Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава XIX. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ





ПРАВО

§ 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ • МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Международное космическое право представляет собой систему основных принципов международного права, специальных принципов отрасли международного космического права и обусловленных ими норм другого уровня, определяющих основы космического сотрудниче­ства государств и правовой режим космического пространства, естест­венных и искусственных небесных тел, космонавтов.

Практическое освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли международного космического права -связывается с за­пуском 4 октября 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли.

В разработке правовых основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различных программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистанционного зондирования для археологических исследований, ФАО участвует в программах обнаружения плантаций наркотиков, специаль­ный Центр при ней обеспечивает раннее предупреждение о чрезвычай­ных ситуациях по продовольственной безопасности в мировом мас­штабе.



Источниками юридических норм отрасли являются договоры и обы­чаи, касающиеся космического пространства и деятельности в нем субъектов международного права.

Особое место среди источников отрасли занимает Договор о прин­ципах деятельности государств по исследованию и использованию кос­мического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (далее - Договор 1967 г.), закрепивший специальные принципы новой отрасли, определивший ее особенности, связанные со спецификой объекта регулирования, кругом субъектов, допускаемых к космической деятельности, в подходе к проблеме ответственности.

Договор 1967 г. определил взаимосвязь деятельности в космосе с другими глобальными проблемами, в первую очередь - с сохранением мира, разоружением, обеспечением экологической безопасности.



Договор 1967 г. является блестящим примером кодификации и про­грессивного развития международного космического права. Его положе­ния создали правовую базу для целого ряда институтов отрасли,полу­чивших дальнейшую регламентацию в последующих конкретизирующих источниках. К ним относятся: Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в кос­мическое пространство от 22 апреля 1968 г., (далее - Соглашение 1968), дополнившее ст. V Договора 1967 г.; Конвенция о международ­ной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. (далее - Конвенция 1972 г.), конкретизировавшая ст. VI и VII Договора 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, за­пускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г. (далее -Конвенция 1975 г.), развивающая ст. VIII Договора 1967 г. и Соглаше­ние о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. (далее - Соглашение 1979 г.).

Условно к источникам отрасли можно отнести отдельные положения договоров, затрагивающих в той или иной мере космическую деятель­ность: например, Московский договор о запрещении испытаний ядерно­го оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенция о запрещении использования природной среды в военных или любых иных враждебных целях 1977 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., уставы международных космиче­ских организаций, а также другие многосторонние и двусторонние до­говоры.



Для молодой отрасли характерно наличие обычных норм;до сих пор регулируются обычным правом вход и выход космических объектов через суверенное воздушное пространство иностранных государств при запуске, переход на другую орбиту или при посадке, определение верх­ней границы государственного суверенитета и, таким образом, нижней границы космического пространства.

Целый ряд отношений государств в области космического сотрудни­чества регулируется морально-политическими нормами, принимаемыми прежде всего в рамках международных организаций: в 1982 г. Генераль­ная Ассамблея ООН своей резолюцией одобрила "Принципы использо­вания государствами искусственных спутников Земли (ИСЗ) для меж­дународного непосредственного телевизионного вещания"; в 1992 г. принята без голосования резолюция "Принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве"; разрабатывается проект резолюции о принципах, касающихся международного сотрудни­чества в мирных целях. Отмечается также наличие этических норм. Они упоминаются в рабочем документе "Вопросы правового режима аэрокосмических объектов", внесенном Россией в юридический (правовой) подкомитет Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по кос­мосу в 1994 г. Так, установилась практика при пролете космического

 

объекта над территорией иностранного государства на высоте менее 100 км делать уведомления о таком пролете.

Объектом отрасли международного космического праваявляются отношения государств, других субъектов международного права, связан­ные с деятельностью в космосе: установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметамиконкретных отношений, оп­ределяемых договорами и обычаями, являются действия, воздержание отдействий, космос в целом и его части, например, космическое про­странство, небесные тела, их ресурсы и др.

Субъектами отрасли международного космического праваявляют­ся прежде всего государства. Поскольку космос является достоянием всего человечества, потенциально субъектами отрасли являются госу­дарства независимо от их участия в практическом исследовании и ис­пользовании космоса или даже их участия в договорах отрасли. Так, в преамбуле и ст. I Договора 1967 г. отмечается общая заинтересован­ность всего человечества в космическом сотрудничестве на благо и в интересах всех стран. Тем не менее по особенностям правового статуса в рамках отрасли различают государство регистрации космического объекта, запускающее государство, государство, участвующее в запуске, в том числе участвующее в проектировании, конструировании, изготов­лении или оснащении объекта, государство-эксплуатант, государство, с территории или установки которого запускается космический объект.

Международные межгосударственные (межправительственные) организациимогут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их государств-членов являют­ся сторонами Договора 1967 г. и других универсальных отраслевых до­говоров. Такое ограничение справедливо и обусловлено повышенной опасностью космической деятельности, а также необходимостью рас­пространения на все ее виды и формы ведущих норм отрасли, закреп­ленных в базовых документах, поскольку сами международные органи­зации к участию в договорах по космосу не приглашались.

В остальном их деятельность определяется уставными документами, предоставляющими им достаточно широкие полномочия: они могут иметь собственные спутники, заключать соглашения с государствами о запуске, выводе их на орбиту и управлении ими, приобретать, арендо­вать или отчуждать имущество, связанное с космической деятельностью, нести ответственность за ее последствия.

Наиболее активно участвуют в освоении космоса международные организации системы ООН, организации, созданные строго на регио­нальной основе (например, Европейское космическое агентство - ЕКА, Арабская организация спутниковой связи - АРАБСАТ) или многосто­ронней основе (Международная организация спутниковой связи -

ИНТЕЛСАТ, Международная организация морской спутниковой связи -ИНМАРСАТ и др.).

На основе межгосударственных соглашений создаются неправитель­ственные организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой деятельности в космосе (например, европейский кон­церн "Арианспейс" и др.); однако и здесь необходимым условием до­пуска их к космической деятельности является контроль и ответствен­ность государств - участников Договора 1967 г.

В ряде стран уже принято законодательство о коммерческой дея­тельности в космосе. Так, в США действует Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерче­ской космической деятельности и Закон о коммерциализации дистанци­онного зондирования Земли (оба в 1984 г.), в Великобритании и Шве­ции действуют законы о космическом пространстве (соответственно 1982 г. и 1976 г.), в России приняты в 1993 г. Закон "О космической деятельности" (с дополнениями 1996 г.) и постановление Правительства РФ "О лицензировании космической деятельности" 1996 г.

§ 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.