Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие и широкое распространение массмедиа.





Под массмедиа мы понимаем средства массовой коммуникации, т.е. технологии и институты, через которые распространяются самые разные формы информации и коммуникации, а также сами медиа, т.е. инструменты для передачи значения. В этом смысле кинофильм, радио, телефон или телепередача – это такие же медиа как печатный текст, человеческий голос, картина и скульптура. Несложно заметить, ХХ век уникален тем, что в этот период произошло как минимум три медийных революции: газету заменило радио (а также телефон, телетайп), затем на смену пришло телевещание (плюс позже видеопленка), и вслед за ним пришли компьютеры и интернет.

Значимость распространения массмедиа была осознанна еще в середине ХХ века, когда возникла коммуникативистика (или медиалогия). Эта наука изучает гуманитарные аспекты коммуникации, развитие информационных систем и средств, а также влияние их на социум.

В эволюции массмедиа, наиболее значимых для постмодерна, можно выделить три ключевых момента.

Во-первых, со второй половины ХХ века стала явной тенденция к соединению разнородных медиа в единую глобальную сеть, в которой происходит постоянное взаимодействие между старыми и новыми медиа. Так, например, с развитием сети интернет в нее все более активно встраивается видео-контент. С другой стороны современные формы (например, чат, смс) воздействуют на прежние медиа такие как речь и письмо. Этот фактор является одной из причин формально-стилистических поисков постмодерна, который стремится говорить адекватным современности языком. Другой аспект глобализации обмена информацией, который пытаются осмыслить и использовать постмодернисты, это высокая скорость и доступность данных. Быстрый обмен информацией плюс появление все новых инновационных технологий и средств коммуникации приводит порой к ощущению непредсказуемости и хаотичности системы, что привлекает критиков структурности.



Во-вторых, начиная с 80-х годов в сфере конструирования массмедиа начинает доминировать визуальный аспект. К концу ХХ столетия стало общим местом признание того, что визуальная культура не просто потеснила вербальную культуру, но и стала эталоном подачи информации в современных медиа. Визуальная составляющая видео, компьютерных игр, комиксов, рекламы, интернет-медиа серьезно изменила возможности и смыслы современного потребления, особенно в области массовых коммуникаций. Постмодерн чутко уловил эту тенденцию, что привело к появлению двух тенденций. Первая – это обращение философов к анализу кино, видеоклипов, рекламных образов. Вторая заключается в использовании визуальности для создания своего нарратива (повествования).



В-третьих, в структуре медиа вместе с повышением объемов потребления информации, повышается и возможность манипуляции. Собственно визуальная составляющая как раз чаще всего принимается некритично, т.к. воспринимается как непосредственно запечатленная реальность, а рефлексия контекста (что за сообщение иллюстрирует/подтверждает эта картинка или видео) требует специальной подготовки и усилий. К тому же при широком выборе среди источников информации большинство стремится не к критическому сравнению данных, а к отбору тех источников, чья информация в наибольшей степени вызывает согласие у потребителя. Тем самым избыток информации ведет скорее к сужению кругозора, что порождает определенного рода скепсис в отношении перспектив развития общества.

Постмодернисты в конечном счете занимают двойственную позицию в отношении современных медиа. С одной стороны, они признают, что мир все больше становится симулякром, т.к. для большинства населения планеты он выглядит не таким, каков он в действительности, а таким, каким его подают СМИ. Речь идет уже не о сознательном манипулировании сознанием масс, а о внутренней логике самих СМИ, построенной как языковая игра. Ключевой пункт этой логики - отказ от строгой ориентации на объективность, т.к. она подразумевает опору на метанарратив (который по мнению постмодернистов дискредитирован). Это ведет к тому, что современные медиа больше не конструируют мир как целое, скорее напротив, картина мира представляется дискретной, т.е. набором, сменяющих друг друга картинок, связность которым придает только их последовательность и непрерывность. С другой стороны, доступность средств коммуникации представляется как возможность озвучить и ретранслировать свой личный уникальный опыт, т.е. быть услышанным. Иными словами, блоги и развитие интерактивного компонента современных СМИ позволяют обычному потребителю стереть грань между теми, кто создает новости, и теми, кто потребляет. Впрочем, включение все большего числа людей в языковую игру современных медиа вряд ли повысит их степень реалистичности или адекватности, скорее напротив.



Глобализация и глобальные проблемы.

Под глобализацией обычно понимается процесс всемирной экономической интеграции и унификации, за которой последовали схожие процессы в области культуры, религии и социально-политического устройства. В культурном плане глобализация часто отождествляется с американизацией, т.к. значительная часть крупных корпораций ассоциируется с американскими брендами и американским образом жизни. Первоначально глобализация считалась позитивным явлением, которое должно создать систему мирового разделения труда так, чтобы каждый производил то, что он способен производить дешево и качественно. Однако уже в 70-80-е годы стало ясно, что глобализация сопряжена с рядом негативных тенденций в мировом развитии, и пока не предложено действенных способов справиться с ними. Так, например, рост терроризма, ставшего всемирной угрозой, связывают с конфликтом традиционных обществ и местных религий с агрессивно навязываемыми ценностями глобализма. В связи с этим важную роль в мироощущении постмодерна играет сознание глобальных проблем.

Идея о том, что современный мир стоит перед рядом неразрешенных проблем, которые угрожают стабильному развитию или даже всей жизни на Земле, в отчетливой форме была отрефлексирована и озвучена в 60-е годы ХХ века. На тот период самой актуальной и тревожащей проблемой была угроза термоядерной войны, в дальнейшем к ней добавились экологические и демографические проблемы, а также ряд вероятных угроз (например, астероидная). В силу этого во второй половине ХХ века в культуре стали все более ощутимы параноидальные элементы (попытка предотвратить угрозу) и пессимистические прогнозы. К концу ХХ столетия гибель планеты от того или иного глобального катаклизма стала ключевой темой фантастики (в т.ч. породила целый жанр фильма-катастрофы).

Этот эмоционально-психологический фон в некоторой степени объясняет нередко присущий постмодерну акцент на пессимизме, цинизме и усилении негативных аспектов в исследуемых явлениях.

Демократизация.

Демократизация – это процесс распространения демократии на государства и народы мира. Очень часто этот процесс считают одной из составляющих глобализации. Демократизация предполагает развитие сферы прав и свобод как внутри государств, так и на международном уровне. Для постмодерна важна, впрочем, не политическая сторона, а скорее культурное обеспечение демократизации. В силу этого можно выделить два ключевых момента постмодернистского типа мышления, связанных с демократией.

Во-первых, это культура толерантности. Толерантность – это возникшая во второй половине ХХ века идеология, согласно которой граждане должны быть терпимы к иному образу жизни, поведению, религиозным и мировоззренческим принципам. Многие считают толерантность продолжением либерального принципа о свободе индивида, ограниченной только свободой другого. В рамках этого принципа в постмодерне возникла цель озвучить и оправдать позицию самых разных социальных групп, которые прежде не были услышаны или были лишены права сами описывать свой опыт. Наиболее близкой эта цель оказалась для антиколониальных и этнографических исследований, движений феминисток и борцов за права сексуальных меньшинств, а также движений в защиту мигрантов и политических беженцев. Здесь следует отметить и критику такого подхода. Дело в том, что сама попытка написать историю «угнетенных и отверженных» окончательно конструирует эту социальную группу как жертв. Виктимизация чужого опыта в данном случае ведет не столько к толерантности, сколько к искаженному представлению о социальной группе. Прежние же стереотипы о тех или иных маргинальных группах благодаря постмодернистской деконструкции никуда не исчезают, а просто становятся рефлексивными, т.е. более сложными, менее заметными и снабженными многочисленным количеством оправданий.

Во-вторых, это логика горизонтали. Под логикой горизонтали здесь понимается попытка ряда постмодернистов создать философский дискурс, в котором нет явной или подразумеваемой иерархии уровней. В рамках критики метафизики, само представление чего-либо как высшего или низшего считается скрытой субъективной или идеологической оценкой. Иными словами, горизонталь подразумевает отказ от ранжирования явлений, а часто и от какого-либо серьезного их сравнения. Постмодерн видит в логике горизонтали подрывной жест против типа мышления, который рано или поздно приводит к антидемократическим проявлениям. В силу этого ряд философов постмодерна создают плюралистические онтологии, в которых нет центра, единого упорядочивающего принципа, а элементы мира складываются в самые разные композиции и ансамбли. Порой этот принцип толкуется чересчур упрощенно и плоско, в то время как связь между выстраиванием приоритетов и вертикалей с одной стороны и тоталитарными представлениями совсем не столь однозначна. В конечном счете, даже демократия предполагает делегирование власти лучшим – например, выигравшим конкуренцию (античный принцип агона) или способным убедить своей речью большинство.

В целом же демократизация оказала серьезное влияние на постмодерн, который с заметной настойчивостью критикует любые проявления властного подчинения элементов целому – будь то в теории или в социальной практике. Это, в конечном счете, привело к неоправданному расширению содержания понятия «тоталитаризм». В итоге тоталитарным постмодерн может признать не только политический режим, но и стиль в искусстве, язык как таковой или даже жизненную практику (например, сексуальную).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.