Глава XV. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА
§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТЕРРИТОРИЙ
Вразличных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самом широком смысле слова под территорией понимается вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством - среда обитания и материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела.
Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные части - водное и воздушное пространства - не признают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной проблемой.
В соответствии с существующим правовым режимом вся территория Земли подразделяется на следующие категории:
1) территории государств- это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;
2) территории с международным режимом- это территории, которые не входят в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; Международный район морского дна - морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права (см. гл. III);
3) территории со смешанным режимом- это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.
Территории со смешанным режимом условно можно разделить на Две группы. Первая группа:прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа:международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;
I
4) территории с особым международным режимом(своеобразная разновидность территорий) - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додекднезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также иные территории (см. § 7)1.
§ 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Государственная территория- это:
- национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгодыи международного права;
- материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования);
- часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета.
В состав государственной территории входят: сухопутная территорияв пределах государственных границ, острова и анклавы2 независимо от их местонахождения; водная территория,включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря; воздушная территория,включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства; недра,расположенные под сухопутной и водной территорией государства.
1 Аеторы учебников МГУ (1994 г.) и МГИМО МИД РФ и ДА МИД (1998 г.) всю территорию подразделяют на три категории: государственная территория, территория с международным режимом и территория со смешанным режимом. Авторы учебника МГИМО МИД РФ признают существование и территорий с особым международным режимом.
2 Анклав - это территория государства, полностью или частично окруженная территорией другого государства (государств).
Территориальное верховенство народа и государства предусматривает:
право народа на самоопределение. Каждый народ свободно устанавливает свой политический статус, свободно выбирает и обеспечивает свое политическое, экономическое и культурное развитие без какого бы то ни было вмешательства извне (ст. 1 Международных пактов о правах человека 1966 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. (принцип VIII) и другие документы СБСЕ/ОБСЕ);
исключительную и полную власть государства в пределах государственной территории, исключающую власть любого другого государства (если иное не установлено специальным международным соглашением); принятие законов и правил, регулирующих режим государственной территории и отдельных ее составных частей, вопросы гражданства, места жительства, перемещения, въезда и выезда из страны и других прав и свобод человека;
невмешательство во внутренние дела государства со стороны других государств, международных межправительственных и неправительственных организаций, иностранных физических и юридических лиц;
неприкосновенность государственной территории, исключающую любые действия других государств против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства, применение силы или угрозы силой, а также любую военную оккупацию в нарушение международного права;
неотъемлемое право государства всеми имеющимися законными средствами защищать неприкосновенность государственной территории и государственных границ, политическую независимость и целостность своего государства, а также жизнь, имущество, честь и достоинство граждан, имущественные и иные неимущественные права физических и юридических лиц;
любые территориальные изменения статуса государственной территории или ее части, любое изменение государственных границ должны производиться исключительно в соответствии с волеизъявлением народа, согласием государства и международным правом без какого бы то ни было вмешательства извне, угрозы силой или ее применения с обязательным последующим утверждением любых территориальных изменений высшим законодательным органом государства. Любые территориальные споры должны решаться исключительно мирными средствами путем переговоров в соответствии с Уставом ООН (ст. 33) и действующими международными соглашениями;
применение всех законных средств властного принуждения для соблюдения установленных государством законов и правил как к собственным физическим и юридическим лицам, так и к иностранцам, находящимся на его территории, если иное не установлено действующими международными соглашениями;
использование государственной территории и ее природных ресурсов иностранными физическими и юридическими лицами может осуществ-
I
ляться исключительно с разрешения государства и под его непосредственным контролем и т.д.
Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничиваются его государственными границами. За пределами государственных границ государства могут осуществлять только лишь суверенные права на живые и минеральные ресурсы отдельных морских районов (например, в пределах своих экономической зоны и континентального шельфа) и строго ограниченную целенаправленную юрисдикцию, допускаемую международными соглашениями и международными обычаями (например, в пределах прилежащей и исключительной экономической зон, в Антарктике, в отношении военных кораблей и космических аппаратов и т.д.).
Современное международное право запрещает злоупотребления территориальным верховенством: подготовку и засылку вооруженных формирований на территорию другого государства; перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганду войны и расизма, разжигание ненависти к народам соседних государств; попустительство и непринятие мер по пресечению преступлений, последствия которых распространяются или могут распространяться на территорию другого государства, и др.
§ 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Споры по территориальным вопросам, а также разграничение территорий по принадлежности издревле относились к числу важнейших и деликатных международных проблем, которые на протяжении всей истории человечества приводили к войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам и кровопролитию даже в рамках одного государства. Такое положение имеет место и сейчас, например, на территориях бывших Югославии и СССР, в Анголе, Руанде.
В прошлом имели место оккупация (или занятие) "ничейной" территории, особенно во время великих географических открытий, прямой насильственный захват территорий "нецивилизованных" народов с полным игнорированием законных прав и интересов коренного населения (так рождались колониальные империи), приобретение территории путем длительного и ненарушаемого владения ("приобретательская давность"), захват и присоединение территории (или ее части) более слабого государства.
Современное международное право, опирающееся на общепризнанные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств в нарушение положений Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства
к государству-победителю даже при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательскую давность. Никакая оккупация не признается законной.
В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства взяли на себя обязательство "уважать территориальную целостность каждого из государств-участников, ... воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной". Аналогичные нормы, относящиеся к непризнанию юридической силы оккупации, содержатся и в ст. 17 Устава ОАГ (о территориальной целостности государств см. гл. III).
В настоящее время высшим и основным принципом правомерного разграничения государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, который, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и с помощью применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).
Только населяющий данную территорию народ вправе решать свою политическую судьбу и судьбу своей территории: войти в состав какого-либо государства; отделиться от какого-либо государства с созданием собственной государственности; частично изменить состав своей территории путем односторонней уступки части территории (цессия), или обмена в договорном порядке части своей территории на равноценную часть территории другого государства или на компенсационной основе, или путем продажи и т.д. Например, в 1867 г. США купили у России Аляску и Алеутские острова, в 1803 г. - у Франции Луизиану, в 1916 г. - у Дании группу Антильских островов.
Сдача в аренду части государственной территории или оформление концессионного договора не означает перехода территории от одного государства к другому. По Договору между СССР и Финляндией от 27 сентября 1962 г. Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала без какого бы то ни было перехода этой части территории под суверенитет Финляндии.
Таким образом, правооснованием разграничения и любого изменения государственной территории являются в первую очередь суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами. При этом воля населения может быть выявлена путем проведения пле-
13 К. А. Бекяшев 385
бисцита или референдума - этого наиболее демократического института, когда в голосовании принимают участие все избиратели (с участием наблюдателей или без таковых).
На основании волеизъявления населения в 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ, тогда же произошло объединение ЙАР и НДРЙ в единую Йеменскую Республику, в 1965 г. Сингапур вышел из Федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство - член ООН, СССР и Польша по договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области, по Договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия за 700 млн. финляндских марок продала СССР 176 км2 своей территории со зданиями и сооружениями в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсо-йоки. В то же время нельзя признать законной передачу Крыма из состава РСФСР в состав УССР (при Н.С. Хрущеве) и тем более Севастополя, который имел особый статус в качестве главной военно-морской базы КЧФ.
В исключительных случаях в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности в будущем может быть отторгнута часть территории государства-агрессора. Подобные меры были предприняты после второй мировой войны в отношении Италии, Германии и Японии. Например, в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР (ныне Калининградская обл.), южная - Польше; по Мирному Договору с Италией 1947 г. Югославии на правах полного суверенитета были переданы остров Пелагоза и прилегающие островки, Греции - Додеканезские острова.
§ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
Государственнаяграница - это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.
В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.
Сухопутная границаотделяет сухопутную территорию одного государства от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искусственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по параллелям и меридианам) границы.
Водная границаможет проходить:
на озере- по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;
на судоходной реке- по главному фарватеру (тальвегу - линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы). Установление подвижной границы на пограничных реках было предусмотрено в договорах СССР с Венгрией, Польшей, Румынией, Финляндией о режиме границы;
на несудоходной реке- как правило, по середине реки или ее главного рукава;
на водохранилищах- гидроузлов и других искусственных сооружений - по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами. Например, Соглашение между СССР и Румынией о совместном строительстве гидроузла Костешты-Стынка на реке Прут 1972 г. предусматривало совместное строительство гидроузла, установление условий его эксплуатации, водопользования и прохождение государственной границы между СССР и Румынией через центральную часть плотины;
на море- по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие соглашения заключены, например, с Норвегией и Финляндией.
Воздушная граница(боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно ПО км от поверхности Земли - наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли.
Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.
Делимитация- это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое тол-13* 387
кование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).
Демаркация- это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол - подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).
При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях - на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств.
Редемаркация- это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Араке на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.
Государственные границы неприкосновенны и нерушимы. Принцип нерушимости границ получил договорное подтверждение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы "могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности". Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.
§ 5. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов;
ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.
В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994 и 1996 гг., Таможенным кодексом 1993 г., Воздушным кодексом 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к Государственной границе, и международными договорами Российской Федерации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспечения на государственной границе надлежащего порядка могут устанавливаться пограничная полоса и пограничная зона.
Пограничная полоса- это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).
Пограничная зона- это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами -членами СНГ государственные границы "прозрачные", номинальные.
Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля.
Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через государственные границы транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных путей и предприятий по согласованию с пограничными войсками, таможенными и иными должностными лицами на государственных границах и в пунктах пропуска через границы.
Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в порты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих государствах и опубликованными в "Извещениях мореплавателям".
'•■„ ii
I
Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государственные границы, привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести нарушения и размера причиненного вреда или ущерба. В отдельных малозначимых случаях эта лица могут быть переданы властям сопредельного государства или выдворены.
Для разрешения пограничных инцидентов (например, при переходе границы детьми, туристами, животными и т.п.) сопредельными государствами назначаются пограничные комиссары (пограничные представители, пограничные уполномоченные) и их заместители, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Более серьезные инциденты могут быть разрешены дипломатическим путем.
Пограничная река- это река, отделяющая территорию одного государства от территории другого, по которой проходит граница между этими сопредельными государствами, и имеющая особый правовой режим, устанавливаемый в договорном порядке между сопредельными государствами (например, река Прут между Молдовой и Румынией, Амур между Россией и Китаем и др.).
Правовой режим пограничной реки может регламентировать: охрану государственной границы; совместное рациональное водопользование и управление водными ресурсами, включая вопросы судоходства, рыболовства, сплава лесных материалов, возведения гидротехнических сооружений и управления ими; охрану, защиту и сохранение окружающей среды бассейна пограничной реки и ее фауны и флоры, включая охрану вод от загрязнения, контроль качества воды и др.; компетенцию и деятельность смешанной комиссии, созданной заинтересованными сторонами для урегулирования всех вопросов, касающихся правового режима пограничной реки.
Пограничное озеро- это озеро, берега и водная территория которого принадлежат двум сопредельным государствам, с разграничением водной территории по линии государственной границы, соединяющей выходы сухопутной границы к воде (например, Великие Озера между США и Канадой, озеро Ханка между Россией и Китаем, озеро Чудское между Россией и Эстонией и др.).
Пограничный режим такого озера устанавливается соглашением сопредельных государств. Например, режим Великих Озер регулируется соглашениями между США и Канадой. Воды озер являются водами США и Канады с едиными правилами судоходства и охраны среды.
Каспийское море- это уникальнейшее озеро, которое до распада СССР принадлежало одновременно СССР и Ирану, а ныне на его берегах расположены Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан. Разграничение морских пространств Каспийского моря и регламентация деятельности в нем должны быть установлены на перего-
ворах всех заинтересованных государств. Вместе с тем должны быть сохранены и существовавшие прежде принципы и нормы: в Каспийском море могут находиться только военные корабли и суда прикаспийских государств; только этим государствам и их физическим и юридическим лицам должно принадлежать право рыбной ловли (в согласованных пределах и квотах); использование моря на принципах полного равноправия, невмешательства во внутренние дела, ненападения, неучастия в военных блоках и союзах, направленных против безопасности договаривающихся сторон, совместная охрана флоры и фауны.
В июле 1998 г. Россия и Казахстан подписали Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ
Международные реки- это реки, пересекающие территории двух или более государств, например, Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка и др. Они могут быть судоходными, несудоходными и пограничными (на всем протяжении или частично). Одновременно пограничная река может быть судоходной и несудоходной.
Правовой режим международных рек регулируется, как правило, международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а рек, используемых для международного судоходства, -с учетом интересов и других государств. При разработке правового режима международных рек должны учитываться и учитываются общепризнанные принципы международного права, а также специальные принципы, такие как взаимная выгода при совместном использовании водотока, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, обязательность взаимных консультаций и обмена информацией, защиты и сохранения речной среды, фауны и флоры и др.
При этом в различной вариации могут быть учтены Хельсинкские правила использования вод международного значения 1966 г., разработанные Ассоциацией международного права, касающиеся общих положений, предотвращения загрязнения водной среды, судоходства, лесосплава, водопользования, разрешения споров и др., а также нормы Женевской конвенции 1923 г. о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств. Вне зависимости от конкретных условий, должны соблюдаться общие правила: всесторонняя деятельность одного государства по использованию вод международной реки не должна наносить ущерба аналогичной деятельности другого государства и его территории.
Для контроля за соблюдением договорных обязательств заинтересованные государства создают на паритетных началах смешанные речные комиссии, которые наделяются соответствующими полномочия-
ми в рамках действующих договоров. Эти комиссии могут координировать сотрудничество государств в области судоходства по международной реке, рационального использования вод и ресурсов, охраны природной среды и иной деятельности (например, Дунайская комиссия, Центральная Рейнская комиссия и др.).
Дунай- это международная река, в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. (участники: Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Австрия, Молдова, Германия, Хорватия и др.). Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства (ст. 1). Установленный Конвенцией режим распространяется на судоходную часть Дуная от Ульма до Черного моря через Су-линское гирло с выходом к морю через Сулинский канал (ст. 2). Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских государств запрещено. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между придунайскими заинтересованными государствами (ст. 30).
Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии, производить для этого необходимые работы и не создавать помех для судоходства на фарватерах Дуная (ст. 3). Регулирование судоходства и гидротехнические работы осуществляются прибрежными государствами, Дунайской комиссией и специальными администрациями Низовья Дуная и Железных Ворот. Дунайская комиссия разработала и в 1970 г. ввела в действие Основные положения о плавании по Дунаю, унифицировала правила речного, таможенного и санитарного надзора, издала навигационные карты Дуная (с последующей корректировкой), разработала единую систему навигационной путевой обстановки и приняла другие меры, обеспечивающие навигационную безопасность судоходства по Дунаю.
Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил прибрежных государств заходить в порты, производить в них погру-зочно-разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, пополнять запасы (ст. 24), пользоваться судовыми радиостанциями и береговыми средствами связи для навигационных целей (ст. 29). Для покрытия расходов по обеспечению судоходства придунайские государства по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы, размер которых определяется в зависимости от стоимости содержания оборудования и стоимости гидротехнических работ. Любые споры между участниками Конвенции разрешаются путем прямых переговоров между участниками споров или Согласительной комиссией, решения которой являются окончательными и обязательными для спорящих сторон.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|