Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессиональная мотивация





В поэме Гоголя «Мертвые души» немалое место отведено дет­ству главного героя, бессмертного Чичикова. Почему этот хитрый мальчик из бедной семьи учится с таким прилежанием? Он хочет обязательно подняться вверх по служебной лестнице и зажить барином. Потому-то в конечном итоге он устраивается на службу туда, где можно разбогатеть — в таможню. Разумеется, это не самый показательный пример. Одной из основных тем русской литерату­ры XIX в. было учение как способ «выбиться в люди» — ей уделяли внимание многие великие писатели, от Гончарова до Чехова. Чеховский профессор из «Скучной истории», страдающий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же в молодости побудило его заняться ме­дициной — жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы (это одна из главнейших тем Чехова).

Итак, поговорим о профессиональной мотивации. Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в ос­новном от развития учебной мотивации, а не только от природных способнос­тей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.



Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диа­лектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уро­вень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учеб­ной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитури­ентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинако­выми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, по­скольку этот мотив связан с конечными целями обучения.



В «Заповеднике» С. Довлатова обрисован трагикомический портрет филолога Митрофанова, студентом поражавшего всех своей памятью и эрудицией, а также... фантасти­ческой ленью. Этот человек даже не представлял себе, чем ему заняться, поскольку никак не мог собраться с духом и написать хоть страницу научного текста. В результате он «поплыл по течению» и, руководствуясь ленью, стал экскурсоводом в Пушкинских Го­рах, поскольку, по крайней мере говорить этот эрудит еще не ленился...

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее до­стойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складыва­ется его обучение. Исследования, проведенные в системе начального професси­онального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это поло­жение.

С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1-го курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворен­ность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии оста­ется положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлет­воренности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профес­сией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как прави­ло, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столк­новении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании бу­дущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «воз­можность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т.п. Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения спе­циальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначи­тельное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на твор­ческие методы обучения.



С одной стороны, перед нами — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться толь­ко в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, фор­мирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладе­ния ею должно осуществляться начиная с 1-го курса.

Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что при­чина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Ог­ромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажет­ся, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его уз­коспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессио­нальной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии яв­ляется важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его толь­ко по принципу, изображенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... — пусть меня научат».

В знаменитых «Алых парусах» А. Грина есть замечательные страницы, посвященные тому, как Артур Грэй избирает опасную и нелегкую профессию капитана. Его влечет поэзия странствий, желание повидать мир, но этот юноша, поначалу изнеженный арис­тократ, даже не представляет себе все тяготы обучения. Он начинает с простого юнги, еще не зная, что ему предстоит заучивать огромное количество информации и перено­сить физические лишения, сопряженные с морем: голод, холод, травмы и так далее. Как мы помним, у Грэя сила мотивации оказалась решающей. Однако можно предположить, что, знай Артур побольше о капитанском ремесле и о том, что ему предстоит, учеба шла бы гораздо легче.

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:

1) удовлетворенность профессией;

2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психо­логические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказывают­ся на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психоло­гии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Диагностика отношения к профессии представляет собой собственно психо­логическую задачу. А вот формирование отношения к профессии является пре­имущественно педагогической проблемой.

Удовлетворенность профессией — это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необхо­дим и чрезвычайно важен именно как обобщенная характеристика. Низкая удо­влетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной теку­чести кадров, а она, в свою очередь, приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также высокий уровень профессионализма — один из решающих факторов преодоления психологического стресса.

Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на про­цесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных за­кономерностей — все это более чем актуальные задачи педагогики и психоло­гии.

Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной ме­тодике, разработанной В.А. Ядовым, и представлена количественно в виде ин­декса удовлетворенности профессией. Это индекс, который задан так, что может меняться в пределах от -1 до +1, принимая в данных пределах любые значения. Значение, равное -1, свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 — о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенно­сти используется несколько связанных между собой вопросов. Их помещают на разных страницах опросника, чтобы респондент не соотносил их друг с другом.

Однако определение общего уровня удовлетворенности профессией ничего не говорит нам о причинах удовлетворенности или неудовлетворенности. Чтобы выяснить эти причины, исследователи применяют другую методику, направлен­ную на изучение факторов привлекательности профессии.

Методика впервые также была предложена В.А. Ядовым. Здесь приводится ее измененный вариант (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогиче­ских исследованиях.

Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)

Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отноше­ние к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в ко­лонке Б — что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действитель­но значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

А Б
1. Профессия одна из важнейших в обществе. 1. Мало оценивается важность труда
2. Работа с людьми. 2. Не умею работать с людьми.
3. Работа требует постоянного творчества. 3. Нет условий для творчества.
4. Работа не вызывает переутомления. 4. Работа вызывает переутомле­ние.
5. Большая зарплата. 5. Небольшая зарплата.
6. Возможность самосовершенствования. 6. Невозможность самосовершенствования
7. Работа соответствует моим способностям. 7. Работа не соответствует моим способностям.
8. Работа соответствует моему характеру 8. Работа не соответствует моему характеру
9. Небольшой рабочий день. 9. Большой рабочий день.
10. Отсутствие частого контакта с людьми. 10. Частый контакт с людьми.
11. Возможность достичь социального признания, уважения. 11.Невозможность достичь соци­ального признания, уважения.
12. Другие факторы (какие?) 12. Другие факторы (какие?)

 

Обработка. По каждому из 11 факторов по следующей формуле подсчитыва­ется коэффициент значимости:

где N — объем выборки (количество обследуемых), п+количество обследуе­мых, которые отметили данный фактор в колонке А, количество обследуе­мых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от -1 до +1. Резуль­таты диагностики по группе заносятся в табл. 7.1.

Таблица 7.1

 

Результаты диагностики

Название выборки__________________________________________

Объем выборки_____________________________________________

 

Переменная Фактор
п+                      
п-                      
КЗ                      

 

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учиты­вая соотношение п+ и п- . Необходимо строить интерпретацию с учетом как пер­вого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означа­ет его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

 

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как зна­чимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет поло­жительное значение (привлекает в профессии), а для других — отрицательное (соответственно, не привлекает).

Данная методика многократно использовалась в серии исследований, прово­дившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в начальной профессиональной школе.

Исследования, проведенные в начальной профессиональной школе на раз­личных выборках (отражающих тот или иной профиль обучения и состав вы­борки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения.

В табл. 7.2 мы приводим по трем выборкам пять наиболее значимых факто­ров. Состав каждой выборки — учащиеся профессиональных училищ. Выборка А состояла из девушек, выборки В и С — из юношей. Коэффициент значимости фактора меняется по принципу: I — самый значимый фактор из пятерки наибо­лее значимых, V — наименее значимый фактор из пятерки наиболее значимых.

Структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к про­фессии, почти совпадает в различных училищах, а все специфические различия обычно зависят от профиля училища, особенностей состава учащихся, в том чис­ле и половых различий.

Таблица 7.2

Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся (по данным А. А. Реана)

 

Выборка Факторы и их значимость
I II III IV V
А Важнейшая для общества профессия Негативный фактор: работа вызывает переутомление Работа соот­ветствует спо­собностям   Работа с людьми   Работа требует постоянного творчества
В Большая зарплата   Негативный фактор: слиш­ком частый контакт с людьми Работа соответствует спо­собностям   Важнейшая для общества профессия Возможность самосовер­шенствования
С Большая зарплата   Негативный фактор: работа вызывает переутомление Важнейшая для общества профессия Работа с людьми Работа соответствует спо­собностям  

 

Так, установлено, что фактор зарплаты входит в число наиважнейших. Это согласуется с данными других, в том числе и зарубежных исследований (И. Данч). В одной выборке (см. строку А) фактор зарплаты не вошел в число значимых, что связано, вероятно, со спецификой данной выборки по полу. От­метим, что в исследовании венгерского психолога И. Данча сведения по полово­му составу выборки отсутствуют.

Из табл. 7.2 видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках уча­щихся имеет фактор общественной важности профессии (попал в пятерку наи­более значимых факторов). Таким образом, удовлетворенность выбранной про­фессией зависит от ее объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии. Значит, оба эти фактора спо­собствуют профессиональной стабилизации.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессио­нальной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. В целом его субъективная значимость высока: в первом случае — вто­рой ранг, во втором — четвертый. Эти результаты говорят о четко выраженной ориентации учащихся на творческий подход к будущей профессиональной дея­тельности, независимо от ее специфики и содержания. Ожидание и поиск твор­ческих элементов в будущей профессии порождают особое отношение к ней, су­щественно влияют на ее выбор. При этом, как показывают исследования, такие тенденции проявляются на различных уровнях профессионального образова­ния: как в средней, так и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые посты» (Е.А. Климов) предоставляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо подчеркивает Б.Ф. Ломов, творчество — это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской сфер деятельности. Любая деятельность включает момент творчества. При этом особенно важно воспитывать в учащихся равное уважение к разным видам про­фессионального труда. Недопустимо превозносить одни профессии как творче­ские, увлекательные за счет других, якобы лишенных этих качеств.

Приобретет ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во мно­гом зависит от самой личности.

Как мы помним, работа, которую выполнял гротескный герой «Шинели» Гоголя Акакий Акакиевич, была самой, что ни на есть механической — он служил переписчиком деловых бумаг. Но этот «маленький человек», для которого пошив новой шинели стал вехой в жизни, находил в своей работе источник вдохновения — у него даже были свои любимые буквы... Формирование творческого отношения к различным видам професси­ональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способ­ностей к профессиональному творчеству — необходимые звенья системы профессио­нального обучения и профессионального воспитания личности.

Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащего­ся, его установок, ценностных ориентации, а также характерологических осо­бенностей.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей являет­ся важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в буду­щем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (со­циальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональ­ный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связан­ные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной дея­тельности. Результаты одного из исследований (А.А. Реан, 1990, 1999) хорошо иллюстрируют факт, что даже самый простой анализ профессиональных инте­ресов, осуществленный своевременно, может повлиять на удовлетворенность профессией и ее адекватный выбор. В специально отобранной группе учащихся полиграфического училища, общей особенностью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией, была проведена диагностика профес­сиональных интересов. Обобщенные результаты исследования приведены в табл. 7.3. Как видим, низкую удовлетворенность учащихся избранной професси­ей можно было вполне надежно спрогнозировать еще до их поступления в учи­лище. Действительно, ведущими для данной группы интересами оказались про­фессии типа «человек — художественный образ» и «человек—человек», т.е. ле­жащие вне избранной ими сферы, которая включает профессии типа «человек — знаковая система» и «человек—техника» (машинные и ручные наборщики, пе­чатники и т.д.). Как раз оба этих типа оказались для данной группы наименее привлекательными, более того, профессии, связанные с техникой, у 55% опро­шенных вызывают активное неприятие. Было выявлено лишь двое учащихся, доминирующие интересы которых связаны с техникой; столько же человек име­ли преимущественную ориентацию на профессии типа «человек — знаковая си­стема». Таким образом, у 90% учащихся доминирующие профессиональные ин­тересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими специальности. Совер­шенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обу­чения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

В ходе проведения данного исследования, в процессе бесед и интервью выяс­нилось, что во многих случаях выбор был осуществлен при наличии очень смут­ных представлений о профессии. Показательно курьезное высказывание уча­щейся М.: «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке». Такое понимание профессии делало ее выбор всецело субъективным и неверно обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки на деле от­носится одновременно к типу «человек — знаковая система» и к типу «человек¾человек». Ведущими для М. оказались интересы, связанные именно с последним типом профессий, тогда как специальность печатника-полиграфиста имеет мало общего с профессией секретаря-машинистки.

Таблица 7.3

Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся (по данным А. А. Реана)

 

Показатель Тип профессии
Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знаковая система Человек — художественный образ
Сумма рангов 156,5 148,5
Итоговый ранг III V II IV I
Доминирование интересов (количество случаев)                    
Доминирование интересов (в процентах)   12,5     5,0     30,0     5,0     50,0  

 

Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновремен­ного доминирования двух типов профессии.

 

В настоящее время уже проведены исследования, из которых следует, что между профессиональными интересами и характерологическими особен­ностями личности существует определенная связь. Например, установлено (Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев), что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «человек — человек» (по опроснику ДДО Е.А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности.

Те, кто проявляет интерес к сфере «человек—техника», обладают более высо­кой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и незави­симы, более радикальны и склонны к экспериментам.

Для выбравших сферу «человек — художественный образ» характерна ла­бильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для учащихся, выбравших сферу «человек — знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и незави­симость.

У выбравших сферу «человек—природа» ярко выражена сензитивность, вы­сокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешен­ностью.

Эти и другие данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результа­тами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные ин­тересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответ­ствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются частично по механизму позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

В связи с такими представлениями трудно согласиться с существующей ре­комендацией, согласно которой прогнозирование успешности будущей профес­сиональной деятельности должно в большей мере опираться на характерологи­ческие особенности личности, чем на результаты диагностики профессиональ­ных интересов.

Вообще утверждением, что характерологические особенности всегда преоб­ладают над профессиональными интересами, нужно оперировать очень осто­рожно. С одной стороны, действительно, характерологические особенности в целом более ригидны, чем интересы. Но, с другой стороны, ярко выраженные профессиональные интересы — как элемент в общей структуре мотивации лич­ности — часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворенность профессией в процессе обучения и на ус­пешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбо­ра (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы) — чрезвычайно важные (а при некоторых условиях и определяющие) факторы. От них зависит успешность профессионального обучения. Недаром В.Д. Шадриков заметил, что «принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит ис­ходным моментом формирования психологической системы деятельности». При этом понятно, что и отрыв интересов от возможностей не оптимален. По­этому не случайно в процесс принятия профессии включаются как анализ моти­вов, так и анализ собственных способностей. Дело облегчается тем, что профес­сиональные интересы и характерологические особенности личности, как мы только что видели, тесно связаны друг с другом.

Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о не­прерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее кон­кретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психоло­га — как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе про­фессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личнос­ти компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благо­родная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превраще­ние своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.

 

Резюме

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение лич­ности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установ­ки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности лично­сти во всем их многообразии: от витальных, биологических до высших соци­альных.

В рамках теории известного психолога А. Маслоу выделяется пять базовых потребностей: физиологические, потребность в безопасности, в общении, уваже­нии и признании, самоактуализации. Между этими потребностями устанавли­вается достаточно четкая иерархия. Кроме того, в этой теории выделяются еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические по­требности. Эти две потребности также относятся к базовым, фундаментальным. Однако статус этих потребностей описывается не столь определенно.

Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный пре­стиж, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, дости­жения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние по­ложительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мо­тивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно вы­соких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требу­емых знаний, умений и навыков.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей являет­ся важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в буду­щем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (со­циальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связан­ные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной дея­тельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обуслов­ливающими успешность профессионального обучения.

 

Вопросы и задания

Для самоконтроля

1. Что в психологии понимается под «мотивом»?

2. Какова структура базовых потребностей личности?

3. В чем состоит специфика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи?

4. Какие методы и методики изучения мотивации вы знаете?

5. Какова роль профессиональной мотивации в успешности профессионально­го обучения и трудовой деятельности?

6. Какие методики изучения профессиональных интересов и отношения к про­фессии вы знаете?

 

Глава 8

ХАРАКТЕР

 

Понятие о характере

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее су­щественные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведе­нии человека. Таким образом, характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, пове­дении и общении.

Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях.

В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу в том или ином виде деятельности. Один, потерпев неудачу, впадет в уныние, другой — просто отка­жется от решения задачи и радостно примется за что-то дру­гое, третьего неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством возьмется за дело... Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не долж­ны понимать это как неизменность Характер — это иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчи­вых индивидуально-психологических особенностей личнос­ти, которые формиру­ются в процессе жизнедеятельности, и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельно­сти, поведении и общении.  

черт характера. В процес­се жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, напри­мер, как настроение человека. Изменение характера — это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельно­сти человека, а также в результате целенаправленного воспи­тания и самовоспитания личности.

Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер ¾ это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека, являются в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера ¾ более неизменными, более статичными.

В психологии принято выделять следующие группы отношений человека: отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к миру вещей и явлений, отношение к делу. Нетрудно заметить, что различные черты характера действительно связаны с определенными отношениями. Например, увлеченность, самостоятельность, трудолюбие связаны с отношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность, застенчивость отражают отношение к себе; альтруизм,

доброжелательность, отзывчивость или, наоборот, агрессивность, черствость, нетерпимость выражают отношение к другим людям. На этом же примере можно наглядно показать и различия между психологической теорией характера и психологической теорией отношений. С точки зрения теории характера, отзывчивость, чувствительность, к примеру, является устойчивой личностной особенностью определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях. С точки же зрения теории отношений, один и тот же Изменение характера ¾ это сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.

человек может проявлять высокую отзывчивость, чувствительность по отношению к одним людям, и одновременно демонстрировать образцы черствости, нечувствительности по отношению к другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны. Но особенности отношений личности еще более разнообразны и вариативны.

 

Акцентуации характера

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.