Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-экономические предпосылки зарождения постмодернизма.





Идеи и концепции меняются потому, что меняются люди, которые их создают и воспринимают. Изменение же людей в свою очередь подразумевает изменение их исторической ситуации, социальной и экономической организации, особенностей массовой и индивидуальной психологии, порожденных серьезными сдвигами в жизни обществ и государств. В силу этого постмодерн и постмодернистская философия довольно часто описываются как реакция на изменения в самом обществе, а не в идеях. Самой важной порождающей причиной эпохи постмодерна считается капиталистическое устройство общества, или, как формулирует это Джеймисон, «культура позднего капитализма». Далее мы обрисуем несколько важных причин для появления постмодерна, которые прямо или косвенно связаны с доминирующей сегодня экономической формацией.

Общество потребления.

Общество потребления – это условное понятие, призванное зафиксировать произошедший во второй половине ХХ века рост массового потребления материальных благ с увеличением доли демонстративного потребления и формированием системы ценностей и установок, стимулирующими еще большее потребление. В термине «общество потребления» наибольшую значимость имеет психологическая составляющая, возникающая у человека в подобном обществе. Впервые о демонстративном потреблении написал Торстейн Веблен в начале ХХ века. По его теории, это такой вид потребления, который главной целью имеет сохранение или увеличение социального статуса, а не удовлетворение потребности. Иными словами, такое потребление тесно связано с бессознательными желаниями и страхами (в т.ч. соперничество, зависть и т.п.). Если в начале века этот вид потребления был свойственен нуворишам и творческим профессиям, то во второй половине столетия признаки потребления ради статуса явно обнаруживаются и у других групп, особенно у среднего класса. Стимуляция массового спроса в потребительском обществе стала формой ответа на кризисы перепроизводства (в т.ч. Великую депрессию). Одним из первых эту идею предложил экономист Мейнард Кейнс. Он считал, что главной задачей экономики является поддержание платежеспособного спроса. В позднем капитализме эта задача решается путем расширения сектора услуг (в т.ч. совершенно бесполезных или избыточных), стимуляции спроса (реклама, маркетинг), широкого потребительского кредитования и подкрепления на всех уровнях противоречивой потребительской мотивации. Противоречивость такой мотивации неоднократно отмечалась исследователями: современный потребитель с одной стороны желает быть «не хуже других», с другой стороны, потребность в том или ином товаре все чаще подкрепляется стремлением быть «не как все», т.е. подчеркнуть свою индивидуальность.





В качестве основных следствий общества потребления отмечают следующие: рост доходов и изменение структуры потребления (увеличение доли затрат на внешность, развлечения и образование), сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени, размывание классовой структуры, индивидуализация потребления.

Если внимательно посмотреть на те средства, которыми решается задача поддержания спроса, то можно увидеть в увеличении стимуляции спроса одновременный рост контроля за индивидом. Стимуляция в какой-то момент становится манипуляцией, а затем и программированием, что в итоге приводит к серьезной деформации ценностно-мотивационного комплекса человека. Адаптируясь к среде, в которой потребление имеет ключевое значение, индивид рискует утратить другие навыки и желания, что вполне может обернуться деградацией. Многие постмодернисты обращали внимание на тот факт, что общество потребления к концу ХХ века стало скорее серьезным фактором массовой психологии, в то время как реальные проблемы никуда не исчезли. Производство и потребление позднего капитализма опираются не на реалии, а на фантазм бесконечного роста. В действительности же большинство ресурсов и благ конечны и исчерпаемы. Более того, современная экономика все чаще оказывается виртуальной сферой, в которой обмениваются знаками и символами (для которых реальные блага – случайные носители). В этом повороте анализа легко увидеть специфику постмодерна: для него едва ли не все становится знаком или текстом – будь то предмет роскоши, массовый бренд, реклама, котировки ценных бумаг или кредитные рейтинги государств.



Товарное производство при позднем капитализме не просто сформировало рамки общества, но и в итоге поглотило эстетическое производство. Искусство сегодня – часть индустрии развлечения. Кроме того массовое производство ведет к фундаментальной мутации самого предметного мира: все больше вещей, окружающих и в какой-то степени формирующих нас, организованы не как вещи для жизни, а как вещи для потребления. Это серьезно влияет на их эстетику и функциональность.

Стоит заметить также, что хотя постмодернисты иногда и критикуют общество потребления и его уловки, во многом постмодерн очень близок по стилю экономике, обращающейся к нерациональной части потребителя. Ведь, по большому счету, реклама с помощью образов и социальных стереотипов создает некоторое подобие мифа, но и постмодернист с помощью своей теории скорее конструирует некий социальный миф, нежели разоблачает его.

Урбанизация.

К концу ХХ века чуть более половины всех жителей планеты являются горожанами, а каждый пятый землянин проживает в крупной агломерации. Житель большого города испытывает сильное воздействие среды, в результате чего формируется ряд социально-психологических особенностей. Постмодерн пытается культивировать эти особенности, смягчая или объясняя негативные переживания, присущие опыту жизни в большом городе.

Среди ключевых особенностей вслед за Стэнли Милгрэмом можно выделить следующие.

Во-первых, большая эмоциональная отстраненность, чем у жителей небольших сообществ. Общение горожан имеет тенденцию сводиться к узким рамкам ролевого общения. Это в свою очередь запускает эволюцию норм поведения в сторону обезличенности контактов и невмешательства в чужую жизнь. Житель агломерации имеет слишком много контактов, чтобы по-настоящему вовлекаться в них эмоционально, поэтому улыбки и вежливость становятся не столько выражением настоящих чувств, сколько экраном, предупреждающим конфликты. Однако невмешательство в жизнь других может рассматриваться и как уважение права на проявление их индивидуальности (даже идущие вразрез с общепринятыми нормами) или права на социальное уединение. Постмодернизм очень ярко воплощает в себе эту двойственность. С одной стороны, он стремится ценностно уравнять мейнстрим и маргинальные течения, принимая даже ряд девиаций (как индивидуальную форму желания или удовольствия). С другой же стороны, обезличенность и отчужденность контактов приводит к устойчивому чувству психологической уязвимости и незащищенности. Эта тревожная подозрительность и хрупкость внутреннего мира неизменно присутствует в мироощущении постмодернистов.

Во-вторых, большие объемы сенсорных стимулов и вербально-текстовой информации приводят к тому, что значительная часть информации в сознании горожан вытесняется на периферию. Так многие «не помнят» лица соседей, коллег в большой компании, обслуживающего персонала в магазинах и других учреждениях, а в силу дефицита времени часто вырабатывается бессознательное игнорирование проблем других людей (в т.ч. и близких). Особо следует отметить также такие феномены как «грусть новых городов», «звуковое опьянение», «транспортная усталость», «феномен очереди», «одиночество в толпе» и искажение чувства пространства. В больших городах опыт человека насыщен конкурентной борьбой и взаимодействием с массами (пробки, очереди и т.д.) – все это приводит к более резкой реакции на стресс-факторы. Так, например, горожане испытывают острую необходимость иметь привычный и уютный быт, поэтому хорошо известен феномен «грусти новых городов», суть которого в том, что процент депрессий гораздо выше в домах-новостройках. Другой показательный феномен – «звуковое опьянение», при котором человек испытывает чувство тревоги при отсутствии городского шума. Вышеперечисленные феномены часто воспринимаются постмодернизмом как косвенные подтверждения его концепции расщепленного и несамостоятельного субъекта. Вместе с тем, у некоторых авторов появляется и своего рода наслаждение такой жизнью – жизнью в соседстве с негативными проявлениями.

В-третьих, современный город обычно совмещает в себе типовую обезличенную архитектуру и избыток ярких рекламных сообщений. Оба эти явления порождают эффект отчуждения личности, что в свою очередь вызывает ответную реакцию – стремление утвердить свою индивидуальность. Именно ценность индивидуального самовыражения в современной культуре на фоне отчуждающих городских условий порождает ряд новых явлений в культуре – например, стрит-арт, сетевое творчество, разного рода постмодернистские акции (хепенинги, перфомансы). По своей форме такие акции очень часто рассчитаны на скандал, нечто шокирующее, т.к. только сильное впечатление способно пробить броню эмоциональной отчужденности горожан. И эта черта весьма характерна постмодерну (в т.ч. в философских текстах).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.