Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ





Для повышения эффективности международного права большое зна­чение имеют принципы, определяющие общие закономерности и на­правленность процесса создания и реализации его норм. В основе этих принципов лежат названные в ст. 38 Статута Международного суда ООН "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". Будучи в своем большинстве и по своей сути процессуальными, они одновременно названы источниками международного права, которыми руководствуется сам Международный суд ООН. К ним относятся и пришедшие к нам из Римского права такие известные постулаты, как "незлоупотребление правом", "никто не может быть судьей в собствен­ном деле", "из нарушений права право не рождается", "договоры долж­ны соблюдаться", "специальный закон имеет преимущества над общим", "никто не может передать больше прав, чем он имеет сам", "равенство сторон в споре", "выслушай и другую сторону", "вопрос, решенный судом, не подлежит новому рассмотрению тем же или судом параллель­ной юрисдикции", "бремя доказывания возлагается на сторону, предъя­вившую иск" и др.



К числу рассматриваемых принципов относятся также законность, справедливость, уважение суверенитета государств, согласие государств на применение установленных процедур мирного урегулирования спо­ров и др.

Из общих принципов права и основных принципов международного права вытекают отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что про­цессуальное производство в различных отраслях права осуществляется на своих принципах. Они закреплены в учредительных документах ме­ждународных организаций и других международных договорах. Напри­мер, в Статуте и Регламенте Международного суда ООН закреплены принципы выборности судей, назначаемость арбитров, независимость судей и арбитров, действующих в личном качестве, коллегиальность рассмотрения дел, гласность процессуального разбирательства, факуль­тативность обращения в суд или арбитраж и т.п.

Кроме этого, в уставах и регламентах международных трибуналов закреплены особые принципы процессуального производства: достиже­ние объективной истины, состязательность сторон, процессуальное рав­ноправие сторон, международная законность и др.



В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в специальной резолюции подтвердила принципы международного права, признанные Статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в приговоре Трибу­нала как общепризнанные. В 1973 г. принимаются Принципы междуна­родного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (неотвратимость судебного преследования, оказа-

ние правовой помощи, отказ в предоставлении им убежища и др.). Все они вытекают из основных принципов международного права, являются важными критериями международного правопорядка и законности в процессуальной деятельности его субъектов.

Среди прогрессивных тенденций развития международного процессу­ального права выделяется постоянное совершенствование специальных механизмов обеспечения договорных норм и всей его нормативной базы. Поэтому в настоящее время практически не принимаются международ­ные договоры без процессуальных норм, число которых постоянно рас­тет. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 г. и о праве договоров между государствами и международными организациями или между междуна­родными организациями 1986 г. процессуальные нормы составляют 90%; в Уставе ООН - около 1/3; в Пакте Лиги арабских стран - 19%; в Хартии Организации африканского единства - 16%; в Международных пактах о правах человека 1966 г. - более 90%. Эта тенденция наглядно просматривается и в праве внешних сношений. Так, в Венской конвен­ции о дипломатических сношениях 1961 г. из 53 норм 39 - процессу­альные; в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. из 71 статьи процессуальные составляют 55 и т.п.



В международных договорах материальные и процессуальные нормы неотделимы друг от друга. Поэтому чисто процессуальных источников в международном праве нет. Будучи в синхронном взаимодействии друг с другом, они составляют единый механизм реализации материальных норм, несущих основную нагрузку в механизме международно-правового регулирования. При этом процессуальные нормы призваны обеспечить стабильность международного правопорядка в области как нормотворческого, так и правоприменительного процесса в системе ме­ждународных отношений. Все это дает возможность условно классифи­цировать их по следующим основаниям:

1) по принадлежности к определенному этапу международно-правового регулирования - на нормотворческие и нормоприменитель-ные (исполнительные, корректирующие, контрольные и спороразреши-тельные);

2) по свойствам регулятивных функций - на организационные, про­цедурные и протокольные;

3) по объемно-функциональному характеру - на генеральные, блан­кетные и применяемые ad hoc;

4) по критерию обязательности - на рекомендательные и обязатель­ные;

5) по степени юридической силы - на императивные и диспозитив-ные;

6) по типу правосоздающих субъектов - на созданные государствами, международными организациями и смешанные;

7) по источникам закрепления - на обычно-правовые, договорные и институционные;

8) по количеству участников - на двусторонние и многосторонние;

9) по способу регулирования - на запрещающие, обязывающие, управомочивающие, отсылочные, технические и др.

§ 3. ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Современные международные отношения характеризуются возраста­нием роли международных межправительственных организаций (ММО). Они активно участвуют в нормотворческих и нормоприменительных процессах. Правила их процедуры содержатся в уставах, регламентах и целом ряде других актов внутреннего права. Они представляют собой созданные государствами общеобязательные правила поведения, регули­рующие отношения в рамках международных организаций, направлен­ные на создание и осуществление их уставных функций и повышение эффективности деятельности международных организаций.

Образцом среди правил процедуры ММО считаются Правила проце­дуры Генеральной Ассамблеи ООН. На их основе выработали свои ана­логичные процессуальные документы специализированные учреждения ООН и другие ММО. Названия их различны: Правила процедуры Все­мирной организации здравоохранения (ВОЗ), Общий регламент, прила­гаемый к общей Конвенции электросвязи (МСЭ), Регламент междуна­родной конференции труда (МОТ), Правила процедуры Ассамблеи (ИМО) и т.п.

Будучи по своей сущности процессуальными, правила процедуры обладают всеми признаками норм международного права: создаются государствами на основе соглашений; соответствуют основным принци­пам международного права; являются обязательными для государств -членов ММО; регулируют международные отношения в рамках ММО, находятся во взаимосвязи с этими отношениями и т.п. Основная осо­бенность правил процедуры заключается в их сугубо организационном и локальном характере. Они регулируют особые отношения, складываю­щиеся в процессе исполнения уставных материальных норм только дан­ной международной организации. При этом правила процедуры нераз­рывно связаны с нормами учредительных документов и не могут дейст­вовать друг без друга. С их помощью можно активно влиять на испол­нение принимаемых международными организациями решений.

Внутреннее право международных организаций немыслимо без рас­сматриваемых правил. Если материальные нормы учредительных доку­ментов международных организаций составляют содержательную сторону, то правила процедуры устанавливают порядок их реализации. С помощью этих правил государства юридически закрепляют свои тре-

бования и условия достижения нормотворческого и правоприменитель­ного результатов. Поэтому правила процедуры носят производный, вто­ричный характер по отношению к материальным уставным нормам. Это обусловлено тем, что само их существование подчинено главной задаче: обеспечить действие учредительных норм уставов, поддержать междуна­родный правопорядок в рамках данной международной организации. В этой связи следует подчеркнуть, что рассматриваемые правила не явля­ются источниками международного права, не имеют необходимых при­знаков его норм, хотя и являются обязательными для всех государств -членов этой международной организации.

Вернемся к Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи ООН, ко­торые устанавливают порядок созыва и проведения ежегодных, специ­альных и чрезвычайных специальных сессий; составления повестки дня; проведения заседаний, принятия решений; проверки полномочий деле­гаций и представителей государств на сессиях и т.д. Кроме этого, в них регламентируется порядок избрания членов Совета Безопасности, Меж­дународного суда ООН и других главных и вспомогательных органов ООН. Эти Правила процедуры стали настолько универсальными, что их берут за основу при составлении соответствующих правил организации и работы международных конференций, конгрессов и форумов, прово­димых в рамках ООН.

Среди норм этих Правил, относящихся к созданию вспомогательных органов, есть и такие, которые регулируют отношения, выходящие за рамки Генеральной Ассамблеи. Имеются в виду отношения ООН со специализированными учреждениями. Например, в соответствии с Пра­вилом 157 Консультативный комитет по административным и бюджет­ным вопросам уполномочен рассматривать запросы специализированных учреждений и их предложения о совершенствовании финансовых и бюджетных соглашений ООН с этими учреждениями. Процессуальными по существу являются решения международных организаций по внут­ренним вопросам их деятельности. Несмотря на это, такие решения вы­ражают согласованную волю государств - членов организации и по су­ществу являются соглашениями, близкими к международному договору. Нередко в них устанавливаются права, обязанности и ответственность государств в рамках данной организации.

В этой связи особый интерес представляет вопрос о санкциях меж­дународных организаций. Виды санкций и порядок их применения фор­мулируются в учредительных документах и регламентах в виде отдель­ных статей и жестко связаны с правилом поведения члена организации. К примеру, в ст. 4 Устава ЮНЕСКО говорится, что государство - член Организации не имеет право участвовать в голосовании Генеральной конференции, если его задолженность по взносам превышает сумму, причитающуюся с него за текущий и предшествующий календарный год.

19 К, А. Бекяшов

Санкции применяются не только за нарушения материальных норм международного права, но и за нарушения правил процедуры. Если, например, государство не соблюдает требования правил, предъявляемых к оформлению полномочий своих представителей в международной ор­ганизации, то оно не допускается к подписанию заключительного акта или применяются другие санкции. Среди них лишение права голоса, замечание, лишение права слова, исключение из участия в работе орга­на, ограничение времени выступления, признание результатов голосова­ния недействительными и др. Специализированные учреждения ООН неоднократно признавали недействительными полномочия ЮАР и Из­раиля не только за проводимую ими политику расовой дискриминации и подавления права народов на самоопределение. Чаще всего основанием для применения санкций было нарушение процессуальных норм между­народного права. Полномочия Израиля признавались недействительными в связи с подписанием документов в Иерусалиме - городе, не являю­щимся его столицей и к тому же незаконно оккупированным Израилем. Полномочия делегации ЮАР подписывались правительством, не пред­ставляющим большинства населения страны.

Право назначения санкции предоставляется либо председательст­вующему, либо самому органу международной организации и оформля­ется в форме решения о применении санкции. При этом порядок их реализации в системе ООН отличается сложностью процедур и много-аспектностью. Последнее проявляется в том, что реализация санкций может осуществляться как в рамках данной международной организа­ции (решение о реализации санкции направляется в ее орган), так и в рамках национально-правовой системы, когда такое решение адресуется для исполнения государству - члену организации, чей представитель нарушил правила процедуры.

Порядок применения санкций в различных международных органи­зациях неодинаков. Свои особенности имеет порядок, установленный ст. 41 и 42 Устава ООН. В МАГАТЭ, например, установлены следую­щие процедуры: в случае нарушения государством-членом обязательств по мирному использованию атомной энергии Генеральный директор МАГАТЭ сообщает об этом Совету управляющих. Совет, в свою оче­редь, требует от государства немедленного устранения обнаруженного в ходе контроля правонарушения. Одновременно Совет информирует Ге­неральную Ассамблею и Совет Безопасности ООН. Если государство в установленные сроки не примет коррективных мер, то Совет может применить следующие санкции: сократить или приостановить предос­тавленную помощь, потребовать возвращения выданных материалов или оборудования, рекомендовать Генеральной конференции принять реше­ние о полном приостановлении членства государства-правонарушителя или другие санкции.

Применение санкции в международном праве всегда рассчитано на достижение конечной цели в виде реализации ответственности правона-

рушителя. Поэтому общепризнанным является процессуальное правило, по которому применение санкции прекращается в случае пресечения самого правонарушения и восстановления международного правопо­рядка.

§ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Правовой основой международного механизма реализации матери­альных норм международного уголовного права является международ­ный уголовный процесс, который представляет собой систему особых процедурных правил по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел в международных судебных и других органах о престу­плениях, предусмотренных в их учредительных документах. По своей юридической природе международный уголовный процесс является со­ставной частью международного процесса в целом и институтом между­народного уголовного права1.

Сторонники разработки и совершенствования этого института не без оснований доказывают, что развязывание и ведение агрессивных войн и совершение других преступлений нельзя предупредить только приняти­ем бесчисленных международных договоров и деятельностью междуна­родных организаций. Поэтому в миссии поддержания международного мира и правопорядка достойное место должны занять международное правосудие, эффективная правовая помощь по уголовным делам и дру­гие виды сотрудничества государств в сфере борьбы с международной преступностью путем судебного преследования индивидов, посягающих на международный правопорядок. Как внутригосударственная правоох­ранительная система является одним из главных орудий обуздания аг­рессивных, индивидуалистических черт личности антиобщественно на­строенных лиц и других правонарушителей, так и международный уго­ловный процесс от возбуждения дела до вынесения и исполнения приго­вора должен стать эффективным средством подавления агрессивных, националистических, эгоистических криминальных проявлений со сто­роны руководителей отдельных государств и исполнителей их преступ­ных приказов.

Основные нормы международного уголовного процесса сосредоточе­ны в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала 1945 г., в Уставе Токийского международного военного трибунала 1946 г. и их регламентах.

В контексте становления, формирования и развития международного правосудия основных стадий международного уголовного процесса, эф-

1 См.: Ларин A.M., Мэрфи Д. Международное уголовно-процессуальное право. В кн.: "Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма" / Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашука. М., 1995. 19* 579

фективности приведенных в исполнение приговоров их значение не­оценимо.

Первоначально страны антигитлеровской коалиции были склонны к казни руководителей Германского государства и главных военных пре­ступников на месте их задержания без всякого суда. Других военных преступников планировалось направлять на работы по возмещению ма­териального ущерба, причиненного государством в ходе войны. Однако после окончания войны 8 августа 1945 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили Соглашение о судебном преследовании и наказа­нии главных военных преступников европейских стран оси. Неотъемле­мой частью этого международного договора является Устав Междуна­родного военного трибунала (МВТ), основная часть норм которого яв­ляются процессуальными. На совместном заседании судей и обвините­лей были приняты Правила процедуры и доказывания, в которых дета­лизировался весь комплекс процедур международного уголовного про­цесса.

В соответствии с названными источниками МВТ состоял из 4 судей и 4 заместителей - по одному от государств-участников. Для кворума необходимо было присутствие 4 судей или их заместителей. Признание виновности и назначение уголовного наказания могло выноситься боль­шинством не менее 3 судей.

При МВТ создавался Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников в составе 4 главных обвинителей. При­говор приводился в исполнение по приказу Контрольного совета по Германии, который мог смягчить наказание, изменить его, не повышая санкции.

Авторы проектов Устава и Правил процедур и доказывания встретит ли большие трудности, связанные с преодолением коллизий общего, континентального, английского и американского уголовных процессов. Компромиссы привели к тому, что в процесс судебного разбирательства были внесены элементы состязательности и укреплена его доказательст­венная сторона. Было принято решение, что обвинительный акт будет содержать в себе больше сведений, чем это могло быть в американском суде, и даст подсудимым значительно меньше информации, чем они получили бы в судах СССР, Франции или Германии.

В связи с определением роли судей и обвинителей было принято предложение СССР о том, что основную роль в изложении обстоя­тельств дела играли судьи. Они определяют круг свидетелей, отно-симость документов к доказательствам, ведут допросы свидетелей, потерпевших и других лиц. Однако в этом отношении пошли по пути, намеченному общим правом. То есть проведение допроса свидетелей было почти полностью предоставлено участвующим в деле адвокатам, а судьи не играли той роли судебных следователей, которую они обычно играют на континенте. Предварительный допрос подсудимых по обстоя­тельствам, относящимся к их собственной роли в совершении преступ-

ления, производился под присягой, после чего они подвергались пере­крестному допросу, как это принято в англо-американской процедуре судопроизводства.

Устав предусматривал возможность рассмотрения дела в отсутствие подсудимого, заочно, "если он не был обнаружен или если Трибунал по каким-либо причинам сочтет необходимым в интересах правосудия про­вести слушание дела в его отсутствие" (ст. 13). На Нюрнбергском про-цессе подсудимый Борман был приговорен к смертной казни заочно.

В ст. 16 Устава МВТ указан ряд процессуальных норм, гарантирую­щих подсудимым справедливое судебное разбирательство. Среди них -права иметь адвоката для осуществления своей защиты, предоставлять суду доказательства в свою защиту, подвергать перекрестному допросу любых свидетелей, вызванных в суд обвинением, вызывать в суд свиде­телей и задавать им вопросы, требовать представления документов и других доказательств.

С процессуальной точки зрения Устав Токийского МВТ и Правила его процедуры были аналогичны Нюрнбергскому. Их международная процессуальная деятельность базировалась на общих принципах сотруд­ничества государств и их солидарности в борьбе с международными преступлениями, принципах международной законности, демократизма и справедливости. Уставные нормы международного уголовного процес­са впервые отрегулировали целый комплекс вопросов. Среди них:

организация международных военных трибуналов, назначение судей, обвинителей, их привилегии и иммунитеты;

права и обязанности судей, обвинителей, лиц, производящих предва­рительное расследование, обвиняемых, подсудимых, адвокатов, потер­певших, свидетелей, экспертов и других участников процесса;

порядок задержания, ареста и содержания под стражей военных пре­ступников на разных стадиях уголовного процесса и после вынесения приговора;

допустимость доказательств, порядок их собирания и документально­го процессуального оформления;

основные гарантии предоставления обвиняемым и подсудимым права на защиту;

процедура голосования судей при вынесении различных решений, а также при постановлении приговора, его структура, возможность и ус­тановленный порядок обжалования.

Нормы Уставов МВТ сыграли решающее значение в послевоенном становлении и совершенствовании международного уголовного процес­са. Они не утратили своей юридической ценности и в настоящее время, поэтому с успехом были использованы для создания и принятия Сове­том Безопасности ООН Устава Международного трибунала по Югосла­вии и Устава Международного трибунала по Руанде и соответствующих Правил процедуры и доказывания. Несмотря на очевидное сходство процессуальных норм, новые Международные трибуналы существенно

отличаются по способам формирования, составу судей и компетенции. Так, они состоят из 11 судей, входящих в Судебную и Апелляционную камеры, обвинителя и секретариата, обслуживающего камеры и обвини­теля. Юрисдикция этих трибуналов распространяется только на физиче­ских лиц и в отношении конкретных преступлений, перечисленных в Уставах.- Судьям предоставлено право принимать Правила процедуры и доказывания при производстве досудебного разбирательства дела и раз­решения других процессуальных вопросов.

Уставы запрещают национальным судам повторно предавать суду преступников, которые уже были судимы Международным трибуналом за эти же деяния. Однако лицо, которое было осуждено национальным судом за указанные в Уставе преступления, может быть повторно суди­мо Международным трибуналом в двух случаях:

1) если деяние, за которое оно было осуждено, было квалифициро­вано как обычное преступление, а не по Уставу;

2) если судебное разбирательство в национальном суде не было бес­пристрастным и независимым. Оно предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности, или же его дело не было расследовано обстоятельным образом.

При назначении наказания в таких случаях Международный трибу­нал принимает во внимание степень отбытия наказания, определенного национальным судом за совершение того же деяния (ст. 10 Устава по Югославии).

В отличие от судей МВТ судьи рассматриваемых Международных трибуналов избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляе­мого Советом Безопасности списка сроком на 4 года. Кандидаты долж­ны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью и удовлетворять другим требованиям, предъявляе­мым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При этом учитывается их опыт и компетентность в области международного права, в том числе и международного уголовного права и норм в облас­ти защиты прав человека.

Обвинитель назначается Советом Безопасности ООН по рекоменда­ции Генерального секретаря ООН сроком на 4 года. Кроме перечислен­ных требований, он должен обладать наивысшим уровнем профессио­нальной компетенции и опытом в расследовании и обвинении по уго­ловным делам. По своему служебному положению он приравнивается к заместителю Генерального секретаря ООН. Приняв решение о начале расследования, обвинитель вправе допрашивать подозреваемых, жертв, свидетелей, собирать доказательства и проводить расследование на мес­те. Собрав необходимые доказательства, обвинитель составляет обвини­тельное заключение, где кратко излагаются факты и преступление, в котором обвиняется конкретное лицо в соответствии с Уставом. После этого обвинительное заключение направляется судье Судебной камеры, который может его утвердить или отклонить. В случае утверждения судья вправе отдать приказ и выдать ордер на арест, задержание, выда-

чу, передачу лиц и отдать иные распоряжения, которые могут быть не­обходимы для проведения судебного разбирательства.

Судебный процесс осуществляет Судебная камера в составе 3 судей. Вначале оглашается обвинительное заключение одним из судей. Обви­няемому разъясняются его права, подтверждается, что он понимает со­держание обвинительного заключения, после чего ему предлагается сде­лать заявление. Только после этого назначается дата судебного разбира­тельства.

До вынесения обвинительного приговора обвиняемый считается не­виновным. При этом ему гарантированы следующие права:

быть своевременно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявленного ему обвинения;

иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защи­ты и встречаться с выбранным им защитником;

быть судимым без неопределенной задержки и в его присутствии, защищать себя лично и через защитника, которого он может выбрать сам. В случае необходимости защитник ему назначается бесплатно;

допрашивать свидетелей, показывающих против него, вызывать дру­гих свидетелей и допрашивать на тех же условиях, какие установлены для свидетелей, показывающих против него;

пользоваться бесплатной помощью переводчика и не быть принуж­даемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

Приговор выносится большинством судей Судебной палаты и огла­шается публично. К нему прилагаются особые мнения судей. Осужден­ный или обвинитель вправе обжаловать приговор в Апелляционную ка­меру, состоящую из 5 судей. Основанием являются ошибки в вопросе права, в результате которых принято решение, либо ошибки в вопросе факта, приведшей к вынесению неправосудного решения. При вновь открывшихся обстоятельствах, имеющих решающее значение для выне­сения приговора, осужденный или обвинитель могут обратиться в Меж­дународный трибунал с ходатайством о пересмотре вынесенного реше­ния.

Назначенное Трибуналом наказание в виде тюремного заключения отбывается осужденным в государстве, определенном приговором с применением уголовно-исполнительного законодательства этой страны. Исходя из интересов правосудия и общих принципов права к осужден­ному могут быть применены помилование или смягчение наказания. Об этом государство уведомляет в установленном порядке Международный трибунал, который и принимает окончательное решение по этому во­просу.

Нормы международного уголовного процесса содержатся, кроме это­го, в многочисленных конвенциях, устанавливающих преступность и наказуемость деяний, а также и в других международных договорах. Возьмем, к примеру, Конвенцию о борьбе против незаконного оборота

наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Ее процессу­альные нормы не только регулируют сотрудничество государств, но и устанавливают свою юрисдикцию в случаях, когда правонарушение со­вершено на его территории, на борту судна, несущего его флаг, или воздушного судна, зарегистрированного по его законам, либо правона­рушение, совершено его гражданином (ст. 4). Детально регулируются порядок выдачи преступников (ст. 6), взаимная юридическая помощь государств в сборе доказательств наркопреступлений, ознакомления с материалами судебного разбирательства, производства обысков и аре­стов подозреваемых, обследований предметов на месте, предоставления информации и доказательственных предметов, оригиналов или заверен­ных копий документов, определения и выявления доходов, собственно­сти, средств или других вещей для доказательственных целей (ст. 7).

В Международной конвенции по борьбе с захватом заложников 1979 г. установлена универсальная юрисдикция государств в целях обеспечения неотвратимости уголовного наказания лиц, совершивших захват заложников. При этом ст. 8 гарантирует им справедливое обра­щение на всех стадиях процесса.

В договорах о правовой помощи государств по уголовным делам, кроме этого, детально регулируются основания и порядок выдачи пре­ступников (обязанность выдачи, случаи отказа от выдачи, оформление и представление требования о выдаче, отсрочка выдачи, порядок ареста, передачи, транзитной перевозки и т.п.); порядок рассмотрения уголов­ных дел, подсудных судам двух и более государств, порядок передачи документов, предметов и других вещественных доказательств, уведом­ление о вынесенных судами обвинительных приговоров в отношении граждан других стран, передача сведений о судимости, порядок сноше­ний по вопросам уголовного преследования и др.

Юридическим основанием для оказания правовой помощи является Поручение об оказании правовой помощи или Поручение об осущест­влении уголовного преследования, форма и содержание которых под­робно регламентируются процессуальными нормами таких договоров.

Достойное место среди источников международного уголовного про­цессы займут Статут международного уголовного суда и Кодекс престу­плений против мира и безопасности человечества, проекты которых разработаны и приняты Комиссией международного права ООН. В со­ответствии со Статутом будут приняты и Правила процедуры Междуна­родного уголовного суда. В этих документах регламентирован комплекс процессуальных вопросов, связанных с расследованием уголовных дел, установлением фактов, применимым правом, организацией обвинения и защиты в уголовном процессе, деятельностью на постоянной основе приданных суду интернациональных полицейских сил, процедурой от­бывания наказания и т.п.

В проекте названного Кодекса имеются процессуальные нормы о юрисдикции государств в отношении ряда преступлений, выдачи пре-

ступников для уголовного преследования другому государству, предос­тавления обвиняемым и подсудимым права на защиту, на переводчика, на своевременное уведомление о характере и основаниях обвинения, на право быть судимым без неопределенной задержки и т.п. Здесь же пре­дусмотрено право национальных судов любого государства предавать суду и подвергать уголовному наказанию лиц за преступления, которые совершены на территории данной страны, или эта страна является ос­новной жертвой таких деяний.

Норм% международного уголовного процесса, связанные с раскрыти­ем и расследованием преступлений, содержатся, кроме этого, в Уставе Международной организации уголовной полиции (Интерпола), положе­ниях и других актах о национальных центральных бюро (НЦБ) Интер­пола в государствах - участниках и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение международного процессуального права и на­зовите его особенности.

2. Что понимается под процессуальной нормой, какие отношения она регулирует и каковы виды этих норм?

3. Назовите и дайте характеристику принципам международного процессуального права.

4. Что понимается под правилами процедуры международных меж­правительственных организаций или их органов?

5. Что представляет собой международный уголовный процесс и ка­ковы его основные источники?

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1993.

Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993.

Марочкин СЮ. Проблема обеспечения реализации норм междуна­родного права // Советский ежегодник международного права. 1988.

Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма / Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашука. М., 1995.

Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособие. М., 1997.

Пушмин Э.А. Международный юридический процесс и международ­ное право. Кемерово, 1990.

Шибаева Б.А. Право международных организаций. М., 1986.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.