|
ПРЕДМЕТ И ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Система «человек — мир» является объектом когнитивной рефлексии самых различных форм мировоззрения: специализированных (мифология, религия, философия, искусство и др.) и неспециализированных (обыденное познание). При этом необходимо с самого начала подчеркнуть, что понятия «человек» и «мир» включены в эмпирический, обыденный язык, а сама мировоззренческая связка «человек, мир, отношение человека к миру» обладает такими уникальными свойствами, как универсальность (эмпирическая всеобщность) и абсолютная полнота. Вместе с тем очевидно и то, что каждая из упомянутых форм мировоззрения рассматривает эту связку под особым углом зрения, абстрагируя, выделяя в ней (конструируя в конечном счете) свой специфический предмет. Последний, как известно, всегда есть не что иное, как результат применения к объекту вполне определенных средств его познания. Содержание предмета в равной степени зависит как от объекта (О), так и от средств его анализа (А), поэтому является всегда функцией от двух аргументов: П (О, А). Изменение средств анализа, познавательного горизонта исследования неизбежно сказывается и на изменении содержания предмета. Вот почему вопрос о выборе методов, средств познания того или иного объекта — это не только чисто гносеологический, но и в существенной степени онтологический вопрос.
Необходимо иметь в виду не только различие предметов основных форм мировоззрения по отношению к единому для них тотальному объекту «человек — мир», но и их различие в предметном видении каждого компонента этой системы: 1) «человек», 2) «мир», 3) «отношение человека к миру». Любая из этих компонент также представляет собой по своим возможным и действительным свойствам сверхсложную систему и является объектом конструирования не только различных форм мировоззрения, но и огромного количества других направлений, дисциплин, теорий научного и вненаучного характера. И совсем нетривиальными представляются проблемы предметной специфики и демаркации именно философского понимания «мира», «человека», «отношения человека к миру» в отличие от соответствующего «видения» этих объектов, с одной стороны, в различных науках, с другой — в различных нефилософских формах мировоззрения, т.е. имеет место существенно разное понимание «мира» не только в философии, но и в мифологии, и в частных науках. «Мир» физика (физическая реальность) отличен и от «мира» химика (химическая реальность), и от «мира» философа (философская онтология), равно как и «человек» биолога (биологическая антропология) отличается от «человека» психолога (психическая реальность) и философа (философская антропология), не говоря уже об отличии их всех от «мира» и «человека» в мифологии, религии и искусстве. Итак, экстенсивно, по тотальности объекта исследования, философия, как и любая другая форма мировоззрения, является знанием о всеобщем. Философская же всеобщность означает полагание, конструирование сознанием (мышлением) универсальных свойств, отношений уже в самой системе «человек — мир» в целом и отдельно в каждом из трех ее компонентов в частности. Эту задачу философия стала сознательно ставить перед собой с самого начала своего возникновения, сохранив эту познавательную интенцию на всем протяжении своего длительного исторического существования и развития. Именно поиск этого «интенсивного» всеобщего и формулирование различных его когнитивных моделей и был терминологически закреплен в позитивном понимании философии как «метафизики». «Метафизика» была и остается сущностью и ядром философии. Можно сказать еще более определенно: без философии как «метафизики» нет и не может быть философии вообще.
Другим не менее важным предварительным условием четкого определения предмета философии является рассмотрение вопроса о том, в каком смысле философия может быть и является «теоретической» формой мировоззрения в отличие от его других форм. Дело в том, что понятие «теоретический» является весьма многозначным. Это связано с тем, что когнитивными антиподами «теоретического» выступают существенно различные понятия — такие, как «практический», «эмпирический», «чувственный», «нерефлексивный», «коммуникативный» и др., которые в свою очередь также отличаются большим семантическим разнообразием. Очевидно, что философствование — это прежде всего деятельность разума, а отнюдь не констатация, суммирование чувственного, эмпирического, практического или мистического опыта. В этом отношении философия с самого начала своего существования (особенно у греков) противопоставила себя обыденному и практическому сознанию как имеющая своим источником мышление, оперирующее не чувственными образами, а общими понятиями и имеющее свою внутреннюю цель — постижение универсальной вневременной объективной истины о мире, принципиально выходящей за рамки конкретно-исторических, социальных и практических потребностей и интересов. У греков термин «теория» понимался именно как «созерцание», как «незаинтересованное», социально и практически неангажированное видение разумом объективной истины, как результат «умозрения», которое в отличие от чувственного познания и практической деятельности не сковано узами «здесь» и «теперь», единичного и особенного, способных быть источником лишь партикулярных, частных истин. Конечно, такая оценка возможностей мышления, положенная в основу оправдания философии как особого мировоззренческого проекта, не могла появиться раньше, чем само мышление в ходе антропогенеза достигло достаточно высокой степени зрелости. О высоком уровне развития мышления к VII в. до н.э., времени формирования философии, свидетельствовали большие достижения древней пранауки (особенно в лоне вавилоно-шумерской, египетской, индийской и китайской цивилизации). Теоретизирование как имманентный способ философствования означает не просто мыслительную, а рефлексивную мыслительную деятельность, т.е. способность мышления познавать и контролировать себя в качестве особого предмета, процесса и результата (знание). И наконец «теоретизирование» с самого начала (пусть не всегда в явной форме) означало такой тип мышления, которое было способно не только к понятийному абстрагированию, анализу и обобщению данных чувственного опыта, но и к конструктивному полаганию (творчеству) вводимых мышлением идеальных объектов, их свойств и отношений («чистых сущностей»). Последние, как хорошо осознавали уже древние философы (Парменид, Платон и др.), принципиально не могли быть даны в чувственном опыте самом по себе. О таком понимании «теоретизирования», его задач и возможностей убедительно свидетельствует сознательная, целенаправленная и успешно реализованная в течение 300 лет древнегреческими математиками и философами программа построения геометрии как теоретической науки. Последняя радикально отличалась по способу своего бытия от предшествовавшей ей (восточной) геометрии, бывшей одной из разновидностей когнитивного «техно» («искусством измерения»), а не доказательной системой знания о свойствах и отношениях идеальных геометрических форм, какой она предстала в «Началах» Евклида. Реализовавшиеся в геометрии поразительные творческие возможности теоретического доказательного мышления настолько укрепили веру древних античных философов в познавательную мощь мышления как средства достижения истины, что они окончательно сделали выбор в его пользу и для построения истинного мировоззрения, достижения высшей мудрости о мире, человеке и об истинном (а значит, и должном) отношении человека к миру. Не случайно девизом платоновской Академии стало изречение: «Не знающий геометрии да не входит сюда!». Казалось, что ставка на разум как на имманентный для философии и единственно эффективный для нее метод решения мировоззренческих проблем сделана окончательно и бесповоротно.
Говоря о философии как рациональной форме мировоззрения, необходимо иметь в виду не только то, что выбор метода, средств постановки и решения проблем мировоззрения сделан в пользу мышления. Нет, речь идет о большем — о рациональном мышлении. Очевидной бинарной оппозицией понятию «рациональное» является понятие «иррациональное». Под последним подразумевают такое содержание и смысл сознания (и мышления в частности), которые принципиально не выразимы в мышлении или выразимы лишь неполно, частично, иносказательно, «заместительно» (переживания, аффекты, эмоции, художественные образы, символы, фундаментальные экзистенциалы, глубинная интуиция, генетическая информация, индивидуальное и коллективное бессознательное и т.д.). Рациональным является такое мышление (и его продукт — знание), в котором реализованы следующие свойства: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их экстенсионалов и интенсионалов; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, описывающими конкретную область мышления); 4) обоснованность (логическая замкнутость используемого множества понятий и суждений относительно некоторого набора правил вывода и определения); 5) открытость для внутренней и внешней критики; 6) рефлексивность (управляемость, контролируемость процесса мышления); 7) способность к изменению, усовершенствованию и развитию всех компонентов мышления, включая его продукт. Конечно, все эти свойства рационального мышления («разума») были выделены в философии не сразу, равно как не было и до сих пор нет единого и однозначного их истолкования, однако тенденция в этом направлении была изначально задана и проявилась с самого начала самоопределения философии (особенно в ее западноевропейской традиции) в качестве особого типа мировоззрения (Пифагор, милетская школа, элеаты, Сократ, Платон, Аристотель и др.). И в этом отношении, в смысле использования мышления именно на рациональных основаниях, и философия, и наука (конкретные, частные науки) выросли из одного корня — рацио, логоса. Первоначально их различие виделось лишь в степени общности философского и частнонаучного знания, что имело в качестве следствия два утверждения: 1) философия — это наука о всеобщем и 2) философия — это аксиоматика для других наук, истинное содержание последних должно быть конкретизацией истинного содержания философии.
Однако осознание и принятие всех вышеперечисленных особенностей философствования не привели философию к единому пониманию ее предмета. В истории философии было предложено более дюжины определений ее предмета: 1) бытие в его всеобщих характеристиках (свойствах, отношениях, закономерностях изменения и развития); 2) общая теория сознания (структура, функции, возможности); 3) общая теория структуры, методов и законов развития познания (и/или мышления); 4) общая теория самосознающей себя культуры; 5) теория общих ценностей; 6) общая теория бытия как жизни; 7) человек в его всеобщих характеристиках и возможностях; 8) всеобщая теория деятельности; 9) практика в ее всеобщих характеристиках и развитии; 10) общая теория материи; 11) всеобщие законы изменения, развития всего существующего; 12) общая теория человеческой экзистенции; 13) общая структура и развитие общества; 14) мудрость и способы ее достижения; 15) общая теория понимания; 16) всеобщие принципы взаимоотношений Я и не-Я; 17) критико-рефлексивный анализ возможностей, условий и способов достижения истинного мировоззрения; 18) лингвистический (семиотический) анализ общих понятий (категорий) и суждений (принципов) и др. Очевидно, что сформулированные выше различные понимания предмета философии в целом не исключают, а дополняют друг друга, полагание и принятие каждого из них имеет конструктивно-консенсуальный характер, все они одинаково законны и имеют полное право на существование. В каждой из концепций делается акцент на особой, но реальной стороне функционирования системы «человек — мир», которые, видимо, не сводимы друг к другу или такое сведение не имеет значимого практического и теоретического смысла. Существующий плюрализм идей относительно предмета философии является, видимо, неизбежным и, с одной стороны, отражает качественное многообразие всеобщих свойств и отношений системы «человек — мир» в целом, а также каждого из трех ее основных элементов, а с другой — очевидно подчеркивает конструктивный характер теоретического мышления.
Вместе с тем это многообразие отнюдь не свидетельствует об отсутствии неких общих исходных моментов у всех указанных выше и других возможных концепций предмета философии. Такими общими и необходимыми исходными пунктами являются: 1) «раскол» всего возможного (теоретического) Универсума на Я и не-Я; 2) полагание «Я» и «не-Я» в качестве теоретических (трансцендентальных) предметов, а не эмпирических реальностей («человек» и «мир»); последние — не более чем возможные материально-отчужденные коннотации Я и не-Я; 3) наполнение конкретным (теоретическим) содержанием Я и не-Я; 4) преодоление раскола единой целостной системы, задание (конструирование) системы взаимосвязей между Я и не-Я.
Исходным пунктом выработки философского мировоззрения, философского отношения к миру, безусловно, является «Я». Во-первых, как наиболее очевидный предмет для рефлексирующего мышления. Во-вторых, как наиболее всеобщее (наиболее абстрактное) выражение сущности человека (Декарт, Фихте, Кант и др.), как его предельная и несомненная репрезентация. Утверждая, что «человек есть Я», философия полагает этим следующие моменты: во-первых, Я есть не общее имя для конкретных людей в их эмпирическом бытии, а трансцендентальный (теоретический) субъект; во-вторых, Я есть самосознающий (рефлексирующий) себя субъект («Я есть Я»); в-третьих, Я есть личность, которой противостоит сфера не-Я как некая чуждая и вместе с тем интенциональная для Я реальность (не-Я — это не Я). Всякая подлинная философия (в отличие от мифологии, религии и натурализма) рассматривает человека именно как личность, а не как имманентный элемент космической (природной), трансцендентной (религиозной) или социальной системы (носителя определенной совокупности общественных отношений). Любая личность, по определению (в отличие от объекта), есть самостоятельная, рефлексивная, конструктивная, творящая и самодостаточная система. Весь спор внутри философии может идти лишь о степени самостоятельности, рефлексивности, конструктивности и самодостаточности Я по отношению к не-Я. В этом отношении главной задачей философии является ответить и обосновать ответ на вопрос: каким образом человек как личность может и должен выстраивать свои «правильные» (оптимальные) отношения с окружающей его сферой не-Я (Богом, космосом, природой, обществом, другими людьми) и самим собой. Механизмом самополагания и постоянного воспроизведения человеком себя в качестве Я (идентификации себя с собой) является трансцендентальная апперцепция (Кант). Любое нарушение этого механизма ведет к разрушению человека как личности, сопровождаясь на эмпирическом уровне серьезным психическим расстройством. Итак, Я реализуется прежде всего в актах самосознания человека, порождая сферу сознания. Развертка всеобщего содержания и структуры последнего может быть представлена в виде следующих уровней и блоков:
А — познавательная подсистема (функция — познание, результат — знание).
В — ценностная подсистема (функция — цели, потребности, интересы, идеалы, результат — регуляция поведения) + взаимодействие А и В.
С - чувственное сознание (ощущения, восприятия, образы, инстинкты, влечения, эмоции, переживания и др.).
Д — рациональное сознание (мышление, дискурс, понятия, концепции, теории и др.) + взаимодействие С и Д.
1 - чувственное (сенсорное) познание (ощущения, восприятия, представления) как результат деятельности различных сенсорных анализаторов (зрение, слух, обоняние и т.д.) и синтезирование соответствующей информации.
2 — рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения, дискурс, идеи, концепции, теории и др.).
3 — чувственные ценности (стремления, влечения, страсти и др.).
4 — рациональные ценности (ценностные понятия и категории, идеалы, нормы, стандарты и т.д.) + взаимодействие всех «блоков» сознания (1, 2, 3, 4) между собой в различных комбинациях.
1' — чувственная подсознательная и бессознательная информация (генетическая и «запамятная» информация).
1" — чувственная сознательная информация (ощущения, восприятия, представления, схемы и образы, символы).
2' — рассудок: эмпирические понятия, эмпирические законы, классификационные системы (обыденное знание, эмпирическая наука и др.).
2" — разум: теоретические понятия, идеализации, идеи, принципы (теоретические системы знания, в том числе научные теории, а также философские и теологические метафизические системы).
3' — чувственные подсознательные и бессознательные ценности и инстинкты, внутреннее самочувствие, неосознаваемые влечения, интересы и т.д. (мистический опыт, музыка, катарсис и т.д.).
3" — сознательные и/или фиксируемые эмоциональные ценности и соответствующие им наблюдаемые поведенческие акты (аффекты и т.д.).
4' — рассудочные ценности: фиксированные в языке системы стандартов, норм, целей, интересов в различных сферах человеческой деятельности и результаты их применения к конкретным объектам, процессам и ситуациям (житейская мудрость, мифология, литература, техно и др.).
4" — теоретико-рефлексивные всеобщие ценности (философия, религия, идеология и др.) + взаимодействие всех «отсеков сознания» (1', 1", 2', 2", 3', 3", 4', 4") между собой в различных комбинациях.
О — область фундаментального чувственного бессознательного (генетическая информация), предельно низкий уровень сознания, который в равной степени может быть отнесен как к сознанию, так и к объективному бытию.
5 — область высшего разумного синтеза (сфера сверх-Я), рефлексивное единство всех «отсеков» сознания, сфера «объективного духа».
Область 5, так же как и сфера О, является пограничной между «чистым» сознанием и «чистым» объективным бытием. Сверх-Я — это сознание, которое полагает себя не просто в качестве высшего сознания, но и как проявление высшего объективного бытия (растворение Я в космосе, объективном разуме или в Боге).
Из понимания сознания как дифференцированной внутри себя целостности закономерно возникают вопросы о «первичности» и «вторичности» отношений между различными его уровнями и подсистемами: познавательной и ценностной, чувственным и рациональным. Обсуждение этих вопросов составило, как известно, одну из главных линий имманентного развития философии, разделив философов на такие оппозиционные течения, как рационализм — иррационализм, сенсуализм — рационализм, эмпиризм (рассудочность) — теоретизм (разумность), когнитивизм — аксиологизм и др. С нашей точки зрения, это оппозиционирование в своей сущности имеет, скорее, инструментальный, нежели теоретически-значимый характер, ибо все уровни и «отсеки» сознания тесно взаимосвязаны между собой в своем функционировании.
Итак, Я как сознание структурировано и в этом аспекте отнюдь не бессодержательно в абсолютном смысле.
На изначальную (априорную) структурированность сознания указывали многие философы (Платон, Декарт, Лейбниц, Гегель, Фрейд и др.), отвергавшие взгляд на сознание как на tabula rasa (Аристотель, Локк, материалисты и др.) Впервые с особой силой это сделал Кант, развив свое учение об априорных формах чувственности (пространство и время), рассудка (категории + законы логики) и разума (теоретического и практического). При всем несогласии с конкретной кантианской трактовкой содержания априорной части сознания (с определением ее как минимально необходимой и в то же время максимально инвариантной структуры по отношению к возможному внешнему опыту познания) после Канта стало невозможно утверждать о «чистом» объективном знании (в том числе и в науке), о бессубъектности (по крайней мере трансцендентальной) любых способов и результатов сознания. Объективно существующую реальность («вещь в себе») невозможно в принципе «видеть» без соответствующих «очков сознания». Структура сознания при этом имеет собственную, независимую от объекта познания природу. Поэтому между сознанием и познаваемым объектом всегда существует определенное онтологическое напряжение, некоторый «зазор», «люфт», преодоление которого и составляет главную творческую задачу любого познавательного акта. Этот «люфт» преодолевается когнитивной волей (идентификационным мужеством «как бы»), основу которого составляет принятие всегда рискованного решения о специфическом тождестве конкретной идеи и конкретного объекта.
Однако философская репрезентация человека в качестве «Я» не может быть сведена к наличию у Я как идеализированного предмета философии только сознания, ибо из последнего самого по себе невозможно «вывести» и объяснить многие эмпирические факты бытия человека: действие, страдание, творчество, жизнь, экзистирование и др. Поэтому необходимо допустить наличие у Я, кроме Сознания и таких фундаментальных свойств, как Воля и Свобода. Итак, Я обладает Сознанием, иначе невозможно объяснить феномены знания и целеполагания. Я обладает Волей, иначе невозможно объяснить феномен действия. Я обладает Свободой, иначе невозможно объяснить феномен творчества. Наконец, лишь постольку, поскольку Я обладает и Сознанием, и Волей, и Свободой, становится возможным объяснить феномен экзистенции. При этом важно подчеркнуть, что и Сознание, и Воля, и Свобода должны пониматься в философии не как эмпирические свойства конкретного единичного субъекта, а обобщенно-идеализированно, трансцендентально, как всеобщие характеристики теоретического Я.
Вторым важнейшим элементом мировоззренческой системы «Я — не-Я» является понятие «не-Я». Постоянно идентифицируя себя с самим собой, Я тем самым утверждает для себя свое собственное существование. Это самоутверждение Я осознается им как бытие для себя (Я есть), или как свое внутреннее бытие. Сфера же не-Я осознается Я как нечто чуждое ему, как внешнее ему бытие, или просто «бытие». Если «сознание» является в философии первой ступенью теоретической конкретизации Я, то «бытие» является подобной ступенью конкретизации «не-Я». Так же как «Я» и «не-Я», «сознание» и «бытие» являются бинарными оппозициями, взаимоотрицают и взаимопредполагают друг друга, полностью исчерпывая собой весь возможный (мыслимый) универсум. Там, где кончается сознание, начинается бытие, и наоборот. И это не требует никакого онтологического доказательства, ибо есть просто следствие присущего рациональному мышлению стремления к определенности. По отношению к сознанию «бытие», с одной стороны, — форма его отчуждения, опредмечивания, а с другой — интенциональная сфера, область возможных значений сознания. Это связано с такими фундаментальными свойствами сознания, как его интенциональность, т.е. направленность во вне, или предметность. В свое время это обстоятельство со всей силой подчеркнул Гуссерль, указав, что сознание всегда есть сознание о чем-то, что не может быть сознания ни о чем. По своей значимости это, безусловно, такой же важный вклад в теорию сознания, каким являлось утверждение Канта об изначальной структурированности сознания, о невозможности неструктурированного сознания. С интенциональной точки зрения, бытие — все то, что может быть означено; все, о чем может быть помыслено и сказано; все, что может быть артикулировано сознанием и языком в качестве предмета сознания. Отсюда необходимость следующих ступеней теоретической конкретизации всеобщих определений бытия: подлинного бытия (реального) и мнимого (ирреального), действительного и возможного, объективного и субъективного, материального и идеального, трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, объектно-предметного и ценностного и др. Многие из указанных видов бытия являются отчужденными (предметными) формами соответствующих отсеков сознания, областями экстенсионалов последних (чувственное бытие — то, которое может быть закодировано органами чувств; рациональное бытие сконструировано, положено мышлением, иррациональное — сферой бессознательного и т.д.) Указанные различия бытия — его всеобщие имманентно структурные характеристики, задаваемые на уровне философской рефлексии. Они не могут поэтому истолковываться как результат некоей эмпирической констатации или научного обобщения. Напротив, указанные различия сами служат необходимыми и предшествующими условиями всякого конкретного познания, определяя их допустимые границы.
Другим способом развертывания всеобщих определений бытия (конструированием его всеобщего содержания как одной из главных задач философии) может быть их имманентное теоретическое развертывание от исходного, наиболее простого, ко все более сложному. Прекрасный образец реализации такого содержательно-конструктивного, имманентно-генетического метода порождения всеобщего содержания «бытия» дал Гегель. Он полагал, что саморазвитие бытия может быть только результатом разрешения его исходного внутреннего противоречия (абстрактное противоречие) через последующее развертывание порождаемой им суммы дальнейших противоречий (конкретное противоречие). Этот философский метод получил название «диалектическое восхождение от абстрактного к конкретному» или просто «диалектический метод». Такое изображение порождения бытием своих всеобщих определений Гегель дал в своей «Логике» (чистое бытие, ничто, определенное бытие; качество, количество, мера и т.д.). Хотя многие (и не без основания) полагают, что механизм самопорождения и развития бытия (= Абсолютной идеи) является у Гегеля слишком жестким и искусственным (тезис — антитез, синтез и т.д., но на новом уровне развития исходного противоречия бытия), а также телеологичным, бесспорно, что последовательность категориального осмысления бытия Гегель выразил в целом достаточно интересно. В отличие от Канта он решительно подчеркнул творческий характер мышления как его имманентное и всеобщее качество. Согласно Гегелю, мышление — субстанция творческая и творящая, в этом он, безусловно, прав. Все особенности гегелевской теории бытия (и ее плюсы, и минусы) вытекают из двух некритически принятых им посылок: 1) бытие тождественно мышлению и 2) развитие, понимаемое как бесконечный прогресс, является необходимым и всеобщим атрибутом бытия.
Критическому анализу данных философских принципов посвящено огромное число работ. Здесь будет уместно напомнить лишь три серьезных возражения Гегелю: 1) рационализация Гегелем бытия приводит к серьезной недооценке роли случайности, неопределенности и творческого характера бытия; 2) система Гегеля с ее претензией на Абсолютную Истину, на законченное изображение бытия противоречит одному из своих собственных принципов — принципу всеобщего отрицания и развития, т.е. заключает логическое противоречие; 3) принцип тождества бытия и мышления, дополненный претензией на истинность своей философии имел своим неизбежным следствием оправдание Гегелем существующей в его время социальной действительности как разумной. Многочисленные данные современного естествознания, теорий общественного развития, когнитивных наук убедительно свидетельствуют о том, что эволюция (направленное, необратимое изменение), а тем более развитие (восходящая, прогрессивная эволюция) являются лишь частными способами изменения бытия и скорее исключением, чем правилом, в отношении всего множества происходящих в бытии процессов.
Одной из главных проблем самоопределения философии в учении о «сознании» и «бытии» является вопрос о том, где кончается философское содержание этих понятий и начинается нефилософское и, в частности, научное их понимание. Представляется, что правильным ответом на этот вопрос является следующий: там, где кончается внутренний рефлексивный опыт мышления и начинается внешний опыт сознания, внешний опыт деятельности мышления. Этот внешний опыт сознания начинается с признания существования за рамками сознания некоей независимой от него реальности («объективной реальности», «вещи в себе»), которая имеет источник своего содержания в самой себе, функционируя и развиваясь по собственным имманентным законам этого содержания.
Внешний опыт познания сознанием бытия заключается во взаимодействии с ним на равных, в попытке в ходе этого взаимодействия с помощью определенных средств сознания (наблюдение, эксперимент, теоретическое моделирование и т.д.) ассимилировать и присвоить его содержание («интериоризация»). Хотя бытие в качестве объективной реальности постулируется независимым от сознания, образ этого бытия, его видение в существенной степени зависят не только от содержания самого предмета, но и от наличного сознания и его конструктивных возможностей. Всякий внешний опыт и, соответственно, его результат — знание принципиально субъект-объектны. Всякий образ объекта зависит не только от содержания самого объекта, но и от взаимодействующего с ним сознания (его содержания, установок, целей, возможностей). Таким образом, траектория нефилософского, а конкретно-научного исследования бытия начинается с полагания последнего как «объективной реальности», а научного исследования сознания — как «психики», бытийной проекции сознания. Дальнейшая конкретизация «объективной реальности» происходит в рамках различных естественных, технических, социальных наук и комплекса наук о человеке (естественно-научная реальность, техническая реальность, социальная реальность, а также физическая, химическая, биологическая, историческая, экономическая, политическая и другие реальности и их отдельные элементы). Соответствующая научная конкретизация сознания проникает в сферу когнитивных наук (психологическая, физиологическая, лингвистическая и другие объективные проекции сознания и их отдельные элементы). Нефилософской конкретизацией «бытия» является такая объективная и вместе с тем трансцендентная реальность, как Бог (часть «религиозной реальности»), лежащая за пределами научного и вообще рационального познания. Наконец, одной из конкретизации понятия «объективная реальность» является «материя» как та часть объективной реальности, которая является принципиально наблюдаемой и способной быть зафиксированной с помощью органов чувств (предмет эмпирического познания). Вот почему материализм — имманентная установка эмпирического естествознания и вместе с тем граница его понимания бытия.
К числу важных философских проблем бытия относятся вопросы его целостности, единства и многообразия. Во-первых, бытие целостно потому, что целостен его антипод — сознание, которое познает его, упорядочивает и структурирует (в адаптивно-билогических и практических целях). Во-вторых, бытие целостно потому, что для него удается сформулировать (по существу — задать) целый ряд всеобщих свойств, связей, отношений (протяженность, длительность, изменение, симметрия, причина, следствие, закон, связь, детерминация, сущность, явление, необходимость, случайность, возможность, действительность, системность, структурная организованность, противоречивость и др.), которые хорошо подтверждаются наукой. Наконец, в-третьих, бытие целостно потому, что его удается представить в виде единой системы, состоящей из множества взаимосвязанных подсистем: трансцендентное и имманентное бытие, чувственное и трансцендентальное, рациональное и иррациональное, эмпирическое и теоретическое, объективное и субъективное, материальное и идеальное, Космос, Природа, общество, человек, геосфера, биосфера, экосфера и др. Единство бытия заключается в его системности и организованности. Единство бытия не только не исключает его многообразия, но, напротив, с необходимостью предполагает наличие последнего. Бытие — это единое многообразие или многообразное единство существующего.
Итак, сознание и бытие образуют исходную бинарную оппозицию философского мировоззрения. Является ли какой-то из этих элементов ведущим («первичным») в системе «сознание — бытие» и определяющим ее целостность? Или оба этих элемента по своей значимости равноправны в своем функционировании? Связаны ли они между собой какой-то системой отношений и если да, то какой именно? Возможны ли типы систем, воплощающих их единство? Сформулированные выше вопросы образуют содержание так называемого «основного вопроса философии». Очевидно, что логически существует три возможных ответа на данный вопрос. Первый — монизм, согласно которому один из элементов должен быть первичным, ведущим, определяющим по отношению к другому. Монизм возможен и существует в двух вариантах: 1) бытие первично, сознание вторично (его частным случаем является материализм, понимающий бытие как «материю»); 2) сознание первично, бытие вторично. В зависимости от понимания сознания (либо как атрибута Я, либо как мира объективных потенций, сущностей, проформ бытия) различают субъективный и объективный идеализм. Второй логически возможный вариант ответа на основной вопрос философии — дуализм (признание «сознания» и «бытия» равноправными и полностью или частично независимыми элементами универсума). Третий логически возможный вариант — основной вопрос философии является некорректным, бессмысленным и должен быть дезавуирован с точки зрения его когнитивной законности. Каждый из рассмотренных выше логически возможных вариантов решения основного вопроса философии имел и имеет в философии немало видных сторонников. Выбор в пользу того или иного варианта невозможен на чисто логических или теоретических основаниях. Как показывает опыт истории философии, каждое из них одинаково хорошо фундировано многочисленными аргументами их сторонников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|