Сделай Сам Свою Работу на 5

КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛУНЫ





И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

Космос представляет собой единство двух видов территории - кос­мического пространства и естественных небесных тел.

Понятие "космическое пространство"означает обширную террито­рию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства (примерно 100-110 км от поверхности Земли) до пределов лунной ор­биты - так называемый ближний космос, и за ее пределами, т.е. далее 384 тыс. км - дальний космос.

Под естественными небесными теламипонимаются в первую оче­редь сами небесные тела, представляющие собой естественные необи­таемые космические образования, движущиеся по постоянной орбите и пригодные для освоения и использования. Соглашение 1979 г. не вклю­чает в понятие "естественные небесные тела" внеземные материалы -астероиды, метеориты и др., достигающие поверхности Земли естест­венным путем. Если первые являются общим достоянием человечества, то вторые становятся собственностью государства, на территории кото­рого они обнаружены.

Правовой режим космоса и его составляющих установлен Договором 1967 г., другими источниками в соответствии с требованиями междуна­родного права и современными представлениями о главных закономер­ностях развития Вселенной.



Наибольшее значение для разработки режима космоса имеют основ­ные принципы современного международного права, в том числе со-

трудничества государств, запрещения применения силы и угрозы силой, разоружения под эффективным международным контролем, мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, междуна­родной охраны окружающей среды.

Наиболее актуальной является задача обеспечения безопасности в космосе, исследования и использования его только в мирных целях, что соответствует представлению о космосе как об общечеловеческом дос­тоянии. Можно считать, что в настоящее время уже регулируются во­просы обеспечения военной, ядерной и экологической безопасности.

Договором 1967 г. и развивающим его положения Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются применение силы, угроза силой или любые враждебные действия в космосе и из космоса в отношении Земли;запрещается использование космического пространства, Луны, небес­ных тел в качестве театра войны и военных действий, для размещения военных баз и укреплений. Особо оговаривается запрещение использо­вать небесные тела в целях применения силы и угрозы силой в отноше­нии Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических ко­раблей или космических объектов иного назначения. Указанными ис­точниками запрещается также аналогичная деятельность в мирное вре­мя, с целью подготовки военных действий.



В доктрине господствует позиция относительно частичнойдемили­таризации космического пространства и полнойдемилитаризации есте­ственных небесных тел, поддерживаемая, в частности, Российской Фе­дерацией, США и другими государствами. ООНнеоднократно предпри­нимала попытки прояснить и более четко определить ситуацию через толкование положений Договора 1967 г. в резолюциях Генеральной Ас­самблеи ООН. Комитет ООН по космосу (функционирует с 1959 г.) на своей 33-й сессии предложил государствам «...в интересах сохранения космического пространства для мирных целей принять односторонние обязательства не размещать вооружения в космическом пространстве; обеспечить запрещение применения силы в космическом пространстве или из космоса в отношении Земли; создать меры доверия в космосе для реализации концепции "открытого космоса" и системы контроля за их соблюдением». Иными словами, рекомендовались меры установления режима полной демилитаризации не только небесных тел, но и косми­ческого пространства. Однако США и СССР, не учитывая рекоменда­ций Комитета, использовали спутники в разведывательных целях. Так, США использовали свои спутники для сбора и передачи сведений раз­ведывательного характера в период англо-аргентинского конфликта из-за Мальвинских (Фолклендских) островов, а также во время подавления агрессии Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг.



Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролемявляется важнейшей гарантией непримене­ния силы. Положения преамбулы и ст. III Договора 1967 г., обязываю-

щие государства осуществлять космическую деятельность "... в соответ­ствии с международным правом, ... в интересах мира и безопасности", естественно, распространяют данный принцип и на деятельность госу­дарств в космосе.

Специфика реализации принципа в пределах отрасли изначально за­ключается в принятии государствами обязательств не по разоружению, а по невооружению, т.е. немилитаризациикосмоса в целом. Известная конкретизация требований, вытекающих из принципа разоружения, дана в ч. I ст. FV Договора 1967 г. и в Соглашении 1979 г. Государства обя­зуются:

а) в космическом пространстве:не выводить на орбиту вокруг Зем­ли или Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массо­вого уничтожения; не размещать такое оружие в космическом про­странстве каким-либо иным образом; не испытывать ядерное оружие в космическом пространстве;

б) на естественных небесных телах:не создавать военных баз, со­оружений и укреплений; не устанавливать и не использовать ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения на по­верхности небесных тел или в их недрах; не испытывать любые типы оружия.

Таким образом, толкование положений ст. IV Договора 1967 г. в от­рыве от других его положений и явных намерений сторон, выраженных большинством государств в процессе обсуждения Договора 1967 г. и нацеленных на превращение космоса в нейтрализованную территорию, привело, во-первых, к установлению различных режимов демилитариза­ции космического пространства и небесных тел (частичной в первом случае и полной - во втором) и, во-вторых, к началу гонки наступа­тельных космических вооружений, так как якобы пролет и нахождение таковых в космическом пространстве ст. IV впрямую запрещен не был.

Принцип мирного разрешения международных споровсодержится в основных источниках отрасли в достаточно конкретизированной фор­ме. Наиболее часто встречающимися способами разрешения разногла­сий являются взаимные консультации (один из видов непосредственных переговоров, предусмотренных ст. 33 Устава ООН), конференции уча­стников договоров, конвенций, комитеты экспертов, обращение в меж­дународные органы и организации системы ООН.

В случае необходимости проведения переговоров между не при­знающими друг друга сторонами используется институт посредничества. Международная организация, правомерно участвующая в космической деятельности, является равноправным участником переговоров.

В Соглашении о Луне 1979 г., где наиболее полно представлен этот принцип, обозначено, что заинтересованные стороны принимают все меры для урегулирования спора любыми мирными средствами по сво­ему выбору, не прекращая этот процесс до его успешного завершения.

г.

*

(

 

Успешное освоение космоса возможно и обусловлено равноправ­ным сотрудничеством государств, основывающимся на принципах суверенного равенства, невмешательства в дела, по существу входя­щих во внутреннюю компетенцию друг друга, добросовестного со­блюдения взаимных обязательств.Отказ в сотрудничестве должен рас­сматриваться как серьезное нарушение международного права и норм отрасли (например, отказ в спасании космонавтов, непередача инфор­мации о стихийных бедствиях и др.)- Нарушением сотрудничества счи­таются любые способы дискриминации государств при использовании благ, полученных в результате космической деятельности1.

Специальные принципы отраслисвязаны прежде всего с уникаль­ностью космоса как территории, а также с комплексом современных знаний о закономерностях его существования. Кроме универсальных для отрасли источников они реализуются в договорах, связанных с от­дельными институтами.

Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства Луны и других небесных тел,закрепленный в Договоре 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. (ст. II и XI соответственно). Кос­мическое пространство, Луна, небесные тела являются общим достояни­ем человечества и не могут быть, как указано в тексте, "собствен­ностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица". Это же относится к их частям или ресурсам. В связи с этим считаются не­обоснованными притязания ряда экваториальных стран на суверенитет относительно расположенных над их территорией участков геостацио­нарной орбиты (ГСО).

Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой геометрическую позицию, в которой размещенный в ней объект ведет себя по отноше­нию к Земле иначе, чем если бы он был размещен в каком-либо ином месте этого пространства. Геостационарный спутник - спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг сво­ей оси; иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вслед­ствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутни­ки имеют огромное значение для научно-технической, культурной идругих видов деятельности государств. На ЗО-й сессии Юридического

1 Юридический подкомитет предложил государствам рассмотреть ряд про­блем, или принципов, сотрудничества в космосе, в том числе: особый учет ин­тересов развивающихся стран; особая ответственность космических держав относительно равного, недискриминационного, своевременного доступа к ин­формации, знаниям, применяемой технике; обмен информацией, материалами, оборудованием в рамках справедливых параметров и платежей.

подкомитета (1989 г.) обсуждалась проблема статуса ГСО, в связи с чем выдвигались требования ее рационального и справедливого использова­ния, признания ее особого значения для социального и культурного раз­вития; использования исключительно в мирных целях на благо всего человечества.

ГСО, являясь частью космического пространства, должна быть сво­бодна для доступа государств в целях размещения на ней спутников различного назначения, предназначенных для мирных целей.

ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов,потому ее использование должно контролироваться сообществом госу­дарств. В настоящее время такой контроль осуществляется Междуна­родным союзом электросвязи (МСЭ). В соответствии со ст. 1 Устава МСЭ 1992 г. МСЭ: распределяет радиочастоты спектра и регистрацию присвоений радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями различных стран; способствует улучше­нию использования радиочастотного спектра и орбиты геостационарных спутников для нужд радиосвязи. Статья 44 Устава МСЭ, посвященная использованию радиочастотного спектра и орбиты геостационарных спутников, обязывает государства "стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, требующегося для удовлетворительной работы необходимых служб", а также "исполь­зовать радиочастоты и орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам".

С принципом неприсвоения связан такой важный для статуса космо­са в целом императив, как свобода исследования и использования космоса для всех государствнезависимо от степени их экономического или научного развития. Соответственно, эт? свобода для держав нынеш­него "космического клуба" ограничена требованием обращения добы­тых результатов на благо всех стран. В случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства должны информировать об этом Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов не­бесных тел.

В случае возможности эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить такой режим, который учитывал бы интересы всего сообщества. При этом добытые минералы, образцы и другие объекты принадлежат добывшим их государствам. Естественно, проблема нуждается в дальнейшем правовом регулировании. Так, по официальным данным, США планируют создать постоянную базу на Луне к 2005 г., а колонию на Марсе - 2015 г. Пока же планируется Доставка на Марс с лунной базы топлива, припасов, снаряжения. Япо-

ния планирует осуществить крупномасштабную программу исследова­ния поверхности Луны, в том числе для поиска подходящей площадки для строительства стационарной обитаемой базы. Япония заинтересова­на в добыче имеющегося на Луне ценного изотопа гелия, который, бу­дучи переработанным в ядерном реакторе, даст огромное количество экологически чистой энергии. Не отстает от них и Китай, наметивший свою программу освоения Луны. Аналогичные программы имеет и Рос­сия, являющаяся также ведущей космической державой.

Принцип международной охраны космической средытесно связан с оснрвным принципом международной охраны окружающей среды и им обусловлен1. Его содержание обязывает государства не наносить ущерб космосу в процессе его исследования и использования.

Юридические обязательства государств по экологической защите космоса являются важнейшим элементом правового режима космиче­ского пространства и небесных тел. Статья IX Договора 1967 г. называ­ет этот специальный принцип в числе важнейших норм отрасли; в даль­нейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., в Конвен­ции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., а также в морально-политических нормах, содержащихся в резолюциях Генераль­ной Ассамблеи ООН, ее Комитета по космосу (например, резолюция, содержащая Принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, резолюции в связи с использованием косми­ческих транспортных систем и их последствиями для будущей деятель­ности в космосе).

Государства должны использовать космос таким образом, чтобы из­бегать его вредного загрязнения в результате антропогенной деятельно­сти, предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия косми­ческой среды вследствие внесения в нее неблагоприятных изменений из-за доставки посторонних веществ и микроорганизмов; должны кон­тролировать деятельность, связанную с использованием в космосе ядер­ных установок, публикуя результаты оценки ядерных источников энер­гии на борту космического корабля до его запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г., ст. I Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.)2.

Случаи нанесения ущерба космосу при ведении военных действий, разме­щении, применении, испытании вооружений подпадают под действие основных принципов международного права.

2 Так, в связи с аварийным падением "Марса-8" в ноябре 1996 г. в Тихий океан правительство Российской Федерации сообщило, что находящиеся на его борту изотопы и плутония спрессованы в плотные таблетки при t = 1200°, в связи с чем исключено их растворение в воде; что оболочка установки, содер­жащей топливо, способна выдержать в воде срок более 90 лет, в течение кото­рых обеспечен полный распад плутония; что, таким образом, уровень локально­го загрязнения акватории будет в сотни раз меньше допустимого по шкале Меж­дународного Комитета по радиационной защите.

Государства имеют право объявлять районы небесных тел, представ­ляющих научный интерес, международными заповедниками, в отноше­нии которых могут быть согласованы особые меры защиты.

По сведениям, которыми располагают Генеральный секретарь ООН и отдельные государства, в частности США, Великобритания, особый ущерб космической среде и деятельности по исследованию космоса наносит антропогенный "мусор" - бездействующие спутники, их части и пр. Полагают, что в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и в несколько раз больше таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне сред­ствами. Лишь 5% наблюдаемых объектов являются эксплуатируемыми спутниками, 20% - нефункционирующими спутниками, 25% из которых представляют собой цельные объекты, остальные - осколки. Англий­ские источники сообщают, что 17 тыс. объектов являются космическим "мусором" и угрожают безопасности полетов1. Есть "мусор" в виде не­работающих спутников и на ГСО.

Комитет по космосу предложил классифицировать "мусор" на круп­ный - от 50 см, средний - от 50 до 1 см и мелкий - менее 1 см, в целях разработки защиты и искусственной чистки космического пространства. Последняя, к сожалению, пока практически не осуществима, хотя, на­пример, в 1984 г. с помощью аппарата "Спейс-Шаттл" был возвращен с ГСО спутник "Вестар-6", есть возвращаемые спутники типа "Био­космос" и у России. Тем не менее пока приходится полагаться на есте­ственный чистящий эффект - всасывание объектов в атмосферу и сго­рание в ней. *

При освоении космоса - запусках иавариях спутников, особенно крупногабаритных, а также орбитальных станций - происходит загряз­нение атмосферы и поверхности Земли, наносится ущерб здоровью на­селения. Так, около 10 тыс. км2 площади Горного Алтая ныне усеяно обломками ракет, запускаемых с Байконура, при том что продукт рас­пада ракетного топлива — гептил - опасен для здоровья населения. Аме­риканская космическая станция "Скайлэб", которая упала в 1979 г., оставила след металлических осколков протяженностью 1000 км на юго-западе Австралии и в Индийском океане.

1 Антропогенная нагрузка на космос весьма велика: СССР в 1989 г. вывел на орбиту 95 спутников через 74 запуска; Франция - 7 спутников в 1990 г., в 1997-2000 гг. евроконцерн "Арианспейс" намерен запустить 42 спутника и пр. Начиная с 1957 г. в космос было отправлено не менее 4500 спутников, 2200 из которых до сих пор находится на орбите, причем только 450 продолжает функционировать. Общий вес запущенных в космос объектов составляет более 2 тыс. т.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.