Сделай Сам Свою Работу на 5

СВОБОДА – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ





Большинству людей нравится слово «свобода». Каждый хочет быть свободным. И, пожалуй, современный человек имеет больше возможностей быть свободным, чем наши предки во все времена. Разрешено (в России) практически все…

Каковы же плоды нашей свободы? Сделала ли она нас счастливее?

Плоды свободы индивидуальны для каждого человека. Потому что каждый пользуется ей по-своему. Свобода — она на то и свобода, что не заставляет. В том числе и не заставляет быть счастливым. Кому-то свобода помогла. Он освободился от лишнего в своей жизни, нашел главное. Свобода помогла ему реализовать свои таланты и смысл своей жизни. Но очень многие воспользовались свободой себе во вред. Психиатры наблюдают катастрофический рост числа зависимых людей. Растут зависимости от алкоголя, от наркотиков, от табака, от компьютерных игр, от азартных игр, от Интернета, любовная зависимость.

Зависимость — это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам. А есть еще и разные страстные привязанности, скажем, к сексу, к обогащению, к красивой одежде, к славе, к власти. Все эти страсти — тоже зависимости, только менее выраженные, однако и они ограничивают реальную свободу человека, диктуя ему различные ограничения. Нашу свободу стесняют не другие люди, не государство, не традиции. Нашу свободу стесняют наши зависимости, наши страсти и страхи.



Синоним слова «страсть» — пристрастие, привычка, сильное навязчивое желание. В русском языке слово «страсть» имеет и другое значение — страдание. И это не случайно: любая страсть не только ограничивает свободу, но и мучает.

Возьмем страсть к деньгам, к обогащению. Богатый человек может быть внутренне свободным. Но человек, пристрастный к деньгам, богат он или беден, свободным быть не может. Он страдает не только от недостатка денег. Он страдает от самой возможности потерять деньги и ограничивает свою свободу, чтобы их сохранить.

Свободен ли завистливый человек? Нет! Зависть не позволит ему купить экономичную машину, если есть хоть какая-то возможность раздобыть престижную. И так во всем.

Свободен ли тот, кто болен страстью тщеславия? Нет. Тщеславному почти никогда не удается быть таким, каким ему хочется быть. Он вынужден быть таким человеком, какой понравится другим.



Может быть, наша «любимая» страсть — любовная, оставляет нас на свободе? Увы, любовная страсть — не любовь. Это любовная зависимость. Она заставляет нас быть с человеком, которого мы на самом деле не любим, мучить его и себя. Свободой здесь и не пахнет.

Характерный эпизод в воспоминаниях бывшего наркомана: «Мама дала мне на дорогу только тысячу рублей, это все, что у меня было. Я вышел на перрон, смотрю: бегает наркоманка, водкой торгует. Мне наркоманку видно сразу — худая, вмазанная. Я к ней подошел, говорю: «Есть чего?». Она говорит: «Есть, только в маленьких чеках и нет ни шприцов, ничего». То есть нюхать придется. И вот, хотя я все понимал и знал, что она мне впарит не вещество, а известку, все равно я отдал ей последние деньги. Естественно, она мне известку и продала… Я ее вынюхал. И тут до меня дошло, что, несмотря на то, что я все знаю, все понимаю, я все равно это делаю. И это и есть бессилие меня как наркомана перед наркотиком. Мозг, сила воли — ничего это не работает».

Так свобода превращается в свою противоположность.

И это не удивительно. Ведь свобода — не конечная цель. Свобода — это возможность. Это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель — свобода нам во благо, если ложную — во вред. Если не ставим никаких целей — она для нас бесполезна.

Образно это можно представить так. Поток людей двигается по глинистой, грязной дороге. Ноги людей вязнут в глине, но все-таки можно идти. Справа от этой дороги возвышаются холмы и горы. Сухие дороги ведут по ним вверх в разных направлениях. Слева находится зловонное болото. И горы, и болото отделены от глинистой дороги оградой с предупреждающими надписями.



Приход свободы означает падение ограды с обеих сторон дороги. Люди разбредаются в разные стороны. Кто-то шагнул направо, выбрал горные пути, нелегкие, но ведущие далеко вверх. Очень многие взяли левее, в болото, и завязли в нем. Для них свобода закончилась возможностью барахтаться в трясине своих страстей и зависимостей, практически никуда не двигаясь, только увязая все глубже и глубже.

Что интересно, о свободе больше любят говорить те, кто завяз в болоте. Для них свобода — оправдание плачевного положения, в котором они оказались. Хотя на самом деле, что проку и радости от такого использования свободы?

Те, кто мужественным шагом идут в горы, меньше говорят о свободе. Потому что они понимают: чем больше свободы — тем больше ответственности. И еще неизвестно, куда ты придешь. Придешь в прекрасную страну, цветущую садами, — ты воспользовался свободой лучшим образом. Свалишься в пропасть — лучше бы не было такой свободы.

Потому что свобода — не самоцель, а лишь возможность достичь цели.

У каждого из нас — несколько страстей, ограничивающих нашу свободу. Свобода возрастает по мере освобождения от страстей. Противоположные страстям добродетели — щедрость, скромность, доверие, доброжелательность, целомудрие, терпение, смирение, милосердие. Вершина добродетелей — любовь. Чем больше у человека добродетелей, тем больше любви.

Получается, что подлинная свобода — в любви. Не в любовных страстишках, не в любовной зависимости, а в настоящей любви.

Кто по-настоящему любит, тот по-настоящему свободен. Любящий бесстрашен. Он не привязан к вещам и может подарить другу то, что нужно и ему самому. Ему безразлична слава, и он свободен от мнения других. Он никому не завидует, поэтому не огорчается успехам других и не соперничает с ними. Любящий свободен даже в том, чтобы с мирным сердцем отпустить любимого туда, где тому будет лучше…

Но как же стать свободным, если тебе свойственны какие-то слабости, страсти? Страсти — это не какие-то неотъемлемые, природные наши качества, это по сути дела дурные привычки. И как от всякой дурной привычки, от них можно избавиться. О том, как это сделать, мы говорим в главе «На привычку есть отвычка».

 

РЕАЛИЗМ — УСЛОВИЕ УСПЕХА

Точек зрения — много

Чем человек старше, тем менее он убежден в том, что его взгляд на вещи — единственно верный и останется таким всегда. Почему? Потому что, проходя через испытания жизни, человек постоянно открывает в себе и в жизни что-то новое. Он корректирует свой взгляд на вещи, но очередное испытание снова показывает ему, что он все еще не достиг полного, единственно верного понимания вещей. И если человек мудр, однажды он говорит вслед за Сократом: «Единственное, что я знаю, это то, что ничего не знаю». В смысле: я точно знаю только то, что мое восприятие вещей пока еще не совершенно.

При этом, конечно, восприятие реальности такого человека гораздо более объективно, чем восприятие юноши, убежденного в том, что он все познал. Осмысление пройденных испытаний пошло этому взрослому человеку на пользу.

Я вовсе не хочу сказать, что любой взрослый смотрит на вещи более трезво, чем любой юноша. Нет, человек может, и, проходя испытания, удерживаться за якорь иллюзий. Главная мысль сказанного заключается в том, что существуют менее объективные точки зрения на все, и есть более объективные, которые, однако, только приближаются к абсолютной истине.

Образно это можно представить так. Живет пьяница, все видит через призму своего алкоголизма. Ему кажется, что жизнь заключается только в том, чтобы искать выпивку, напиваться, шуметь с собутыльниками, ругаться и драться, просыпаться, мучаясь от похмелья.

Потом он решает бросить пить, чтобы жить лучше и быть хозяином своей жизни. Бросив пить и начав трудиться, он открывает в своей жизни много нового. Усталость труда, радость добрых дел, красоту природы, свои слабости и таланты… Но отрезвление происходит не сразу. Во-первых, потому, что яд выводится из организма постепенно, и психика сильно повреждена. Во-вторых, потому, что время от времени он срывается и снова начинает выпивать. Тем не менее, он борется, и с течением времени смотрит на жизнь все более и более трезво…

Образ второй. Человек живет в овраге и не видит ничего, кроме полоски неба и стен этого оврага. Однажды он решает узнать, какой он на самом деле — этот мир. Он выбирается из оврага и оказывается в долине. Ему это нравится. Он ходит по этой долине, изучает ее, но видит только поля, леса и озера, которые рядом. Тогда он решает взобраться на высокую гору, чтобы видеть больше. Подниматься на гору не так легко. Зато по мере подъема человеку открываются все новые горизонты, человек видит долины и реки, холмы и города, представление о мире становится все более точным и целостным. Но гора — бесконечной высоты. Где-то там, на вершине, открывается полное видение и понимание мира. Путь к вершине бесконечен, а земная жизнь человека коротка.

Задайте себе вопрос: где вы находитесь в этих примерах? Это простейший тест.

Если вам кажется, что вы абсолютно трезвы и на самой вершине горы, вполне вероятно, что вы горький пьяница и живете в овраге или даже в норе.

Если вам кажется, что вы пьете умеренно и живете в долине, возможно, так оно и есть.

Если вы допускаете возможность того, что вы пьяница и живете в овраге, возможно, вы уже не пьете и карабкаетесь вверх по горе.

Таково обычное соотношение наших представлений о себе и реальности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.