Сделай Сам Свою Работу на 5

Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.





На смену блоковому противостоянию и поиску внешних врагов пришли деидеологизация межгосударственных отношений, партнерство, признание общечеловеческих ценностей и их приоритета над узкона­циональными интересами.

Ядерная война не может быть средством достижения политиче­ских, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей.Ядерная война - это самоубийство для земной цивилизации, в ней не может быть победителей. Вместе с тем ядерное оружие, десяти­летиями игравшее роль сдерживающего фактора в военно-политическом противостоянии Запада и Востока, в обозримом будущем будет и далее играть ту же сдерживающую роль для любого потенциального агрессора. Выдвинутая Советским Союзом в 1986 г. Программа поэтапной полной ликвидации ядерного оружия до конца XX столетия практически невы­полнима и не может быть приемлема для России в силу ее геополитиче­ского положения, как противоречащая национальным интересам Рос­сии.

Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер.Она включает в себя экономические, политические, военные, экологи­ческие, гуманитарные, информационные и другие аспекты, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Традиционно существовавшая ранее военно-политическая безопасность государств дополнилась ныне экономической, экологической, продовольственной, информационной



безопасностью. Перед человечеством во весь рост встали новые гло­бальные проблемы (экологическая, продовольственная, сырьевая, демо­графическая и др.), которые требуют для своего решения объединения усилий всех государств мира. Все это позволяет говорить о возникнове­нии и становлении всеобъемлющей системы международной безопасно­сти.

Международная безопасность неделима.Нельзя строить безо­пасность одного государства (группы государств) за счет безопасности другого государства (группы государств). Стремление к достижению военного превосходства - движущая сила гонки вооружений, антипод снижению уровня военного противостояния, а также политической, экономической и социальной стабильности. Гонку вооружений, как и ядерную войну, выиграть нельзя. Военные доктрины всех государств должны быть строго оборонительными. Ядерные и обычные вооружения и вооруженные силы государств должны быть сокращены в количест­венном и качественном отношениях вместе с бюджетными расходами на них и находиться на уровне разумной достаточности для обороны под эффективным международным контролем.



Международная безопасность не может строиться на основе существования и деятельности военно-политического блока НАТО,без учета деятельности ОБСЕ и связи с Россией и СНГ. На этом фоне расширите НАТО на Восток и включение в него некоторых стран Восточной Европы (бывших членов ОВД) и его дальнейшее усиление противоречит принципу неделимости международной безопасности и принципу ненанесения ущерба безопасности государств, что дает осно­вание России предпринимать ответные адекватные меры по укреплению своей национальной безопасности.

Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН,особенно ее гла­вного органа - Совета Безопасности, набирает силу и влияние ОБСЕ, которая вполне может стать основным регулятором межгосударствен­ных отношений в Европе в борьбе за укрепление мира и международ­ной безопасности на европейском континенте; растет влияние Совета Европы, первые шаги делает Содружество Независимых Государств. Вместе с тем международному сообществу до сих пор не удалось ис­ключить войну из жизни человеческого общества. В различных районах мира продолжаются почти 30 вооруженных конфликтов, более 20 мил­лионов человек превратились в беженцев и вынужденных переселенцев, кое-где поднимают голову воинствующий национализм и религиозная нетерпимость. \



К сожалению, идеи установления Нового международного эко­номического порядка, провозглашенные в одноименной Декларации от 1 мая 1974 г., претворить в жизнь практически не удалось.Разрыв между промыпшенно развитыми странами и развивающимися го­сударствами в силу объективных, независящих от человека и государств причин продолжает сохраняться и углубляться; в отдельных районах

мира имеет место экономическая, политическая и социальная неста­бильность. Вместе с тем опыт отдельных развивающихся стран (Малай­зии, Сингапура, Таиланда, Чили, Южной Кореи и др.) убедительно по­казал, что на путях широкого внедрения действительно рыночной эко­номики и свободной конкуренции даже при наличии минимального ко­личества естественных природных ресурсов (и даже при их полном от­сутствии) можно обеспечить высокий уровень промышленного развития и благосостояния населения, политическую, экономическую и социаль­ную стабильность.

Перечисленные выше реальности современного мира и другие фак­торы убедительно свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности, а с другой, -о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также свя­зи между безопасностью и развитием, что позволяет сформулировать само определение права международной безопасности.

Право международной безопасности в широком смысле- это со­вокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направ­ленных на поддержание мира и международной безопасности, пре­сечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономи­ческой, экологической, продовольственной, информационной безопас­ности государств, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком смысле - это совокупность общепризнан­ных и специальных принципов и норм, направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение возник­новения войны и пресечение актов агрессии.

Юридическую основу права международной безопасности состав­ляют такие основные принципы международного права, как принципы неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения междуна­родных споров, невмешательства во внутренние дела государств, со­трудничества, охраны окружающей среды, разоружения, а также такие специальные принципы, как принцип неделимости международной безо­пасности, принцип ненанесения ущерба безопасности государств и дру­гие.

Неделимость международной безопасностиозначает: признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безо­пасности, включающей, в частности, политическую, военную, эконо­мическую, экологическую, информационную, продовольственную и иную безопасность; право каждого государства на безопасность и мир­ное свободное политическое, экономическое, социальное, культурное и иное развитие без какого бы то ни было вмешательства извне; безопас­ность любого государства не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности другого государства, группы государств или всего между­народного сообщества; отказ каждого государства от любых действий, затрагивающих тот или иной аспект международной безопасности, ко-

торые могли бы нанести ущерб безопасности какого-либо государст­ва, группе государств или всему международному сообществу в целом; и др.

Ненанесение ущербабезопасности государствозначает: принятие и осуществление мер в области разоружения должно осу­ществляться-поэтапно на такой справедливой и сбалансированной осно­ве, чтобы обеспечить право каждого государства на безопасность при более низком уровне вооруженных сил и вооружений государств и на­личии эффективных гарантий Совета Безопасности ООН, чтобы ни на одном из этапов снижения уровня вооруженных сил и вооружений ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество над другим государством или группой государств;

принятие и осуществление государствами согласованных мер в поли­тической, экономической, социальной, экологической и гуманитарной областях не должны быть направлены против суверенитета, территори­альной целостности, свободы или политической независимости какого-либо государства, против свободного выбора каждым народом наиболее подходящей для него политической, экономической, социальной и куль­турной систем и форм внешних экономических и иных связей, против переноса загрязнения и загрязнителей из одного государства в другой или в районы, находящиеся за пределами действия национальной юрис­дикции государств, и др.

В настоящей главе излагаются лишь военно-политические аспекты международной безопасности и меры по ее международно-правовому обеспечению.

Международно-правовое обеспечение международного мира и бе­зопасности- это совокупность урегулированных международным пра­вом мер, направленных на мирное разрешение международных споров; создание универсальной и региональных систем коллективной бе­зопасности; предотвращение возникновения войны; пресечение актов агрессии; сокращение вооруженных сил и вооружений и осуществление разоружения; сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны; укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной об­ласти и др.

§ 2. КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (УНИВЕРСАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ)

Коллективная безопасность- это система коллективных мер, при­меняемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности. В

более упрощенном виде - это одна из форм борьбы государств против агрессии.

В ядерно-космический век при качественных изменениях в средствах и методах ведения войны любая, даже самая малая война таит в себе опасность перерастания в широкомасштабную войну с участием многих государств. Эта опасность неизмеримо увеличится, если в войну будет втянуто государство, располагающее ядерным оружием. Международная практика государств и так называемые "локальные" войны (например, во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке, между Ираном и Ира­ком, Арменией и Азербайджаном, а также в Югославии) свидетельству­ют о том, что войны легче предотвратить, чем выйти из войны после ее начала. Вот почему любой, даже самый малый военный конфликт дол­жен рассматриваться не как локальное, ограниченное явление, а как ситуация, представляющая собой реальную угрозу международному ми­ру и безопасности, угрозу для всего человечества.

Первые шаги в направлении практической реализации идеи кол­лективной безопасности были сделаны на I и II конференциях мира в 1899 и 1907 гг., на которых были приняты конвенции о мирном ре­шении международных столкновений, ставшие правовой базой для об­разования Постоянной палаты третейского суда. После первой мировой войны с образованием Лиги Наций и принятием ^е Статута можно было уже вполне определенно говорить о создании первой модели системы коллективной безопасности.

Правовая основа коллективной безопасности в рамках Лига Наций была заложена как в самом Статуте Лиги (преамбуле, ст. 12, 13, 15 и особенно в ст. 10, согласно которой члены Лига обязывались "уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную цело­стность и существующую политическую независимость всех членов Ли­ги"), так и в принятых до начала второй мировой войны документах: Женевском протоколе о мирном урегулировании международных кон­фликтов 1924 г. (в силу не вступил), Декларации об агрессивных вой­нах 1927 г., Парижском пакте об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Лондонских конвенциях об определе­нии агрессии 1933 г., Межамериканском договоре о ненападении и со­гласительной процедуре 1933 г., двусторонних договорах СССР со своими соседями о нейтралитете и ненападении и др.

В советской юридической литературе господствовало мнение о том, что Лигу Наций не удалось превратить в действенный инструмент кол­лективной безопасности, что Лига Наций превратилась в инструмент империалистической политики США и других западных стран, которые отвергали любые миролюбивые предложения СССР по организации коллективного отпора агрессору, что трехсторонние переговоры в 1939 г. между СССР, Англией и Францией зашли в тупик по вине за­падных стран, что именно поэтому СССР и вышел из Лиги Наций. СССР был исключен из Лиги Наций в связи с началом советско-фин­ской войны.

 

•'1

 

Практически только лишь после второй мировой войны с обра­зованием ООН можно говорить, что эффективная система коллективной безопасности была создана. Ее правовой основой явились Устав ООН, Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г., Северо­атлантический договор 1949 г., Варшавский договор 1955 г. (до роспус­ка - ОВД), Договор о коллективной безопасности ЛАГ 1955 г., Хартия ОАЕ 1963 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., другие итоговые до­кументы СБСЕ и ОБСЕ. Большое значение для эффективной деятель­ности ООН имело принятие резолюций Генеральной Ассамблеи ООН об определении понятия агрессии 1974 г., об установлении фактов Органи­зацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. и другие документы.

В определении понятия агрессии государства согласились с тем, что никакие соображения политического, экономического, военного или любого иного характера не могут служить оправданием агрессии. Аг­рессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в ре­зультате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (ст. 5).

Декларация об установлении фактов 1991 г. предоставляет Совету Безопасности или Генеральной Ассамблее ООН право создавать миссии по установлению фактов и направлять их в выбранные районы для про­ведения объективного обследования с последующим докладом Совету Безопасности или Генеральной Ассамблее. Списки экспертов для таких миссий ведет Генеральный секретарь ООН. J

Универсальная система коллективной безопасности.Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организа­ция Объединенных Наций, главной целью которой является поддержа­ние международного мира и безопасности, для чего она уполномочена "принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нару­шений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нару­шению мира" (п. 1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер: мирное разрешение меж­дународных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV); запрещение применения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2); осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п. 3 ст. 1, гл. IV, IX); ограни­чение вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут поло­жительных результатов, принимаются меры принудительного характера: временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безо­пасности найдет необходимыми или желательными (ст. 40); меры, не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или час­тичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, мор­ских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств со­общения, разрыв дипломатических отношений); меры, связанные с ис­пользованием вооруженных сил для подавления агрессора и вос­становления международного мира и безопасности (ст. 42). При этом только Совет Безопасности "определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекоменда­ции или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления междуна­родного мира и безопасности" (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п. 6 ст. 2).

В рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 г. (экономи­ческие и финансовые), Югославии в 1991 - 1996 гг. (экономические), Ливии в 1992 - 1996 гг. (экономические и по поставкам оружия), Сома­ли в 1992 г. (по поставкам оружия) и др.

В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции: от 25 июня о признании КНДР агрессором; от 27 июня с призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную по­мощь; от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН). В результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь, несмотря на широкое участие китай­ских "народных добровольцев" и советских "интернационалистов", бы­ли разгромлены войска КНДР и восстановлена граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до сих пор находятся в Корее.

Для пресечения агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 авгу­ста 1990 г., освобождения территории Кувейта и принятия дополнитель­ных мер с целью недопущения агрессии Ирака в будущем Совет Безо­пасности ООН последовательно принял следующие резолюции: 660 о

констатации нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием немедленного вывода иракских войск из Кувейта; 661 об установлении экономических санкций против Ирака; 665 и 670 об ус­тановлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием освободить все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции. В случае невыполнения этих требований Совет Безопасно­сти уполномочивал многонациональные вооруженное силы (Англии, США, Франции, с использованием военных баз Турции и Саудовской Аравии) "использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддер­жать и выполнить резолюцию 660 и все последующие резолюции и вос­становить международный мир и безопасность в этом районе" (деле­гация СССР при голосовании воздержалась).

Впервые в международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так называемую "Паузу мира" с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для добровольного выполнения им упомянутых ре­золюций. Однако Ирак не выполнил требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч его вооруженные силы были разгромлены объе­диненными войсками стран антииракской коалиции под командованием американского генерала Шварпкопфа. В обоих случаях агрессоры (КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщест­ва по ст. 42 Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае - государства антииракской коалиции без использования флага ООН.

Столь быстрое подавление Ирака свидетельствовало не только о ре­шимости международного сообщества, но и о его способности в услови­ях ликвидации военного противостояния между Западом и Востоком отстаивать международный мир и безопасность всеми средствами, кото­рые ему предоставляет Устав ООН. Заседание Совета Безопасности на уровне глав государств и правительств 31 января 1992 г. признало тот факт, что сложилась новая благоприятная обстановка, в которой Совет Безопасности начал более эффективно выполнять свою главную ответ­ственность за поддержание международного мира и безопасности. Чле­ны Совета Безопасности вновь заявили о своей приверженности системе коллективной безопасности, предусмотренной в Уставе ООН, в том, что касается мер в связи с угрозами миру и пресечения актов агрессии.

На основании ст. 40 Устава ООН уже сложилась устойчивая практи­ка проведения операций ООН по поддержанию мира в так называемых "горячих" точках, которые включают миссии военных наблюдателей ООН (из невооруженных офицеров) и вооруженные силы ООН по под­держанию мира, имеющие легкое вооружение, используемое ими ис-•кдючительно в целях самообороны.

После второй мировой войны и до начала 1997 г. было уже проведе­но около 30 операций ООН, в ходе которых осуществлялись: разъеди­нение враждующих сторон (создание буферных зон); проверка соблюде-

ния соглашений о прекращении огня и отводе войск; наблюдение и кон­троль за передвижением (выводом) войск враждующих сторон; наблю­дение за неприкосновенностью границы или демаркационной линии (зоны); расследование вооруженных инцидентов и чрезвычайных про­исшествий; поддержание общественного порядка в контролируемых районах (зонах), оказание помощи местным властям и населению; со­провождение и распределение гуманитарной помощи населению, осаж­денным и беженцам; обеспечение безопасности участвующих в перего­ворах лиц и т.д.

Международной практике известны следующие примеры миссий во­енных наблюдателей: на Ближнем Востоке с 1948 г., в Кувейте, Анголе, Сальвадоре, Западной Сахаре с 1991 г., в Грузии в 1993 - 1994 гг. и др.; примерами использования Вооруженных Сил ООН по поддержанию мира является их создание и действие на Ближнем Востоке в 1956 -1967 гг. и 1973 - 1979 гг., в Конго в 1960 - 1964 гг., на Кипре с 1964 г., на Голанских высотах с 1974 г., в Ливане с 1978 г., в Югославии, Кам­пучии, Сомали с 1992 г., в Руанде с 1994 г., в Албании с 1997 г.1

Главными условиями для осуществления операций ООН по под­держанию мира являются: согласие на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их стороны миро­творческим силам; решение Совета Безопасности на проведение миро­творческих операций под руководством Генерального секретаря ООН; предоставление по согласованию с враждующими сторонами воинских контингентов странами, согласившимися послать свои войска; действия войск на основе полной беспристрастности и невмешательства во внут­ренние дела враждующих сторон; финансирование операций по специ­альной шкале взносов государствами - членами ООН и др.

В 90-е годы от России в операциях по поддержанию мира участво­вали: в Мозамбике - 26 военных наблюдателей; в миссии ООН по про­ведению референдума в Западной Сахаре - 29; в миссии ООН по ока­занию помощи Руанде - 15; в органе ООН по наблюдению за выполне­нием условий перемирия в Палестине - 17; в бывшей Югославии - ба­тальон (бригада) миротворческих сил (1600 чел.).

Региональная система коллективной безопасности.Устав ООН (гл. VIII) допускает возможность создания международных региональ­ных организаций коллективной безопасности для поддержания между-

СССР первоначально отрицал правомерность операций ООН по поддержа­нию мира, ссылаясь на то, что действия Генерального секретаря ООН и Гене­ральной Ассамблеи по их осуществлению противоречат исключительному пра­ву Совета Безопасности ООН на применение вооруженных сил. Однако Меж­дународный суд ООН в 1962 г. в своем консультативном заключении отверг аргументы СССР, ссылаясь на то, что в соответствии с определенными для Вооруженных Сил ООН функциями они не имели права вести боевые действия, за исключением случаев законной обороны.

народного мира и безопасности на региональной основе. При этом не­пременно должны выполняться следующие условия: действия на регио­нальной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного рай­она; никакие принудительные действия не должны предприниматьсябез полномочий от Совета Безопасности ООН; все местные споры, воз­никающие между государствами какого-либо региона, должны разре­шаться только мирными средствами; Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности; любые действия на региональной основе не долж­ны противоречить действиям в рамках универсальной системы между­народной безопасности ООН.

Принудительные действия с использованием вооруженной силы в ре­гионе могут иметь место только для отражения уже совершенного напа­дения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая регио­нальная система коллективной безопасности может являться и является составной частью универсальной системы международной безопасности. Региональными организациями коллективной безопасности являются: на Европейском континенте- Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г. и Организация по безопасности и сот­рудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г. С 1955 по 1991 г. действовала Организация Варшавского Договора, которая осуществила вооруженное вмешательство во внутренние дела Венгрии в 1956 г. и Чехословакии в 1968 г., приведшие к человеческим жертвам. В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией (было бы целесообразно и справедли­во содержать миротворческие силы ООН на Кипре за счет НАТО, а не ООН, поскольку Греция и Турция являются членами НАТО). В 1962 г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" -ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. В 1995 - 1996 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Бос­нии и Герцеговине. Руководство государств - участников НАТО приня­ло решение о расширении количественного состава блока за счет при­нятия в него некоторых восточно-европейских стран, что противоречит национальным интересам России.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ явля­ются: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том чис­ле Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безо-

пасности, создания антикризисных механизмов и проведения операций по поддержанию мира как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства - члена ОБСЕ.

Для урегулирования конфликтных ситуаций могут быть исполь­зованы: механизмы мирного разрешения международных споров; миссии специальных докладчиков; миссии по установлению фактов; миро­творческие силы ОБСЕ при соблюдении тех же условий, что и при соз­дании и действии миротворческих сил ООН. Решения принимаются Со­ветом ОБСЕ на основе консенсуса с информированием Совета Бе­зопасности ООН о всех предпринимаемых действиях. В рамках ОБСЕ рассматривался, например, военный конфликт в Грузии между цент­ральным правительством Грузии и правительством Абхазии в 1994 г., наблюдатель ОБСЕ (Т. Гульдиманн) присутствовал и осуществлял по­среднические функции при урегулировании вопросов вокруг Чечни в 1996 г.

ОБСЕ может явиться действенным инструментом создания эффек­тивной системы международной безопасности в Европе при должном учете интересов России и пространственном ограничении деятельности блока НАТО.

На Евроазиатском континентев стадии становления находится сис­тема коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) с 1992 г. Правовой основой коллективной безопасно­сти в рамках СНГ являются: Устав СНГ 1993 г., Договор о коллектив­ной безопасности 1992 г., Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. с тремя Ташкентскими протоколами к нему 1992 г. и др.

Совет глав государств СНГ наделен правом создавать группы по под­держанию мира из военного и гражданского персонала (группы военных наблюдателей и коллективные миротворческие силы по поддержанию мира) в целях оказания друг другу помощи в урегулировании и предот­вращении конфликтов на межнациональной, межконфессиональной и политической основе. Состав групп формируется на добровольной ос­нове государствами-участниками, за исключением конфликтующих сто­рон, с предоставлением помощи и средств обслуживания, включая пра­во прохода; создается временное объединенное командование из пред­ставителей государств-участников; командующий группой назначается решением Совета глав государств СНГ (и подотчетен ему).

Группы по поддержанию мира имеют миротворческий, нейтральный и беспристрастный характер. Они не могут вовлекаться в прямые воен­ные столкновения в интересах какой-либо противоборствующей сторо­ны, но вправе предпринимать все необходимые меры в целях обеспече­ния безопасности и защиты персонала от любых насильственных пося­гательств на их жизнь и здоровье.

Эти группы решают следующие задачи: разъединение конфлик­тующих сторон; наблюдение за выполнением договоренностей о пре-

!■

•1

 

кращении огня или перемирия, о разоружении противоборствующих сторон; создание условий для мирного урегулирования споров и кон­фликтов; содействие обеспечению прав и свобод человека; оказание гуманитарной помощи, в том числе в случае экологических катастроф или стихийных бедствий.

Государства, СНГ в соответствии со своими обязательствами по Ус­таву ООН, другими международными соглашениями и по взаимной до­говоренности друг с .другом могут давать согласие на участие групп по поддержанию мира в предпринимаемых органами и структурами ОБСЕ миротворческих усилиях и в проводимых по решению Совета Безопас­ности ООН акциях ООН по поддержанию мира.

Миротворческие действия в рамках СНГ осуществлялись в Грузии и Таджикистане в 1993 - 1998 гг.

В советской юридической литературе вплоть до начала 90-х годов можно было найти еще одно условие правомерности создания организа­ции коллективной безопасности на региональной основе: в региональ­ных организациях могут участвовать только государства одного гео­графического района.Это условие выдвигалось для того, чтобы дока­зать несоответствие Североатлантического договора гл. VIII Устава ООН (доказывалась неправомерность создания НАТО), поскольку-де Италия, Греция и Турция, например, не могли быть отнесены к Северо­атлантическому бассейну (равно как и СССР западники не считали сре­диземноморским государством).

С подобным подходом невозможно согласиться по следующим при­чинам: во-первых, гл. VIII Устава ООН не содержит именно такого тре­бования, оно выводится путем расширительного толкования статей гл. VIII Устава (что запрещено Конвенцией о праве международных договоров 1969 г.); во-вторых, участниками СБСЕ/ОБСЕ, правомерность создания которой никогда не подвергалась сомнению ни одним совет­ским юристом, являются и все участники НАТО (в том числе Италия, Греция, Турция), и все бывшие члены ОВД, и страны, не входящие или не входившие ни в ОВД, ни в НАТО (например, постоянно нейтральные Швейцария, Австрия и Мальта); в-третьих, участники СНГ выразили готовность посылать свои группы по поддержанию мира и за пределы территории государств СНГ для участия в акциях ОБСЕ и ООН, пред­принимаемых по решению Совета Безопасности ООН. К тому же, СНГ открыто для присоединения к нему любого другого государства, незави­симо от нахождения его в том или ином географическом регионе.

§ 3. РАЗОРУЖЕНИЕ, СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВООРУЖЕНИЙ

Разоружение- это

менного международного права

с одной стороны, основной принцип совре-а с другой, - комплекс правовых норм

и практических действий государств, направленных на ограничение, сокращение вооруженных сил и вооружений и ликвидацию некоторых наиболее опасных средств ведения войны.

Вопросами разоружения занимаются: Генеральная Ассамблея ООН(на очередных и специальных сессиях по разоружению), которая рас­сматривает общие принципы, определяющие разоружение и регули­рование вооружений, и делает рекомендации в этой области членам ООН и Совету Безопасности (ст. 11); Совет Безопасности ООН,не­сущий ответственность за формулирование при помощи Военно-Штаб­ного Комитета планов создания системы регулирования вооружений и возможного разоружения и представление этих планов членам ООН (ст. 26, 47); региональные организации коллективной безопасности(ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, ОБСЕ, НАТО, СНГ) в рамках своих уставных пол­номочий; Комиссия ООН по разоружению(создана в 1952 г.), раз­рабатывающая общие принципы переговоров в области ядерных и обыч­ных вооружений и меры по укреплению доверия; Конференция ООН по разоружению (Комитет ООН по разоружению с 1979 по 1984 г.), за­нимающаяся непосредственной разработкой международных соглашений в области ограничения, сокращения и запрещения оружия массового уничтожения и некоторых видов обычного оружия и осуществлением контроля за выполнением государствами своих обязательств в области разоружения; Специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению и другие организации и органы.

В результате усилий международного сообщества удалось раз­работать большое количество международных соглашений, касающихся оружия массового уничтожения и средств его доставки к цели, а также обычных вооружений и вооруженных сил.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления за­пасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. обязала каждого участника Конвенции никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не на­капливать микробиологические или другие биологические агенты или токсины, а также оружие, оборудование или средства доставки, предна­значенные для использования таких агентов или токсинов во враждеб­ных целях или в вооруженных конфликтах (ст. 1). Государства обяза­лись не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу уничто­жить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки. Конвенция вступила в силу в марте 1975 г. Официально считается, что с начала 1976 г. все упомянутое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мир­ные цели, однако, по сообщениям печати, определенные работы, свя­занные с этим оружием, продолжали проводиться в США, СССР и Ираке.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления хи­мического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участ-

ника Конвенции: не разрабатывать, не производить и не накапливать химическое оружие; не позднее чем через 2 года после вступления Конвенции в силу (вступила в силу в 1997 г.) начать работы по унич­тожению этого оружия и завершить их не позднее чем через 10 лет по­сле вступления Конвенции в силу (для России - в 2007 г.); через 2 года после вступления Конвенции в силу будут проведены испытания перво­го объекта по уничтожению химического оружия, через 3 года должно быть уничтожено не менее 1% запасов этого оружия (для России - 400 т), через 5-7 лет - 20-45%, через 10 лет - все химическое оружие (для России - 40 000 т); самостоятельно определить метод уничтожения это­го оружия, причем сам процесс уничтожения должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудо­ванном объекте, не допуская уничтожения химического оружия путем захоронения в земле, затопления в водоемах или сжигания на открытом воздухе (иными словами, только путем переработки).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.