II: Онтология и теория познания Тема 3: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия
Тема 4: Сознание, как предмет философского исследования
Тема 5: Диалектика и ее альтернативы
Тема 6: Основные проблемы теории познания
Раздел III: Социальная философия Тема 7: Общество: Основы социально-философского анализа
Тема 8: Социальная структура и политическая система общества
Тема 9: Духовное производство и общественное сознание
Тема 10: (Философская антропология) Проблема человека в философии. Личность и общество.
Тема 11: Культура и цивилизация. Культура и ценности.
Тема 12: Общественный прогресс и глобальные проблемы современности. Заключение

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Философия - одна из учебных дисциплин, составляющих основу высшего образования. Знание философии необходимо для формирова­ния мировоззрения, научных методов познания, преобразования мира и для решения социаль­ных задач.

С момента своего возникновения философия всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется, прежде всего, тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях - и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Предметом философии являются наиболее общие законы существования и развития природы, общества и познания.

Курс философии состоит из трех частей:

1. История философии.

2. Онтология и теория познания.

3. Социальная философия.

Основной целью изучения философии является выработка навыков диа­лектического мышления, материалистического понимания природных и социальных процессов.

Основная задача изучения философии заключается в формировании научного философского мировоззрения. Оно включает в себя изучение различных философских учений и теорий, методов логического и исторического анализа, владение категориальным и терминологическим аппаратом философской науки.

Целью данных планов семинарских занятий является оказание помощи студентам в изучении курса философии при подготовке к семинарскому занятию.

Авторы ставят следующие задачи:

1. Оказать помощь студенту в изучении теоретических и методологических основ курса философии и повышении уровня научного мировоззрения.

2. Способствовать формированию у студентов логического мышления, закреплению и развитию приемов и методов философского познания мира.

3. Обучить студентов навыкам риторики, умению вести научную дискуссию в рамках заданной темы, аналитическим методам работы с первоисточниками и научной литературой.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Семинарские занятия являются обязательным компонентом учебного процесса, который является дополнением к лекционной форме обучения и предназначается для более углубленной проработки тем, затронутых на лекции.

Как правило, темы семинарских занятий включают в себя вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы, источников и лекций. Методической особенностью семинарских занятий по курсу философии является применение двух основных форм работы со студентами:

1. аудиторной – в виде выступления или устного обсуждения изучаемых тем;

2. самостоятельной – включающей изучение лекционного материала, учебной, монографической литературы и первоисточников, подготовку и написание рефератов и докладов.

 

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, списком рекомендуемой литературы;

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия;

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме;

4. Внимательно изучить и постараться усвоить основные понятия изучаемой темы, так как эффективное освоение курса невозможно без владения философской терминологией;

5. В ходе изучения темы семинарского занятия необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинарских занятиях как подсказка при публичном выступлении.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ

1. Подготовка к семинару является обязательной для каждого студента учебной группы и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.

2. Учебная работа студентов на семинаре должна быть активной и соответствовать следующим требованиям при публичном выступлении:

¨ излагать подготовленное выступление без опоры на письменный текст, прибегая к нему лишь как плану или для зачитывания сложных цитат из первоисточников;

¨ свободно владеть основными понятиями темы выступления и терминологией, пройденных ранее тем курса философии;

¨ быть готовым и уметь отвечать на вопросы и делать выводы из проработанного и изложенного в выступлении материала;

¨ соблюдать временной регламент устного выступления примерно 8-12 минут.

3. Оценивание уровня подготовки студентов в течение семестра и учебного года в целом осуществляется по балльно-рейтинговой системе, которая предусматривает постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости, а также регулярно осуществляемый рубежный контроль освоения учебных модулей дисциплины. По завершении 1-го семестра проводится промежуточный контроль, а по завершении изучения курса – экзамен.

 

4. Завершив изучение курса философии, студент должен владеть основными понятиями курса, знанием основных этапов развития философской науки, глубоким пониманием законов философии, уметь оперировать философской терминологией и использовать методологический и логико-понятийный аппарат диалектико-материалистической философии для анализа закономерностей бытия и познания окружающей действительности.

 

Основная литература для подготовки к семинарским занятиям по всем разделам:

1. Алексеев П. В. Философия: [учебник по курсу "Философия" для студентов высших учебных заведений] / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет - Москва: Проспект, 2010 - 592 c.

2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: 1999.

3. Бучило, Н. Ф. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков .— 5-е изд., перераб. и доп. — Электронный учебник — М. : КНОРУС, 2009.

4. Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн.вузов. – 1999.

5. Кондрашов В. А. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина /под ред. А. П. Ярещенко – 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.—668с.

6. Кожевникова Ю. А. Основы философского знания: [учебное пособие для студентов всех форм обучения, обучающихся по всем направлениям и специальностям] / Ю. А. Кожевникова, Ф. С. Файзуллин; Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), 2010.

7. Основы философии / Под ред. Ф.С. Файзуллина. – Уфа: РИО РУНЦ МО РБ, 2007, 300с.

8. Основы современной философии. –СПб, 1999.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с .

10.Спиркин А. Г. Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. Г. Спиркин - Москва: ЮРАЙТ, 2011 - 828 с.

11.Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 622 с.

12.Философия: учебное пособие / под ред. В. П. Кохановского - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 576 с.

13.Электронная коллекция ФГБОУ УГАТУ: http://www.library.ugatu.ac.ru/ или http://www.library.ugatu.ac.ru/cgi-bin/zgate.exe?Init+ugatu-fulltxt.xml,simple-fulltxt.xsl+rus


Раздел I

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ФИЛОСОФИИ

 

Тема 1. Предмет, структура и функции философской науки

 

1. Предмет, разделы и функции философии.

2. Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.

3. Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию. Материалистическое и идеалистическое решение этих проблем.

4. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии.

Основные понятия: философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, онтология, гносеология, эпистемология, аксиология, антропология, логика, этика, эстетика, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, дуализм, агностицизм, иррационализм.

Список дополнительной литературы к разделу 1.1.:

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Высшая школа, 1983 –387с.

2. Вольф Р.Г. О философии. – М.: Аспект Пресс, 1996-415 с.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991 - 464с.

4. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. - №7- С. 17-30

5. Кохановский, В.П. Философия./В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010, – 574с. (Глава 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества)

6. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 574с.

7. Лавриненко, В.Н. Философия./В.Н. Лавриненко. – 5-ое издание, М.: Юрайт, 2009, – 561с. (Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции)

8. Мамардашвили М.Н. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1998 – 201с.

9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996 – 231с.

10. Огородников Ю.Л., Тавыдов Г.Г. Философия: взгляд в начале XXI века // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №4 - С. 316-320

11. Современный философский словарь. – М.:Политиздат, 1998.- 1250с.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое философия? Является ли философия наукой?

2. В чем состоит суть предмета философского познания?

3. Что такое мировоззрение? Какова структура мировоззрения?

4. Какие существуют типы мировоззрения? Каковы особенности каждого типа? Существует ли научное мировоззрение?

5. Когда и где зарождается философия?

6. Что общего между философией и искусством, философией и религией, философией и наукой?

7. Перечислите основные разделы философии. Назовите проблемы, решаемые в рамках перечисленных разделов.

8. Перечислите основные функции философии? Раскройте каждую функцию.

9. Какие существуют специфические особенности у философских проблем? Почему их называют «вечными»?

 

Тема 2. Исторические этапы развития философии

 

Занятие 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.