Сборник с коллективным автором.
Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование. 2000. Часть 2. — М., 2000. — 80 с.
Статья из журнала, газеты.
Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. — 1996, № 10.-С. 2-7. Статья из ежегодника.
Кацура В. А. Научное познание и системные закономерности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. — М., 1986.-С. 305-321.
Статья из энциклопедического словаря.
Дипломная работа // Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. - С. 394.
Статья или другой материал, опубликованный в книге, а также глава, раздел или иной фрагмент произведения. При описании статьи вначале приводят сведения о статье, затем сведения об издании, в котором она опубликована; при описании главы сначала приводят сведения о произведении в целом, а затем о главе. Пример.
Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995. — С. 294 —
303.
Симонов В. П. Система контроля за образовательным процессом // Педагогический менеджмент. — М., 1999. — С. 192 — 237.
Оформление библиографических ссылок (см. также 6.5). Этот вид ссылок представляет собой библиографические сведения, рекомендуемые читателю по ходу чтения или обсуждения в тексте издания. Эти ссылки непосредственно связаны с конкретным местом текста издания знаками (цифрами, звездочками) или указанием фамилии автора и года издания).
Библиографические ссылки обязательны в научных изданиях, при их оформлении необходимо соблюдать требования библиографического описания произведений печати, выбора наиболее удобного места для ссылки, последовательного единообразного редакционно-технического оформления.
Библиографические ссылки рекомендуются при цитировании, заимствовании положений, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты, при анализе в тексте опубликованных трудов, при необходимости рекомендовать издание, в котором вопрос изложен более полно.
По месту расположения библиографические ссылки подразделяют на внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комбинированные.
Внутритекстовые ссылки (непосредственно в строке после текста, к которому относятся) рекомендуются в тех случаях, когда часть ссылки вошла в основной текст работы и переносить ее в другое место нельзя, недостающую часть или выходные данные и
номер ссылочной страницы вставляют в скобки после цитаты или заимствования; если ссылки содержат только фамилию автора и заглавие (при цитатах-примерах); в изданиях для массового читателя; при описании официальных изданий (законов, договоров) с указанием номеров статей, параграфов.
Подстрочные ссылки (помещаемые внизу страницы, под строками текста) рекомендуются в тех случаях, когда они нужны читателю по ходу чтения, но внутри текста их разместить трудно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и наведение справок. Для связи с основным текстом используются знаки сносок (звездочка, цифра), которые располагают в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:
В тексте:
С позиций педагогической технологии в процессе целеобразования выделяют три уровня: общегосударственный, вузовский, кафедральный*.
В сноске:
* Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учеб но-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 1989. — С. 15.
Полное описание источника дается только при первой сноске, в последующих вместо заглавия приводят условное обозначение («Указ. соч.»). При нескольких ссылках на один и тот же источник на одной странице пишется слово «Там же» и проставляется номер страницы, на которую делается ссылка.
Для связи основного текста диссертации с библиографическим списком используют порядковый номер источника в нем, который в тексте заключается в квадратные скобки «[21]»; если при этом надо указать страницу источника, то она проставляется рядом с номером «[21, С. 36]». Первичная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания источника, знак сноски ставится после цитаты, например:
В тексте:
А. М. Новиков дает такое определение научной проблемы: «Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании»*.
В сноске:
* Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999. — С. 40.
Если в тексте упомянуты фамилия автора и заглавие источника (первая часть аналитического описания), в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания (вторая часть аналитического описания), например:
В тексте:
В книге «О науке, творчестве и здоровье» академик Ю. М. Лопухин пишет: «Каждое утро в любую погоду вместе с собакой я бегаю в парке недалеко от дома и делаю приятные физические упражнения. Два раза в неделю играю очень активно в теннис с приятным мне партнером»*.
В сноске:
* М.: Знание, 1991. - С. 188.
Затекстовые ссылки (за текстом всей книги, главы, статьи) рекомендуются в научных изданиях при большом числе ссылок; в изданиях для подготовленного читателя при многократных ссылках на одни и те же источники; в научно-популярных изданиях для массового читателя, когда такие ссылки нужны только части читателей. Затекстовые ссылки отличаются от библиографических по назначению (они не предназначены для самостоятельного использования в качестве библиографического пособия по данной теме); по объему (список ссылок всегда включает только упоминаемые или цитируемые источники); по расположению записей (они располагаются в последовательности первых упоминаний источника в основном тексте); по набору элементов. В то же время между затекстовыми ссылками и библиографическими списками есть много общего.
Корректурные исправления
Для исправления корректурных оттисков, сверки напечатанного на пишущей машинке текста с рукописным вариантом, бумажного варианта — с компьютерным применяются стандартные корректурные знаки — условные обозначения, служащие для исправления ошибок и технических неправильностей. Корректурные знаки систематизированы в группы в зависимости от назначения. Ниже приводятся для примера знаки, применяемые чаще других [1, 16].
Исправление букв и знаков:
— заменить неверную букву, знак: корректурным значком перечеркивают направил ьную букву (цифру, знак), на поле справа этот знак повторяют и справа от него пишут нужную букву (цифру, знак). Таких знаков несколько, для того чтобы различать несколько исправлений в одной строке (|_, Г. _L J)',
— заменить строчную букву прописной: букву перечеркивают одним из знаков замены, на поле рядом со знаком повторяют нужную букву и подчеркивают ее двумя черточками снизу ([Д);
— заменить прописную букву строчной: то же, но черточки ставят над буквой (_1_к);
— вставить недостающую букву: знаком замены зачеркивают букву, стоящую перед пропущенной, на поле рядом со знаком пишут зачеркнутую букву и пропущенную ([ ре);
— выкинуть лишнюю букву: на букву ставят знак замены, повторяют его на поле с добавлением справа внизу знака выкидки (кружочек с идущей вниз волнистой линией (Г);
— поменять местами соседние буквы (r\j);~^
— уменьшить пробел между буквами (J,);
— уничтожить пробел между буквами (£);
— увеличить пробел между буквами ( I);
— сделать пробел (Т);
— поставить тире, дефис (J—, J-). Исправление слов и их частей:
— заменить часть слова, слово, несколько слов: знаком (|-|) зачеркивается ненужная часть, рядом указывают правильное написание;
— удалить часть слова, слово, несколько слов (|—[);
— вставить слово или несколько слов: в тексте пишут знак (у), повторяют его на поле и справа — нужное слово;
— поменять местами соседние слова или группы слов (О--;,);
— поставить слова в нужном порядке: над словами в тексте ставят цифры в том порядке, как нужно над скобкой, на поле над скобками ставят цифры в нужной последовательности (1^Д Д);
— перенести часть слова, слово, несколько слов из одной строки в другую (°~g>);
— начать текст с абзацного отступа (в тексте показать место знаком Z и обозначить его на поле справа);
— набрать без абзаца, «в подбор» ((—-О);
— поставить текст посередине (в «красную строку») — с обеих сторон текста поставить знаки (Z Z);
Шрифтовые исправления:
— набрать курсивом: в тексте слово или группу слов подчеркивают волнистой чертой и воспроизводят рядом с той же строкой на поле (к^)\
— набрать полужирным: слово или группу слов в тексте подчеркивают прямой линией и воспроизводят ее на поле (п/ж);
— набрать полужирным курсивом (п/ж курс.);
— набрать прямым: под словом, набранным курсивом, делают знак в виде лежачей скобки (П П), знак выносят на поле «прям^
— набрать светлым: под словом, набранным полужирным шрифтом (как весь текст), делают лежачую скобку, знак выносят на поле (jcggera^j);
— сделать разрядку ((р!Гз~р?));
— убрать разрядку: под каждым пробелом внутри слова, набранного в разрядку, проставляют «соединяющие» дужки, на поле ставят знак (Хч^).
Исправления в расположении строк:
— убрать строку: применяют знак (I—\);
— заменить строку: применяют тот же знак, повторяют его на поле и рядом пишут правильный текст;
— переставить строку, несколько соседних строк (-^и);
— заменить несколько строк: неправильно набранный текст перечеркивают знаком (IS), на поле рядом с таким же знаком пишут правильный текст;
— удалить несколько строк: применяют тот же знак с добавлением знака выброски (^).
Исправление технических дефектов набора:
— выровнять края строк (||), буквы в строке (=), пробелы ($$$) — на поле эти знаки повторяют;
— пробелы между строками увеличить (—с) или уменьшить (-5) — применяют знаки увеличения или уменьшения пробела, располагая их лежа;
— отменить сделанные исправления: в тексте под знаком исправления ставят ряд точек (....), а корректурный знак с исправлением перечеркивают (%).
Существуют определенные правила корректурной компенсационной правки, с ними и с другими материалами следует ознакомиться в специальной литературе [1, 15]. В отношении исправлений в компьютерном варианте набора см. гл. 3.
Контрольные вопросы
1. План-проспект, аннотация и оглавление (содержание) научного учебного издания.
2. Определение объема рукописи, понятия «авторский лист», «печатный лист».
3. Рубрикация текста, виды рубрик (заголовков), их значение.
4. Нумерация — числовое или буквенное обозначение составных частей текста рукописи.
5. Язык и стиль изложения научных работ.
6. Язык и стиль изложения учебного издания.
7. Запись в тексте количественных и порядковых числительных.
8. Буквенные аббревиатуры и сокращения слов.
9. Цитаты, заимствования и выделения в тексте.
10. Ссылки в тексте, авторские примечания.
11. Требования к составлению таблиц (содержание, форма).
12. Характеристика иллюстративного материала.
13. Требования к иллюстрациям (рисунок, график, диаграмма, чертеж, схема).
14. Библиографическое описание, характеристика и значение.
15. Составление библиографического списка по алфавитному и тематическому признакам.
16. Примеры библиографического описания: книги, разделы (главы) книги, статьи в журнале, автореферат диссертации.
17. Характеристика корректурных исправлений, корректурные знаки.
Литература
1. Буга П. Г. Создание учебных книг для вузов. — М., 1990.
2. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных пра-ах от 9 июля 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Вер-овного Совета РФ. — 1993 — № 32. — Ст. 1242.
3. Золотарев А. Л. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Дис... докт. пед. наук. — Краснодар, 1997.
4. Краевский В. В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований (рекомендации). — М., 1987.
5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. — М., 1977.
6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. — М., 1977.
7. Лебин Б.Д., Рассудовский В.А., Цыпкин Т.А. Научный работник (права и обязанности). — П., 1982.
8. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998.
9. Новиков А. М. Как работать над диссертацией? — М., 1999.
10. Новиков А. М. Докторская диссертация. — М., 1999.
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1988.
12. О языке и стиле диссертаций, авторефератов и заключений специализированных советов // Бюллетень ВАК при Совете Министров СССР. — 1980. - № 2.
13. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 1185 // Бюллетень ВАК РФ . — 1995. — № 1.
14. Психологический словарь. — М., 1996.
15.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994.
16. Словарь-справочник автора. — М., 1979.
17. Стандарты по библиотечному делу и библиографии. -М., 1985.
18. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.
19. Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994.
20. Требования к диссертационным работам по педагогическим наукам / В.С.Леднев, В.В.Красовский, В.М.Полонский, Э.А.Штульман. — М., 1990.
21. Феллер М.Д. Структура произведения. — М., 1981.
Рецензирование
ГЛАВА 7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|