Сделай Сам Свою Работу на 5

Из истории парашютного спорта





В.Г. Гайворонский,

В.А. ПОНОМАРЕНКО, С.А. Попов

 

 

Основы

Парашютного спорта

 

Ростов-на-Дону


УДК

ББК

К

Печатается по решению дирекции спортивно-оздоровительных программ и

спортивной комиссии профсоюзной организации работников и обучающихся

Южного федерального университета

Рецензент:

Начальник Шахтинского авиационно-технического спортивного клуба

ДОССАФ России – В.И. Никитенко

 

Гайворонский В.Г., Пономаренко В.А., Попов С.А.Основы парашютного спорта. - Ростов-на-Дону: ИПК ЮФУ, 2013. 98 с.

 

Учебное пособие по элективному курсу «Основы парашютного спорта» разработано преподавателями Южного федерального университета В.Г. Гайворонским, В.А. Пономаренко и С.А. Поповым.

Учебное пособие предназначено для студентов, проходящих курс подготовки парашютистов первоначального обучения в секциях парашютного спорта, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей становления парашютного спорта и современным развитием парашютизма.

 

© Гайворонский В.Г. и др, 2013.

© Южный федеральный университет, 2013.


СОДЕРЖАНИЕ



 

Введение…………………………………………………………………………………
1. Из истории парашютного спорта………………………………………………….
2. Многоликость современного парашютизма……………………………………..
3. Виды прыжков с парашютом……………………………………………….….….
4. Тактико-технические данные, конструкция и укладка некоторых учебно-тренировочных и десантных парашютов…………………………………………..
4.1. Парашют Д-1-5у. Назначение и описание………………………………….…..
4.2. Парашют Д-1-5у. Укладка …………………………………………………..…...
4.3. Запасной парашют З-5……….…………………………………………………...
4.4. Страхующий прибор ППК-У…….……………………………………………….
5. Типовой инструктаж для начинающих…………………………………………..
6. Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом……………………..
Заключение (общие наставления перед первым прыжком)…………………...…
Литература…………………………………………………………………………..….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Занятие парашютным спортом является одним из современных методов физического развития и оздоровления молодежи, а также самым уникальным способом формирования волевой личности. Прежде всего, он приучает к работе в команде, воспитывает чувство ответственности, учит самостоятельно принимать решение. Парашютный спорт лежит в основе патриотического воспитания современной молодежи.



В пособии авторы-составители подготовили некоторый обзор истории парашютного спорта от зарождения воздухоплавания до изобретения парашюта и появления воздушно-десантный войск. Отдельное внимание уделено многоликости современного парашютного спорта и различным видам прыжков с парашютом.

Авторы предусмотрели описание тактико-технических данных, конструкций и способов укладки некоторых учебно-тренировочных и десантных парашютов.

Инструкции, приведенные в данном издании, в том числе и типовой инструктаж для начинающих, не являются совершенными и обязательными для исполнения. Они представляют собой лишь общий обзор действий парашютиста и носят рекомендательно-ознакомительный характер, а особые случаи при выполнении парашютных прыжков корректируются на каждом аэродроме с учетом местных условий.

Из многолетнего опыта организации работы секции парашютного спорта в Южном федеральном университете можно заключить, что современные молодые люди интересуются парашютным делом и готовы покорять небо. Им и адресована данная работа.

Особую благодарность авторы-составители выражают руководству Ростовского областного совета ДОСААФ России, Шахтинского авиационно-технического спортивного клуба ДОСААФ и Федерации парашютного спорта Ростовской области за многолетнюю помощь и поддержку студенческого парашютного движения.



Авторы-составители будут признательны за отзывы, замечания и пожелания к вопросам, рассмотренным в издании по электронному адресу: rus-siluet@mail.ru.

 

Из истории парашютного спорта

 

Парашют Леонардо да Винчи.

Парашют является самым древним средством передвижения по воздуху.

Первые сообщения о парашюте в Европу привез французский миссионер Вассон из Пекина. На одном из старых китайских папирусов было написано, что уже в 1306 году на празднике по случаю коронации императора Китая Фу Киена в Пекине кульминацией представления стали прыжки бесстрашных подданных с высоких башен. Китайские храбрецы спускались на землю, держась за бумажные зонты с жестким каркасом.

Как известно из европейских хроник, первый проект парашюта принадлежит всемирно известному итальянскому ученому и художнику Леонардо да Винчи. Проект относится к 1483-1518 годам. Он подробно описан в книге да Винчи - «Атлантический кодекс», которая и по сей день хранится в итальянском городе Милане. Леонардо да Винчи пишет: «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и высотой в 12, то он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя».

При переводе в современную метрическую систему (локоть равен 44 см), размер полотна составит 528 на 528 см. Соответственно, площадь устройства, предложенного ученым, равна примерно 28 кв. м. Площадь современных парашютов для людей, в зависимости от назначения и материала, имеют площадь от 23 до 100 кв. м.

Итальянский ученый на основе наблюдений за падающими телами в воздухе сделал вывод, что скорость падения тела зависит не только от его веса, но и от его площади, создающей сопротивление. Леонардо да Винчи смог сконструировать такой парашют, который действительно выдерживал вес и площадь человеческого тела в воздухе. Однако, в виду ненадобности таких устройств в 16-м веке, испытать парашют на практике ученому не удалось.

Воздушный шар.

В 1784 году человеку впервые удалось оторваться от земли и воспарить как птица. Первыми создателями воздушного шара стали два француза - Жозеф Мишель Монгольфье и Себастьян Ле-Норман. Первый воздушный шар был наполнен горячим воздухом, позже шары стали наполнять водородом, позволяющим увеличить высоту подъема шара над землей.

С увеличением высоты остро стал вопрос спасения воздухоплавателей при отказе шара и в других непредвиденных ситуациях. Для того, чтобы обеспечить воздухоплавателей надежными средствами спасения вновь обратились к парашюту, который к тому времени изредка использовался храбрецами в цирковых представлениях. Так полеты на воздушных шарах доказали, что парашют просто необходим как дополнительное снаряжение.

Среди известных воздухоплавателей, посвятивших всю жизнь полетам на воздушных шарах, выделяется Жан Пьер Бланшар, который провел множество разнообразных опытов и полетов. Он первый в 1785 году пересек пролив Ла-Манш по воздуху.

В 1784 году Бланшар сконструировал парашют с плоским куполом и диаметром в 7 метров. Купол его парашюта крепился под воздушным шаром, соединяясь с гондолой, и, при отказе средства воздушного передвижения, он должен был обеспечить ему безопасное приземление. Бланшар жил воздухоплаванием, и оно обеспечивало ему жизнь. Он собирал уйму людей на свои представления. Когда простые полеты перестали представлять особый интерес для зрителей, он стал сбрасывать на маленьких парашютах кошек и собак. Данными опытами Бланшар хотел показать зрителям, что в аварийной обстановке он тоже сможет довериться парашюту.

Однажды во время очередного подъема для демонстрационного полета он едва не погиб. На высоте 500 метров Бланшар должен был выпустить газ и плавно пойти на снижение, но у шара отказали клапаны. Создалась угроза разрыва оболочки воздушного шара в случае его дальнейшего подъема. Бланшар принял решение шестом пробить оболочку. Он не мог предположить, что пробоина окажется слишком большой. Шар стал стремительно падать, и только парашют мог спасти его. Он быстро выбросил балласт, отцепил стропы, соединявшие корзинку с шаром, и бросился вниз с парашютом. Через несколько мгновений Бланшар благополучно приземлился на глазах удивленной публики.

После этого полета конструктор нашел некоторые недостатки в своей парашютной системе. Вместо того чтобы крепить парашют как зонтик к оболочке, он с помощью длинного шнура соединил верхнюю часть вытянутого купола парашюта с маленьким воздушным шаром. Этот шар постоянно находился над основным несущим. Нижняя часть парашюта прочно крепилась к гондоле. С помощью специального устройства воздухоплаватель мог отсоединить парашют от вспомогательного шара. Испытание новой парашютной системы ввода парашюта в действие прошло успешно.

Спустя сотни лет принцип Бланшара нашел широкое применение в подъеме на большую высоту метеорологических шаров с измерительной аппаратурой. Между шаром и приборным отсеком подвешивается парашют, который раскрывается после разрыва шара и благополучно доставляет научно-измерительные приборы на землю.

Русские летописи также сохранили немало сведений о первых храбрецах, осмелившихся покорять небо. В 18 веке эти попытки стали особенно частыми и настойчивыми.

В конце июля 1805 года московский купец Матвей Калашников для развлечения москвичей поднимал с территории Нескучного сада - нынешнего Парка культуры и отдыха, бумажный воздушный шар с парашютом, на котором спускал на землю животных.

Примерно в то же время был предпринят полет на воздушном шаре. Штаб-лекарь Лефортовского госпиталя Кашинский поднявшись в воздух выполнил в полете опыт по сбрасыванию груза с парашютом для исследования состояния атмосферы на большой высоте. Полеты Кашинского на воздушном шаре стали такой сенсацией для москвичей, что приходилось отменять спектакли в театрах, имевшие то время немыслимую народную популярность.

Одними из пионеров русского парашютизма стала семья Древницких. Воздухоплавательная жизнь Древницких началось в 1891 году, когда оба брата Станислав и Юзеф начали демонстрировать прыжки с парашютом с воздушных шаров-монгольфьеров, которые перед полетом наполнялись подогретым воздухом.

Древницкие прыгали с парашютами, отличавшимися по конструкции от иностранных. Шелковый купол парашюта, площадь которого равнялась 80 квадратным метрам, цеплялся при помощи специального замка к трапеции под шаром. К кольцу со стропами были прикреплены два прочных шнура, которые парашютист перед прыжком пристегивал к своему поясу. На высоте 500-600 метров парашютист тянул за центральную стропу, соединенную с замком, и отделял парашют.

Первый авиационный парашют.

В истории авиации 9 декабря 1903 года стало главным днем, когда человек впервые полетел на аппарате тяжелее воздуха. Первыми авиаторами стали братья Райт из штата Северная Калифорния США. За самолетами братьев Райт появились летательные аппараты других конструкторов. Авиация стала бурно развиваться США и Европе. Вместе развитием авиации возросло число воздушных катастроф и случаев гибели людей в воздухе. Когда для авиации потребовались средства спасения, вновь вспомнили о парашютах.

Если создание первых парашютов для воздушных шаров начиналось с нуля, то разработка парашютных систем для авиации уже базировалась на практическом опыте воздухоплавания. Несмотря на накопленный опыт применения парашютных систем для спасения воздухоплавателей, те парашюты не могли использоваться в авиации. Принципы парашютной системы для воздушного шара не подходили для применения в авиации.

Если на воздушном шаре парашют вводился в действие в относительно стабильной обстановке, то самолет, стремительно и беспорядочно падавший, вел себя в воздухе совсем иначе. Создатели авиационных спасательных средств, к сожалению, не хотели понимать данных особенностей аварийной ситуации. Парашют укладывали в сумку в виде мешка, а иногда и просто подвешивали снаружи самолета позади летчика или между шасси. Пилота крепко привязывали веревкой к спасательному парашюту. Веревка при прыжке натягивалась и вытягивала купол из сумки, который должен был наполняться.

Однако прыжок преднамеренный совершенно отличается от вынужденного прыжка в аварийной ситуации. При таком прыжке следует учитывать как положение самолета и возникающее ускорение, так и возможное разрушение самолета, и психологическое состояние летчика.

Большинство авиаторов долго не доверяли парашюту. Каждый из них считал, что лучше до конца бороться с падающим самолетом или аэропланом, чем покинуть его и надеяться, раскроется или не раскроется купол.

Спустя десять лет после первого полета самолета появились проекты авиационных парашютов. Основной проблемой стал ввод в действие парашютной системы в условиях больших скоростей полета. Здесь необходимо обеспечить надежное раскрытие парашюта при любом положении человека и самолета в воздухе, а также на любой высоте и скорости полета.

Первый проект авиационного спасательного парашюта был предложен Глебом Евгеньевичем Котельниковым, русским изобретателем-самоучкой. В конце 1911 года он подал авторскую заявку на свою систему. Котельников служил в артиллерии в чине прапорщика и не был конструктором. Ему довелось стать свидетелем трагической гибели своего друга - летчика Мациевича, после чего он дал себе слово найти средство спасения пилотов.

После гражданской войны Котельниковым были разработаны оригинальные конструкции новых спасательных и грузовых парашютов.

В то время во Франции была разработана парашютная система «жюкмес». Русская конструкция спасательного авиационного парашюта РК - Глеба Котельникова, позволяла парашюту раскрываться на высоте 50 метров, в то время когда французская раскрывалась лишь на высоте 80-100 метров. Кроме того, русский парашют обеспечивал надежность раскрытия и безопасность приземления, так как был менее подвержен маятниковому раскачиванию.

В Германии в то время также работали над созданием авиационного парашюта. Данной разработкой занимался немецкий авиационный инженер Отто Хейнике. В 1913 году он создал спасательный авиационный парашют. Купол и стропы его парашюта находились во внутреннем ранце, к которому крепилась вытяжная веревка. Внутренний ранец прикрывался наружным, который летчик крепил к себе с помощью ремней.

Парашютная система Котельникова имела форму усеченного конуса, который изготовлялся из шелка с куполом диаметром в 7 метров и площадью в 41 квадратный метр. Стропы было 22. Они собирались в два узла и соединяли купол с подвесной системой. Стропы шли от двух плечевых ремней не до нижней кромки купола, а до полюсного отверстия парашюта. Так придавалась дополнительная прочность куполу парашюта, чего не имели в зарубежные авиационные парашютные системы.

Вначале парашют укладывали в жестяной ранец, который надевался на спину летчика. Такой ранец сильно стеснял движения летчика и был неудобен. После парашют стали укладывать в полужесткий ранец.

Подвесную систему изготовляли из сыромятной кожи. Она состояла из 4 ремней: поясного, двух плечевых, наспинного и грудной перемычки. После совершения прыжка вытяжная веревка откидывала крышку ранца, а две спиральные пружины выталкивали купол и стропы из ранца. Благодаря упругости пружины край купола образовывал множество пазух, которые способствовали проникновению в него воздуха. Общий вес парашюта составлял 7 килограммов 5 грамм. Для укладки парашюта требовалось четыре человека.

Ручное раскрытие парашюта с помощью веревки или троса, на конце которых находилось вытяжное кольцо, предложенное Котельниковым, спустя несколько лет было использовано в США в парашюте Ирвина. Позже этот парашют был введен на снабжение авиационных частей армии США.

Парашютный спорт и войска ВДВ.

Рождение отечественного парашютного спорта тесно связано с историей появления воздушно-десантных войск.

Годом рождения отечественного парашютного спорта принято считать 1930 год. Ранее в нашей стране уже были парашютисты-испытатели и летчики, которых учили прыгать с парашютом для спасения жизни в случае отказа летального средства.

26 июля 1930 года на аэродроме близ города Воронежа, где базировалась одна из авиационных бригад войск Советского Союза, были проведены первые массовые парашютные учения. В тот день был совершен 71 прыжок и подготовлен первый в ВВС СССР начальник парашютной службы авиационной бригады. 26 июля принято считать Днем парашютиста.

В истории отечественных воздушно-десантных войск особое место занимает 2 августа 1930 года. 2 августа, в ходе вышеупомянутых воронежских учений, с самолета «Фарман-голиаф» был впервые в мире выброшен парашютный десант. Группа состояла из 12 человек. Командиром десанта стал военный летчик - Леонид Григорьевич Минов. Его принято считать основоположником парашютного спорта. 2 августа 1930 года считается днем рождения российских воздушно-десантных войск.

Сейчас трудно сказать, кому первому пришла в голову мысль организовать воздушный десант. Бесспорно одно - этой мысли уже много десятков лет. Истоки ее можно уловить даже в мифах Древней Греции. В них упоминается главный эпизод Троянской войны, происходящей около XII века до нашей эры.

После длительной осады крепости Трои, данайцы прибегли к хитрости. Они изготовили огромного деревянного коня и оставили его у стен крепости, а сами сделали вид, что покидают берега Триады.

Троянцы, уверенные в том, что данайцы устали от осады и ушли, открыли ворота и увидели троянского коня. Троянцы сочли деревянное сооружение за подарок данайцев, не сумевших сломить противостояние великой Трои. Они выставили его на центральной площади города как почетный трофей в знак своей победы. Ночью, когда улеглось народное ликование, вооруженные данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли наружу, перебили стражу, открыли крепостные ворота и впустили свои вернувшиеся войска. Таким образом, данайцы овладели неприступной крепостью.

Итак, небольшая группа отважных воинов, проникнув во вражеский тыл, сделала то, что не смогла сделать большая и хорошо вооруженная армия. Это один из самых ранних примеров, когда можно говорить об успешном применении десанта в боевых действиях.

В мировой практике войн встречались случаи переброски войск в тыл врага воздушным путем, однако переброска десанта без посадки летательного аппарата на землю за линией фронта впервые была осуществлена нашими войсками.

В России впервые для переброски войск в тыл противника был применен парашют. Так, парашют, из средства спасения превратился в средство нападения. Появилась военная тактика, которая получила название тактики «вертикального охвата».

В августе 1935 года в ходе учений Красной Армии под Киевом в присутствии иностранных военных делегаций был впервые в мире выброшен невиданный по массовости в мировой практике воздушный десант. Десант состоял из 1200 человек.

В ходе Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, чеченском конфликте и ряде других локальных конфликтов на нашей и зарубежной территории воздушно-десантные войска не раз доказывали свою особенную подготовку, героизм и доблесть.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.