МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ
ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ
Под международными воздушными сообщениями (полетами) понимаются воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одного государства. Осуществляемая в процессе этих передвижений транспортировка грузов, почты, пассажиров и багажа является международной авиаперевозкой. Лежащий в основе правового режима воздушной навигации принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушной территорией предполагает, что( пересечение иностранным летательным аппаратом государственной границы какой-либо страны может быть совершено только по получении от ее компетентных властей разрешения, испрашиваемого в надлежащем порядке. Разрешительный порядок международных полетов, вытекающий из преобладающей международной практики, закреплен и Чикагской конвенцией, ст. 6 которой устанавливает: "Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию... государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции". Данное положение содержится и в национальном законодательстве, в том числе в Воздушном кодексе Российской Федерации.
Пересечение летательным аппаратом воздушной границы иностранного государства в нарушение установленных для этого процедур
может служить основанием для использования в отношении этого летательного аппарата мер, применяемых к нарушителям государственной
границы. —""•""» "......"■""
После влета в пределы территории иностранного государства воздушное судно в течение всего времени нахождения там должно строго соблюдать условия, установленные на этот счет законодательными актами данной страны. Это касается требований к самому летательному аппарату, его экипажу, пассажирам, перевозимым грузам, почте и багажу, причем согласно ст. 11 Чикагской конвенции соответствующие требования применяются к воздушным судам всех государств без различия их национальной принадлежности.
Конкретно указанные требования касаются порядка прибытия, пребывания и отправления воздушного судна, паспортного, таможенного, иммиграционного, валютного, санитарного, карантинного контроля; предусматриваются положения, регулирующие полеты иностранных воздушных судов над определенными зонами иностранной территории (например, над пограничной зоной), точные маршруты следования, места посадки, высоту полета и т.д. Устанавливается уголовная, гражданская и административная ответственность за нарушение перечисленных требований или за ущерб, причиненный во время нахождения иностранного воздушного судна на территории (в пределах) данного государства.
Национальным законодательством и Чикагской конвенцией 1944 г. (ст. 16 и 29) закреплено требование об обязательном наличии на воздушном судне, прибывающем в иностранное государство или убывающем из него, ряда документов. К их числу отнесены свидетельство о регистрации судна, удостоверение о его годности к полетам, свидетельство о наличии у каждого члена экипажа необходимой профессиональной подготовки, бортовой журнал, разрешение на пользование бортовой радиостанцией, список фамилий пассажиров с указанием пунктов их посадки (отправления) и следования (назначения), манифест и подробная декларация на груз.
В части осуществления во время международных полетов коммерческой деятельности за невоенными воздушными судами признаются следующие права или "свободы воздуха":
1) право на беспосадочный транзитный полет над территорией данной страны, т.е. полет без посадок и совершения каких-либо коммерческих операций;
2) право транзита с посадкой в технических (заправка топливом, технический осмотр, ремонт) и иных некоммерческих целях, без погрузки-выгрузки перевозимых объектов или посадки-высадки пассажиров;
3) право высадки пассажиров и выгрузки перевозимых объектов, взятых на борт в аэропорту государства регистрации воздушного судна;
..1
X
4) право принимать на иностранной территории пассажиров, их багаж, грузы и почту, если они имеют местом назначения территорию государства регистрации воздушного судна;
5) право принимать и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего государства;
6) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна;
. 7) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;
8) право осуществлять все виды перевозок между аэропортами одного и того же иностранного государства.
Перечисленные права ("свободы воздуха") могут быть предоставлены воздушным судам не только государства их регистрации, но и (в случае сдачи воздушного судна в аренду) государства-эксплуатанта, которое самостоятельно будет вступать в договорные отношения по поводу коммерческих прав таких воздушных судов.
Следует еще раз подчеркнуть, что предоставление иностранному воздушному судну любого или любых из перечисленных коммерческих прав, как и прав на выполнение самих полетов над территорией данного государства, является его прерогативой. Реализация этого исключительного права осуществляется, с одной стороны, в законодательном порядке, а с другой, - посредством заключения государством двустороннего соглашения с другим государством. При этом такие двусторонние соглашения могут классифицироваться по следующим категориям:
а) Типовой образец соглашения о временных воздушных маршрутах ("Чикагский тип"), разработанный в рамках ИКАО и воспроизводящий принципы Чикагской конвенции 1944 г. Такое соглашение содержит обязательство сторон, во-первых, установить между ними международные гражданские воздушные маршруты и линии, во-вторых, дать четкое описание этих маршрутов, аэропортов посадки, а также перечень предоставляемых воздушным судам друг друга коммерческих прав ("свобод воздуха"). Соглашение должно содержать указание на то, какие национальные авиакомпании допускаются к эксплуатационной деятельности на устанавливаемых воздушных линиях, и свидетельствовать о соответствии таких компаний требованиям компетентных авиационных властей данной стороны. Договаривающиеся стороны должны заявить о своем отказе от дискриминации в отношении аэропортовых сборов, таможенных пошлин, о взаимном соблюдении законов и правил государства-контрагента и о признании судовых документов и пилотских свидетельств;
б) Типовые соглашения административного и технического характера ("Страсбургский тип"), отличающиеся от "Чикагского типа" в ос-
нозном использованием новых терминологических формул ("договорные линии", "назначенные предприятия" и др.) и введением дополнительных положений о согласовании тарифов, свободном переводе доходов от эксплуатации линий, порядке консультаций между национальными ведомствами гражданской авиации договаривающихся сторон;
в) Соглашение о воздушном сообщении ("Бермудский тип"), учитывающее основные положения "Чикагского типа" и в целях пресечения недобросовестной конкуренции детально регламентирующее условия эксплуатации воздушных линий, особенно в части установления тарифов и распределения объемов перевозок с их утверждением национальными ведомствами гражданской авиации договаривающихся сторон. Усовершенствованная в 1977 г. форма такого соглашения ("Бермуды-2") предусматривает гибкую систему установления тарифов и вводит схему зависимости между частотой движения воздушных судов, их вместимостью (емкостью) и возможностью использования тех или иных договорных линий.
Современная, в том числе российская, практика регулирования международных воздушных сообщений на двусторонней основе развивается в направлении комплексного использования всех упомянутых конвенционных форм, т.е. использования их положений с учетом особенностей, характерных для конкретных стран, ситуаций ("mutatis mutandis").
§ 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Наиболее представительной (более 160 государств-членов) и авторитетной из международных (межгосударственных или межправительственных) организаций в области гражданской авиации является упоминавшаяся ИКАО - действующий с 1947 г. центр организации универсального сотрудничества заинтересованных стран по всем вопросам, связанным с этим. ИКАО осуществляет исследования, разработку и совершенствование стандартов, правил, регламентов, предназначенных для использования в международной гражданской авиации.
В целом миссия ИКАО состоит в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного пространства, как международного, так и национального, гражданской авиацией.
В настоящее время для вступления в ИКАО государство должно направить правительству США - депозитарию Чикагской конвенции 1944 г. - уведомление о своем присоединении к этому международному соглашению. По прошествии тридцати дней с момента получения депозитарием такого уведомления и извещения им об этом других стран -участниц ИКАО присоединение считается вступившим в силу, а госу-
дарство-претендент становится полноправным членом Организации. Членство в ИКАО прекращается через двенадцать месяцев после того, как государство официально известит депозитария о денонсации им Чикагской конвенции. Прекращение членства может иметь место и автоматически - при исключении государства из ООН,если, однако, ее Генеральная Ассамблея не выскажется в пользу сохранения членства этой страны в ИКАО. В случае невыполнения государством своих финансовых обязательств перед ИКАО его членство может быть приостановлено.
Главным из органов ИКАО является созываемое один раз в три года либо на чрезвычайные сессии общее собрание государств-членов - Ассамблея,к участию в работе которой в качестве наблюдателей допускаются другие международные организации и государства-нечлены. Функции Ассамблеи включают определение направлений деятельности Организации в области международной гражданской авиации и использования международного воздушного пространства, формирование главного исполнительного и распорядительного органа ИКАО - Совета, утверждение его отчетов и трехлетних программ его деятельности.
Обычно решения Ассамблеи принимаются простым большинством голосов государств-членов, присутствующих на заседании, кроме решений о созыве чрезвычайной сессии Ассамблеи, когда необходимо всего 1/5 голосов, об одобрении предложенных Советом после выполнения особой процедуры поправок к Чикагской конвенции (2/3 голосов) и о перенесении местонахождения штаб-квартиры ИКАО (3/5 голосов).
В качестве постоянного органа Организации Совет ИКАОобеспечивает непрерывность ее деятельности в промежутках между сессиями Ассамблеи, перед которой он отчитывается и несет ответственность за свою работу. Совет формируется из представителей тридцати государств-членов, избираемых Ассамблеей тайным голосованием из числа назначенных правительствами кандидатов, которые не должны иметь финансовой заинтересованности и активно участвовать в деятельности какого-либо авиатранспортного предприятия - эксшгуатанта международных воздушных линий. Кандидатуры выдвигаются государствами, играющими ведущую роль в воздушном транспорте, а также вносящими значительный вклад в предоставление аэронавигационных средств обслуживания для международной гражданской авиации. При этом должен обеспечиваться принцип представительства всех основных географических регионов мира (принцип справедливого географического представительства).
Функции Совета ИКАО, сессии которого созываются обычно три раза в год, включают разработку и принятие стандартов и рекомендаций, оформляемых в виде приложений к Чикагской конвенции, выполнение рекомендаций Ассамблеи и представление ей отчетов о своей деятельности, доведение до сведения Ассамблеи фактов нарушения го-
сударствами - членами ИКАО положений Чикагской конвенции, разрешение между ее участниками разногласий относительно толкования и применения отдельных конвенционных положений. Совет управомочен определять правила процедуры собственной деятельности и деятельности создаваемых им вспомогательных органов - комитетов и комиссий, издавать статистические сборники, отражающие состояние и тенденции развития международной гражданской авиации. Совет также распоряжается финансами ИКАО, образующимися из членских взносов и от издательской деятельности.
Секретариат- постоянный рабочий орган, обеспечивающий деятельность всех основных и вспомогательных органов ИКАО. Из числа наиболее важных вспомогательных органов, действующих от имени ИКАО, следует назвать учрежденные Советом Организации Аэронавигационную комиссию (рассмотрение поправок и разработка новых стандартов и технико-эксплуатационных рекомендаций), Авиатранспортный комитет (изучение экономических и коммерческих аспектов деятельности гражданской авиации - международных перевозок), Юридический комитет (дача Совету ИКАО консультаций по вопросам толкования и изменения положений Чикагской конвенции, по проблемам международного воздушного права, подготовка проектов различного рода международных соглашений), Финансовый комитет (рекомендации Совету относительно финансовой деятельности ИКАО, контроль за правильным расходованием средств Организации), Комитет по незаконным вмешательствам в дела гражданской авиации (технические вопросы незаконного захвата воздушных судов, саботаж, вооруженные нападения, представление Совету ИКАО заключений и рекомендаций).
Организация межгосударственного сотрудничества по регулированию деятельности гражданской авиации в рамках европейского региона осуществляется двумя межправительственными организациями.
Первой такой организацией является действующая в Страсбурге Европейская конференциягражданской авиации- ЕКАК, созданная в 1954 г. для изучения проблем воздушного транспорта стран Западной Европы, содействия координации их деятельности в этой области, более эффективного использования и развития международной гражданской авиации, а также сотрудничества с ИКАО. Под эгидой ЕКАК разработаны упоминавшееся Типовое соглашение овоздушных сообщениях ("Страсбургский тип"), Многостороннее соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях 1956 г., Многостороннее соглашение о сертификатах летной годности на импортируемые воздушные суда 1960 г., ряд рекомендательных документов для использования государствами-членами в части упрощения формальностей при оформлении пассажиров, почты, багажа и грузов. Важное направление Деятельности - стандартизация требований к новому авиационному обо-РУДованию, системам аэронавигации и связи.
\
(
Решения, имеющие статус рекомендаций, принимаются ЕКАК по результатам рекомендаций государств-участников - Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Югославии (рассматривается вопрос о присоединении к ЕКАК ряда стран Восточной Европы).
Для предупреждения (предотвращения) столкновений в воздухе военных и гражданских летательных аппаратов, а также для совершенствования управления воздушным движением над территорией Западной Европы в 1960 г. была подписана Конвенция о создании Европейской организации по обеспечению безопасности аэронавигации - Еврокон-троль со штаб-квартирой в Брюсселе. Практическая работа этой межправительственной организации состоит в разработке унифицированных правил полетов и деятельности наземных аэронавигационных служб, в выработке рекомендаций относительно корректировки региональных аэронавигационных планов ИКАО, в определении зон обслуживания полетной информацией и т.д.
В роли исполнительного органа Евроконтроля выступает специально созданное Агентство по безопасности аэронавигации, в котором представлены все государства-члены - Бельгия, Великобритания, Голландия, Люксембург, Франция и Германия. Его функции включают руководство полетами в "нижнем" (до высоты 7200 м) воздушном пространстве, дача через национальные центры управления воздушным движением инструкций и полетной информации пилотам, сотрудничество с заинтересованными государствами в поиске пропавших самолетов, оказании помощи летательным аппаратам, терпящим бедствие.
В рамках Евроконтроля учрежден арбитражный суд для разрешения споров между государствами-участниками, а также между ними и самой Организацией. Решения этого суда имеют окончательную силу и обжалованию не подлежат.
На основе специальных соглашений Евроконтроль сотрудничает с ИКАО, рядом скандинавских стран и некоторыми европейскими государствами.
Организация сотрудничества в области гражданской авиации в Африке осуществляется действующей с 1969 г. Африканской комиссией гражданской авиации - АФКАКсо штаб-квартирой в Аддис-Абебе и Агентством по обеспечению безопасности аэронавигации в Африкеи на Мадагаскаре - АСЕКНА, созданным в 1959 г. (штаб-квартира в Дакаре). Функционирующие на принципах открытого для всех африканских стран членства, обе организации призваны выполнять следующие задачи:
содействовать выработке общей политики государств-участников, координации их практической деятельности и планированию в области гражданской авиации;
способствовать более эффективному использованию и совершенствованию африканского воздушного транспорта;
обеспечивать регулярность и безопасность полетов над территориями государств-членов;
совершенствовать управление, эксплуатацию, содержание иразвитие аэродромов.
Обе организации имеют юридический статус межгосударственных организаций и в этом качестве самостоятельно сотрудничают с другими международными организациями и государствами-нечленами.
Решения, принимаемые в рамках АФКАК, по своему правовому характеру представляют собой рекомендательные документы, нуждающиеся в одобрении со стороны государств-членов. В АСЕКНА решения главного органа - Совета - имеют с момента их принятия обязательную силу и одобрения со стороны государств-членов не требуют.
Членами АФКАК являются 32, а АСЕКНА - 12 государств.
Главный орган АФКАК - Пленарная сессия - созывается один раз в два года; Административный совет АСЕКНА собирается на свои заседания один раз в три месяца.
На Латиноамериканском континенте решение вопросов сотрудничества в области международной гражданской авиации осуществляется на межгосударственном уровне в основном Центральноамериканской организацией по обслуживанию аэронавигации - КОКЕСНА.Начавшая свою работу в 1961 г., КОКЕСНА - единственная из международных организаций такого рода - непосредственно обеспечивает в соответствии с региональным планом ИКАО управление воздушным движением над территориями государств региона. Свои услуги данная организация предоставляет не только государствам-членам, но и их юридическим и физическим лицам, владеющим летательными аппаратами.
Управление воздушным движением КОКЕСНА осуществляет на основе регламентов, действующих в контролируемом ею воздушном пространстве. Инструкции, даваемые ее службами по запросам эксплуатан-тов или же по собственной инициативе, обязательны для выполнения командирами летательных аппаратов. Корпорация управомочена информировать компетентные власти государств-членов о случаях нарушения правил воздушного движения. Сама она обязана учитывать и соблюдать положения национального законодательства иподзаконных актов, относящихся к воздушному пространству и его использованию.
Руководящий орган КОКЕСНА - Административный совет, формируемый из представителей государств-участников. Решения, принимаемые им по вопросам изменения учредительного документа Корпорации -ее Устава, приема в состав ее новых членов, получения и погашения займов, требуют единогласия членов Совета.
Помимо КОКЕСНА с 1973 г. в данном регионе действует Латино-^ериканская комиссия гражданской авиации - ЛАКАК, образованная
соглашением Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гондураса, Гватемалы, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Мексики, Никарагуа, Панамы, Сальвадора, Уругвая, Чили и Ямайки.
Основная задача Комиссии - координация деятельности воздушного транспорта государств-членов посредством сбора, систематизации и распространения статистической информации о международных воздушных перевозках в регионе по пунктам отправления и назначения, исследования общей ситуации на рынке услуг в области воздушных перевозок, практики установления тарифов, разработки рекомендаций об -их использовании, планирования мероприятий по развитию сотрудничества, особенно в части создания государствами своих внутренних механизмов обеспечения соблюдения тарифов с установлением для этого соответствующих санкций.
Главный орган ЛАКАК - Ассамблея, утверждающая рабочую программу Организации и принимающая обязательные к исполнению государствами-членами (после одобрения последними) резолюции и рекомендации. Исполнительный комитет обеспечивает текущую деятельность ЛАКАК, ведет сбор статистических данных, обсуждает финансовые вопросы и формирование бюджета.
Развитию сотрудничества в области международной гражданской авиации двадцати стран Лиги арабских государств посвящена деятельность основанного в 1965 г. Совета гражданской авиации арабских государств- КАКАС.Конкретно работа Совета, собирающегося на свои сессии один раз в год, направлена на координацию и обмен опытом, изучение международных стандартов и рекомендованной практики ИКАО, организации научных исследований в различных областях деятельности международной гражданской авиации. Совет также наделен правом урегулировать споры и разногласия между государствами - членами КАКАС по вопросам деятельности гражданской авиации, осуществления помощи в области технической и в части подготовки специалистов по обслуживанию гражданской авиации.
В активе КАКАС - разработка проекта унифицированного законодательства о гражданской авиации арабских государств, в который, в числе прочего, вошли положения о предотвращении незаконных актов, угрожающих безопасности гражданской авиации, определены правомочия командира и членов экипажа воздушного судна.
3. Перечислите и охарактеризуйте специальные (отраслевые) юридические принципы международного воздушного права.
4. Особенности правового режима национального и открытого (международного) воздушных пространств.
5. Каковы структура, цели и формы нормотворческой деятельности ИКАО?
6. Какие конвенции регулируют коммерческое воздухоплавание?
ЛИТЕРАТУРА
Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.
Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.
Международное воздушное право. Кн. 1 и 2. М., 1980-1981.
Международные транспортные организации. М., 1987.
Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
Словарь международного воздушного права. М., 1988.
Abeyratne R.I.R. Legal and Regulatory Issues in International Aviation. Transnational Publishers Inc., 1996.
It,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое международное воздушное право?
2. Какие из основных принципов международного права образуют основу международного воздушного права?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|