Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава XV. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА





§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТЕРРИТОРИЙ

Вразличных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самом широком смысле слова под территорией понима­ется вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недра­ми и воздушным пространством - среда обитания и материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела.

Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее от­дельные составные части - водное и воздушное пространства - не при­знают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохране­ние этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и фло­рой, является ныне важнейшей глобальной проблемой.

В соответствии с существующим правовым режимом вся территория Земли подразделяется на следующие категории:

1) территории государств- это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;



2) территории с международным режимом- это территории, кото­рые не входят в состав государственной территории: водные простран­ства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; Международный район морского дна - морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континен­тального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое про­странство, Луна и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнан­ные принципы и нормы международного права (см. гл. III);

3) территории со смешанным режимом- это территории, на кото­рых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.

Территории со смешанным режимом условно можно разделить на Две группы. Первая группа:прилежащие и исключительные экономи­ческие зоны и континентальный шельф прибрежных государств, кото­рые не входят в состав государственной территории прибрежных госу­дарств. Вторая группа:международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;



I

4) территории с особым международным режимом(своеобразная разновидность территорий) - это демилитаризованные и нейтрализован­ные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих терри­торий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додекднезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Су­эцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также иные территории (см. § 7)1.

§ 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Государственная территория- это:

- национальное достояние и среда обитания народа в рамках госу­дарственных границ каждого конкретного государства, который являет­ся полноправным и единственным ее собственником, что предусматри­вает право народа на владение, пользование и распоряжение как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международ­ного сотрудничества государств на принципе взаимной выгодыи меж­дународного права;

- материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования);



- часть земного шара, в пределах которой государство от имени сво­его народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета.

В состав государственной территории входят: сухопутная террито­рияв пределах государственных границ, острова и анклавы2 независимо от их местонахождения; водная территория,включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутрен­них морских вод и территориального моря; воздушная территория,включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной тер­риторией государства; недра,расположенные под сухопутной и водной территорией государства.

1 Аеторы учебников МГУ (1994 г.) и МГИМО МИД РФ и ДА МИД (1998 г.) всю территорию подразделяют на три категории: государственная территория, территория с международным режимом и территория со смешанным режимом. Авторы учебника МГИМО МИД РФ признают существование и территорий с особым международным режимом.

2 Анклав - это территория государства, полностью или частично окружен­ная территорией другого государства (государств).

Территориальное верховенство народа и государства предусматри­вает:

право народа на самоопределение. Каждый народ свободно ус­танавливает свой политический статус, свободно выбирает и обеспе­чивает свое политическое, экономическое и культурное развитие без какого бы то ни было вмешательства извне (ст. 1 Международных пак­тов о правах человека 1966 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. (принцип VIII) и другие документы СБСЕ/ОБСЕ);

исключительную и полную власть государства в пределах го­сударственной территории, исключающую власть любого другого госу­дарства (если иное не установлено специальным международным со­глашением); принятие законов и правил, регулирующих режим государ­ственной территории и отдельных ее составных частей, вопросы гра­жданства, места жительства, перемещения, въезда и выезда из страны и других прав и свобод человека;

невмешательство во внутренние дела государства со стороны других государств, международных межправительственных и неправительст­венных организаций, иностранных физических и юридических лиц;

неприкосновенность государственной территории, исключающую любые действия других государств против территориальной целостнос­ти, политической независимости или единства любого государства, при­менение силы или угрозы силой, а также любую военную оккупацию в нарушение международного права;

неотъемлемое право государства всеми имеющимися законными средствами защищать неприкосновенность государственной территории и государственных границ, политическую независимость и целостность своего государства, а также жизнь, имущество, честь и достоинство граждан, имущественные и иные неимущественные права физических и юридических лиц;

любые территориальные изменения статуса государственной терри­тории или ее части, любое изменение государственных границ должны производиться исключительно в соответствии с волеизъявлением народа, согласием государства и международным правом без какого бы то ни было вмешательства извне, угрозы силой или ее применения с обяза­тельным последующим утверждением любых территориальных измене­ний высшим законодательным органом государства. Любые территори­альные споры должны решаться исключительно мирными средствами путем переговоров в соответствии с Уставом ООН (ст. 33) и действую­щими международными соглашениями;

применение всех законных средств властного принуждения для со­блюдения установленных государством законов и правил как к собст­венным физическим и юридическим лицам, так и к иностранцам, нахо­дящимся на его территории, если иное не установлено действующими международными соглашениями;

использование государственной территории и ее природных ресурсов иностранными физическими и юридическими лицами может осуществ-

I

ляться исключительно с разрешения государства и под его непосредст­венным контролем и т.д.

Пределы действия территориального верховенства каждого го­сударства ограничиваются его государственными границами. За пре­делами государственных границ государства могут осуществлять только лишь суверенные права на живые и минеральные ресурсы отдельных морских районов (например, в пределах своих экономической зоны и континентального шельфа) и строго ограниченную целенаправленную юрисдикцию, допускаемую международными соглашениями и междуна­родными обычаями (например, в пределах прилежащей и исключитель­ной экономической зон, в Антарктике, в отношении военных кораблей и космических аппаратов и т.д.).

Современное международное право запрещает злоупотребления тер­риториальным верховенством: подготовку и засылку вооруженных фор­мирований на территорию другого государства; перенос морского, реч­ного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганду войны и расизма, разжигание ненависти к народам соседних государств; попустительство и непринятие мер по пресечению преступ­лений, последствия которых распространяются или могут распростра­няться на территорию другого государства, и др.

§ 3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Споры по территориальным вопросам, а также разграничение терри­торий по принадлежности издревле относились к числу важнейших и деликатных международных проблем, которые на протяжении всей ис­тории человечества приводили к войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам и кровопролитию даже в рамках одного государства. Такое положение имеет место и сейчас, например, на тер­риториях бывших Югославии и СССР, в Анголе, Руанде.

В прошлом имели место оккупация (или занятие) "ничейной" тер­ритории, особенно во время великих географических открытий, прямой насильственный захват территорий "нецивилизованных" народов с пол­ным игнорированием законных прав и интересов коренного населения (так рождались колониальные империи), приобретение территории пу­тем длительного и ненарушаемого владения ("приобретательская дав­ность"), захват и присоединение территории (или ее части) более слабо­го государства.

Современное международное право, опирающееся на общепризнан­ные принципы, полностью отрицает всякую возможность насильствен­ного изменения территории государств в нарушение положений Устава ООН, не признает перехода суверенитета от побежденного государства

к государству-победителю даже при длительной фактической оккупации территории побежденного государства (например, оккупация Ираком территории Кувейта), отрицает приобретательскую давность. Никакая оккупация не признается законной.

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства взяли на себя обязательство "уважать территориальную целостность каждого из госу­дарств-участников, ... воздерживаться от того, чтобы превращать терри­торию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуще­ствления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной". Аналогичные нормы, относящиеся к непризна­нию юридической силы оккупации, содержатся и в ст. 17 Устава ОАГ (о территориальной целостности государств см. гл. III).

В настоящее время высшим и основным принципом правомерного разграничения государственной территории является выбор самого на­рода, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, который, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международ­ным правом, и с помощью применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной окку­пации или вторжения).

Только населяющий данную территорию народ вправе решать свою политическую судьбу и судьбу своей территории: войти в состав ка­кого-либо государства; отделиться от какого-либо государства с созда­нием собственной государственности; частично изменить состав своей территории путем односторонней уступки части территории (цессия), или обмена в договорном порядке части своей территории на равноцен­ную часть территории другого государства или на компенсационной основе, или путем продажи и т.д. Например, в 1867 г. США купили у России Аляску и Алеутские острова, в 1803 г. - у Франции Луизиану, в 1916 г. - у Дании группу Антильских островов.

Сдача в аренду части государственной территории или оформление концессионного договора не означает перехода территории от одного государства к другому. По Договору между СССР и Финляндией от 27 сентября 1962 г. Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала без какого бы то ни было перехода этой части территории под суверенитет Финляндии.

Таким образом, правооснованием разграничения и любого изменения государственной территории являются в первую очередь суверенное во­леизъявление населения всего государства или части переходящей тер­ритории, а также соглашение между заинтересованными государствами. При этом воля населения может быть выявлена путем проведения пле-

13 К. А. Бекяшев 385

бисцита или референдума - этого наиболее демократического институ­та, когда в голосовании принимают участие все избиратели (с участием наблюдателей или без таковых).

На основании волеизъявления населения в 1990 г. произошло объе­динение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ, тогда же про­изошло объединение ЙАР и НДРЙ в единую Йеменскую Республику, в 1965 г. Сингапур вышел из Федерации Малайзии и образовал самостоя­тельное государство - член ООН, СССР и Польша по договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участ­ками в Люблинском воеводстве и Львовской области, по Договору меж­ду СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия за 700 млн. финляндских марок продала СССР 176 км2 своей территории со зда­ниями и сооружениями в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсо-йоки. В то же время нельзя признать законной передачу Крыма из состава РСФСР в состав УССР (при Н.С. Хрущеве) и тем более Севастополя, который имел осо­бый статус в качестве главной военно-морской базы КЧФ.

В исключительных случаях в качестве санкции за агрессию и гаран­тии безопасности в будущем может быть отторгнута часть территории государства-агрессора. Подобные меры были предприняты после второй мировой войны в отношении Италии, Германии и Японии. Например, в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г. северная часть быв­шей Восточной Пруссии была передана СССР (ныне Калининградская обл.), южная - Польше; по Мирному Договору с Италией 1947 г. Юго­славии на правах полного суверенитета были переданы остров Пелагоза и прилегающие островки, Греции - Додеканезские острова.

§ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ

Государственнаяграница - это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государст­венного суверенитета конкретного государства.

В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы.

Сухопутная границаотделяет сухопутную территорию одного госу­дарства от аналогичной территории другого государства и ус­танавливается, как правило, в договорном порядке между сопредель­ными государствами с учетом рельефа местности (орографические гра­ницы). При невозможности учета рельефа (горные хребты, водоразделы, реки и т.п.) могут устанавливаться геометрические (прямые линии, со­единяющие естественные или искусственные ориентиры или характер­ные точки вне населенных пунктов) или астрономические (по паралле­лям и меридианам) границы.

Водная границаможет проходить:

на озере- по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной гра­ницы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов;

на судоходной реке- по главному фарватеру (тальвегу - линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы). Уста­новление подвижной границы на пограничных реках было предусмотре­но в договорах СССР с Венгрией, Польшей, Румынией, Финляндией о режиме границы;

на несудоходной реке- как правило, по середине реки или ее глав­ного рукава;

на водохранилищах- гидроузлов и других искусственных сооруже­ний - по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересо­ванными сопредельными государствами. Например, Соглашение между СССР и Румынией о совместном строительстве гидроузла Костешты-Стынка на реке Прут 1972 г. предусматривало совместное строитель­ство гидроузла, установление условий его эксплуатации, водопо­льзования и прохождение государственной границы между СССР и Ру­мынией через центральную часть плотины;

на море- по внешней границе территориального моря в соответ­ствии с национальным законодательством (в России государственная граница на море проходит на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря) или соглашениями с сопредельными государствами. Такие соглашения за­ключены, например, с Норвегией и Финляндией.

Воздушная граница(боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и вод­ной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, меж­дународным правом не установлен. По утверждающемуся в междуна­родной практике мнению высотный предел воздушного пространства со­ставляет примерно ПО км от поверхности Земли - наименьшая устой­чивая высота орбиты искусственных спутников Земли.

Государственная граница между сопредельными государствами опре­деляется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересо­ванными государствами на паритетных началах.

Делимитация- это определение в договорном порядке общего на­правления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подроб­ное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое тол-13* 387

кование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориен­тирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).

Демаркация- это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол - подробное описание прохож­дения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описа­нием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).

При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи насе­ленных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях - на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами госу­дарственной власти сопредельных договаривающихся государств.

Редемаркация- это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Араке на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.

Государственные границы неприкосновенны и нерушимы. Принцип нерушимости границ получил договорное подтверждение в Заключите­льном акте СБСЕ 1975 г.: государственные границы "могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по до­говоренности". Любое посягательство на неприкосновенность и неру­шимость государственных границ может пресекаться всеми имеющими­ся законными средствами, в том числе при необходимости и силой ору­жия.

§ 5. РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и междунаро­дными договорами сопредельных государств устанавливается специаль­ный пограничный режим, который предусматривает:

порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контроль­но-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппара­тов;

ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, про­мысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зо­не и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования погранич­ных инцидентов и др.

В Российской Федерации режим государственной границы определя­ется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994 и 1996 гг., Таможенным кодексом 1993 г., Воздушным кодексом 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к Государственной границе, и международны­ми договорами Российской Федерации. Охрана и оборона государствен­ной границы осуществляются на основе внутреннего законодательст­ва государства. Для обеспечения на государственной границе надлежа­щего порядка могут устанавливаться пограничная полоса и пограничная зона.

Пограничная полоса- это расположенная непосредственно на гра­нице полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть ус­тановлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инже­нерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).

Пограничная зона- это местность шириной до 5 км вдоль госу­дарственной границы на суше, морское побережье, выходящее к откры­тому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавли­ваться (например, между Швейцарией и Италией), между странами -членами СНГ государственные границы "прозрачные", номинальные.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транс­портных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и живот­ных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходи­мых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитар­ного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через го­сударственные границы транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, реч­ных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, дру­гих транспортных путей и предприятий по согласованию с пограничны­ми войсками, таможенными и иными должностными лицами на государ­ственных границах и в пунктах пропуска через границы.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в порты го­сударств в соответствии с правилами, принятыми в этих государствах и опубликованными в "Извещениях мореплавателям".

'•■„ ii

I

Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пог­раничного режима и правил в пунктах пропуска через государственные границы, привлекаются к административной или уголовной ответствен­ности в зависимости от тяжести нарушения и размера причиненного вреда или ущерба. В отдельных малозначимых случаях эта лица могут быть переданы властям сопредельного государства или выдворены.

Для разрешения пограничных инцидентов (например, при переходе границы детьми, туристами, животными и т.п.) сопредельными госу­дарствами назначаются пограничные комиссары (пограничные предста­вители, пограничные уполномоченные) и их заместители, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Более серьезные инциденты могут быть разрешены дипломатическим путем.

Пограничная река- это река, отделяющая территорию одного госу­дарства от территории другого, по которой проходит граница между этими сопредельными государствами, и имеющая особый правовой режим, устанавливаемый в договорном порядке между сопредельными государствами (например, река Прут между Молдовой и Румынией, Амур между Россией и Китаем и др.).

Правовой режим пограничной реки может регламентировать: охрану государственной границы; совместное рациональное водопользование и управление водными ресурсами, включая вопросы судоходства, рыбо­ловства, сплава лесных материалов, возведения гидротехнических сооружений и управления ими; охрану, защиту и сохранение окру­жающей среды бассейна пограничной реки и ее фауны и флоры, включая охрану вод от загрязнения, контроль качества воды и др.; компетенцию и деятельность смешанной комиссии, созданной заинте­ресованными сторонами для урегулирования всех вопросов, касающихся правового режима пограничной реки.

Пограничное озеро- это озеро, берега и водная территория которого принадлежат двум сопредельным государствам, с разграниче­нием водной территории по линии государственной границы, сое­диняющей выходы сухопутной границы к воде (например, Великие Озе­ра между США и Канадой, озеро Ханка между Россией и Китаем, озе­ро Чудское между Россией и Эстонией и др.).

Пограничный режим такого озера устанавливается соглашением со­предельных государств. Например, режим Великих Озер регулируется соглашениями между США и Канадой. Воды озер являются водами США и Канады с едиными правилами судоходства и охраны среды.

Каспийское море- это уникальнейшее озеро, которое до распада СССР принадлежало одновременно СССР и Ирану, а ныне на его бе­регах расположены Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азер­байджан. Разграничение морских пространств Каспийского моря и ре­гламентация деятельности в нем должны быть установлены на перего-

 

ворах всех заинтересованных государств. Вместе с тем должны быть сохранены и существовавшие прежде принципы и нормы: в Каспийском море могут находиться только военные корабли и суда прикаспийских государств; только этим государствам и их физическим и юридическим лицам должно принадлежать право рыбной ловли (в согласованных пре­делах и квотах); использование моря на принципах полного равнопра­вия, невмешательства во внутренние дела, ненападения, неучастия в военных блоках и союзах, направленных против безопасности договари­вающихся сторон, совместная охрана флоры и фауны.

В июле 1998 г. Россия и Казахстан подписали Соглашение о разгра­ничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ

Международные реки- это реки, пересекающие территории двух или более государств, например, Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка и др. Они могут быть судоходными, несудоходными и погра­ничными (на всем протяжении или частично). Одновременно погранич­ная река может быть судоходной и несудоходной.

Правовой режим международных рек регулируется, как правило, международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а рек, используемых для международного судоходства, -с учетом интересов и других государств. При разработке правового ре­жима международных рек должны учитываться и учитываются об­щепризнанные принципы международного права, а также специальные принципы, такие как взаимная выгода при совместном использовании водотока, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, обязательность взаимных консультаций и обмена инфор­мацией, защиты и сохранения речной среды, фауны и флоры и др.

При этом в различной вариации могут быть учтены Хельсинкские правила использования вод международного значения 1966 г., разрабо­танные Ассоциацией международного права, касающиеся общих поло­жений, предотвращения загрязнения водной среды, судоходства, лесо­сплава, водопользования, разрешения споров и др., а также нормы Же­невской конвенции 1923 г. о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств. Вне зависимости от конкретных условий, должны соблюдаться общие правила: всесторонняя деятель­ность одного государства по использованию вод международной реки не должна наносить ущерба аналогичной деятельности другого государства и его территории.

Для контроля за соблюдением договорных обязательств заинте­ресованные государства создают на паритетных началах смешанные речные комиссии, которые наделяются соответствующими полномочия-

ми в рамках действующих договоров. Эти комиссии могут координиро­вать сотрудничество государств в области судоходства по междуна­родной реке, рационального использования вод и ресурсов, охраны при­родной среды и иной деятельности (например, Дунайская комиссия, Центральная Рейнская комиссия и др.).

Дунай- это международная река, в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. (участники: Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Австрия, Молдова, Германия, Хорватия и др.). Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства (ст. 1). Установленный Конвенцией режим распростра­няется на судоходную часть Дуная от Ульма до Черного моря через Су-линское гирло с выходом к морю через Сулинский канал (ст. 2). Плава­ние по Дунаю военных кораблей непридунайских государств запрещено. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по догово­ренности между придунайскими заинтересованными государствами (ст. 30).

Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии, производить для этого необходимые работы и не создавать помех для судоходства на фарватерах Дуная (ст. 3). Регулиро­вание судоходства и гидротехнические работы осуществляются при­брежными государствами, Дунайской комиссией и специальными адми­нистрациями Низовья Дуная и Железных Ворот. Дунайская комиссия разработала и в 1970 г. ввела в действие Основные положения о плава­нии по Дунаю, унифицировала правила речного, таможенного и сани­тарного надзора, издала навигационные карты Дуная (с последующей корректировкой), разработала единую систему навигационной путевой обстановки и приняла другие меры, обеспечивающие навигационную безопасность судоходства по Дунаю.

Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил прибрежных государств заходить в порты, производить в них погру-зочно-разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, пополнять запасы (ст. 24), пользоваться судовыми радиостанциями и береговыми средствами связи для навигационных целей (ст. 29). Для покрытия рас­ходов по обеспечению судоходства придунайские государства по согла­сованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы, размер которых определяется в зависимости от стоимости содержания оборудования и стоимости гидротехнических работ. Любые споры между участниками Конвенции разрешаются путем прямых переговоров между участниками споров или Согласительной комиссией, решения которой являются окончательными и обязатель­ными для спорящих сторон.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.