Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ООН





Понятие и правовой статус.Согласно ст. 7 Устава ООН все органы Организации подразделяются на две группы: главные органы и вспомо­гательные органы. В отличие от главных органов в Уставе подробно не раскрываются понятие и правовой статус вспомогательных органов. В нем лишь отмечается, что вспомогательные органы, когда окажутся не­обходимыми, могут учреждаться в соответствии с Уставом ООН. Пра­вомерность создания таких органов вытекает также из ст. 22, 29, 68 Устава ООН. Указанные статьи подчеркивают, что такие органы созда­ются главными органами для осуществления ими своих функций. Юри­дическим основанием для создания вспомогательных органов являются правила процедуры главных органов ООН.

По срокам действия вспомогательные органы объединяются в две группы: органы, созданные для выполнения какой-либо конкретной ра­боты; органы, функционирующие в течение данной (одной) сессии глав­ного органа.

Функции любого вспомогательного органа ООН носят ограниченный характер. Они выполняют строго очерченную их учредительным актом работу. Деятельность этих органов полностью определяется главным органом, они находятся в полном подчинении и под исключительным контролем этого главного органа, указания которого для них обязатель­ны. Это означает, что главный орган может отменить любое решение вспомогательного органа или ограничить функции и полномочия вспо­могательного органа, изъять из его компетенции тот или иной вопрос, сам может рассмотреть данный вопрос.



Разумеется, статус и значимость вспомогательных органов ООН не адекватны. Одни из них являются практически межправительственными организациями, а другие - автономными межправительственными орга­нами.

Ниже приводятся основные сведения о некоторых вспомогательных органах ООН.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).Учрежден Генеральной Ассамбле­ей в соответствии с Резолюцией 57(1) от 11 декабря 1946 г. в качестве временной чрезвычайной программы "в целях охраны здоровья детей вообще и детей стран, ставших жертвами агрессии, в особенности" и Действовал в качестве ее вспомогательного органа, имея полуавтоном­ный статус. Фонд стал действовать на постоянной основе после приня­тия 6 октября 1953 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи 802(VIII) от 20 ноября 1959 г.



I

Основной целью ЮНИСЕФ является улучшение условий жизни де­тей и молодежи, независимо от их расовой принадлежности, религиоз­ных и политических убеждений. Значимая часть помощи ЮНИСЕФ осуществляется путем предоставления медикаментов, различных пред­метов потребления, продуктов питания. Он также оказывает помощь правительствам в разработке планов и программ по всестороннему удовлетворению потребностей детей. Важную роль играет такой вид помощи, как предоставление стипендий для подготовки из местного населения персонала и административных работников для центров здра­воохранения и дневных центров по уходу за детьми.

При осуществлении этих мероприятий ЮНИСЕФ взаимодействует с 38 национальными комитетами и более 180 неправительственными ор­ганизациями. ЮНИСЕФ оказывает поддержку в выполнении программ защиты ребенка в 144 странах и территориях,

Источниками финансирования ЮНИСЕФ являются добровольные взносы правительств как в общий фонд, так и на специальные цели; средства, поступающие от системы учреждений ООН; взносы общест­венных организаций, а также доходы от продажи открыток ЮНИСЕФ и некоторые другие.

Руководит ЮНИСЕФ Правление, состоящее из представителей 41 государства - члена ООН, которые избираются ЭКОСОС сроком на 3 года. Секретариат ЮНИСЕФ возглавляет Директор-исполнитель, кото­рый назначается Генеральным секретарем ООН. Штаб-квартира ЮНИСЕФ находится в Нью-Йорке.

В 1965 г. ЮНИСЕФ присуждена Нобелевская премия мира "За раз­витие отношений братства между народами".



Программа развития ООН (ПРООН).Учреждена Генеральной Ас­самблеей на ее сессии в 1965 г. ПРООН является центральной програм­мой в системе ООН по финансированию проектов экономического и социального развития.

Основная цель ПРООН - содействие развивающимся странам в их усилиях по ускорению экономического и социального развития путем оказания им помощи, увязываемой с их национальными планами разви­тия, первоочередными потребностями и целями, в деле достижения бо­лее высокого уровня экономического и социального благосостояния населения этих стран, а также путем соответствующих мер по оказанию им помощи в осуществлешш программы действий по установлению Но­вого международного экономического порядка.

При оказании помощи развивающимся странам администрация ПРООН должна исходить из следующих утвержденных Генеральной Ассамблеей принципов: помощь оказывается только правительствам, через их посредство, с их согласия или по их просьбам. Соответствую­щее правительство по консультации ПРООН определяет вид и характер оказываемой стране помощи.

Через глобальную сеть, которая состоит из 136 представительств, ПРООН осуществляет сотрудничество с правительствами, гражданскими организациями и частными лицами примерно 175 развивающихся стран и территорий. Для реализации проектов и программ, осуществляемых при ее поддержке, ПРООН привлекает национальный технический по­тенциал развивающихся стран, а также экспертов из более чем 30 меж­дународных учреждений и неправительственных организаций.

Группа независимых консультантов ПРООН ежегодно готовит доклад о развитии людских ресурсов, который помогает международному со­обществу разрабатывать новые практические и прагматические концеп­ции, мероприятия и политические документы, направленные на оказа­ние содействия развитию, ориентированному на человека.

ПРООН играет роль главного координатора мероприятий в области развития, предпринимаемых в рамках ООН. В частности, она распоря­жается средствами фонда капитального развития ООН (ЮНКДФ), Про­граммы добровольцев ООН (ДООН) и фонда ООН для развития в инте­ресах женщин (ЮНИФЕМ).

ПРООН финансируется за счет добровольных взносов государств.

Высшим органом ПРООН является Совет управляющих,состоящий из 48 представителей правительств, избираемых на трехлетний период. Он ежегодно собирается на свои сессии, представляет ежегодный доклад о своей работе Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС.

Высшим должностным лицом ПРООН является Администратор,на­значаемый Генеральной Ассамблеей на 3-летний срок.

Официальными языками Совета управляющих являются английский, испанский, китайский, русский и французский, а его рабочими языка­ми - английский, французский и испанский.

Штаб-квартира ПРООН находится в Нью-Йорке.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).Учрежде­на на XIX сессии Генеральной Ассамблеи в качестве ее постоянного органа в 1964 г.

Основной целью ЮНКТАД является поощрение международной тор­говли в целях ускорения экономического развития, в частности, торгов­ли между странами, а также между странами, имеющими различные социальные и экономические системы. В задачи ЮНКТАД входит раз­работка принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития, а также координа­ции политики правительств и международных организаций в области торговли.

Среди функций ЮНКТАД - политический анализ; проведение обсу­ждений на межправительственном уровне, достижение консенсуса и проведение переговоров; осуществление текущего контроля, выполнение решений и принятие последующих мер; техническое сотрудничество.

I i

-

 

i

ill

Переговоры, проведенные под эгидой ЮНКТАД, привели ко многим позитивным результатам. В частности, в 1971 г. одобрено Соглашение о всеобщей системе преференций, благодаря которым к экспорту разви­вающихся стран стоимостью более 70 млн. долл. на рынках большинст­ва развитых стран применяется преференциальный метод. В 1989 г. в рамках ЮНКТАД заключено Соглашение о глобальной системе торго­вых преференций среди развивающихся стран. Под эгидой ЮНКТАД разработаны и заключены международные соглашения о поставке сырь­евых товаров, в том числе какао, сахара, натурального каучука, джута, тропических пород древесины, олова, оливкового масла и пшеницы. В 1989 г. в рамках ЮНКТАД учрежден Общий фонд для сырьевых това­ров, призванный содействовать финансированию создания международ­ных товарных запасов и поддерживать проведение исследований и раз­работок по отдельным сырьевым товарам.

ЮНКТАД внесла вклад в разработку и заключение ряда междуна­родных договоров по морскому транспорту, в частности, конвенций: о кодексе поведения линейных конференций (1974 г.), о международной перевозке грузов морем (1978 г.), о международных смешанных пере­возках грузов (1980 г.), об условиях регистрации судов (1986 г.) и о морском залоге и ипотеке (1993 г.).

Высшим органом ЮНКТАД является сессия,созываемая один раз в четыре года. Состоялись девять таких сессий. Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию. Внего входят 138 государств. Он открыт для участия всех стран - членов ЮНКТАД (входят 188 государств). Совет проводит свои заседания 2 раза в год.

Генеральная Ассамблея возложила на секретариат ЮНКТАД ответ­ственность за обеспечение деятельности двух межправительственных органов: Комиссии по международным инвестициям и транснациональ­ным корпорациям и Комиссии по науке и технике в целях развития.

Местопребывание секретариата ЮНКТАД - г. Женева.

Комиссия ООН по праву международной торговли(ЮНСИТРАЛ). Учреждена Генеральной Ассамблеей на XXI сессии в 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права между­народной торговли. Она начала свое работу в 1968 г. Первоначально ЮНСИТРАЛ состояла из 29 государств-членов, представляющих раз­личные географические регионы и основные правовые системы мира. На своей XXVIII сессии Генеральная Ассамблея расширила членский состав Комиссии до 36 членов. Члены Комиссии избираются на 6-летний срок. На своей ХХХХХ сессии Генеральная Ассамблея вновь подтвердила мандат ЮНСИТРАЛ как центрального правового органа в рамках системы ООН в области права международной торговли на ко­ординацию правовой деятельности в этой области.

В число задач, порученных Генеральной Ассамблеей ЮНСИТРАЛ, входит: координация работы международных организаций, занимаюших-

ся вопросами права международной торговли, содействие более широ­кому участию государств в действующих международных конвенциях и разработка новых конвенций и других документов, относящихся к праву международной торговли. К функциям Комиссии относятся также под­готовка кадров и оказание помощи в области права международной тор­говли путем проведения симпозиумов, семинаров и консультаций на национальном и региональном уровнях. ЮНСИТРАЛ уделяет преиму­щественное внимание изучению и подготовке единообразных норм пра­ва в следующих областях: международная купля-продажа товаров, меж­дународные платежи, включая юридическое руководство по переводу денежных средств с помощью ЭВМ, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок, бар­терной торговли и поставок.

В рамках ЮНСИТРАЛ подготовлен ряд важных международных конвенций, в том числе Конвенция об исковой давности в международ­ной купле-продажи товаров (1974 г.), Конвенция ООН о перевозке гру­зов морем (1978 г.), Конвенция ООН о договорах международной куп­ли-продажи товаров (1980 г.), Конвенция ООН об ответственности опе­раторов транспортных терминалов в международной торговле (1991 г.), Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.), Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995 г.).

Помимо текстов ЮНСИТРАЛ разработала тексты типовых правил, широко применяемых в практике международной торговли. Среди них Типовой закон о международном торговом арбитраже (1985 г.), Типовой закон о международных кредитных переводах (1992 г.), Типовой закон о порядке заключения контрактов о купле-продаже товаров, выполнении строительных работ и предоставлении услуг (1994 г.), Правовое руково­дство по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов (1987 г.), Правовое руководство по междуна­родным бартерным сделкам (1992 г.).

ЮНСИТРАЛ проводит ежегодные сессии попеременно в Нью-Йорке и Женеве.

Комиссия международного права(КМП). Генеральная Ассамблея 21 ноября 1947 г. одобрила Резолюцию 174 (II) об учреждении КМП и утвердила Положение о ней. Членами КМП могут быть лица, удовле­творяющие "всем предъявляемым требованиям". Согласно Положению членами КМП должны быть лица "с признанным авторитетом в области международного права".

Генеральный секретарь составляет список выдвинутых правительст­вами кандидатов в алфавитном порядке и представляет его для проведе­ния выборов в Генеральную Ассамблею. Выборы проводятся тайным голосованием. Среди членов Комиссии не может быть двух граждан

И

одного и того же государства. КМП состоит из 34 членов. Члены Ко­миссии избираются на 5 лет.

КМП является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи. Комиссия призвана помочь ей в выполнении функций по поощрению прогрессивного развития международного права и его кодификации (п. 1 ст. 13 Устава ООН). Согласно ст. 15 Положения о КМП выраже­ние "прогрессивное развитие международного права" для удобства употребляется в смысле подготовки проектов конвенции по тем вопро­сам, которые еще не регулируются международным правом или по ко^ торым право еще недостаточно развито в практике государств. Равным образом выражение "кодификация международного права" для удобства употребляется в смысле более точного формулирования и систематиза­ции норм международного права в тех областях, в которых уже имеют­ся обширная государственная практика, прецеденты и доктрина.

Согласно Положению КМП занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но она может рассматривать и во­просы международного частного права.

Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет их Генеральной Ассамблее с комментариями. КМП может рекомендовать проект государствам - членам ООН с целью заключении конвенции или созвать конференцию для заключения конвенции.

КМП заслуженно пользуется репутацией ведущего мирового органа в области международного нормотворчества. На основе проектов, под­готовленных ею, заключено 14 многосторонних конвенций (например, Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о правопреем­стве государств в отношении договоров 1978 г.).

В последние годы КМП активно работает над проектом кодекса пре­ступлений против мира и безопасности человечества и проектом статей об ответственности государств.

За 40 лет своего существования КМП превратилась в наиболее ува­жаемый международный орган в области кодификации и прогрессивного развития международного права.

Университет ООН (УООН).Учрежден на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи в 1972 г. в качестве ее автономного органа (Резолюция 2951 от 11 декабря 1972 г.).

Представляя собой учебное заведение нового типа, Университет по­могает укреплению международного научного сотрудничества в целях решения насущных глобальных проблем. От традиционных учебных университетов он отличается структурой и характером деятельности. У него нет собственных студентов, преподавательского состава и террито­рии. УООН действует через глобальную сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, включая собственные научно-исследова-

тельские и учебные центры и программы, и привлекает к работе от­дельных ученых для рассмотрения проблем глобального характера.

Первоочередными областями деятельности Университета являются: универсальные общечеловеческие ценности и глобальная ответствен­ность; новые направления в мировой экономике; рациональные глобаль­ные системы обеспечения жизни; достижения науки и техники; демо­графическая динамика и благосостояние людей. УООН стремится также укреплять научно-исследовательский и учебный потенциал в развиваю­щихся странах.

Научно-исследовательские и учебные центры и программы Универ­ситета охватывают конкретные области исследований и подготовки. УООН осуществляет собственные исследования и подготовку специали­стов и сотрудничает в этих областях с высшими учебными заведениями многих стран. Университет имеет следующие научно-исследовательские и учебные центры и программы: Всемирный институт развития эконо­мических исследований (УООН/ВИДЕР, Хельсинки); Институт новых технологий (УООН/ТЕХ, Маастрихт); Международный институт про­граммных технологий (УООН/ИИСТ, Макао); Институт природных ре­сурсов Африки (УООН/ИНРА, Анкара); Институт перспективных ис­следований УООН для изучения отдельных глобальных вопросов в пове­стке дня ООН и др.

Руководящим органом Университета является Совет Университета, состоящий из 28 членов. Они назначаются совместно Генеральным сек­ретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО сроком на 6 лет. Функции исполнительного органа выполняет Ректор УООН. Он назна­чается Генеральным секретарем ООН после консультаций с Генераль­ным директором ЮНЕСКО.

Местопребывание Университета - г. Токио.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие органы являются главными органами ООН?

2. Какова юридическая сила резолюций Генеральной Ассамблеи ООН?

3. В чем смысл принудительных мер Совета Безопасности ООН?

4. Каковы особенности статуса миротворческих сил ООН?

5. Каков вклад Комиссии международного права в прогрессивное развитие международного публичного права?

ЛИТЕРАТУРА

Крылов СБ. История создания Организации Объединенных Наций. М., I960.

Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М., 1981.

Шреплер Х.-А. Международные организации. Справочник. М., 1995.

Яновский М.В. Генеральная Ассамблея ООН. Кишинев, 1971.

Alvarez J. Judging the Security Council - American Journal of International Law. Vol. 90. 1996. N 1. P. 1 - 39.

Basic Facts about the United Nations. New York, 1995.

Blaine S. United Nations General Assembly Resolution in Our Changing World. N.Y., 1991.

Fitzmaurice G. The Law fnd Procedure of the International Court of Justice. Vols. 1 and 2. Cambridge, 1986.

McWhinney E. United Nations Law Making. Paris, 1984.

Osmanczyk F. The Encyclopedia of the United Nations and International Agreements. Philadelphia and London, 1985.

Simma B. (Eds.) The Charter of the United Nations: A Commentary. Oxford / New-York, 1995.

The United Nations at Age Fifty: A Legal Perspective. The Hague / London / Boston, 1995.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.