ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.
В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обмен оперативной и правовой информацией, а также проведение совместных профилактических мероприятий.
В настоящее время большое распространение получили такие опасные для международного правопорядка деяния, как международный терроризм, преступления на воздушном транспорте, наемничество, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотиков, рабство, работор-
говля и пытки. Рассмотрим подробнее международную борьбу с этими преступлениями.
Международный терроризм(от лат. terror - страх1^жас1^_обгцест-венно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами—впервые политический терроризм был признан преступлением в 1937 г. после подписания 24 государствами Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о международной уголовной палате для суда над террористами и другими уголовными преступниками. Однако в силу они не вступили. Рост числа террористических^ актов в отношении дипломатов и других лиц ускорил принятие в, 1973 г^ Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.
В системе ООН был создан Специальный комитет по международному терроризму в составе 35 человек. В настоящее время здесь готовятся проекты конвенций о борьбе с бомбовым терроризмом, о борьбе с актами ядерного терроризма и проект единого определения понятия международного терроризма. Свои рекомендации данный Комитет регулярно предоставляет Генеральной Ассамблеи, которая в своих решениях нацеливает государства на усиление борьбы с терроризмом. В частности, на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи была принята резолюция о недопустимости расширенного толкования международного терроризма (им не считаются акты насилия, совершенные вследствие нужды, безысходности, отчаяния или бесправного положения личности, акты национального терроризма). На XXXIX сессии была принята резолюция "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". Поэтому следует различать международный и национальный терроризм.
Политические установки по борьбе с этими преступлениями включены в итоговые документы встреч в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже, проходивших в рамках СБСЕ. В настоящее время действуют три региональных соглашения: Конвенция ОАГ о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер 1991 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г. и одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии Конвенция по пресечению терроризма 1987 г. Определенную роль в предупреждении терроризма может сыграть принятие Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ 1991 г., которые применяются при совершении терактов. Принято решение о прекращении их производства и постепенном уничтожении.
Ряд стран заключили двусторонние договоры. К примеру, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г. в ст. 33 подчеркнуто, что стороны сотрудничают в борьбе "с терроризмом во всех его формах и проявлениях".
Несмотря на обилие международно-правовых актов по борьбе с терроризмом, все уголовно-правовые вопросы до сих пор не разрешены и требуется принятие единого акта об ответственности за совершение таких деяний. В примерный перечень актов международного терроризма входят убийства глав иностранных государств и правительств, дипломатов и других лиц, пользующихся международной защитой, взрывы и обстрелы. помещений посольств, миссий, представительств, штаб-квартир международных организаций, нападения на жилые помещения и транспортные средства указанных лиц, диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах и др.
Субъектами^ преступления являются отдельные физические лица, преступные группы или преступные организации, все члены которых должны нести ответственность как соучастники совершенных преступлений. Форма вины может быть только умышленная, а целью является стремление вызвать международные осложнения или их сознательное допущение.
Нормы международного уголовного права обязывают государства выдавать террористов тем государствам, на территории которых совершены теракты, или судить их по своим законам. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за указанные преступления предусмотрена в ст. 205, 206, 207, 210, 212.
В силу своей тяжести международный терроризм после второй мировой войны признан в международных договорах экстрадиционным преступлением. Поэтому специальные конвенции о выдаче террористов не принимались. Такие лица должны выдаваться государствам, на территории которых совершены рассматриваемые преступления, или государству гражданства преступника на основании соответствующих конвенций. К сожалению, практика выдачи террористов не единообразна, поэтому в ряде случаев им удается уйти от ответственности.
Преступления на воздушном транспортеполучили распространение с конца 50-х годов. Принятая в 1963 г. Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна не квалифицировала их как преступления и не требовала строгих санкций. Поэтому в 1970 г. была заключена Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, которая устранила эти пробелы. Государства-участники, в том числе и СССР, обязались применять к преступникам строгие меры уголовного наказания. Однако и в этом договоре круг преступлений ограничивался захватом и угоном самолета.
В 1971 г. была принята Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. К числу преступлений отнесены также акты насилия в отно-
*•»
шении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете; разрушение воздушного судна или причинение ему повреждений; помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, устройства или вещества, которое может причинить повреждение или угрожать безопасности воздушного судна в полете; повреждение аэронавигационного оборудования; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности воздушного судна (ст. 1).
Преступлением признается покушение на любое из перечисленных деяний и соучастие в них. При этом право уголовного преследования предоставляется государству, на территории которого оказался преступник либо приземлилось воздушное судно. При выдаче преступника наказание назначается по приговору суда государства, в котором зарегистрировано воздушное судно. Этим самым обеспечивается неотвратимость наказания преступника, где бы он ни скрывался от правосудия.
Государство приземления воздушного судна обязано возвратить угнанное воздушное судно и груз законным владельцам и как можно быстрее разрешить экипажу и пассажирам выпет и следование по маршруту.
В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. При этом ст. 1 Конвенции была дополнена пунктом следующего содержания: "Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:
а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;
б) разрушает или серьезно повреждает оборудование или сооружения такого аэропорта, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту".
Государства-участники взяли на себя обязанность устанавливать свою юрисдикцию над этими преступлениями, если преступник находится на их территории и не подлежит выдаче в другие страны.
Все названные конвенции распространяются только на гражданские воздушные суда. В случае совершения перечисленных преступлений на военных, полицейских и таможенных воздушных судах применяется исключительно законодательство их государственной принадлежности (государственной регистрации). Поэтому, например, угонщики таких судов после приземления в других странах полежат выдаче государству регистрации этих воздушных судов для уголовного преследования.
В зависимости от тяжести наступивших последствий ст. 211 УК РФ предусматривает за захват или угон воздушного судна наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.
Наемничествобыло квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в Резолюции № 2465 устанавливалось, что практика использования наемников - уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам - членам ООН было рекомендовано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказания наемников в уголовном порядке установлена и в "Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов" 1973 г. Определение понятия "наемник" см. в гл. XXII.
Международная опасность наемничества заключается в подрыве стабильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Если наемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемников последствиями.
Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями.
Во-первых, по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за наемничество, в других странах они предаются суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов1.
Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств.
Известным прецедентом международной борьбы с наемничеством стал судебный процесс над 13 наемниками в Анголе. Он проходил в г. Луанда в 1976 г. Виновные были приговорены к строгим мерам уголовного наказания вплоть до смертной казни. На этом процессе была осуждена и практика использования наемников в агрессивных войнах против свободолюбивых народов.
Хищение ядерного материалаотнесено к рассматриваемой категории преступлений Конвенцией о защите ядерного материала 1980 г. Оно включает любое из следующих умышленно совершенных деяний: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет или может
В России ответственность за наемничество установлена ст. 359 УК РФ.
повлечь смерть человека, причинить ему увечье или существенный ущерб его собственности; кража ядерного материала шш его захват путем грабежа; присвоение или получение его обманным путем; понуждение к выдаче его путем угрозы силой или другой формы запугивания. Преступлением признается и угроза использовать похищенный ядерный материал с целью шантажа государства, его юридических или физических лиц.
Ядерный материал, используемый в военных целях, находится под строгой правовой и физической защитой, поэтому правила Конвенции распространяются только на ядерный материал, используемый в мирных целях и находящийся в процессе международной перевозки. В ст. 1 дан перечень основных видов такого материала.
В случае хищения ядерного материала государства-участники обеспечивают максимальное сотрудничество и взаимопомощь в раскрытии преступления, возвращении и защите ядерного материала (ст. 5). Это преступление признается экстрадиционным, поэтому государства могут рассматривать Конвенцию о защите ядерного материала в качестве правовой основы для выдачи преступников, совершивших рассматриваемые деяния. Уголовная ответственность за их совершения в нашей стране предусмотрена в ст. 221 УК Российской Федерации.
Фальшивомонетничество- одно из древних преступлений с "иностранным элементом". Оно появилось после замены натурального товарообмена денежным и имеет постоянную тенденцию к росту. Действующая Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков была принята в 1929 г. Государства-участники, в том числе иСССР, взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой иностранных и собственных денежных знаков, ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. В рамках Конвенции проведено уже около десяти международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с фалыпимо-нетничеством. Преступлениями признаются все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, их сбыт, ввоз в страну, добывание для себя, обманные действия по изготовлению, получению или приобретению предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков, а также покушение и соучастие в их совершении.
К настоящему времени ряд статей Конвенции устарел и требует дополнений. В первую очередь это относится к расширению понятия "денежные знаки", к которым сегодня относятся только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты. Подделки векселей, банковских документов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг не охватываются Конвенцией, несмотря на их распространенность. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и нормами национального законодательства. Так, ст. 186, 187 УК Российской
Федерации, кроме подделок денежных знаков, устанавливает уголовную ответственность за аналогичные деяния в отношении государственных ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, а также документов на проезд пассажиров или провоз багажа и др.
Незаконный оборот наркотических средстввпервые появился в странах, где в силу климатических условий произрастают опийный мак, кока и другие наркосодержащие растения. Все усилия государств в одиночку вести борьбу с этим злом не увенчались успехом. Эпидемия наркомании распространяется по всему миру. Только в системе ООН действуют Комиссия ООН по наркотическим средствам, Международный совет по контролю за наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотическими средствами и Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.
В 1961 г. была принята Едциая конвенция о наркотических средствах, заменившая более десяти договоров в этой сфере. Государства-участники, в том числе и СССР, учредили Международный комитет по контролю над наркотиками, который контролирует производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение исключительно в медицинских и научных целях. В ст. 36 Конвенции перечисляются 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным производством, куплей-продажей и транспортировкой наркотиков (культивирование, производство, изготовление, извлечение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, перевоз, маклерство и др.).
Конвенция предписывает, чтобы виновные наказывались тюремным заключением или другими видами лишения свободы. Конфискованные наркотики подлежат уничтожению или переработке в ненаркотические либо используются в медицинских и научных целях (кроме героина).
Наркологическими свойствами обладают и психотропные вещества, представляющие собой в основном искусственно созданные препараты, оказывающие влияние на психические функции человека. В целях контроля за их производством, распределением и потреблением в 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах. В ней нет полного перечня преступлений, однако в качестве санкций за незаконный оборот этих веществ также указаны тюремное заключение, лишение свободы и конфискация психотропных веществ, устанавливается наказуемость соучастия и покушения на их совершение.
Названные конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которого совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выдачи, если виновный не был наказан за совершенное преступление.
В 1988 г. ООН приняла Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая уста-
новила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.
УК Российской Федерации предусматривает наказания за совершенные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в ст. 228-234.
Рабство и работорговляявляются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество по борьбе с ними начало складываться в начале XIX в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. - договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Однако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, запрещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответственность за эти деяния. Только в 1926 г. принимается Конвенция о рабстве. Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.
Однако ни международные соглашения, ни наступивший после второй мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно поэтому в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: "Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах".
В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь регламентированы не запреты и формы борьбы с конкретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как преступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. дополнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалификация которых уточняется в других международных соглашениях и национальных законах. В частности, преступлениями признаются:
1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.
2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.
3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в погашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и характером самого труда.
4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.
5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками национального законодательства. Такой труд допускается только по приговору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же говорится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.
В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и торговли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе кули-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за рабство, работорговлю и сходные с ними институты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступления и участниками которых является Российская Федерация, не применяются непосредственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Пыткиподозреваемых, обвиняемых, других участников уголовного процесса, а также лиц, отбывающих наказания, являются наследием средневековья. Нормы о запрете пыток включены во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 5), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7), в Конвенции о борьбе с геноцидом, апартеидом, рабством, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и т.п.
10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на иезуитскую практику применения пыток. Статья 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники квалифицировали все акты пыток как преступления и устанавливали уголовные наказания "с учетом их тяжкого характера".
В ст. 1 дано определение пытки. Пытка - это "любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно
подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия". Не являются пыткой боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций или вызываются ими случайно.
В этом определении указаны все признаки рассматриваемого преступления: объект посягательства(неприкосновенность личности), объективная сторонапреступления (причинение лицу сильной боли, физического или нравственного страдания), субъект преступления(государственное должностное или официальное лицо), а также субъективная сторонадеяния (умышленная вина и цель - получение сведений, признаний, наказание, запугивание, принуждение к определенным действиям и т.п.).
Конвенция, кроме этого, возлагает на государства-участников обязанности "предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания", совершенные указанными субъектами. Степень общественной опасности этих актов значительно ниже пыток, поэтому в Конвенции говорится лишь об их предотвращении. При этом подразумеваются дисциплинарные, административные, уголовные и другие санкции (ст. 16).
Никакие обстоятельства, будь то состояние войны, чрезвычайное положение, угроза вооруженного конфликта, внутренняя политическая нестабильность, приказ вышестоящего начальника или органа власти, не могут служить оправданием пыток (ст. 2). Для предупреждения пыток каждое государство взяло на себя обязательства обеспечить, чтобы учебные материалы и информация о запрещении и наказании пыток в полной мере бьши включены в учебные программы подготовки работников правоохранительных органов, гражданского, военного, медицинского персонала и других лиц, связанных с содержанием лиц под стражей или обращением с ними (ст. 10).
Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступников государство, на территории которого обнаружено лицо, применявшее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство на определенных Конвенцией условиях. При этом установлена универсальная юрисдикция. Жертвам пыток обеспечивается право на реабилитацию и компенсацию.
Для контроля за выполнением норм Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники один раз в 4 года представляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции.
Нормы об ответственности за пытки закреплены также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г., Европейской конвенции о предупреждении пыток и негуманного или унижающего достоинство обращения и наказания 1987 г. с Дополнительными протоколами № 1 и № 2 1993 г., Межамериканской конвенции о предупреждении и наказании пыток 1985 г. и других региональных международных договорах.
В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется ст. 302 "Принуждение к даче показаний" с санкцией до 8 лет лишения свободы только за применение пыток на допросах. Однако, по свидетельствам средств массовой информации, включая телевидение, в органах внутренних дел Российской Федерации отмечаются случаи пыток задержанных и других лиц.
§ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН, уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифицированных конвенций, типовых договоров, других международно-правовых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены главные, вспомогательные органы ООН и большинство ее специализированных учреждений. ООН координирует также деятельность других международных организаций в этой сфере.
Так, Генеральная Ассамблея ООН с помощью Комиссии международного права готовит и принимает конвенции по борьбе с отдельными преступлениями, рекомендации по координации мер предупреждения актов международного терроризма, наемничества, незаконного оборота наркотиков и т.п. На заседаниях Совета Безопасности ООН эти вопросы рассматривают в связи с жалобами государств на акты агрессии, терроризма и др. В случае необходимости он передает эти вопросы в свою Комиссию по расследованию. Международный суд ООН рассматривает конкретные дела, касающиеся вопросов борьбы с преступностью. (В 1980 г. здесь рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране и приняты рекомендации государствам.)
В рамках /ЭКОСОС сосредоточены основные правоохранительные структуры ООН. Среди них особое место занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию,созданная в 1992 г. Ее предшественником был Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Она состоит из 40 человек, избираемых ЭКОСОС в индивидуальном порядке от государств - членов ООН на
основе справедливого географического распределения сроком на 3 года. Заседания Комиссии проводятся в г. Вене. Например, в 1996 г. на своей 2-недельной сессии Комиссия приняла 8 резолюций: о борьбе с транснациональной организованной преступностью; о разработке проекта конвенции по борьбе с детской порнографией, детской проституцией, усыновлением с использованием услуг "черного" рынка и приобретением детей с целью трансплантации органов; о незаконном обороте огнестрельного оружия; о контрабанде мигрантов; о мерах по распространению в мире знаний, о стандартах ООН в области борьбы с преступностью и др.
Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями1.Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечества в борьбе с преступностью и унификации международного уголовного права.
Большое значение в деятельности ООН имеет разработка и принятие долгосрочных планов и программ. Среди них следует отметить Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. Здесь содержатся рекомендации к государствам об укреплении законности, совершенствовании международного уголовного права, обеспечении прав человека, реформирования уголовного правосудия и др.
В 1991 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята новая Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Она рассчитана на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ предупреждения преступности, разработки и внедрения учебных программ для подготовки специалистов.
В Программе формулируются ее основные цели, задачи, сфера действия, первоочередные мероприятия, а также структура и компетенция специальных органов и структурных подразделений ООН, которые непосредственно осуществляют исполнение Программы. Кроме названной Комиссии и Конгрессов ООН к ним относятся: Секретариат Программы - постоянный рабочий орган, ответственный за выполнение всех положений этого документа и оказание практической помощи Комиссии; Институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, находящиеся в г. Футю (Япония), Риме (Италия), Сан-Хосе (Коста-Рика), Хельсинки (Финляндия), Кампале (Уганда), ко-
1 С 1955 г. проведено уже 9 таких Конгрессов: I Конгресс в Женеве (1955 г.), П-в Лондоне (1960 г.), Ш - в Стокгольме (1965 г.), IV - в Киото (1970 г.), V - в Женеве (1975 г.), VI - в Каракасе (1980 г.), VII - в Милане (1985 г.), VHI - в Гаване (1990 г.) и IX - в Каире (1995 г.).
торые координируют вопросы борьбы с преступностью на региональном уровне; сеть назначаемых правительствами национальных корреспондентов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, которые поддерживают прямую связь с Секретариатом, информируют о мероприятиях национального характера и содействуют осуществлению намеченных Программой положений; глобальная информационная сеть в области преступности и уголовного правосудия, которая занимается сбором, анализом, обменом и распространением информацией о состоянии преступности в государствах и отдельных регионах. На этой основе разрабатывается стратегия борьбы с международной преступностью.
Финансирование Программы осуществляется не только из регулярного бюджета ООН,но и путем добровольных взносов государств в специальный Фонд ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Эти средства расходуются на осуществление оперативных мероприятий, командировки персонала, организацию курсов, семинаров, закупку оборудования и др.
В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участвует в организации мероприятий по борьбе с ней. Отдел по предупреждению преступности одновременно выполняет функции Секретариата названной выше Комиссии по предупреждению преступности и ее конгрессов.
Специализированные учреждения ООНучаствуют в борьбе с преступностью в рамках своих уставных задач. Например, МОТ в принимаемых конвенциях рекомендует государствам и профсоюзам вести борьбу с принудительным трудом и другими преступлениями против трудовых прав человека; ВОЗ постоянно занимается вопросами профилактики правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ; по инициативе ИКАО были разработаны и приняты конвенции по борьбе с преступлениями против гражданской авиации и ведется большая организационная работа по их предупреждению; ЮНЕСКО организует сотрудничество государств по защите от хищений и от уничтожения культурных ценностей; ИМО в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. координирует работу по борьбе с преступлениями, совершаемыми в открытом море, и т.п.
С 1952 г. в ООН периодически издается "Международный обзор политики в области уголовного права", а в качестве ежегодника к нему -"Библиография ООН по технической литературе в области социальной защиты". Здесь публикуются статистические сведения о состоянии преступности, отчеты о проведенных конгрессах и других форумах в этой области, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах и т.п.
Важным средством предупреждения рецидивной преступности является гуманизация правил обращения с правонарушителями. Деятельность ООН в этой области тесно связана с обеспечением прав и свобод человека (подробнее см. § 7 гл. VIII).
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) -межправительственная организация, основной задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем развития широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., ее функции изменялись и уточнялись. Действующий Устав Интерпола вступил в силу v ^956 гЛ В ней^ участвуют практически все страны. СССР встулил в Интерпол в 1990 г.) а Россия обрела членство в порядке правопреемства. Штаб-квартира находится во Франции (г. Лион).
К числу главных органов Интерпола относятся Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет во главе с президентом, Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем - постоянно действующий рабочий орган управления и Национальные центральные бюро (НЦБ). Замыкают систему органов управления советники, исполняющие консультативные функции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|