Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ЛОГОТЕРАПИЯ





После снятия охранительного режима в условиях продолжения работы над речевыми образцами, диалогом и фразами начинается активная тренировка речи на материале художественной литературы либо — для отдельных больных несложных заметок из газет.

Больным рекомендуется подбирать маленькие рассказы или небольшие отрывки из прозаических произведений. Ос­новные требования, которые необходимо учитывать при от­боре тренировочных текстов, — это несложный в грамма­тическом отношении язык писателя и динамичность сюжета (А. П. Чехов — ранние рассказы, И. Ильф и Е. Петров и др.). Такой материал больному легче запомнить и пересказать в

 

группе, а это очень важно в связи с тем, что в момент пере­сказа ему необходимо тщательно следить за темпом своей речи, слитностью слов во фразе, паузами между фразами или их смысловыми частями, манерой поведения и пр.

В тех случаях, когда у заикающегося наблюдается резко ускоренный темп речи (тахилалия), он плохо чувствует про­содические особенности русского языка. На первых заняти­ях данного этапа лечения ему предлагают подготовить пере­сказ русской народной сказки. В установочной беседе специ­алист объясняет больному, что содержание сказки требует характерной речевой формы, основанной на небыстрой, «уют­ной» речи, которая могла бы привлечь внимание ребенка, успокоить малыша, подготовить его ко сну. Спокойный, за­думчивый зачин сказки — «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...» и т. д. — следует произнести медлен­но, с достаточно длительными паузами, как бы стараясь заин­тересовать слушателей в том, что произойдет дальше. В необходимых случаях больному рекомендуется прием моно­ритмизации — выделение ударением каждого слога, кроме последнего слога заключительного слова фразы. Вся фраза при правильном использовании этого приема состоит не из от­дельных слов, а из слогов, т. е. речь идет о полной слитности слов во фразе либо в ее смысловой части (пациент может неза­метно отбивать ритм большим и указательным пальцами ве­дущей руки). Указанный прием дает возможность пациенту тщательнее контролировать темп речи и необходимые паузы в нужном месте текста.



На третьем этапе лечения логотерапевтическое занятие в небольшой группе (5—7 человек) обычно начинается с про­изнесения больным речевых эталонов, ответов на тренировоч­ные вопросы, проговаривания фраз-образцов и пересказа под­готовленного дома текста.



С целью максимального раскрытия смысла проводимой тренировки и обучения пациентов навыкам и методике ак­тивной логопедической работы в последнее время широко применяется прием самостоятельной подготовки к переска­зу. Больному дается следующая инструкция: «Произнесите ряд фраз-образцов. Когда вы почувствуете, что ввели себя в русло хорошей речи, самостоятельно, не предупреждая руко­водителя группы о том, что вы уже подготовились, перейди­те к рассказу, сохраняя в речи программу слитности, нор-

 

мального темпа, четкого ритма, правильной расстановки пауз, заложенную во фразах-образцах». С помощью этого приема удается активизировать самостоятельную работу боль­ного, научить его приводить себя в нужную «речевую фор­му», правильно использовать в логопедической работе ори­ентацию на автоматизированные речевые образцы.

В середине данного этапа лечения объем лечебно-коррекционной работы возрастает, формы ее становятся более мно­гообразными. На логопедических занятиях, наряду с указан­ными выше упражнениями, больные выступают с сообщени­ями на заданную тему, предлагают выступающему вопросы, связанные с содержанием подготовленного материала, об­суждают специально прочитанные рассказы и просмотрен­ные по телевизору фильмы. (К специфике последних лет работы можно отнести и то обстоятельство, что 90% боль­ных не имеют возможности посещать театры и кинотеат­ры, а некоторые из них и не испытывают в этом потребно­сти, т. е. большой по объему дидактический материал, с успехом применявшийся ранее, в настоящее время в заня­тиях не используется.)



С целью подготовки к этапу закрепления достигнутых ре­зультатов в реальной жизни много времени уделяется лого-терапевтической работе на учебном материале — для учащих­ся и производственном — для работающих.

Выступление каждого больного в группе обсуждается чле­нами лечебного коллектива: отмечаются его успехи и неуда­чи, даются советы, направленные на устранение выявленных недостатков. Руководитель, не снижая активности пациентов, придает обсуждению, а нередко и возникшей дискуссии нуж­ное направление.

На этом этапе работы в качестве примеров для подража­ния широко используются магнитофонные записи четкой, медленной, лишенной затруднений речи, устраиваются кол­лективные просмотры отрывков телепередач, в которых при­нимают участие драматические актеры, чтецы, дикторы ра­дио и телевидения. Их манера поведения, особенности речи, умение пользоваться смысловыми жестами, отсутствие какой-либо суетливости при строго нормированном времени — все это служит материалом для подробного анализа, обсуждений и активизирующих бесед. Случаи «шероховатостей», ускорен­ной, излишне эмоциональной речи, неправильной манеры

 

поведения участников телепередач также являются предме­том анализа и обсуждений.

Наиболее выраженной особенностью последних лет, кото­рая служит причиной значительного усложнения лого- и пси­хотерапевтической работы с рассматриваемыми больными, является их разнородный контингент. Расслоение нашего об­щества на различные социальные группы, имеющие самые различные жизненные установки, не может не отразиться на составе собираемых вместе 20—25 человек. В лечебный по­ток входят призывники и допризывники, направленные райво­енкоматами Санкт-Петербурга; студенты и аспиранты высших учебных заведений; школьники старших классов обычных мас­совых школ и привилегированных гимназий, студенты раз­личных колледжей (техникумов), учащиеся ПТУ; подростки и юноши, бросившие учебу и занимающиеся мелким, неред­ко криминальным бизнесом; просто ничего не делающие под­ростки и молодые люди, живущие на иждивении родителей, — среди них встречаются наркоманы, токсикоманы и лица, страдающие алкоголизмом. В том же потоке одновременно могут лечиться рабочие и служащие бюджетных предприя­тий и различных частных фирм, начинающие бизнесмены, небольшое количество молодых, состоятельных женщин, ко­торые хотят работать в частных фирмах, но для этого им нуж­на здоровая речь, и др.

Если сравнивать сегодняшних пациентов с теми, кто ле­чился много лет назад, то их основной отличительной чертой является в подавляющем большинстве случаев непонимание и незнание истинных духовных ценностей, личностная незре­лость, плохое, особенно гуманитарное, образование (учащи­еся гимназий с гуманитарным уклоном, студенты фило­логического факультета к нам не попадают, так как лица, страдающие заиканием, в эти учебные заведения не при­нимаются).

В прошлые годы в работе с учащейся молодежью ис­пользовались материалы по литературе, истории, предусмот­ренные программой средней школы. И пациенты во многих случаях обнаруживали знание программных произведений русских классиков, умение ориентироваться в важнейших ис­торических событиях. Это давало возможность широко вводить учебный материал в канву логопедического занятия, корриги­руя речь больного в целом, расширяя его запас школьных зна-

 

ний и представлений. Такая работа обогащала словарь боль­ного, помогала ему без затруднений формулировать свои мыс­ли, что непосредственно связано с логотерапевтическими за­дачами преодоления заикания.

В наше время учащиеся массовых школ, студенты техни­ческих институтов (университетов) и даже аспиранты (разу­меется, бывают и исключения) плохо ориентируются в воп­росах русской литературы, истории, искусства в целом. Не­редко вообще книг не читают, а если читают, то в основном современные детективы и приключенческую литературу, по­священную войнам роботов и т. п.

Зато они неплохо знают точные науки, компьютер, разби­раются в вопросах экономики (студенты, школьники, собира­ющиеся поступать в высшие учебные заведения), некоторые очень серьезно занимаются английским языком (с целью уст­ройства в будущем на работу за границей или в совместные предприятия). Многие школьники выпускных классов хотят получить престижное в наше время экономическое образова­ние. Их главная жизненная цель — стать богатыми. Стрем­ление овладеть здоровой речью подчинено этой цели. Мате­риал для логотерапевтических занятий они выбирают из до­ступных им областей знаний. К занятиям относятся серьезно, дома выполняют все рекомендации.

От этой группы по своим задачам и целям мало отличают­ся молодые бизнесмены и женщины, желающие получить хорошо оплачиваемую работу. Наиболее целеустремленные из них также активно работают над своей речью.

Служащие и рабочие государственных бюджетных предпри­ятий, приступившие к лечению по разным причинам, дома стараются проводить логопедические занятия, но логотерапевтический центр посещают не очень регулярно, так как стремятся совмещать основную работу с поисками дополни­тельных заработков.

Особенно в этом плане отличается группа студентов, не имеющая материальной поддержки родственников. Они бе­рутся за любую работу, в том числе и ночную (разгрузка ва­гонов, охранная деятельность и т.п.), на занятия приходят усталые и неподготовленные, центр посещают нерегулярно, часто прерывают курс лечения.

Лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, токсико­манией, когда убеждаются в том, что им ничего «интересно-

 

го» из лекарственных препаратов назначено не будет, не­смотря на уговоры родственников, прекращают посещение центра.

С учетом вышеизложенного весь лечебный поток собира­ется только для общих бесед (на первую установочную бесе­ду, для введения охранительного режима и пр.). Лого- и пси­хотерапией занимаются в малых группах, сформированных с учетом особенностей больных. Значительно увеличилось вре­мя, отводимое в последние годы для индивидуальной работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.