Организационная структура экономической безопасности
Правовое обеспечение экономической безопасности.
Заключение
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит:
1. в нормальном функционировании экономической системы в целом;
2. в возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.
Экономическая безопасность – это совокупность экономических отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Важнейшими показателями экономической безопасности Украины являются:
─ отношение государственного долга к ВВП
─ отношение внешнего долга к экспорту
─ коэффициент износа активной части основных фондов промышленности
─ доля инвестиций в ВВП
─ удельный вес ведущей страны-партнера в географической структуре внешнего торгового оборота
─ доля населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума
─ уровень (норма) безработицы к активной части населения
─ расходы на здравоохранение из госбюджета к ВВП
─ доля импорта продовольствия в общем объеме товарооборота продовольственных товаров
─ уровень производства зерна в среднем на душу населения
Таким образом, одной из важнейших первоочередных задач любого государства мира в настоящее время является достижение такого уровня экономической безопасности, который обеспечивал бы внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал ее национальную безопасность.
В работе приведены общие направления поддержания экономической безопасности Украине должном уровне – это: проведение эффективной промышленной и структурной политики; восстановление инвестиционной активности; спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относиться к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся, прежде всего, о своих интересах.
Рассмотрев в данной работе вопрос экономической безопасности государства, можно сделать следующие выводы.
Проблемы экономической безопасности Украины в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советской экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или, по крайней мере, к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход Украины из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса.
В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.
Обеспечение экономической безопасности - задача по самому своему существу долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии экономической безопасности Украины. Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам Украины имеющая нормативный характер.
Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделение этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.
Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.
Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения. Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности Украины, и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Украина вновь займет своё место среди развитых стран.
Схема 1
Структура проблем экономической безопасности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|