Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ





И ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ

Распад Советского Союза, появление большого числа независимых государств существенно затруднили проведение мер в области охраны

окружающей природной среды на бывшей территории СССР. Особен­ность возникшей ситуации состояла в том, что целый ряд экологиче­ских проблем, которые раньше были внутригосударственными, приоб­рели международный характер и потребовали координации усилий но­вых государств.

Среди целей Содружества, определенных в его Уставе, - осущест­вление сотрудничества в области экологии. В ст. 19 Устава одним из направлений сотрудничества названы осуществление совместных приро­доохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуа-

В феврале 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о взаимодей­ствии в области экологии и охраны окружающей среды. В соответствии с ним государства вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды с учетом ранее заключенных международных соглашений. Страны СНГ обязались на своей территории:



разрабатывать и принимать законодательные акты, экологические нормы и стандарты в области природопользования и охраны окружаю­щей среды;

вести учет природных ресурсов и их использования по количест­венным и качественным показателям и проводить экологический мони­торинг;

осуществлять эффективный государственный контроль за состоянием и изменением окружающей природной среды и ее ресурсов;

принимать меры по воспроизводству живых ресурсов, сохранению и восстановлению биологического разнообразия.

Для выполнения положений данного Соглашения государства СНГ создали Межгосударственный экологический совет, а при нем Межго­сударственный экологический фонд.

Государства Содружества заложили довольно прочную правовую ба­зу сотрудничества в области науки и техники. В 1992 г. ими заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Этим документом были определены основные направления межгосударственного научно-технического сотрудничества. В целях координации взаимодействия государств в рамках Соглашения создан Межгосударственный научно-технический совет.



С 1992 г. действует Соглашение о совместном использовании на­учно-технических объектов в рамках СНГ. Межгосударственный обмен научно-технической информацией регулируется соответствующим Сог­лашением 1992 г. В соответствии со специальным Соглашением страны СНГ согласованно развивают государственные системы стандартизации, метрологии и сертификации.

Страны Содружества участвуют в освоении космоса. Заключено не­сколько соглашений, в том числе: о совместной деятельности по иссле­дованию и использованию космического пространства 1991 г.; о поряд­ке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992 г.; о порядке фи­нансирования совместной деятельности по исследованию и использова­нию космического пространства 1992 г. Создан Межгосударственный совет по космосу - координирующий орган по формированию и реали­зации межгосударственных программ в области исследования и исполь­зования космического пространства.

В июне 1992 г. страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничест­ве в области охраны здоровья населения. Руководствуясь принципами гуманизма, стороны обязались оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств Содружества без взаимных компенсаций затрат, плановую медицинскую помощь по направлению учреждений здравоохранения с возмещением затрат направляющей сто­роной либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонни­ми договорами.

В мае 1992 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области культуры.Страны СНГ взяли обязательство создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена и со­трудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использова­ния памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности.



В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области обра­зования государства Содружества гарантируют всем лицам, проживаю­щим на их территориях, равные права на образование и его доступ­ность, независимо от национальной принадлежности или иных разли­чий. Заключены также Соглашение о принципах признания и ностри-фикации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых сте­пеней и Соглашение об учреждении Международной ассоциации госу­дарственных органов аттестации научных и научно-педагогических кад­ров высшей квалификации и утверждении ее Устава.

На январь 1998 г. в рамках СНГ заключено около 1300 многосто­ронних и двусторонних соглашений. К сожалению, добрая половина из них значатся только на бумаге, а в жизни они не действуют. Поэтому одна из главных задач будущего развития СНГ - повысить эффек­тивность механизма реализации заключенных соглашений.

В октябре 1994 г. Совет глав государств принял Меморандум "Ос­новные направления интеграционного развития Содружества Независи-

мых Государств". Разрабатывается Программа интеграционного развития СНГ. Предстоит последовательно формировать эффективную интегра­ционную структуру Содружества. Особое значение при этом приобрета­ет согласованность действий стран СНГ, предпринимаемых на межгосу­дарственном и межправительственном уровнях, а также в рамках Меж­парламентской ассамблеи.

Назрела необходимость совершенствования и повышения эффектив­ности уставных органов и рационализации структуры Содружества. Жизнь требует создания механизма взаимодействия государств СНГ, обеспечивающего выполнение многосторонних международных соглаше­ний в органичном сочетании с принятием уставными органами Содру­жества оперативных, в том числе обязательных, решений в пределах их компетенции и выработкой эффективной системы контроля в этой сфере. Возникает потребность в предоставлении некоторым органам СНГ определенных надгосударственных полномочий в согласованных сферах.

Интеграционный процесс в рамках СНГ должен быть ускорен. Одна­ко он должен носить естественный характер. Все это в полной мере зависит от доброй воли его участников. Осознанное стремление народов к интеграции требует продолжить поиск новых более тесных организа­ционных мер сотрудничества государств Содружества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каким образованием является СНГ с точки зрения международ­ного права?

2. Назовите цели и принципы Содружества.

3. Каковы функции органов СНГ?

4. Расскажите о военно-политическом сотрудничестве в рамках Содружества.

5. Как решается проблема прав человека в СНГ?

6. Как осуществляется экономическое сотрудничество в СНГ?

ЛИТЕРАТУРА

Блшценко И.П. Международно-правовые проблемы государств, вхо­дящих в СНГ // МЖМП. 1997. № 1. С. 4.

Гречко Л. В., Шинкарецкая Г. Г. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 63.

Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Госу­дарств. М., 1995.

Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997.

О совершенствовании правовых и политических основ деятельности СНГ (рекомендации Российской академии наук) // Дипломатический вестник. 1994. № 19-20. С. 57. •

Политико;правовые проблемы Содружества Независимых Госу­дарств // Государство и право. 1993. № 7. С. 107.

Пустогаров В. Правовой статус СНГ // Государство и право. 1993. № 2. С. 27.

Пустогаров В. Содружество в ракурсе международного права // Ме­ждународная жизнь. 1992. № 8. С. 23.

Страны бывшего СССР и европейская безопасность. М., 1994.

Фисенко В.Н., Фисенко И.В. Хартия сотрудничества в рамках Со­дружества Независимых Государств // Московский журнал международ­ного права. 1993. № 3. С. 37.

Шреплер Х.-А. Международные экономические организации. Спра­вочник. М., 1998. С. 270.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.