|
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Средства ведения войны- это оружие и иные средства, применяемые для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны- порядок и способы использования и применения средств ведения войны. Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом.
Запрещенными являются следующие средства ведения войны:
любое оружие, которое многократно увеличивает страдания людей, причиняет излишние повреждения и делает смерть неизбежной; пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (например, пули 5,45 мм (Россия); 5,65 мм (США)); яды или отравленное оружие; удушливые, ядовитые или другие подобные газы и аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое (биологическое), химическое оружие и токсины;
средства воздействия на природную среду1, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;
любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждения осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле рентгеном (пластмасса, стекло); мины, мины-ловушки и другие
1 Термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу/или космического пространства (ст. II Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).
устройства против гражданского населения и населенных пунктов, особенно такие, которые ассоциируются (похожи) с детскими игрушками, продуктами, предметами первой медицинской помощи, школьными принадлежностями, предметами культа, трупами животных и т.п.; любое зажигательное оружие1 (напалм, белый и желтый фосфор и др.) против гражданского населения и невоенных объектов;
другие конкретные виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие, и др.
Запрещенными являются следующие методы ведения войны:
предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству2; убивать парламентера и сопровождающих его лиц; незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом нейтрального или другого невоюющего государства, военными знаками или форменной одеждой неприятеля, равно как и отличительными знаками (эмблемами) ООН, МККК и другими, установленными Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.;
истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызываются военной необходимостью; принуждать граждан противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; отдавать на разграбление города и населенные пункты, даже взятые приступом (штурмом)} атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом (в том числе морскими силами) незащищенные города, селенья, жилища или строения; осуществлять геноцид;
брать заложников; добивать или истреблять раненых и больных, уничтожать военнопленных или принуждать их вести боевые действия против своей страны; осуществлять террор в отношении мирного населения, а также угон и депортацию населения оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства; атаковать, бомбардировать или уничтожать санитарные учреждения, больницы и госпитали, госпитальные суда
1 Зажигательное оружие - оружие, которое в первую очередь предназначено для поджога объектов или причинения ожогов людям посредством действия пламени и (или) тепла и которое может иметь вид фугасов, снарядов, ракет и других емкостей с зажигательными средствами.
Вероломство - действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника с целью обмана такого доверия (симулирование намерения вести переговоры, использование эмблем, знаков, флагов, форменной одежды ООН, МККК, нейтральных и других невоюющих государств и т.п.).
(санитарные транспорты) и санитарные летательные аппараты, имеющие надлежащие отличительные знаки (эмблемы) и используемые по прямому назначению, истреблять санитарный и медицинский персонал;
уничтожать культурные ценности и культурные центры, находящиеся под специальной зашитой и обозначенные особым отличительным знаком (согласно Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), а также места отправления культа;
применять пытки с целью получить какие-либо сведения, а также другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания;
применять и передавать лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты.
Помимо перечисленных выше прямых запретов существуют определенные ограничения и в использовании некоторых незапрещенных международным правом видов оружия и родов вооруженных сил, поскольку отдельные способы или методы их применения могут грубо противоречить нормам международного права. Эти ограничения относятся к использованию авиации, подводных лодок и морского минного оружия.
Авиациякак средство ведения войны не запрещена международным правом, однако действующие нормы международного права предусматривают вполне конкретные ограничения методов использования военной авиации1. В частности, запрещается:
атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные2 города, селения, жилища или строения, в том числе бомбардировку морскими силами (Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.);
уничтожать невоенные объекты, незащищенные города, селения, жилища или строения, санитарные учреждения, госпитальные суда и транспорты, госпитальные летательные аппараты и культурные центры, имеющие отличительные знаки (эмблемы), а также осуществлять террор мирного населения.
Подводные лодкипризнаны законным средством ведения войны. Правовое положение подводных лодок и регламентация их боевого использования по существу ничем не отличаются от правил и норм, уста-
1 Гаагская конвенция о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров 1907 г. запретила до конца Третьей конференции мира "метание снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов", однако эта конференция не состоялась вообще. Третья конференция мира состоится в 1999 г. в Гааге в честь Первой конференции мира.
2 Международное право не дает прямого определения понятию "незащищенные" город, порт, селение, жилище или строение. Однако косвенно оно дает основание считать такими объектами: населенные пункты, объявленные открытыми; не представляющие собой военной, военно-морской, военно-воздушной базы или крепости, а также не являющиеся в прямом смысле военными объектами.
новленных для надводных боевых кораблей. На подводные лодки распространяются общие принципы и нормы, закрепленные в конвенциях о законах и обычаях войны, в том числе правила, касающиеся надводных военных кораблей, а также специальные Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), к которым СССР присоединился в 1937 г. (Россия - участник Протокола).
В Правилах 1936 г. говорится, что за исключением случая упорного отказа остановиться после надлежаще сделанного предложения об остановке или случая действенного сопротивления осмотру или обыску военный корабль, надводный или подводный,может потопить торговое судно противника или лишить его возможности плавания лишь в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судовые бумаги в безопасное место. Судовые шлюпки рассматриваются как безопасное место лишь в том случае, если обеспечена безопасность самих шлюпок при существующем состоянии моря и условиях погоды, ввиду близости земли или присутствия другого судна, имеющего возможность принять пассажиров и экипаж.
Несмотря на то что эти Правила являлись действующими нормами международного права, они не выполнялись воюющими сторонами во вторую мировую войну, чьи подводные лодки вели неограниченную подводную войну. Современные подводные лодки с ядерной силовой установкой практически не могут выполнять Правила 1936 г., поскольку ныне во время войны любая подводная лодка, обнаруженная под водой, а тем более всплывшая на поверхность с намерением выполнять по отношению к торговому судну противника Правила 1936 г., будет немедленно уничтожена противолодочными средствами, в том числе самого торгового судна1.
14 сентября 1937 г. представители СССР, Англии, Болгарии, Греции, Египта, Румынии, Турции, Франции и Югославии подписали Нионские соглашения, относящиеся к гражданской войне в Испании. Согласно этим Соглашениям потопление в открытом море торговых судов ино-
1 Эти Правила ныне реанимируются в Руководстве Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., подготовленном МККК, Международным институтом гуманитарного права, Пизанским университетом, Сиракузским университетом (США), специалистами и экспертами многих стран, в том числе с участием экспертов от ВМФ и МИД Российской Федерации. Вызывает удивление тот факт, что ВМФ и Министерство обороны России и МИД согласились с подобным Руководством и официально не протестовали против его невыгодных для России положений. Авторы Руководства предлагают запретить использование торпед, которые не делаются безопасными в конце своего хода, если они не попали в цель. Такими характеристиками и возможностями обладают только торпеды, управляемые по проводам, имеющиеся на вооружении только США и стран НАТО. Односторонняя заинтересованность США в таком Руководстве несомненна.
странных государств^ подводными лодками любой из борющихся в Испании сторон или их союзников рассматривалось договаривающимися государствами как акты пиратства, а подводная лодка подлежала атаке и уничтожению. Хотя Нионские соглашения были заключены в связи с гражданской войной в Испании, они могут являться прецедентом для решения вопроса о действиях подводных лодок и в других гражданских войнах. Это означает, что подводные лодки любой из участвующих в гражданской войне сторон не имеют права вести боевые действия за пределами территориального моря своей страны и препятствовать свободе судоходства других стран. Нападение таких подводных лодок на суда других государств следует расценивать как акт агрессии против государства флага атакованного судна, но не как акт пиратства, поскольку подводная лодка - это военный корабль, а не частновладельческое судно.
Морское минное оружиене запрещено международным правом, однако его применение существенно ограничено требованиями VIII Гаагской конвенции 1907 г., которые практически никогда не выполнялись. Запрещается ставить мины, не закрепленные на якорях (за исключением тех, которые становятся безопасными спустя час после того, как тот, кто их поставит, утратит над ними наблюдение), или закрепленные на якорях мины, которые не делаются безопасными, как только они сорвутся со своих минрепов, а также запрещается ставить мины у берегов и портов противника с единственной целью прервать торговое судоходство (Россия не участвует в Конвенции).
Конвенция обязывает все государства-участники принимать меры для обеспечения безопасности торгового судоходства, указывать в "Извещениях мореплавателям" опасные от мин районы и сообщать о них другим государствам дипломатическим путем. Положения Конвенции нарушали США во Вьетнаме, в Никарагуа (1984 г.); Иран и Ирак выставляли мины в Персидском заливе в 80-х годах, на которых подрывались суда многих стран, в том числе СССР. По окончании любой войны все государства обмениваются сведениями о выставленных минах, проводят траление и уничтожение мин. После разгрома Ирака в феврале 1991 г. среди требований, предъявленных Ираку, было выдвинуто требование о немедленном представлении информации о месте расположения и характере всех наземных и морских мин.
Морская блокада- признанный метод ведения войны на море, представляет собой систему насильственных действий военных флотов и авиации, препятствующих доступу как с моря к портам и берегам неприятеля, так и от этих портов и берегов в море.
В соответствии с Парижской декларацией о морской войне 1856 г. и Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г. (Декларация 1909 г. в силу не вступила, но ее положения воюющие стороны принимают к сведению), чтобы быть законной, блокада должна быть публично объявлена правительством блокирующего государства с указанием даты
начала блокады, района блокируемого побережья и срока, предоставляемого судам нейтральных и других невоюющих государств для выхода из блокируемых портов, а также должна быть действительной и реальной.
Осуществление блокады не должно препятствовать таким гуманным действиям, как доставка в блокируемый порт посыпок с лекарствами, одеждой и продовольствием (гуманитарная помощь) для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц при условии, что этим правом не злоупотребляют. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирующим государством, захватом блокируемого района или с разгромом блокирующих сил. Наказанием за прорыв блокады или попытку прорыва могут быть захват и (или) конфискация судна или его груза или уничтожение судна-блокадопрорывателя.
В современных условиях блокада считается законной, если она осуществляется в порядке самообороны по ст. 51 Устава ООН или по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, блокада побережья Ирака и захваченного им Кувейта силами антииракской коалиции в 1991 г.).
Бомбардировка с моря военных объектов является законным методом ведения войны. Но бомбардировка с моря незащищенных объектов, городов, портов, селений или строений запрещается при всех обстоятельствах. Обстрел окрестностей Бейрута линкором США "Нью-Джерси" в 1984 г. нельзя признать законным.
Статья 36 Дополнительного протокола I 1977 г. установила, что "при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны Высокая Договаривающаяся Сторона должна определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в настоящем Протоколе или в каких-либо других нормах международного права, применяемых к Высокой Договаривающейся Стороне".
§ 5. НЕЙТРАЛИТЕТ В ВОЙНЕ
Институт нейтралитета в войне и ныне имеет большое значение, поскольку нейтральные государства, не участвуя в войне, ограничивают театр войны, ее размах и масштабы, что в значительной мере снижает интенсивность военных действий и уменьшает страдания народов. Вместе с тем деление всех государств согласно V и VIII Гаагским конвенциям 1907 г. на две категории: воюющие и нейтральные, в настоящее время уже не отвечает современным реалиям (наличие в мире более 180 государств, ракетно-ядерное оружие и другие факторы). В настоящее время с возникновением войны все государства объективно делятся на две категории: воюющие и невоюющие. Невоюющие государства, в свою
очередь, включают: постоянно нейтральные (Австрия, Мальта, Швейцария); нейтральные в данной войне (эвентуальный нейтралитет); другие невоюющие государства (их подавляющее большинство) .
Нейтралитет в войне- это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне.
Никакого условного или безусловного, полного или неполного, а также "благожелательного" нейтралитета, которых придерживались некоторые советские (В.Н. Дурденевский) и иностранные ученые (Л. Оп-пенгейм), нет и не может быть. Оказание любой военной помощи одному из воюющих несовместимо со статусом нейтрального государства. Также несовместим со статусом нейтрального государства и статус "невоюющего государства", являвшегося в годы второй мировой войны не особой формой нейтралитета, а формой непосредственного, хотя и несколько завуалированного, участия в войне. Кроме того, не может считаться нейтральным в войне государство, придерживающееся в мирное время так называемой "политики нейтралитета" (неприсоединения), равно как и сама "политика нейтралитета" (неприсоединения) не может считаться какой-либо формой нейтралитета в войне.
Постоянно нейтральные государства,сохраняя свое право на самооборону, должны строго соблюдать правила нейтралитета, но могут осудить агрессора и выразить свои симпатии жертве. В мирное время такие государства не должны участвовать в военных блоках и не могут предоставлять свою территорию под иностранные военные базы.
Нейтральные в данной войне государства,пожелавшие остаться в стороне от войны, должны объявить о своем нейтралитете (как правило, в специальной декларации или заявлении), довести это объявление до сведения воюющих и строго соблюдать все правила нейтралитета. В отличие от постоянно нейтральных они обязаны выполнить решение Совета Безопасности ООН о привлечении их к участию в военных санкциях против агрессора с одновременным отказом от нейтралитета. За ними остается также право по собственному желанию отказаться от нейтралитета (как правило, в пользу жертвы агрессии). Состояние нейтралитета наступает только после надлежащего о том заявления и доведения его до сведения воюющих сторон .
В Руководстве Сан-Ремо 1994 г. снова делается попытка делить все государства в случае возникновения войны на две категории: воюющие и нейтральные, что нельзя признать правомерным.
2 Нельзя согласиться с авторами Руководства Сан-Ремо 1994 г. в том, что с началом войны для государств, не участвующих в ней, автоматически наступает состояние нейтралитета. Если согласиться с Правилами Сан-Ремо, то любая помощь жертве агрессии будет подпадать под определение контрабанды и конфисковываться. Это лишний раз свидетельствует о том, что эти Правила выгодны только США - самой мощной стране современного мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|