Сделай Сам Свою Работу на 5

НАЧАЛО ВОЙНЫ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. ТЕАТР ВОЙНЫ





Начало войны— это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим фактически не последовали боевые действия. "Военные действия... не должны начинаться без предварительного и не­двусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мо­тивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны" (ст. 1 III Гаагской конвенции 1907 г.).

Несмотря на это, объявление войны даже согласно III Гаагской кон­венции не делает агрессивную войну законной, которая является тяг­чайшим международным преступлением. Объявление национально-ос­вободительных войн или гражданских войн не является обязательным; они, как правило, начинаются с восстания против политического ре­жима в стране, против колонизатора или оккупанта.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в совре­менную эпоху. Он может и должен использоваться, когда государство (группа государств) вступает в войну на стороне жертвы агрессии, при выполнении своих международных обязательств или в случае, когда военные операции против агрессора начинаются по решению Совета Безопасности ООН (например, согласно резолюции 678 Совета Бе­зопасности ООН Ираку представлялось время - "пауза мира" - для вы­вода своих войск из Кувейта до 15 января 1991 г.).



Начало войны имеет серьезные правовые последствия как для воюющих, так и дня всех других государств. С началом войны для всех воюющих сторон наступают следующие правовые последствия:

прекращаются дипломатические и консульские отношения (дип­ломатическому и консульскому персоналу обеспечиваются защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника), пре­кращаются и запрещаются экономические, торговые, финансовые и дру­гие отношения и сделки с юридическими и физическими лицами про­тивника; утрачивают силу все двусторонние договоры между воюющи­ми, многосторонние договоры (например, по вопросам транспорта, свя­зи, транзита и др.) приостанавливают свое действие;

торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприя­тельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам); к гражданам неприятельского государства может быть при­менен специальный режим (ограничение в перемещении, принудите­льное поселение в отведенных властями местах и др.); воюющие сто­роны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других не­воюющих государств.



Театр войны- это сухопутная, водная и воздушная территория воюющих сторон, а также космическое пространство, воды Мирового

океана за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие фа­ктически ведут или могут вести боевые действия.

Действующие нормы международного права устанавливают точно определеннь» изъятия из театра войны, в том числе в пределах тер­ритории воюющих государств. Не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектами нападения и уничтожения:

санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, меди­цинский персонал для ухода за ними, военнопленных, культурные цен­ности, районы расположения АЭС, дамб и плотин;

зоны Суэцкого и Панамского каналов, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Антарктика, Луна и другие небесные тела;

сухопутная, водная и воздушная территория нейтральных и других невоюющих государств.

Вместе с тем если одна из воюющих сторон введет свои воо­руженные силы в районы, исключенные из театра войны, или создаст там свои военные базы для ведения войны, то другая воюющая сторона будет вправе считать такие районы театром войны.



Международное право не предусматривает возможности установ­ления каких-либо границ или специальных зон для ведения войны на море. Однако международная практика государств свидетельствует о том, что многие государства под предлогом обеспечения безопасности морской и воздушной навигации для нейтральных и других невоюющих государств устанавливают в море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, блокадные и др.), оповещают другие государства об установлении таких зон и вводят в них существенные ограничения для международного су­доходства и воздушной навигации вплоть до полного их запрещения. США, например, объявляли 100-мильную зону боевых действий вокруг Вьетнама, Англия - "зону войны" шириной в 200 миль вокруг Фолк­лендских островов (1982 г.), Египет и Сирия - районы военных дейст­вий в Средиземном и Красном морях (1973 г.).

§ 3. УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ

Участниками войны является не все население воюющих государств, а только вполне определенная его часть - законные участники войны, действиям которых придается государственный характер. В зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязан­ностей и объема предоставляемой междундродно-правовой защиты все законные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

К.

А. Бекяшеа

К сражающимся (комбатантам) относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил воюющих государств (армии, авиации, флота). Каждое государство своим внутренним зако­нодательством определяет количественный и качественный состав воо­руженных сил, их организацию и командование, порядок формирования и комплектования, виды вооружений и оружия и другие компоненты;

личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств; граждане нейтральных и других невоюющих государств, добровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства;

личный состав других ополчений, добровольческих отрядов, органи­зованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, нахо­дящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если территория оккупирована, а также партизаны (партизанские отряды), если эти ополчения, отряды, движения сопро­тивления и партизаны отвечают следующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Дополнительный протокол I 1977 г. конкретизирует некоторые из

этих условий в отношении партизан. Так, в п. 3 ст. 44 Протокола I го­ворится, что партизаны обязаны открыто носить оружие: во время каж­дого военного столкновения; в то время, когда они находятся на виду противника; в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие;

члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцма­нов и юнг, и экипажей гражданской авиации воюющих государств;

население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регу­лярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны;

участники национально-освободительных движений, массовых вос­станий, участники внутригосударственных вооруженных конфликтов (гражданских войн, военных мятежей массового характера);

личный состав Вооруженных Сил ООН и групп государств, сформи­рованных по мандату Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН.

Комбатанты наделены правом силой оружия вести боевые действия и наносить ущерб и поражение противнику, на них распространяются все гуманные правила ведения войны и защиты в плену.

К комбатантам относятся также военные корабли и военные ле­тательные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной установки (ядерной или обычной).

К несражающимся (некомбатантам) относятся:лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, например, гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей илетательных аппаратов, военные корреспонденты и репортеры, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание воо­руженных сил, медицинский и санитарный персонал, духовенство всех религий, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные

аппараты.

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия, к ним не дол­жно применяться оружие. Свое оружие они используют только для са­мообороны и зашиты вверенного им имущества. Бели они непосредст­венно участвуют в боевых действиях, то автоматически становятся ком-

батантами.

Разведчик- законный комбатант - лицо, входящее в состав воору­женных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проник­шее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он стано­вится военнопленным (ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции

1907 г.).

Лазутчик (шпион)- лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений ла­зутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уго­ловной ответственности как шпион (там же, ст. XXIX), но и в этом случае "лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда" (ст. XXX). Главное отличие военного разведчи­ка от лазутчика (шпиона) - военная форма разведчика, свидетельст­вующая о его принадлежности к вооруженным силам своего государ­ства.

Военные разведчики, парашютисты воздушно-десантных войск, лич­ный состав "командос" продолжают оставаться законными комбатан-тами, независимо от того, ведут ли они боевые действия против про­тивника непосредственно на фронте или в тылу противника (на его соб­ственной или на оккупированной им территории), куда они могут быть сброшены (высажены) с катеров, летательных аппаратов или подводных

лодок.

Военные советники и инструкторы- это гражданские лица или во­еннослужащие, находящиеся при политическом руководстве или воен­ном командовании воюющего государства в целях предоставления поли­тических советов руководству или обучения личного состава вооружен-18* 547

ных сил иностранного государства обращению с поставляемой техни­кой, оружием. Их правовое положение международным правом не опре­делено, оно определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инст­рукторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств, и по своему правовому положению они приближаются к некомбатантам.

Парламентер- это "лицо (как правило, офицер), уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющее­ся с белым флагом" (ст. XXXII Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.). Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, гор­нист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик поль­зуются правом неприкосновенности. Парламентер уполномочивается вести переговоры о прекращении огня, о подборе раненых, трупов, о выводе женщин и детей из осажденной крепости, о сдаче крепости, о прекращении сопротивления и т.п. Парламентер теряет право на непри­косновенность, "если будет вполне определенно доказано, что он вос­пользовался своим привилегированным положением для подговора к из­мене или для ее совершения" (там же, ст. XXXIV).

Вооружение торговых судов международным правом не определено. Международная практика государств во время первой и второй мировых войн показала, что все государства вооружали свои торговые суда для отражения нападения подводных лодок. Вашингтонский договор об ог­раничении морских вооружений 1922 г. и Лондонский морской договор 1930 г. (СССР/Россия не являются участниками этих договоров) разре­шили делать на торговых судах специальные подкрепления палуб для установки на случай войны артиллерии калибром до 155 мм и оборудо­вать помещения для хранения боезапаса. Однако сейчас можно говорить о международном обычае вооружать торговые суда только во время войны в целях самообороны. Наемник- это лицо, которое:

специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

фактически принимает непосредственное участие в военных дейст­виях;

принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действитель­ности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой сто­роной, находящейся в конфликте;

не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

не послано государством, которое не является стороной, нахо­дящейся ^ конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил;

завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его терри­ториальной целостности и неприкосновенности (ст. 47 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финанси­рования и обучения наемников 1989 г.).

Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.