Сделай Сам Свою Работу на 5

Ратушин Ю.А., Поленок С.П., Ткаченко С.Г.





Онтология информационного общества

в сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ:

Организация электронного экономического взаимодействия

Ратушин Ю.А., Поленок С.П., Ткаченко С.Г.

При разработке систем электронного экономического взаимодействия сегодня самое узкое место — не программно-технические средства, а задача извлечения, структурирования, представления и обмена тематической информацией. В статье представлены материалы по создаваемой в сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ онтологической системе, направленной на организацию электронных видов экономического взаимодействия, информационное представление участников рынка в глобальной сети Интернет и обеспечение электронного обмена информацией.

 

Развитие глобализации экономических отношений и новых способов производства, основанных на использовании глобальной сети Интернет, а также интенсивное становление информационного общества, которое основано на тотальном электронном обмене информацией, вызывают острую потребность в новых методологических подходах к организации экономического взаимодействия, адекватных сегодняшним реалиям жизни.



Новая система производственных отношений, которая формируется под влиянием сегодняшней “цифровизации” и виртуализации способов хозяйствования, предполагает использование новых моделей и способов общественного взаимодействия, новой системы общественных институтов. Возрастание роли интеллектуальной собственности и самодостаточности личности при организации экономических процессов, превращение знаний в “цифровые” активы, генерирующие прибыль, а также перманентный процесс “радикальных непрекращающихся изменений" экономической среды порождают массу противоречий, которые все более обостряются с движением национальных экономик в сторону глобализации экономического пространства. Необходимость устранения этих противоречий, которые неизбежно возникают с развитием новых производительных сил (как, например, компьютеров, мобильных телефонов, Интернета), приводит к переходу от командно-административной и директивной форм хозяйствования к сетевым формам взаимодействия и стратегиям развития на основе самоорганизации.



В этой связи наблюдается повышенный интерес к современным системам управления в экономике, базирующихся на использовании цифровых информационных технологий, среди которых, в частности: интеллектуальное управление экономической информацией, виртуальные предприятия, самоорганизующиеся системы, электронная коммерция, управление интеллектуальной собственностью, дистанционное обучение, бизнес-аутсорсинг.

Для организации новых электронных форм экономического взаимодействия, базирующихся на использовании возможностей Интернет, наиболее важными в практическом плане являются три аспекта: 1) формирование онтологии (формализованной модели) электронного экономического взаимодействия; 2) организация виртуальных сообществ; 3) обеспечение самоорганизации и саморазвития на основе направляющих экономических политик.

В качестве примера реализации новых форм сетевого экономического взаимодействия рассмотрим межгосударственную сеть информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) (www.c2n.info).

Актуальность и важность этой электронной информационно-маркетинговой сети, развиваемой под торговой маркой “ContentNet”, несомненна, так как она направлена на решение многих принципиальных проблем, связанных с использованием и управлением информацией в глобальном электронном информационном пространстве.

Во-первых, непреложным является тот факт, что экономическая деятельность сегодня все в большей степени зависит от имеющейся на рынке информации — одного из самых ценных ресурсов, а также способности ее эффективно использовать. Вместе с тем сегодня почти вся экономическая информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, Интернет-сайтах, сообщениях электронной почты, отчетах и компьютерах работников. В то же время средства сетевого представления информации, которые делают различные данные доступными и удобными для использования, сегодня еще недостаточно совершенны, что затрудняет использование информационных ресурсов и делает информацию недоступной и бесполезной.



Во-вторых, в различных информационных системах часто встречаются различные обозначения для одних и тех же понятий. Все это значительно усложняет взаимопонимание (особенно при глобализации экономического взаимодействия), что вызывает необходимость семантического представления информации, которое обеспечивало бы ее автоматизированную обработку в прикладных системах управления.

В-третьих, важной проблемой является то, что информационные технологии (ИТ) и информация сами по себе не могут обеспечить конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества могут быть достигнуты только «переводом» информации в смысловые руководства к действию. Другими словами, информация должна порождать действие: это касается как эффективного представления данных и информационных ресурсов для принятия решений, так и самих процедур выполнения принятых решений.

Одним из важнейших и перспективных направлений, которое дает возможность использования накопленной информации в процедурах поддержки принятия решений и организации взаимодействия, являются онтологии [1].

Онтология — это целостная структурная спецификация некоторой предметной области, ее формализованное представление, которое включает словарь терминов этой области и множество логических связей, которые описывают, как эти термины соотносятся между собой.

В качестве самых простых примеров практического использования онтологических моделей можно привести системы нормативно-справочной информации (НСИ), ведение словарей, справочников и классификаторов и системы кодирования объектов учета.

Онтологии позволяют развернуть эффективные системы обмена информацией, задача которых — накапливать не разрозненную информацию, а структурированные, формализованные данные, позволяющие решать реальные производственные и экономические задачи. При этом основная цель системы обмена информацией — сделать информацию доступной и повторно используемой на уровне всей системы. Обусловлено это тем, что информация, которая не описана и не структурирована, в конечном счете, становится бесполезной. Напротив, информация, которая допускает автоматизированное распространение и обмен, генерирует добавленную стоимость. Все вышеперечисленные задачи решены в сети ИМЦ.

Межгосударственная сеть информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) (www.c2n.info). Эта сеть обеспечивает функционирование единого информационно-коммуникационного пространства, которое базируется на онтологии классификатора видов экономической деятельности (КВЭД), а также на электронном регистре и электронном репозитарии, предназначенных для каталогизации и тематического структурирования информации. При этом электронный регистр и электронный репозитарий представляют собой систему семантически взаимоувязанных ссылок (линков), обеспечивающих автоматизированное извлечение и использование тематической информации в разных приложениях.

Основными услугами сети ИМЦ являются:

· хостинг информационных ресурсов;

· система обмена электронной информацией и электронными сообщениями;

· обеспечение электронных транзакций.

Сеть ИМЦ обеспечивает решение многих актуальных сегодня задач:

· получение необходимой информации (рыночной, административной, культурно-образовательной и пр.) и информационных услуг через Интернет;

· перевод экономического взаимодействия в электронные формы и Интернет;

· электронный обмен информацией в унифицированных форматах;

· обеспечение каталогизации электронных информационных ресурсов по различным критериям;

· управление интеллектуальной собственностью, авторскими правами на информацию и обеспечение стоимостного обмена информацией.

 

Почему пользователям выгодно осуществлять маркетинг и продажи в сети ИМЦ и размещать там свои информационные ресурсы? Это связано с тем, что суть бизнес-модели сети ИМЦ заключается в том, что производитель любого товара (услуги) может успешно продвигать и продавать свой товар в Интернете с минимальными усилиями.

В основе бизнес-модели сети ИМЦ лежит электронная информационно-маркетинговая сеть, использующая принцип представления торговой и маркетинговой информации в едином формате и позволяющая быстро и удобным способом разместить в сети широкий ассортимент продуктов, а также быстро выбрать, сравнить и купить необходимые товары.

Электронная информационно-маркетинговая сеть позволяет заметно сократить потребность товаропроизводителя в представительствах, маркетологах, специалистах по логистике, отгрузке товара и т.п. При заключении сделки на сайте производителя в сети ИМЦ обслуживает ее (выставляет счет, отслеживает/принимает оплату и организовывает доставку товара) непосредственно сеть ИМЦ. Иными словами, такая бизнес-модель решает конкретную бизнес-задачу – организацию быстрой логистики продуктов того или иного производителя в любой стране, где есть представительство сети ИМЦ. При этом каждый производитель получает в свое распоряжение персональный сайт – электронный офис, внутри которого работает со своими каталогами, договорами, отслеживает свою клиентскую базу, покупки, состояние оплат и перечислений, а также рекламные кампании, которые он вел с помощью сети ИМЦ – все как в реальной жизни. При этом вся работа максимально автоматизирована (вплоть до отгрузки продукции в связке с бухгалтерией), что позволяет значительно сократить расходы на персонал.

Дополнительные плюсы работы производителя с информационно-маркетинговая сетью – полное отсутствие географической привязанности. Не важно где находится предприятие, ведь для того, чтобы управлять продажами через сайт в сети ИМЦ, нужен лишь доступ к сети Интернет.

Помимо всего вышесказанного электронная торговая сеть предоставляет производителям равные возможности для продвижения их товаров, например, размещение рекламы, участие в рейтингах продаж и т.п. Основной принцип - никаких преимуществ никому не предоставляется, все возможные услуги доступны каждому производителю. Новости о своей продукции и пресс-релизы производители публикуют самостоятельно.

Еще одной из привлекательных для производителя особенностей работы по такой бизнес-модели – это возможность получения качественной аналитической информации по типам посетителей и продажам аналогичных товаров в сети ИМЦ.

Виртуальные сообщества. Учитывая сегодняшние быстрые изменения предметных областей, появление новых областей знания и необходимость использования принципов самоорганизации при формировании новых онтологий, возникает необходимость в метасистеме, которая бы на метауровне объединила различные предметные области знания. Глобальной технологической средой, которая объединяет онтологии всех предметных областей знания, сегодня является глобальная сеть Интернет. На этом фоне сеть ИМЦ представляет собой онтологическую метасистему, которая семантически объединяет бесчисленное множество различных виртуальных сообществ, формируемых вокруг различных предметных областей и видов экономической деятельности.

Для эффективного обмена электронной информацией в глобальной сети Интернет формируются виртуальные сообщества. Виртуальные сообщества формируются вокруг какой-то определенной предметной области знания, вокруг определенной онтологии или вокруг определенного вида деятельности, которому соответствует некий набор предметных областей.

В сети ИМЦ онтологическое представление информации о субъектах экономической деятельности можно использовать для объединения их информационных ресурсов в виртуальные сообщества, которые функционируют в едином информационно-коммуникационном пространстве.

Виртуальные сообщества позволяют выделенным группам пользователей эффективно обмениваться информацией, а также объединять свои информационные, коммуникационные и компьютерные ресурсы в единую функциональную систему (онтологию) с возможностями индивидуального конфигурирования сервисов.

Виртуальные сообщества и разработанные в них онтологии позволяют работникам одной отрасли использовать общую терминологию и избежать взаимных недоразумений, которые могут усложнить сотрудничество и привести к серьезным убыткам.

Создание виртуальных сообществ позволяет их участникам:

– получать и обмениваться информацией;

– развивать профессиональные способности;
– достигать какую-либо цель совместными усилиями;

– осуществлять рейтингование предприятий, товаров и услуг и т.п.

Однако главной характерной особенностью виртуальных сообществ является наличие свойств самоорганизации и саморазвития, которые возникают на основе индивидуального и коллективного инсайта, являющегося продуктом объединения множества участников рынка в единую информационно-коммуникационную систему, когда целое обладает качественно новыми свойствами (множественностью, самодостаточностью и пр.), чем отдельно взятые части. Это позволяет говорить об онтологии информационного общества, которая формируется на базе виртуальных сообществ. Онтология информационного общества базируется на непрерывном инсайте, определяющем направления общественного развития (трансформации системы общественных отношений), на непрерывном рейтинговании всего и вся, желании каждого члена общества “выдвинуться” среди остальных и колоссальных возможностях для самовыражения и саморазвития личности на базе глобальной сети Интернет.

Направляющие экономических политик в Интернете. Традиционный путь социально-экономического развития, который включает в себя приобретение общественных знаний, их использование, а затем создание онтологических схем (системы общественных отношений) для практического применения знаний, весьма растянут во времени.

Вместе с тем, сегодняшний процесс глобализации характеризуется не только большим разнообразием возможностей, но также постоянным увеличениям скорости изменений предметных областей и онтологий. При этом увеличение скорости изменений достигается на фоне значительного увеличения информационной базы. Персонального компьютера для работы с растущими информационными ресурсами предметных областей уже недостаточно, необходима сеть, и такой сетью сегодня является глобальная сеть Интернет. Однако, ввиду непредсказуемости и неструктурированности информации в Интернете в этой сети невозможно выстраивать прикладные онтологические схемы. К тому же, в Интернете отсутствуют механизмы, обеспечивающие гарантированный результат от применения знаний и поиска необходимой информации.

Как известно, в мире идет борьба за использование Интернет, а также борьба за осуществление информационных протекционистских политик. В связи с этим Нитин Дисан, представитель созданного ООН «Международного форума по вопросам управления Интернет» недавно заявил, что Интернет может разделиться на несколько независимых глобальных систем.

Это означает, что пользователи Интернет будут не обязательно входить в Интернет через серверы, контролируемые американской организацией ICANN (Internet Corporation For Assigned Names and Numbers). Фактически, создание различных «обходных путей» - это серьезный вызов монопольному положению США в области Интернет. Еще в 2005 году некоторые страны высказывали недовольство контролем ICANN над Интернетом, определяя это как господство в сети ЕвроСоюза, при этом некоторые страны захотели, чтобы США распределило ответственность за систему Domain Name System (DNS) с Организацией Объединенных Наций.

С другой стороны, для того, чтобы реализовать онтологический подход в Интернете, сегодня разрабатываются специализированные языки программирования и программное обеспечение, базирующееся на семантике и интеллектуальной обработке информации (RDF, DAML+DLL, OWL (Web Ontology Language)). Можно привести примеры редакторов, реализующих работу с онтологиями: Ontolingua, Protégé, DOE, ODE, PROMT, Chimaera, ONION и т.д. Но все эти решения по созданию онтологий очень сложны и далее все более усложняются. Эти системы онтологического моделирования доступны только ограниченному кругу сертифицированных специалистов, которые оторваны от специалистов-предметников. Как результат, многие мировые компании, являющиеся лидерами в области программного обеспечения (например, Microsoft), постепенно утрачивают свое положение на рынке ввиду трудностей с внедрением такого рода новых приложений.

В процессе создания сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ, которая развертывалась в соответствии с принятой Экономическим советом СНГ программой и ратифицирована законодательствами стран-участников, была поставлена задача не создания своего национального сегмента Интернет и системы национальных доменных имен (как, например, в Китае), специализированного прикладного программного комплекса или онтологической системы конкретной предметной задачи (например, обеспечения электронной международной торговли). На первое место выдвигались поиск и создание решения, позволяющего конфигурировать общественное знание (информацию) с предоставлением широких возможностей самоорганизации различных онтологических схем, обеспечивающих интегрирование различных существующих Интернет-ресурсов и направленных на предоставление широкого спектра прикладных информационно-коммуникационных сервисов.

Сеть информационно-маркетинговых центров, как онтологическая среда, должна была вывести информационные ресурсы на инновационную платформу развития, опирающуюся на Интернет, что обеспечило бы возможность создания онтологических схем электронного экономического взаимодействия без привлечения программистов, Интернет-провайдеров и навязывания их решений, тормозящих развитие самовыражения личности.

На первых этапах создания онтологической системы сети информационно-маркетинговых центров делалась попытка практической реализации путем создания интеллектуальной функциональной экономической среды (ИФЭС), базирующейся на некотором наборе (“матрицы”) отдельных связанных предметных областей [9].

Путь, по которому велось исследование, использовался еще в античной философии – примером может служить органом Аристотеля. Именно по этому пути развивались онтологические системы всех обществ. Понятно, что создание и поддержка формализованной “матрицы” ИФЭС очень накладно и громоздко ввиду необходимости постоянных уточнений, видоизменений, обновления информации и внесения новых знаний в разрезе времени и меняющихся обстоятельств. Вести и поддерживать такую систему, наверное, не под силу ни одному информационному центру, ни одной компании как с привлечением государственных, так и частных капиталов. К примеру, по этому пути развивалась советская система вычислительных центров, где вычислительные центры создавались в каждой отрасли, районе, области и были предназначены для сбора и обработки отраслевой информации. По этому пути развивается сегодня и Белорусский сегмент сети информационно-маркетинговых центров.

В такой сети, построенной на жестких онтологических схемах, возникают проблемы с авторским правом, а также возможностями применения внеличностных (нейролингвистических) направляющих схем. Поэтому этот подход не получил своего дальнейшего развития в сети ИМЦ.

С начала 2004 года исследования в сети ИМЦ были направлены на создание самоорганизующихся схем, базирующихся на использовании семантических связей в экономических отношениях. В частности, в качестве онтологического словаря терминов и определения базовых логических связей был использован классификатор видов экономической деятельности (КВЭД). Также были использованы результаты семантических исследований, которые проводились Львовско-Варшавской школой логики, осуществлявшей свою деятельность во Львове до 1938 года, а также семантических исследований, проводившихся в 1960–1970 годах Московским методологическим кружком при МГУ.

Такой подход позволил создать самоорганизационную платформу для развертывания сети информационно-маркетинговых центров, базирующуюся на сети Интернет.

Сегодня можно утверждать, что онтология сети информационно-маркетинговых центров создает необходимую технологическую платформу для перехода к информационному обществу, закладывая другое понимание институциализма, при котором стимулом развития технических изобретений и инноваций является не экономика (как при индустриальном развитии общества), а многообразные социальные подсистемы, выдвигающие личность на первый план. Понятно, что такая сеть должна определить свои институты юридического контроля за выполнением договорных обязательств социального или коммерческого характера, определить защиту прав собственности на авторские права, торговые марки, брэнды. При этом формирование таких институтов онтологически увязано в одну систему со сферами развития культуры, искусства и инженерной мысли, что создает основу для формирования информационного общества.

На практике последнего десятилетия хорошо известно, что никакая «невидимая рука» рыночных отношений не регулирует экономические взаимоотношения, пока не работает система финансовых и судебно-исполнительных отношений. Это особенно актуально в сегодняшний переходный период, когда на обломках постсоветской индустриальной системы процветают захват и передел собственности, использование средства налогоплательщиков на науку, не имеющую практического внедрения, написание законов без понимания обратной связей экономических политик и т.п.

После акционерного бума и лопнувшего «мыльного пузыря» «ИT-технологий» в 2002 – 2003 годах был приостановлен глобальный процесс “иррационального” создания информационных систем. Вместе с тем формирование онтологии информационного общества продолжает свое развитие в бурном распространении новых форм электронного экономического взаимодействия: аутсорсинга, хоумсорсинга, электронного оффшоринга, открытых сообществах, глобальных информационных поисковых систем и пр.

Несомненно, что это только направляющие онтологические схемы, которые не создают целостной системы саморазвития информационного общества. В противоположность финансовым системам, которые лежат в основе развития капиталистических отношений, сеть информационно-маркетинговых центров развивается путем создания системы обращения информации, информационных ресурсов и информационных потоков. Эта сеть базируется на институте открытости информации о товарах, объектах и субъектах хозяйствования и возможности контроля. То есть контрагента по бизнесу определяет сегодня не его счет в банке, а открытость его информации и возможность ее проверки. Так работает электронная система Германии, позволяющая экономить 19% ВВП и существенно ограничить коррупцию. Электронная система сети информационно-маркетинговых центров может подтверждать статус id участника (идентификационный код в системе) в разрезе его деловой активности и экономического потенциала, а сервисы расчетно-клирингового обслуживания могут выступать гарантом платежей при проведении операций. Как писал Э.Тоффлер в книге «Третья волна» (1980 г.) «Деньги вытеснили обмен в прошлом в большей мере от того, что очень тяжело проследить за сложной системой обменной торговли, которая включала много разных единиц измерений. Деньги коренным образом изменили учет. Все большее количество компьютеров просто делает возможным регистрировать сложные торговые операции, тем самым делая деньги ненужными».

Несомненно, что информационное общество несет в себе инновации, трансформирующие сложившуюся систему общественных отношений. Рыночные отношения капитализма развивались более 300 лет, организатором этих отношений были люди инновационного (маргинального) типа, способные обеспечивать новые направления экономического развития путем конкуренции крупного личного или акционерного капитала. Но на данный момент корпоративный интерес, особенно транснациональных корпораций, становится тормозящим фактором внедрения технологических инноваций, на первый план выходят личности, которые в сети информационно-маркетинговых центров могут не только успешно применять свои знания, но и обеспечивать развитие новых форм накопления капитала и его социального распределения на основе все большего развития глобальной информационной системы. Значение глобальной информационной системы начинает играть все большую роль для формирования информационного общества, как в свое время глобальная финансовая система сыграла для становления индустриального общества.

 

 

Литература

1. Розин В. Семиотическое исследование - М.: ПЕР СЭ. СПб.: Университетская книга - 2001 – 256 с.

3. Тоффлер Э. Третья волна - К.: Вид. Дім «Всесвіт», 2000 – 480 с.

4. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности - Учебное пособие - М.: Московский психологический социальный институт: Флинти, 2002 – 512 с.

5. Фридман Т. Плоский мир, Краткая история XXІ века - М.: АСТ Москва: Хранитель, 2007, 207 – 601 с.

6. Зомбрат В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития экономического человека - М.: 1924. Переиздание, Санкт-Петербург, «Владимир Даль», 2005

7. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги - М.: Фенікс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992 – 448 с.

8. Словарь физиологических терминов - М.: Издательство «Наука», 1987 – 446 с.

9. «Виртуальный менеджмент – управление ресурсами на основе интеллектуальных экономических сред (УФЭС). «Финансовые риски» № 2 (36) 2004 стр. 90 – 96.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.