Сделай Сам Свою Работу на 5

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ





Средства ведения войны- это оружие и иные средства, применяе­мые для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны- порядок и способы использования и применения средств ве­дения войны. Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом.

Запрещенными являются следующие средства ведения войны:

любое оружие, которое многократно увеличивает страдания людей, причиняет излишние повреждения и делает смерть неизбежной; пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (например, пули 5,45 мм (Россия); 5,65 мм (США)); яды или отрав­ленное оружие; удушливые, ядовитые или другие подобные газы и ана­логичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое (биологическое), химическое оружие и токсины;

средства воздействия на природную среду1, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разруше­ния, нанесения ущерба или причинения вреда;

любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждения осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле рентгеном (пластмасса, стекло); мины, мины-ловушки и другие



1 Термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения путем преднамеренного управления природными про­цессами динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосфе­ру, гидросферу и атмосферу/или космического пространства (ст. II Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).

устройства против гражданского населения и населенных пунктов, осо­бенно такие, которые ассоциируются (похожи) с детскими игрушками, продуктами, предметами первой медицинской помощи, школьными принадлежностями, предметами культа, трупами животных и т.п.; любое зажигательное оружие1 (напалм, белый и желтый фосфор и др.) против гражданского населения и невоенных объектов;

другие конкретные виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие, и др.



Запрещенными являются следующие методы ведения войны:

предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству2; убивать парламентера и сопровождающих его лиц; незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом нейтрального или другого невоюющего государства, военными знаками или форменной одеждой неприятеля, равно как и отличительными знаками (эмблемами) ООН, МККК и другими, установленными Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.;

истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вы­зываются военной необходимостью; принуждать граждан противной сто­роны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; отдавать на разграбление города и населенные пункты, даже взятые приступом (штурмом)} атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом (в том числе морскими силами) незащищенные города, селенья, жилища или строения; осуществлять геноцид;

брать заложников; добивать или истреблять раненых и больных, уничтожать военнопленных или принуждать их вести боевые действия против своей страны; осуществлять террор в отношении мирного населения, а также угон и депортацию населения оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства; атаковать, бомбардировать или уничтожать санитарные учреждения, больницы и госпитали, госпитальные суда



1 Зажигательное оружие - оружие, которое в первую очередь предназначено для поджога объектов или причинения ожогов людям посредством действия пламени и (или) тепла и которое может иметь вид фугасов, снарядов, ракет и других емкостей с зажигательными средствами.

Вероломство - действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие про­тивника с целью обмана такого доверия (симулирование намерения вести пере­говоры, использование эмблем, знаков, флагов, форменной одежды ООН, МККК, нейтральных и других невоюющих государств и т.п.).

(санитарные транспорты) и санитарные летательные аппараты, имеющие надлежащие отличительные знаки (эмблемы) и используемые по прямо­му назначению, истреблять санитарный и медицинский персонал;

уничтожать культурные ценности и культурные центры, находящи­еся под специальной зашитой и обозначенные особым отличительным знаком (согласно Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), а также места отправления культа;

применять пытки с целью получить какие-либо сведения, а также другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания;

применять и передавать лазерное оружие, специально предназначен­ное для причинения постоянной слепоты.

Помимо перечисленных выше прямых запретов существуют опреде­ленные ограничения и в использовании некоторых незапрещенных меж­дународным правом видов оружия и родов вооруженных сил, поскольку отдельные способы или методы их применения могут грубо противоре­чить нормам международного права. Эти ограничения относятся к ис­пользованию авиации, подводных лодок и морского минного оружия.

Авиациякак средство ведения войны не запрещена международным правом, однако действующие нормы международного права предусмат­ривают вполне конкретные ограничения методов использования военной авиации1. В частности, запрещается:

атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом неза­щищенные2 города, селения, жилища или строения, в том числе бом­бардировку морскими силами (Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.);

уничтожать невоенные объекты, незащищенные города, селения, жи­лища или строения, санитарные учреждения, госпитальные суда и транспорты, госпитальные летательные аппараты и культурные центры, имеющие отличительные знаки (эмблемы), а также осуществлять террор мирного населения.

Подводные лодкипризнаны законным средством ведения войны. Правовое положение подводных лодок и регламентация их боевого ис­пользования по существу ничем не отличаются от правил и норм, уста-

1 Гаагская конвенция о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров 1907 г. запретила до конца Третьей конференции мира "метание снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов", однако эта конференция не состоялась вооб­ще. Третья конференция мира состоится в 1999 г. в Гааге в честь Первой кон­ференции мира.

2 Международное право не дает прямого определения понятию "незащищен­ные" город, порт, селение, жилище или строение. Однако косвенно оно дает основание считать такими объектами: населенные пункты, объявленные откры­тыми; не представляющие собой военной, военно-морской, военно-воздушной базы или крепости, а также не являющиеся в прямом смысле военными объек­тами.

новленных для надводных боевых кораблей. На подводные лодки рас­пространяются общие принципы и нормы, закрепленные в конвенциях о законах и обычаях войны, в том числе правила, касающиеся надводных военных кораблей, а также специальные Правила о действиях подвод­ных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Прило­жение к Лондонскому протоколу 1936 г.), к которым СССР присоеди­нился в 1937 г. (Россия - участник Протокола).

В Правилах 1936 г. говорится, что за исключением случая упорного отказа остановиться после надлежаще сделанного предложения об оста­новке или случая действенного сопротивления осмотру или обыску во­енный корабль, надводный или подводный,может потопить торговое судно противника или лишить его возможности плавания лишь в том случае, если оно предварительно доставит пассажиров, экипаж и судо­вые бумаги в безопасное место. Судовые шлюпки рассматриваются как безопасное место лишь в том случае, если обеспечена безопасность са­мих шлюпок при существующем состоянии моря и условиях погоды, ввиду близости земли или присутствия другого судна, имеющего воз­можность принять пассажиров и экипаж.

Несмотря на то что эти Правила являлись действующими нормами международного права, они не выполнялись воюющими сторонами во вторую мировую войну, чьи подводные лодки вели неограниченную под­водную войну. Современные подводные лодки с ядерной силовой уста­новкой практически не могут выполнять Правила 1936 г., поскольку ныне во время войны любая подводная лодка, обнаруженная под водой, а тем более всплывшая на поверхность с намерением выполнять по от­ношению к торговому судну противника Правила 1936 г., будет немед­ленно уничтожена противолодочными средствами, в том числе самого торгового судна1.

14 сентября 1937 г. представители СССР, Англии, Болгарии, Греции, Египта, Румынии, Турции, Франции и Югославии подписали Нионские соглашения, относящиеся к гражданской войне в Испании. Согласно этим Соглашениям потопление в открытом море торговых судов ино-

1 Эти Правила ныне реанимируются в Руководстве Сан-Ремо по междуна­родному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., подготовленном МККК, Международным институтом гуманитарного права, Пизанским университетом, Сиракузским университетом (США), специалистами и экспертами многих стран, в том числе с участием экспертов от ВМФ и МИД Российской Федерации. Вызывает удивление тот факт, что ВМФ и Министер­ство обороны России и МИД согласились с подобным Руководством и офици­ально не протестовали против его невыгодных для России положений. Авторы Руководства предлагают запретить использование торпед, которые не делаются безопасными в конце своего хода, если они не попали в цель. Такими характе­ристиками и возможностями обладают только торпеды, управляемые по прово­дам, имеющиеся на вооружении только США и стран НАТО. Односторонняя заинтересованность США в таком Руководстве несомненна.

странных государств^ подводными лодками любой из борющихся в Испа­нии сторон или их союзников рассматривалось договаривающимися го­сударствами как акты пиратства, а подводная лодка подлежала атаке и уничтожению. Хотя Нионские соглашения были заключены в связи с гражданской войной в Испании, они могут являться прецедентом для решения вопроса о действиях подводных лодок и в других гражданских войнах. Это означает, что подводные лодки любой из участвующих в гражданской войне сторон не имеют права вести боевые действия за пределами территориального моря своей страны и препятствовать сво­боде судоходства других стран. Нападение таких подводных лодок на суда других государств следует расценивать как акт агрессии против государства флага атакованного судна, но не как акт пиратства, по­скольку подводная лодка - это военный корабль, а не частновладельче­ское судно.

Морское минное оружиене запрещено международным правом, од­нако его применение существенно ограничено требованиями VIII Га­агской конвенции 1907 г., которые практически никогда не выполня­лись. Запрещается ставить мины, не закрепленные на якорях (за исклю­чением тех, которые становятся безопасными спустя час после того, как тот, кто их поставит, утратит над ними наблюдение), или закрепленные на якорях мины, которые не делаются безопасными, как только они сорвутся со своих минрепов, а также запрещается ставить мины у бере­гов и портов противника с единственной целью прервать торговое судо­ходство (Россия не участвует в Конвенции).

Конвенция обязывает все государства-участники принимать меры для обеспечения безопасности торгового судоходства, указывать в "Извещениях мореплавателям" опасные от мин районы и сообщать о них другим государствам дипломатическим путем. Положения Конвен­ции нарушали США во Вьетнаме, в Никарагуа (1984 г.); Иран и Ирак выставляли мины в Персидском заливе в 80-х годах, на которых под­рывались суда многих стран, в том числе СССР. По окончании любой войны все государства обмениваются сведениями о выставленных ми­нах, проводят траление и уничтожение мин. После разгрома Ирака в феврале 1991 г. среди требований, предъявленных Ираку, было выдви­нуто требование о немедленном представлении информации о месте расположения и характере всех наземных и морских мин.

Морская блокада- признанный метод ведения войны на море, пред­ставляет собой систему насильственных действий военных флотов и авиации, препятствующих доступу как с моря к портам и берегам не­приятеля, так и от этих портов и берегов в море.

В соответствии с Парижской декларацией о морской войне 1856 г. и Лондонской декларацией о праве морской войны 1909 г. (Декларация 1909 г. в силу не вступила, но ее положения воюющие стороны прини­мают к сведению), чтобы быть законной, блокада должна быть публично объявлена правительством блокирующего государства с указанием даты

начала блокады, района блокируемого побережья и срока, предостав­ляемого судам нейтральных и других невоюющих государств для выхода из блокируемых портов, а также должна быть действительной и реаль­ной.

Осуществление блокады не должно препятствовать таким гуманным действиям, как доставка в блокируемый порт посыпок с лекарствами, одеждой и продовольствием (гуманитарная помощь) для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц при условии, что этим правом не зло­употребляют. Морская блокада прекращается со снятием ее блокирую­щим государством, захватом блокируемого района или с разгромом блокирующих сил. Наказанием за прорыв блокады или попытку проры­ва могут быть захват и (или) конфискация судна или его груза или уничтожение судна-блокадопрорывателя.

В современных условиях блокада считается законной, если она осу­ществляется в порядке самообороны по ст. 51 Устава ООН или по ре­шению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, блокада побережья Ирака и захваченного им Кувейта силами антиира­кской коалиции в 1991 г.).

Бомбардировка с моря военных объектов является законным ме­тодом ведения войны. Но бомбардировка с моря незащищенных объек­тов, городов, портов, селений или строений запрещается при всех об­стоятельствах. Обстрел окрестностей Бейрута линкором США "Нью-Джерси" в 1984 г. нельзя признать законным.

Статья 36 Дополнительного протокола I 1977 г. установила, что "при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение но­вых видов оружия, средств или методов ведения войны Высокая Догова­ривающаяся Сторона должна определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содер­жащиеся в настоящем Протоколе или в каких-либо других нормах меж­дународного права, применяемых к Высокой Договаривающейся Сторо­не".

§ 5. НЕЙТРАЛИТЕТ В ВОЙНЕ

Институт нейтралитета в войне и ныне имеет большое значение, по­скольку нейтральные государства, не участвуя в войне, ограничивают театр войны, ее размах и масштабы, что в значительной мере снижает интенсивность военных действий и уменьшает страдания народов. Вме­сте с тем деление всех государств согласно V и VIII Гаагским конвен­циям 1907 г. на две категории: воюющие и нейтральные, в настоящее время уже не отвечает современным реалиям (наличие в мире более 180 государств, ракетно-ядерное оружие и другие факторы). В настоящее время с возникновением войны все государства объективно делятся на две категории: воюющие и невоюющие. Невоюющие государства, в свою

очередь, включают: постоянно нейтральные (Австрия, Мальта, Швейца­рия); нейтральные в данной войне (эвентуальный нейтралитет); другие невоюющие государства (их подавляющее большинство) .

Нейтралитет в войне- это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне.

Никакого условного или безусловного, полного или неполного, а также "благожелательного" нейтралитета, которых придерживались не­которые советские (В.Н. Дурденевский) и иностранные ученые (Л. Оп-пенгейм), нет и не может быть. Оказание любой военной помощи одно­му из воюющих несовместимо со статусом нейтрального государства. Также несовместим со статусом нейтрального государства и статус "невоюющего государства", являвшегося в годы второй мировой войны не особой формой нейтралитета, а формой непосредственного, хотя и несколько завуалированного, участия в войне. Кроме того, не может считаться нейтральным в войне государство, придерживающееся в мир­ное время так называемой "политики нейтралитета" (неприсоединения), равно как и сама "политика нейтралитета" (неприсоединения) не может считаться какой-либо формой нейтралитета в войне.

Постоянно нейтральные государства,сохраняя свое право на само­оборону, должны строго соблюдать правила нейтралитета, но могут осу­дить агрессора и выразить свои симпатии жертве. В мирное время такие государства не должны участвовать в военных блоках и не могут пре­доставлять свою территорию под иностранные военные базы.

Нейтральные в данной войне государства,пожелавшие остаться в стороне от войны, должны объявить о своем нейтралитете (как правило, в специальной декларации или заявлении), довести это объявление до сведения воюющих и строго соблюдать все правила нейтралитета. В отличие от постоянно нейтральных они обязаны выполнить решение Совета Безопасности ООН о привлечении их к участию в военных санкциях против агрессора с одновременным отказом от нейтралитета. За ними остается также право по собственному желанию отказаться от нейтралитета (как правило, в пользу жертвы агрессии). Состояние ней­тралитета наступает только после надлежащего о том заявления и дове­дения его до сведения воюющих сторон .

В Руководстве Сан-Ремо 1994 г. снова делается попытка делить все госу­дарства в случае возникновения войны на две категории: воюющие и нейтраль­ные, что нельзя признать правомерным.

2 Нельзя согласиться с авторами Руководства Сан-Ремо 1994 г. в том, что с началом войны для государств, не участвующих в ней, автоматически наступает состояние нейтралитета. Если согласиться с Правилами Сан-Ремо, то любая помощь жертве агрессии будет подпадать под определение контрабанды и конфисковываться. Это лишний раз свидетельствует о том, что эти Правила выгодны только США - самой мощной стране современного мира.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.