Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон отрицания отрицания





Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»

Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».

Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез(например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.



Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.

ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.



Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.

За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).

Черты развития: 1. поступательность; 2. наличие относительных круговоротов; 3. спиралевидный характер; 4. необратимость; 5. движение от низшего к высшему.

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.

Отрицание – это одновременно и скачок, и разрешение противоречий. Он всегда занимает какое-то время, т.е. отрицание – это тоже процесс, но более интенсивный.

Гегель развил диалектику, но считал, что развивается высший Дух и мышление человека, природа же у него не развивается. Этот закон он формулировал в терминах мыщления:

 

Отрицание-1 отрицание-2

 

Теза (высказывание) антитеза (противоположное высказ.) синтез

-----------------------------!--!------------------------------------------------------------!--!--------------------

мнение противоположное мнение всестор.взгляд

 

Вопрос: Какое место занимает закон отрицания отрицания среди других законов диалектики? С какой стороны он характеризует развитие?

Вопрос: Заполните таблицу:

Вопросы диалектика метафизика
1. в чем причина отрицания?
2. каково отношение между старым (отрицаемым) и новым (отрицающим(?
3. зависит ли характер отрицания от природы явления и внешних условий?
4. какую роль играют элементы старого в новом?

Вопрос: Зная, что происходит в результате первого отрицания и зачем нужно второе отрицание, проанализируйте следующую схему и порассуждайте, что должна представлять собой общественная собственность на средства производства и почему?



Общая собственность На средства произ- водства в первобытном обществе Отрицание 1-е (переход в противо- положность) Частная собственность на средства произ- водства в рабовладель- ческом, феодальном и капиталистическом обществах Отрицание 2-е (по Гегелю – синтез) Общественная Собственность на средства производства

 

Вопрос: Почему процесс развития приобретает определенную направленность? Почему развитие необратимо? Можно ли вернуться в детство? Можно ли предвидеть будущее и почему?

Вопрос: Каково соотношение прогресса и регресса? Возможен ли прогресс без регресса? Что представляет собой социальный прогресс? Стоит ли ввести понятие «цена прогресса» и что под ним понимать?

Вопрос: Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?

Категории диалектики

Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом. ( ЗАКОН – это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений). Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д.

Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п.

***

 

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…

ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…

ОСОБЕННОЕ – это единство единичного и общего в самом предмете.

Ведущим в развитии является общее (например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или другой предмет, науку, изучаем общее).

Общее и единичное всегда существуют вместе как особенное: так, гуманизм, демократия, как общее для разных стран, всегда несут черты культуры, уровня развития этих стран (единичное) и нигде не встречаются в «чистом виде».

Понятия общего и единичного относительные. То, что в одних отношениях является общим, в других может быть рассмотрено как единичное (демократия – общий для демократических стран режим и один из возможного разнообразия политических режимов, а политический режим, тот или иной, есть в любом государстве – общее).

Общее выражает сущность предметов на одной стадии развития (общее нечто есть у всех людей, а именно, способность мыслить и т.п. – это существенно). Но общее для качественно разного – это нечто поверхностное (человек и обезьяна - у них много общего, но в сущности – это разные виды), тут для выяснения сущности надо искать отличия.

В познании мы идем от единичного к общему, если перед нами предметы неизвестные нам, и от общего к выяснению единичного, деталей, если перед нами предметы из известного нам класса предметов (индукция и дедукция).

***

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.

Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.

Категория видимости (кажимости) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.

Сущность – нечто многогранное. Сущность человека: это мыслящее существо, социальное и т.д. Каждая из этих черт сущности имеет свои проявления (явления). Более того, сущность и явления – категории относительные: то, что в одном отношении выступает как сущность, в другом будет выступать явлением. Можно говорить о разных уровнях проникновения в сущность: в познании мы идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Так человек все глубже познает мир, ищет все более глубокие причины (сущности) происходящего.

Сущность категория близкая к категории общего. Сущность – то, что является общим для всех явлений, проявлений предмета. Явление – категория близкая к категории единичного.

Категория сущности близка к категории «закон». Закон – это повторяющаяся, необходимая, существенная связь предметов и процессов.

Например, характер человека можно рассматривать как его сущность. Каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как человек говорит. Но по одному поступку нельзя судить о человеке, так как явление зависит не только от сущности (характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет от характера. То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий.

Кант отрывал сущность от явлений, считал сущность «вещью в себе», т.е. чем-то всегда скрытым и непознаваемым в принципе. Это метафизический подход, так как не видит связей (в данном случае между сущностью и явлением).

Диалектики считают, что сущность дана в явлениях (между ними есть связь), но не в каждом полностью, а только одной своей стороной. Поэтому надо изучить предметы всесторонне.

Сущность весьма устойчива, изменить ее очень сложно. Для этого есть один путь – влиять на явления (а через них – на сущность), т.е. в воспитании ребенка важно создавать условия, чтобы в поступках проявлялись и закреплялись лучшие, а не худшие стороны его характера.

В познании мы иногда идем от явления к сущности, иногда от сущности к явлениям (подумайте и уточните это положение).

***

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это способ внешнего проявления предмета, процесса (его конфигурация, объем, запах, цвет) и внутренняя форма – это структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится».

Содержание– совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».

Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно (материалистическая диалектика исходит из того, что материи присуще саморазвитие), поэтому оно и более изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное соответствие формы и содержания сменяется ростом их противоречивости, достигает стадии конфликта и происходит сбрасывание старой формы и одновременное переделывание содержания. Новый предмет – это новая форма и новое содержание, соответствующие друг другу. То есть форма может тормозить развитие содержания, если перестает ему соответствовать (ведь форма более консервативна, устойчива).

Отношения между формой и содержанием не однозначные. Одно содержание может проявляться («категория» явление близка категории «форма») в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют: 1) содержанию и 2) условиям.

Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).

Рассмотрим пример. Труд без смысла воспитывает не любовь к труду, а отчуждение от него. Почему? Труд – форма, которая без соответствующего творческого, социально и личностно значимого содержания (которое, собственно, и делает данную деятельность трудом), превращается в нетворческую, подневольную рабскую работу, угнетающую, а не развивающую личность.

Приведем пример, связанный с собственностью. Содержанием собственности могут быть и военно-промышленный комплекс, и парикмахерская т.д. В каких формах (государственная, индивидуально-частная, акционерная и т.д.) должна быть собственность и почему? Это зависит от: 1) содержания собственности (что содержится, что является собственность) и от 2) социально-политических условий (например, социализм, капитализм, время, эпоха).

Если рассмотреть способ производства, то производительные силы являются содержанием его, производственные отношения (в частности, отношения собственности на средства производства) являются формой. В определенный момент государственная форма собственности на средства производства стала тормозить развитие производительных сил и началась перестройка, начался поиск новых форм собственности на средства производства.

 

***

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причина –категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает и порождает нечто иное, что называется следствием.

Причина возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов (причина существования молекулы воды – взаимодействие кислорода и водорода, причина существования государства – появление и противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов).

Причина всегда предшествует следствию. Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причины (необратимость причинно-следственных отношений – необратимость времени…).

Действие причины (взаимодействие элементов системы) зависит от внешних условий, поэтому результат содержит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление (причину) от других явлений, выступающих как условия. Наука всегда ищет причины. Найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия (температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов).

Повод– это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину.

Трудности поиска причины связаны еще и с тем, что чаще всего действует несколько причин (противоречий внутри системы взаимодействия). Можно классифицировать причины на главные и неглавные…

Детерминизм признание того, что ничто не происходит без причин (т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью.

Метафизическое понимание детерминизма: причина – это тело (а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В результате, весь мир представляется предопределенным (судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственность за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы.

А вот диалектический детерминизм считает, что причина – взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-то другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит, для выбора, свободы.

Индетерминизм –отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.