Сделай Сам Свою Работу на 5

Философская мысль России и русского зарубежья





Философские идеи Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.

Философия С.Булгакова: обоснование целостного христианского мировоззрения. Философский интуитивизм: Н.Лосский, С.Франк. Иррационализм Л.Шестова.

Человек и история в философии Н.Бердяева. Онтология свободы и творчества. Смысл истории. Размышления о судьбе России. Персонализм Н.Бердяева. Критика коммунизма и идея аристократического социализма.

Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский.

 

Литература

 

Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С.201-216.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. С.257-388.

Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. С.257-347.

История философии: Учебник для вузов / В.Ильин. СПб, 2003. С.466-685.

Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. С.59-213; 275-357; 387-428; 497-549.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., 2001. С.232-308.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М., 1996. С.104-132.

Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. Русская философия истории. М., 1997. С.68-127; 168-184; 218-275; 290-310.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Никитич. М., 2000. Часть 2. Глава 15-17.



Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995.

Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998. С.86-291.

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. С.197-224.

Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

История философии. Запад – Россия – Восток / Ред.Мотрошилова Н.В. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т.1-2.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Л., 1991.

 

 

Вариант Х (Ц-Ш)

 

Современная западная философия

 

Основные принципы и идеи философского иррационализма. «Философия жизни» (В.Дильтей, А.Бергсон, Г.Зиммель).

Ф.Ницше о человеке и сверхчеловеке. «Воля к власти» как движущая сила человеческой истории. Критика христианской морали. Переоценка ценностей как задача философии. Миф о «вечном возвращении».

Циклическая концепция истории О.Шпенглера. Различия Природы и Истории, Пространства и Времени. Жизнь культуры. Цивилизация как последняя стадия культуры.



 

Литература

 

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. С.581-598; 650-658; 754-758.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С.163-168; 181-191.

Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. С.174-198.

История философии: Учебник для вузов / В.Ильин. СПб, 2003. С.376-386; 418-433.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., 2001. С.206-231.

Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Кн.4.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Никитич. М., 2000.

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. С.227-247.

Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

История философии. Запад – Россия – Восток / Ред.Мотрошилова Н.В. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т.1-2.

 

 

Вариант ХI (Щ-Я)

Современная западная философия

 

Философия экзистенциализма. Теоретические истоки и общая характеристика. Понятие экзистенции. К.Ясперс: учение о пограничных ситуациях, смысл подлинной коммуникации, «осевое» время, смысл и цель истории. Экзистенциализм Ж.П.Сартра и А.Камю. Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Проблема свободы, выбора и ответственности. Обреченность человека на свободу «по Сартру». Человек как проект (экзистенциалистская концепция личности). Жизнь как абсурд в философии А.Камю.

Философия М.Хайдеггера: понятие метафизики и ее основная проблема. Бытие человека в мире. «Язык - дом бытия». Подлинное и неподлинное существование.

Философская антропология. М.Шелер: Положение человека в Космосе. Сущностные признаки человека. Х.Плеснер: ступени органического и человек. Эксцентрическая позиция человека. Философско-биологическая антропология А.Гелена. Философская антропология М.Бубера: Диалог Я и Ты и специфика человеческого бытия, личности, любви, Бога.



 

Литература

 

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. С.581-598; 650-658; 754-758.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С.163-168; 181-191.

Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. М., 2002. С.174-198.

История философии: Учебник для вузов / В.Ильин. СПб, 2003. С.376-386; 418-433.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М., 2001. С.206-231.

Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Кн.4.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Никитич. М., 2000.

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М., 2004. С.227-247.

Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.

История философии. Запад – Россия – Восток / Ред.Мотрошилова Н.В. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т.1-2.

Философская антропология Макса Шелера. Уроки, критика, перспективы / С.-Петербург. гос. ун-т, Филос. фак., Рос. о-во Макса Шелера; отв. ред. Д. Ю. Дорофеев. — СПб.: Алетейя, 2011.

 

РАЗДЕЛ 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

Приступая к изучению философии, следует хорошо запомнить, что она не может быть сведена к сумме положений, которые могут быть «вызубрены» к экзамену. Философия – это сложный, динамичный мир категорий, идей и концепций, проблем и вопросов, требующий вдумчивого, постепенного (шаг за шагом) и систематического освоения. Другими словами, без самостоятельной (и достаточно напряженной!) мыслительной деятельности студента знакомство с философией будет малорезультативным, практически бесполезным.

Для достижения максимальной эффективности в изучении философии следует использовать ряд правил и приемов работы с философскими текстами.

Начнем с того, что в лекционном курсе преподаватель стремится в доступной форме, предельно понятно объяснить те или иные философские положения, продемонстрировать особенности философской постановки проблем и философского же их решения. Желательно, чтобы перед лекцией студент познакомился с соответствующей темой по рекомендованной учебной литературе – понимать лектора становится гораздо лучше. (Все, кто использовал подобную методику, единодушно подтверждают ее полезность).

Далее, помимо учебников и учебных пособий по философии, издаются разнообразные словари и энциклопедии, вводящие читателя в проблемно-содержательное поле философских школ и течений, мыслительных процессов той или иной культурно-исторической эпохи. В краткой и ясной форме и манере изложения (как правило) они дают прямые ответы на широкий круг вопросов, охватывающих философию, а также сопредельные и смежные с ней отрасли знаний. Этим же целям служит издаваемый в Академии словарь-минимум по философии.

Конечно, философия как таковая изучается по трудам самих философов. Частичным решением этой проблемы являются хрестоматии по истории философии, содержащие фрагменты трудов наиболее выдающихся философов по основополагающим проблемам философского знания, предметно знакомящие с оригинальными и глубокими идеями мыслителей прошлого. Такого рода тексты, наряду с вышеперечисленными источниками, входят в состав электронного учебно-методического комплекса по философии в электронной библиотеке Уральской академии государственной службы.

Важный элемент самостоятельной работы студента – конспектирование источников, указанных преподавателем, к семинарским занятиям. Семинарские конспекты углубляют подготовку как к практическим занятиям, так и к итоговой письменной работе (экзамену).

При конспектировании также необходимо придерживаться определенных правил.

Во-первых, указывать выходные данные конспектируемого источника. Делать это лучше в начале конспекта в следующей последовательности: 1) автор; 2) название работы; 3) место издания; 4) название издательства; 5) год издания; 6) с правой или левой стороны конспекта указывается нумерация страниц источника.

Например: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. Санкт-Петербург. Изд-во «Наука», 1993. С.254-271.

Если во время чтения источника у Вас возникают собственные мысли, ассоциации, аналогии, рассуждения, возражения – обязательно их записывайте. Это лучше делать тут же – на полях, далее – через строчку и т.п., через эти «свои» строчки авторы становятся более понятными. Помните, что в конечном счете конспекты нужны Вам – для более четкого и ясного понимания философских проблем.

Во время практического занятия обязательно записывайте основные выводы и обобщения, которые делает преподаватель по ходу семинара. Делайте это тут же – в тетради для конспектов. Рисуйте схемы, стройте таблицы, придумывайте свои символы и сокращения. Выделяйте главную идею, особенно если преподаватель повторил ее несколько раз. Все это – существенное подспорье для написания контрольных и итоговой работ, сдачи экзамена.

Помните, что конспект, пусть даже написанный аккуратно, хорошим почерком, но без Ваших пометок – мертв.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.