ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ФГБОУ ВПО
«Уфимский государственный авиационный технический университет»
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов всех специальностей
Уфа 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный
технический университет»
Кафедра философии
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов всех специальностей
Уфа 2013
Составители: Ф.С. Файзуллин, Ю.А. Лязина, Н.Б. Хидиятов, А. Б. Столь, Н. А. Абузарова, Ю. Р. Егорова, Т.П. Моисеева, Ф.М. Неганов, А.Я. Зарипов, З.А. Хазиев, С.А. Ли, В.Е. Обухов, Абдрахимов Э.Ф.
УДК 1 (07)
ББК Ю (я 7)
Планы семинарских занятий по философии/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: Ф.С. Файзуллин, Ю.А. Лязина, Н.Б. Хидиятов, А. Б. Столь, Н. А. Абузарова, Ю. Р. ЕгороваА.Я. и др. – Уфа, 2012. – 43 с.
Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по курсу философии в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования III поколения.
Определено место семинарских занятий в системе образовательного процесса и преподавания курса философии в техническом вузе, основные формы работы на семинарском занятии, указаны рекомендации студентам по подготовке к занятиям, требования к студентам при изучении курса. Представлены планы семинарских занятий и рекомендуемая к ним литература, приведен перечень основных понятий по темам. В конце планов представлен библиографический список.
Целью данных рекомендации является оптимизация процесса изучения курса философии студентами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Предназначен для студентов I курса всех факультетов, направлений и специальностей.
Библиогр.: 13 назв.
Рецензенты:
заведующий кафедрой философии БГМУ,
доктор философских наук, профессор Азаматов Д.М.
Доцент кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ,
кандидат социологических наук, доцент Кунгурцева Г. Ф.
©Уфимский государственный
авиационный технический университет, 2012
Содержание
|
|
| 1.
| Содержание
|
| 2.
| Тематика лекционного курса
|
| 3.
| Планы семинарских занятий
|
| 4.
| Цели и задачи дисциплины
|
| 5.
| Рекомендации студенту по подготовке к семинарскому занятию
|
| 6.
| Требования к студенту
|
| 7.
| Основная учебная литература
|
| 8.
| Раздел I: Введение, исторические этапы развития философии
|
| 9.
| Тема 1: Предмет, структура и функции философской науки
|
| 10.
| Тема 2: Исторические этапы развития философии
|
| 11.
| Раздел II: Онтология и теория познания
|
| 12.
| Тема 3: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия
|
| 13.
| Тема 4: Сознание, как предмет философского исследования
|
| 14.
| Тема 5: Диалектика и ее альтернативы
|
| 15.
| Тема 6: Основные проблемы теории познания
|
| 16.
| Раздел III: Социальная философия
|
| 17.
| Тема 7: Общество: Основы социально-философского анализа
|
| 18.
| Тема 8: Социальная структура и политическая система общества
|
| 19.
| Тема 9: Духовное производство и общественное сознание
|
| 20.
| Тема 10: Проблема человека в философии. Личность и общество
|
| 21.
| Тема 11: Культура и цивилизация. Культура и ценности.
|
| 22.
| Тема 12: Общественный прогресс и глобальные проблемы современности. Заключение
|
| Тематика лекционного курса (26 часов)
№
|
| Наименование тем
| Кол-во
часов
| 1.
| Раздел I: Введение. Исторические этапы развития философии
| Философия, круг её проблем и роль в обществе
|
| 2.
| Зарождение и развитие восточного и западного типов философии
|
| 3.
| Развитие философии в Средние века и Новое время
|
| 4.
| Западная философия второй половины XIX – начала XXI вв.
|
| 5.
| Отечественная философия X – начала XXI веков (СРС)
|
| 6.
|
Раздел II: Онтология и теория познания
| Бытие и его основные формы. Материя, движение,
пространство и время
|
| 7.
| Сознание, его сущность и генезис
|
| 8.
| Основные проблемы теории познания
|
| 9.
| Научное познание, его формы и методы
|
| 10.
| Раздел III: Социальная философия
| Общество: основы философского анализа
|
| 11.
| Материальная сфера жизни общества
|
| 12.
| Социальная структура общества
|
| 13.
| Политическая система общества
|
| 14.
| Духовное производство и общественное сознание
|
| 15.
| Виды духовной деятельности
|
| 16.
| Проблема человека в философии
|
| 17.
| Культура как объект философского исследования
|
| 18.
| Философия истории
|
| 19.
| Общественный прогресс и глобальные проблемы
современности
|
|
Планы семинарских занятий (40 часов)
№
| Наименования
разделов
дисциплины
| Наименования практических занятий
(семинаров)
| Количество
часов
|
| Раздел I: Введение, исторические этапы развития философии
| Тема 1: Предмет, структура и функции философской науки
|
| Тема 2: Исторические этапы развития философии
|
|
| Раздел II: Онтология и теория познания
| Тема 3: Философское понимание мира: бытие, материя как исходные понятия
|
| Тема 4: Сознание, как предмет философского исследования
|
| Тема 5: Диалектика и ее альтернативы
|
| Тема 6: Основные проблемы теории познания
|
|
| Раздел III: Социальная философия
| Тема 7: Общество: Основы социально-философского анализа
|
| Тема 8: Социальная структура и политическая система общества
|
| Тема 9: Духовное производство и общественное сознание
|
| Тема 10: (Философская антропология) Проблема человека в философии. Личность и общество.
|
| Тема 11: Культура и цивилизация. Культура и ценности.
|
| Тема 12: Общественный прогресс и глобальные проблемы современности. Заключение
|
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Философия - одна из учебных дисциплин, составляющих основу высшего образования. Знание философии необходимо для формирования мировоззрения, научных методов познания, преобразования мира и для решения социальных задач.
С момента своего возникновения философия всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется, прежде всего, тем, что ядро философии, независимо от той или иной позиции философа, составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.
Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях - и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.
Сегодня, как никогда, от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.
Предметом философии являются наиболее общие законы существования и развития природы, общества и познания.
Курс философии состоит из трех частей:
1. История философии.
2. Онтология и теория познания.
3. Социальная философия.
Основной целью изучения философии является выработка навыков диалектического мышления, материалистического понимания природных и социальных процессов.
Основная задача изучения философии заключается в формировании научного философского мировоззрения. Оно включает в себя изучение различных философских учений и теорий, методов логического и исторического анализа, владение категориальным и терминологическим аппаратом философской науки.
Целью данных планов семинарских занятий является оказание помощи студентам в изучении курса философии при подготовке к семинарскому занятию.
Авторы ставят следующие задачи:
1. Оказать помощь студенту в изучении теоретических и методологических основ курса философии и повышении уровня научного мировоззрения.
2. Способствовать формированию у студентов логического мышления, закреплению и развитию приемов и методов философского познания мира.
3. Обучить студентов навыкам риторики, умению вести научную дискуссию в рамках заданной темы, аналитическим методам работы с первоисточниками и научной литературой.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Семинарские занятия являются обязательным компонентом учебного процесса, который является дополнением к лекционной форме обучения и предназначается для более углубленной проработки тем, затронутых на лекции.
Как правило, темы семинарских занятий включают в себя вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы, источников и лекций. Методической особенностью семинарских занятий по курсу философии является применение двух основных форм работы со студентами:
1. аудиторной – в виде выступления или устного обсуждения изучаемых тем;
2. самостоятельной – включающей изучение лекционного материала, учебной, монографической литературы и первоисточников, подготовку и написание рефератов и докладов.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, списком рекомендуемой литературы;
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия;
3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме;
4. Внимательно изучить и постараться усвоить основные понятия изучаемой темы, так как эффективное освоение курса невозможно без владения философской терминологией;
5. В ходе изучения темы семинарского занятия необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинарских занятиях как подсказка при публичном выступлении.
ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ
1. Подготовка к семинару является обязательной для каждого студента учебной группы и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.
2. Учебная работа студентов на семинаре должна быть активной и соответствовать следующим требованиям при публичном выступлении:
¨ излагать подготовленное выступление без опоры на письменный текст, прибегая к нему лишь как плану или для зачитывания сложных цитат из первоисточников;
¨ свободно владеть основными понятиями темы выступления и терминологией, пройденных ранее тем курса философии;
¨ быть готовым и уметь отвечать на вопросы и делать выводы из проработанного и изложенного в выступлении материала;
¨ соблюдать временной регламент устного выступления примерно 8-12 минут.
3. Оценивание уровня подготовки студентов в течение семестра и учебного года в целом осуществляется по балльно-рейтинговой системе, которая предусматривает постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости, а также регулярно осуществляемый рубежный контроль освоения учебных модулей дисциплины. По завершении 1-го семестра проводится промежуточный контроль, а по завершении изучения курса – экзамен.
4. Завершив изучение курса философии, студент должен владеть основными понятиями курса, знанием основных этапов развития философской науки, глубоким пониманием законов философии, уметь оперировать философской терминологией и использовать методологический и логико-понятийный аппарат диалектико-материалистической философии для анализа закономерностей бытия и познания окружающей действительности.
Основная литература для подготовки к семинарским занятиям по всем разделам:
1. Алексеев П. В. Философия: [учебник по курсу "Философия" для студентов высших учебных заведений] / П. В. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М. В. Ломоносова, Философский факультет - Москва: Проспект, 2010 - 592 c.
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: 1999.
3. Бучило, Н. Ф. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков .— 5-е изд., перераб. и доп. — Электронный учебник — М. : КНОРУС, 2009.
4. Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн.вузов. – 1999.
5. Кондрашов В. А. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина /под ред. А. П. Ярещенко – 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.—668с.
6. Кожевникова Ю. А. Основы философского знания: [учебное пособие для студентов всех форм обучения, обучающихся по всем направлениям и специальностям] / Ю. А. Кожевникова, Ф. С. Файзуллин; Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), 2010.
7. Основы философии / Под ред. Ф.С. Файзуллина. – Уфа: РИО РУНЦ МО РБ, 2007, 300с.
8. Основы современной философии. –СПб, 1999.
9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с .
10.Спиркин А. Г. Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. Г. Спиркин - Москва: ЮРАЙТ, 2011 - 828 с.
11.Философия: [учебник для студентов высших учебных заведений] / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 622 с.
12.Философия: учебное пособие / под ред. В. П. Кохановского - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 576 с.
13.Электронная коллекция ФГБОУ УГАТУ: http://www.library.ugatu.ac.ru/ или http://www.library.ugatu.ac.ru/cgi-bin/zgate.exe?Init+ugatu-fulltxt.xml,simple-fulltxt.xsl+rus
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Предмет, структура и функции философской науки
1. Предмет, разделы и функции философии.
2. Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.
3. Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию. Материалистическое и идеалистическое решение этих проблем.
4. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии.
Основные понятия: философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, онтология, гносеология, эпистемология, аксиология, антропология, логика, этика, эстетика, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, дуализм, агностицизм, иррационализм.
Список дополнительной литературы к разделу 1.1.:
1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Высшая школа, 1983 –387с.
2. Вольф Р.Г. О философии. – М.: Аспект Пресс, 1996-415 с.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991 - 464с.
4. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. - №7- С. 17-30
5. Кохановский, В.П. Философия./В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010, – 574с. (Глава 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества)
6. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 574с.
7. Лавриненко, В.Н. Философия./В.Н. Лавриненко. – 5-ое издание, М.: Юрайт, 2009, – 561с. (Раздел первый. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии. Ее основные функции)
8. Мамардашвили М.Н. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1998 – 201с.
9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Греко-латинский кабинет, 1996 – 231с.
10. Огородников Ю.Л., Тавыдов Г.Г. Философия: взгляд в начале XXI века // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №4 - С. 316-320
11. Современный философский словарь. – М.:Политиздат, 1998.- 1250с.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое философия? Является ли философия наукой?
2. В чем состоит суть предмета философского познания?
3. Что такое мировоззрение? Какова структура мировоззрения?
4. Какие существуют типы мировоззрения? Каковы особенности каждого типа? Существует ли научное мировоззрение?
5. Когда и где зарождается философия?
6. Что общего между философией и искусством, философией и религией, философией и наукой?
7. Перечислите основные разделы философии. Назовите проблемы, решаемые в рамках перечисленных разделов.
8. Перечислите основные функции философии? Раскройте каждую функцию.
9. Какие существуют специфические особенности у философских проблем? Почему их называют «вечными»?
Тема 2. Исторические этапы развития философии
Занятие 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|