Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава XL ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ





I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН

Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой международ­ной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному кол­лективной вооруженной силой всех союзных государств.

Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей междуна­родной организации для организации послевоенного правопорядка, все же эта идея не нашла признания в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 странами.

Решение о создании всемирной международной организации по под­держанию международного мира и безопасности было принято на тер­ритории бывшего СССР - государства, внесшего решающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирного сосуществования госу­дарств различных общественно-политических систем. Так, в п. 1 Мос­ковской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Вели­кобритании и Китая 30 октября 1943 г., отмечено, что правительства этих стран "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания междуна­родного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного ра­венства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые"1. Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства, - и с другими членами Объединенных Наций, с целью совместных действий в интересах сообщества наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут вос­становлены закон и порядок и пока не будет установлена система все­общей безопасности (п. 5).„Стороны обязались не применять до оконча­ния войны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только Целями, предусмотренными в Декларации. Они обязались также сове­щаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединен-





Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1956. С. 49.

ных Наций в целях достижения всеобщего соглашения о регулировании вооружений в послевоенный период1.

Решения Московской конференции получили всеобщее подтвержде­ние на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация, в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следующем:, "Мы полностью признаем высокую ответственность, лежа­щую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколе­ния".

В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г. президент США Ф. Рузвельт выступил с заявлением о планах создания международной организации безопасно­сти.»Резюмируя свои соображения об этой организации, Президент США подчеркнул: "Мы не имеем в виду создание сверхгосударства с собственной полицейской силой и другими реквизитами принудитель­ной власти"3* К началу переговоров в Думбартон-Оксе (21 августа - 28 сентября 1944 г.) были составлены английские, американские и совет­ские предложения. Согласованный в Думбартон-Оксе проект "Предва­рительных предложений" о создании Всеобщей международной органи­зации по поддержанию мира и безопасности явился основой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).



На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совмест­но с другими миролюбивыми государствами универсальной междуна­родной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для под­готовки устава такой организации в соответствии с положениями, выра­ботанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардиналь-

1 Детально проанализировав Московскую декларацию, крупнейший иссле­дователь истории создания ООН СБ. Крылов справедливо пришел к выводу о том, что "местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва, поскольку именно в Москве была подписана Декларация о создании всеобщей организации безопасности". (Крылов СБ. История создания Организации Объе­диненных Наций. М., 1960. С. 18).

2 Цит по: Крылов СБ. История создания Организации Объединенных На­ций. М., 1960. С. 23.

3 Там же. С. 34.

ных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Бело­русской ССР.

Окончательный текст Устава ООНбыл выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Велико­британией, Францией, Китаем и большинством других государств, под­писавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объ­единенных Наций (резолюция 168 (II) от 31 октября 1947 г.).

В соответствии со п. 1 ст. 7 Устава ООН главными органами Орга­низации являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Эконо­мический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Все они расположены в Центральных учреждениях в Нью-Йорке, за исключением Международного суда, который находится в Гааге. "*"------~

§ 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ООН

Один из активных разработчиков Устава ООН профессор СБ. Кры­лов справедливо отмечал, что "Организация Объединенных Наций (в лице ее некоторых органов) обладает рядом полномочий и правоспо­собностью в отдельных международно-правовых отношениях (в области как международного частного, так и публичного права)"1. ООН не явля­ется конфедерацией, поскольку не обладает государственной властью. ООН не является и мировым правительством. Она с самого начала соз­давалась как организация сотрудничества государств в самых различных (практически во всех) областях международных отношений.

Основные черты правосубъектности ООН закреплены в ее Уставе, Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., соглашениях ООН со специализированными учреждениями, Конвенции о безопасно­сти персонала ООН и связанного с ней персонала 1995 г., Соглаше­нии между ООН и США по вопросу о местоположении Централь­ных учреждений ООН 1947 г. и во многих других международных до­говорах.

Согласно ст. 104 Устава Организация пользуется на территории каж- [ Дого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказать- « ся необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей.

В соответствии со ст. 1 и 2 ООН преследует следующие цели:

поддерживать международный мир и безопасность и-~е этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и

 

Крылов СБ. Материалы к истории Организации Объединенных Наций. Вып. 1. М.-Л., 1949. С. 249.

 

устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нару­шений мира;---------

улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливо­сти и международного права международные споры или ситуации, кото­рые могут привести к нарушению мира; • ««»«,,«,*«..,........ |. > . -л*»».

.»* развивать дружеские отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; V/осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении между­народных проблем экономического, социального, культурного и гума­нитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам че­ловека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

быть центром для согласования действий наций в достижении этих "общих целей .

Для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

суверенное равенство всех ее членов;

добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обяза­тельств;

разрешение международных споров мирными средствами таким об­разом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

воздержание в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН;

оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, пред­принимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не яв­ляются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания между­народного мира и безопасности;

невмешательство Организации Объединенных Наций в дела, по су­ществу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии). Содержание

1 Цели ООН, в свою очередь, следует рассматривать как важнейшие прин­ципы ее деятельности. Как справедливо отмечают РЛ. Бобров и С.А. Малинин, "цели ООН являются одновременно и основными принципами организации, т.е. правовыми нормами, устанавливающими самые основы взаимоотношений всех ее членов" (Бобров РЛ., Малинин С.А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. С. 137).

и направленность целей и принципов ООН, а также ее практическая деятельность убеждают в наличии у этой Организации самостоятельной воли. Последняя необходима ООН для выполнения основных (т.е. за­крепленных в ее Уставе) и производных (вытекающих из резолюций главных органов Организации) задач.

Конкретно основные черты правосубъектности ООН выражаются в следующем:

ООН вправе заключать договоры с государствами и другими между­народными организациями и требовать их неукоснительного соблюде­ния. Эти договоры являются важными источниками международного поличного права (ст. 17, 26, 28, 32, 35, 43, 53, 57, 63, 64, 77, 79, 83, 85, 93 Устава ООН).

Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каж­дого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие не­обходимы для достижения ее целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.

ООН является юридическим лицом и правомочна: а) заключать дого­воры имущественного характера; б) приобретать недвижимое и движи­мое имущество и распоряжаться им; в) возбуждать дела в суде.

Как субъект международного права Организация вправе предъявлять претензии юридического характера к государствам и другим междуна­родным организациям.

Организация не может быть ограничена финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода.

Согласно ст. 35 и 38 Устава ООН государства-члены доводят до све­дения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любых спо­рах или таких ситуациях, продолжение которых может угрожать под­держанию международного мира и безопасности, причем Совет Безо­пасности и Генеральная Ассамблея могут делать соответствующие ре­комендации.

Совет Безопасности вправе вести с государствами или группами го­сударств переговоры о заключении соглашения или соглашений и за­ключать такие соглашения.

Согласно ст. 44 Устава Совет Безопасности вправе потребовать от члена Организации предоставления вооруженных сил во исполнение таким государством обязательств, принятых на основании ст. 43.

Статья 64 предоставляет ЭКОСОС право заключать соглашения с членами Организации по вопросам, входящим в его компетенцию.

Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать от Международного суда консультативные заключения по любому юри­дическому вопросу.

Любой член ООН вправе иметь свое постоянное представительство при ООН, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом.

 

Перечень качеств правосубъектности ООН можно продолжить и да­лее. Вместе с тем ООН не имеет качества государства, а тем более сверхгосударства. По справедливому мнению РЛ. Боброва, ООН - это вторичный, производный (нетипичный) субъект современного междуна­родного права, образованный волеизъявлением суверенных государств -коренных, исконных субъектов этого права. Созданная как центр для согласования действий государств во имя мира и развития международ­ного сотрудничества на демократических началах ООН наделена опре­деленной международной правосубъектностью, совершенно необходи­мой ей для осуществления ее функций. Значительные черты правосубъ­ектности ООН взаимосвязаны и образуют в целом специфическую пра­восубъектность, лежащую в иной правовой плоскости, чем правосубъ­ектность государств. ООН правоспособна лишь в пределах, очерченных ее Уставом .

В настоящее время ООН является самой представительной (в нее входят 185 государств) и подлинно универсальной (по кругу решаемых проблем) межправительственной организацией. В Декларации по слу­чаю 50-летней годовщины, принятой в октябре 1995 г. на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается, что "в XXI век ООН войдет обновленной, оснащенной и обеспеченной, чтобы эффективнее служить интересам народов, от имени которых она и была создана" . ООН - это общая воля государств мира. Россия верит в Организацию Объединенных Наций, родившуюся в середине XX в. и устремленную в XXI в.

Тем не менее жизнь требует иных подходов ООН к глобальным и иным проблемам современности, особенно к операциям по поддержа­нию мира. Чтобы справиться со всеми проблемами, ООН сама нуждает­ся в обновлении и адаптации к новым условиям.

§ 3. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН

Компетенция.Генеральная Ассамблея является самым представи­тельным органом Организации. Она состоит из всех членов Организа­ции. Из содержания гл. IV Устава ООН можно заключить, что Гене­ральная Ассамблея является высшим органом Организации. Согласно ст. 15 Устава она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности. Эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Генеральная

1 См.: Бобров РЛ. О правовой природе Организации Объединенных Наций // Советский ежегодник международного права, 1959. М., 1960. С. 239-240.

2 Международная жизнь. 1995. № 11-12. С. 110.

Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организа­ции. —

—-"Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам — членам ООН и Совету Безопасности. Однако когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуа­ции, если Совет Безопасности не запросит об этом.

Из содержания ст. 10 Устава ООН вытекает, что Генеральная Ас­самблея вправе: а) обсуждать любые вопросы или дела в пределах Уста­ва ООН; б) разрабатывать и утверждать рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности. Она вправе обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международно­му миру и безопасности.

Генеральная Ассамблея организует также исследования и делает ре­комендации в целях: а) содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития междуна­родного права и его кодификации; б) содействия сотрудничеству в об­ласти экономической, социальной, культуры, образования, здравоохра­нения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Порядок работы.Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которые могут по­требовать обстоятельства.

Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомляет всех чле­нов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По реко­мендации Генерального комитета в начале каждой сессии он устанавли­вает дату закрытия очередной сессии.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования от Сове­та Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сес­сии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требо­ванию о созыве.

Чрезвычайные специальные сессии созываются в течение 24 ч с мо­мента получения Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голоса­ми любых девяти членов Совета, требования большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете. Любой член ООН может потребовать у Генерального секретаря созыва чрезвы­чайной специальной сессии. Генеральный секретарь извещает немед­ленно других членов Организации об этом требовании и запрашивает их, присоединяются ли они к нему. Если в течение 30 дней болыпинст-

Ю К. А. Вгкяшев 289

 

 

во членов ООНприсоединится к этому требованию, то Генеральный Секретарь созывает специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генераль­ным секретарем ООН и сообщается ее членам не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она состоит из более чем 100 вопросов. Однако постоянными пунктами являются следующие вопросы: а) доклад Гене­рального секретаря о работе Организации; б) доклады Совета Безопас­ности, ЭКОСОС, Совета по опеке, Международного суда, вспомога­тельных органов Генеральной Ассамблеи и специализированных учреж­дений; в) все пункты, о включении которых Генеральная Ассамблея постановила на одной из своих предыдущих сессий; г) все пункты, предложенные любым членом ООН; д) все пункты, относящиеся к бюд­жету на следующий финансовый год, и доклад об отчете за истекший финансовый год; е) все пункты, которые Генеральный секретарь счи­тает необходимым внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеей; ж) все пункты, предложенные государствами, не являющимися членами ООН.

Любой член ООН, любой из ее главных органов или Генеральный секретарь могут не менее чем за 30 дней до даты, назначенной для от­крытия очередной сессии, потребовать включения в повестку дня до­полнительных пунктов.

В предварительную повестку дня специальной сессии вносятся толь­ко те пункты, рассмотрение которых предложено в требовании о созыве специальной сессии.

Делегация государства - члена ООН на сессии Генеральной Ассамб­леи состоит не более чем из 5 представителей и пяти заместителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.

Основным органом, определяющим порядок работы сессии Гене­ральной Ассамблеи, является Генеральный комитет. Он состоит из Председателя Генеральной Ассамблеи, 21 заместителя Председателя и председателей 7 главных комитетов. На его заседаниях имеют право присутствовать председатели других комитетов и участвовать в прениях без права голоса. Генеральный комитет может вносить изменения в принятые Генеральной Ассамблеей резолюции, но эти изменения могут относиться только к форме, а не к существу. Все такие изменения представляются на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.

Английский, испанский, китайский, русский и французский языки являются официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи, ее комитетов и подкомитетов. Арабский язык является как официаль­ным, так и рабочим языком Генеральной Ассамблеи и ее главных коми­тетов. Все резолюции и другие документы издаются на языках Гене­ральной Ассамблеи. По решению Генеральной Ассамблеи ее документы и документы ее комитетов и подкомитетов издаются и на любом дру­гом языке.

Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты, которые она со­чтет необходимыми для выполнения ее функций. Наиболее детальное обсуждение вопросов проходит в следующих семи главных комитетах: в Первом комитете - по политическим вопросам и вопросам безопасно­сти, включая вопросы разоружения (начиная с 33-й сессии Генеральной Ассамблеи этот комитет занимается в основном вопросами разоруже­ния); Специальном политическом комитете, которому передаются поли­тические вопросы, входящие в компетенцию Первого комитета; Втором комитете - по экономическим и финансовым вопросам; Третьем ко­митете - по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культу­ры; Четвертом комитете — по вопросам международной опеки и не­самоуправляющихся территорий; Пятом комитете - по администра­тивным и бюджетным вопросам; Шестом комитете - по правовым вопросам.

Все главные комитеты проводят в первую неделю сессии выборы своетск председателя, двух заместителей председателя и докладчика. Председатели главных комитетов не участвуют в голосовании, а вместо них могут голосовать другие члены их делегаций.

Резолюции и решения.Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Как явствует из п. 2 ст. 4 Устава ООН, термином "постановление" обозначаются акты, принимаемые Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безо­пасности. Они, как правило, обращены к государствам-членам и напо­минают им об их правах и обязанностях. Акт приема или исключения государств из ООНтакже оформляется в виде постановления.

Термин "рекомендация" неоднократно встречается в Уставе ООН (ст. 10, 11, 13 и др.). Например, согласно п. 1 ст. 11 Устава Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотруд­ничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование воо­ружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности или членам Организации и Сове­ту Безопасности. В ст. 13 Устава ООН говорится о том, что Генераль­ная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его коди­фикации, а также содействия международному сотрудничеству в облас­ти экономической, социальной, культуры, образования и т.д. В этой статье Устава ООНуказывается, в каких случаях Генеральной Ассамб­леей еще делаются рекомендации.

Термин "решение" употребляется в п. 2 ст. 18 Устава ООН. В ней говорится о следующем: решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участ­вующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: ре­комендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы 10* 291

:

непостоянных членов Совета Безопасности, прием новых членов Орга­низации, приостановление прав и привилегий членов Организации.

Таким образом, согласно п. 2 ст. 18 Устава решенияГенеральной Ассамблеи по вопросам поддержания мира и безопасности именуются рекомендациями, а решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам в соответствии с п. 2 ст. 4 называются постановлениями.

Все резолюции Генеральной Ассамблеи вне зависимости от наиме­нования и содержания нумеруются по порядку. Номер сессии обознача­ется римской цифрой. Специальные сессии перед номером имеют букву "S", а чрезвычайные - "ES". Все резолюции имеют свое название.

Невзирая на численность населения, все государства-члены - от са­мых больших (Китай — 1,1 млрд. человек) до самых малых (Палау - 16 тыс. человек) - имеют по одному голосу в Генеральной Ассамблее.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются / большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Согласно п. 2 ст. 18 Устава ООН к важным относят­ся следующие вопросы: а) рекомендации в отношении поддержания ме­ждународного мира и безопасности; б) выборы непостоянных членов Совета Безопасности; в) выборы членов Экономического и Социального Совета; г) выборы членов Совета по опеке; д) прием новых членов в ООН; е) приостановление прав и привилегий членов ООН; ж) исключе­ние из ООН ее членов; з) вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки; и) бюджетные вопросы. Перечень этих вопросов являет­ся исчерпывающим.

Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участ­вующих в голосовании.

Государство - член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса на сес­сиях Генеральной Ассамблеи. Однако эта санкция применяется лишь тогда, когда сумма задолженности такого государства равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных преды­дущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому государству участвовать в голосовании, если она признает, что про­срочка платежа произошла по независящим от него обстоятельствам.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по смыслу ст. 11 Устава не носят обязательного характера. Они создают лишь рекомендации госу­дарствам-членам. Таким образом, они содержат нормы так называемого "мягкого" права.

Вспомогательные органы. Всоответствии со ст. 22 Устава ООН Ге­неральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогатель­ные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления сво­их функций. В настоящее время функционируют около 100 таких орга­нов. По правовому статусу их можно объединить в три группы: а) орга-

ны, являющиеся по своему статусу международными организациями; б) постоянные органы; в) временные органы.

В первую группу входят Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Про­грамма развития ООН (ПРООН). Они в полной мере соответствуют при­знакам межправительственных организаций, хотя и являются автоном­ными органами Генеральной Ассамблеи.

Вторую группу составляют, в частности, Конференция по разоруже­нию (создана в 1961 г., входят более 40 государств), Комитет по ис­пользованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60 государств), Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития (создан в 1979 г., является комите­том полного состава), Всемирный продовольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 государств), Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители более 30 государств), Ко­миссия ООН по праву международной торговли (создана в 1966 г., вхо­дят 36 государств).

В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, на­пример Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Органи­зации (создан в 1974 г.), Специальный комитет против апартеида (создан в 1962 г.), Специальный комитет по Индийскому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются сравнительно узким кругом проблем, эпизо­дически собираются на свои заседания и ликвидируются после подго­товки соответствующих международно-правовых документов или реше­ния проблем, составляющих предмет их деятельности.

§ 4. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

Компетенция.Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности со­стоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в каче­стве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому геогра­фическому распределению.

Места непостоянных членов Совета распределяются следующим об­разом: от Азии и Африки - 5 членов, от Восточной Европы - 1, от Ла­тинской Америки и Карибского моря — 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии - 2.

В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма актив­но обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасно­сти до 20 и более, в том числе постоянных - до 7.

«fill

Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН воз­лагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ас­самблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады.

Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по-Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безо­пасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участ­вующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме1.

Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующе­му: а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН; б) расследовать любые споры или ситуа­ции, которые могут вызвать международные трения; в) делать рекомен­дации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; г) вырабатывать планы для создания системы регулиро­вания вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые подлежит принять; е) призы­вать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для пре­дупреждения или прекращения агрессии; ж) предпринимать военные действия против агрессора; з) делать рекомендации относительно прие­ма новых членов и условий, на которых государства могут стать участ­никами Статута Международного суда; и) осуществлять в стратеги­ческих районах функции ООН по опеке; к) делать рекомендации Гене­ральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного су­да; л) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ас­самблее.

Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.

1. Превентивная дипломатия- это действия, направленные на пре­дупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение

1 Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/Res/47/120 А от 18 декабря 1992 г. "международный мир и безопасность должны рассматриваться в комплексе и усилия Организации по миростроительству, обеспечению справед­ливости, стабильности и безопасности должны охватывать не только военные вопросы, но и через ее различные органы в их соответствующих областях ком­петенции надлежащие политические, экономические, социальные, гуманитар­ные, экологические аспекты и вопросы развития".

перерастания существующих споров в конфликты и ограничение мас­штабов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолю­цией Генеральной Ассамблеи A/Res/47/120 А от 18 декабря 1992 г. пре­вентивная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осуществлении которых следует надлежащим образом сочетать консультации с государствами-членами, тактичность, конфиденциаль­ность, объективность и транспарентность.

2. Миротворчество- это действия, направленные на то, чтобы скло­нить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН.

3. Поддержание мира- это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и/или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

4. Миростроительство в конфликтный период- это действия, на­правленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава1.

Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегули­рования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспе­чению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сто­рон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Со­вет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предот­вращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями при­нуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер.

Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашени­ем между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учре­ждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.

Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и при­вилегий, принадлежащих государству как члену Организации, если про­тив него Советом Безопасности были предприняты действия превентив­ного или принудительного характера. Государство - член ООН, систе-

:J

 

 

;

1 См.: Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира. Нью-Йорк, 1992. С. 12-13.

матически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.