Сделай Сам Свою Работу на 5

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ





Из многочисленных организаций, занимающихся валютно-финансо-выми проблемами (а их более 40) наиболее крупными являются МБРР, МФК, MAP, МИГА (входят во Всемирный банк), МВФ, ЕБРР.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)создан в соответствии с Соглашением, подписанным в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Специализированное учреждение ООН. Целями МБРР являются: а) оказание помощи в реконструкции и развитии территорий госу­дарств-членов путем содействия осуществлению капиталовложений в

продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, кон­версии производственных предприятий; б) оказание содействия частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях; в) содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равно­весия платежных балансов путем стимулирования международных инве­стиций в целях развития производственных ресурсов государств-членов, способствуя тем самым повышению производительности, жизненного уровня и улучшению условий труда на их территориях; г) организация займов или их гарантий, с тем чтобы обеспечить приоритет осуществ­ления наиболее полезных и неотложных проектов, независимо от их масштабов; д) осуществление операций с должным учетом воздействия международных инвестиций на условиях деловой активности, а также оказание содействия в переходе от военной экономики к экономике мирного времени.



В Соглашении о Банке излагаются основные принципы, определяю­щие его операции: он должен предоставлять займы только для произ­водственных целей (в таких областях, как сельское хозяйство и разви­тие сельских районов, энергетика, образование, здравоохранение, пла­нирование семьи и питание, шоссейные и железные дороги, электро­связь, морские порты и энергетические установки) и должен уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам; каждый заем должен гарантироваться соответствующим прави­тельством и, за исключением особых обстоятельств, должен предостав­ляться для осуществления конкретных проектов; МБРР должен убе­диться, что необходимые средства невозможно получить из других ис­точников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах; решения Банка о предоставлении займов должны осно­вываться только на экономических соображениях. С 1980 г. МБРР пре­доставляет займы в поддержку программ конкретных изменений поли­тики и институционных реформ. С 1992 г. Банк выделяет кредиты Рос­сии и другим странам СНГ.



Руководящими и постоянными вспомогательными органами Банка являются Совет управляющих, Директора-исполнители (их 24), Совме­стный комитет по развитию Всемирного банка и МБРР (состоит из 24 членов) и Президент Банка.

МБРР имеет отделение в Африке, Азии, Европе и Латинской Аме­рике. Членами МБРР являются около 180 стран, в том числе Россия. Штаб-квартира Банка расположена в г. Вашингтоне.

Международный валютный фонд (МВФ)создан в соответствии с Соглашением, подписанном в Бреттон-Вудсе (США), в 1944 г. Специа­лизированное учреждение ООН.

В соответствии со ст. 1 Соглашения 1944 г. МВФ имеет следующие Цели: а) содействовать международному сотрудничеству путем обеспе­чения механизма для консультаций и согласованных действий по меж-

,.■<!

дународным валютным вопросам; б) способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровням занятости и реального' дохода и развитию производственных возможностей; в) способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обесценивания валют; г) содействовать созданию многосторонней системы платежей и перево­дов по текупщм операциям и стремиться к устранению валютных огра­ничений, препятствующих росту мировой торговли; д) временно предос­тавлять общие ресурсы Фонда государствам-членам при надлежащих гарантиях, с тем чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платежных балансов, не прибегая к мерам, наносящим ущерб процвета­нию на национальном или международном уровнях; е) сократить про­должительность и масштабы дефицита платежных балансов.



Уставный капитал МВФ составляет около 150 млрд. долл. Он фор­мируется за счет взносов государств-членов: 25% выделенной квоты государства-члена оплачивается в СДР или в свободно конвертируемой валюте, а 75% - в национальных валютах. Наибольшими квотами рас­полагают США - 18,8%, Великобритания - 6,5, ФРГ - 5,7, Франция -4,7, Япония - 4,2%. Квота России составляет 4313,10 млн. СДР (6026 млн. долл.), т.е. 3% уставного капитала.

Фонд выполняет три основные функции в развитие своих целей. Во-первых, он должен следить за соблюдением кодекса поведения, ка­сающегося политики валютных курсов и ограничений в отношении пла­тежей по текущим операциям. Во-вторых, он должен предоставлять членам Фонда финансовые ресурсы, с тем чтобы они могли соблюдать кодекс поведения в то время, когда они исправляют нарушения равно­весия платежного баланса или стремятся избежать таких нарушений. В-третьих, он должен быть форумом, на котором члены Фонда могут консультироваться друг с другом и сотрудничать по международным валютным вопросам.

В апреле 1993 г. МВФ принял решение о введении в действие ново­го вида кредита - кредита системных преобразований для стран, кото­рые испытывают затруднения в связи с отменой централизованной сис­темы внешней торговли и переходом к торговле по мировым ценам. Кредиты предоставляются в размере до 50% квоты сроком на 10 лет с началом погашения через 4,5 года на условиях значительно более мяг­ких, чем традиционный резервный кредит.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами МВФ являются: Совет управляющих, Временный комитет (состоит из 24 чле­нов), Комитет по развитию, Исполнительный Совет (состоит из 24 чле­нов), Директор-распорядитель, Фонд системной трансформации, Фонд компенсационного финансирования, Фонд структурной адаптации. В рамках МВФ функционирует Институт, который организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран - членов МВФ.

Членами МВФ являются 181 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира МВФ находится в г. Вашингтоне.

 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)создан в со­ответствии с Соглашением от 29 мая 1990 г.

Цель Банка состоит в том, чтобы содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, признающих принципы многопартийной демократии, плюра­лизма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь.

функциями ЕБРР являются: а) содействие через частных и иных за­интересованных инвесторов налаживанию, совершенствованию и рас­ширению продуктивной, конкурентоспособной и частнопредпринима­тельской деятельности, в частности, малым и средним предприятиям; б) привлечение внутреннего и иностранного капитала, а также управ­ленческого опыта для достижения целей Банка; в) содействие продук­тивным инвестициям, включая инвестиции в сферу услуг и финансов и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для под­держки частной и предпринимательской инициативы, способствуя тем самым созданию конкурентного климата и повышению производитель­ности труда, уровня жизни, а также улучшению условий труда; в) ока­зание технического содействия в подготовке, финансировании и осуще­ствлении соответствующих проектов, как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ; г) стимулирование и поощре­ние развития рынков капитала; д) поддержка обоснованных и экономи­чески жизнеспособных проектов, в которых принимает участие более одного члена-получателя; е) содействие в своей деятельности экологи­чески здоровому и устойчивому развитию.

При исполнении этих функций ЕБРР работает в тесном сотрудниче­стве с МВФ, МБРР, Международной финансовой корпорацией, Органи­зацией экономического сотрудничества и развития.

Членство Банка открыто для европейских стран; неевропейских стран, но членов МВФ; членов Европейского экономического сообще­ства и Европейского инвестиционного банка.

Уставной капитал ЕБРР составляет 13 млрд. долл. Общая номиналь­ная сумма оплачиваемых акций составляет 4,3 млрд. долл., что соот­ветствует 30% первоначального разрешенного к выпуску акционерного капитала. Эта сумма подлежит оплате пятью равными ежегодными взносами. Число голосов распределяется в соответствии с количеством акций. Квота России в капитале ЕБРР - 40 тыс. акций, или 4%.

Руководящими и постоянными органами ЕБРР являются: Совет управляющих, Директорат (состоит из 23 членов), Президент, вице-президенты, Консультативный совет по вопросам окружающей среды (состоит из 17 известных специалистов).

Членами ЕБРР являются более 30 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира Банка находится в г. Лондоне.

Существует еще ряд региональных банков развития: африканский, латиноамериканский, азиатский и карибский.

 

Всемирная торговая организация (ВТО)создана в 1994 г. в соот­ветствии с заключительным актом Уругвайского раунда. После вступле­ния в действие Соглашения' об образовании ВТО последняя заменит Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Целями ВТО являются обеспечение полной занятости; рост произ­водства и торгового обмена товарами и услугами; оптимальное исполь­зование источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

ВТО выполняет следующие пять основных функций: а) осуществляет административные функции в отношении многосторонних торговых со­глашений, составляющих Соглашение о ВТО, и организует их выполне­ние; б) является форумом для проведения многосторонних торговых переговоров между ее членами; в) содействует разрешению торговых споров между членами ВТО; г) осуществляет контроль за национальной политикой своих членов в области торговли; д) осуществляет сотрудни­чество с другими международными учреждениями, занимающимися вы­работкой политического курса в сфере глобальной экономики.

ВТО является "стражем" международной торговли, проводит регу­лярную оценку режимов торговли, осуществляемых отдельными члена­ми. Органы ВТО рассматривают предполагаемые меры членов организа­ций и государств, не входящих в ВТО, которые могут привести к торго­вым конфликтам. Члены ВТО обязаны также подробно уведомлять о торговых мерах и предоставлять Организации статистические данные для ведения ее обширной базы данных. Торговые споры между членами ВТО, которые не могут быть урегулированы посредством двусторонних переговоров, передаются в орган ВТО по урегулированию споров.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ВТО яв­ляются Конференция министров, Генеральный совет, Комитет по урегу­лированию споров, Комитет по пересмотру торговой политики, Совет по услугам, Совет по товарам, Комитет по торговле и развитию, Коми­тет по бюджетным вопросам.

Все 128 государств — членов ГАТТ автоматически стали членами ВТО. Штаб-квартира Организации расположена в г. Женеве.

Помимо ВТО полезную работу проводят и другие международные торговые организации, например, Европейская ассоциация свободной торговли, Международная торговая палата.

§ 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ИАВИАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Впервые в международном плане идея о создании организации по вопросам морского судоходства обсуждалась на конференциях в Ва­шингтоне в 1889 г. и в Петербурге в 1912 г.

После второй мировой войны проблемой учреждения постоянного межправительственного органа для координации усилий государств в области судоходства стала заниматься ООН. По инициативе этой орга­низации в 1948 г. была созвана Конференция с целью рассмотрения вопроса о создании межправительственной организации по судоходству. Эта конференция обсудила и одобрила Конвенцию о Международной морской организации (вступила в силу в 1958 г.).

Целями Международной морской организации(ИМО) являют­ся: а) обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области правительственного регулирования и мероприятий, относящихся ко всякого рода техническим вопросам, затрагивающим международное торговое судоходство; б) содействие всеобщему принятию самых высо­ких практически возможных стандартов в вопросах, касающихся безо­пасности на море и эффективности судоходства, предотвращения и кон­троля загрязнения моря с судов; в) решение правовых вопросов, выте­кающих из целей, предусмотренных в Конвенции 1958 г.; г) поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений, предпри­нимаемых правительствами в отношении международного торгового судоходства; д) обеспечение рассмотрения организацией вопросов, ка­сающихся судоходства, которые могут быть дереданы ей любым орга­ном или специализированным учреждением ООН.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИМО являются Ассамблея, Совет (состоит из 32 членов), Комитет по безо­пасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Подкомитет по уп­рощению формальностей в морском судоходстве.

Деятельность ИМО имеет 6 основных направлений: безопасность на море, предотвращение загрязнения, упрощение формальностей в мор­ском судоходстве, морское профессиональное образование, разработка и одобрение конвенций и техническая помощь.

За период своей деятельности ИМО разработала и приняла более 40 конвенций и поправок к ним и примерно такое же количество между­народных кодексов и наставлений. Наиболее важными из этих конвен­ций являются: Международная конвенция по охране человеческой жиз­ни на море 1974 г. (вступила в силу в 1980 г.); Международная конвен­ция о грузовой марке 1966 г. (вступила в силу в 1968 г.); Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.); Международная конвенция о безо­пасных контейнерах 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.); Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г. (вступила в силу в 1979 г.); Международная конвенция о безопасности рыболовных судов 1977 г. (в силу не вступила); Международная кон­венция о поиске и спасании на море 1979 г. (вступила в силу в 1985 г.); Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. (вступила в силу в

-i.Л

 

In

1975 г.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.); Меж­дународная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (вступила в силу в 1984 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (в силу не вступила).

При ИМО функционируют Всемирный морской университет в Мальте, Морская транспортная академия в Триесте и Международный институт морского права в Валлетте.

Членами ИМО являются 152 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Лондоне.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).Создана в 1976 г. Ее целями являются обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи, и содействие тем самым удовлетворению нужд в более совершенных средствах общественной связи, повышению безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море, эффективности судоходства, а также улучшению управления флотом. Организация действует исключи­тельно в мирных целях (ст. 3 Конвенции об ИНМАРСАТ).

В своей деятельности ИНМАРСАТ руководствуется следующими ос­новными принципами: а) универсальность и недискриминация (предста­вление всем государствам, их судам спутниковой связи, возможность любого государства стать членом ИНМАРСАТ); б) поддержание мира и международной безопасности, реализуемой в положении, согласно ко­торому организация будет осуществлять свою деятельность исключи­тельно в мирных целях; в) суверенное равенство государств.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИНМАР­САТ являются Ассамблея, Совет (входит 24 члена), технико-экономи­ческий и административный комитеты.

Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые земные станции, судовые земные станции и систему контроля.

ИНМАРСАТ может быть собственником или арендатором космиче­ского сегмента. Космическими сегментами пользуются суда всех стран на условиях, определяемых Советом. При определении таких условий Совет не должен проводить дискриминации по национальному признаку в отношении морских или воздушных судов или подвижных земных станций на суше. Береговые наземные станции строятся и эксплуатиру­ются участниками Организации в соответствии с техническими требо­ваниями ИНМАРСАТ. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, размещаются в пределах сухопутной территории, находящейся под юрисдикцией какой-либо стороны, и яв­ляются полной собственностью стороны или организаций, подчиненных ее юрисдикции.

Для пользования космическим сегментом ИНМАРСАТ все земные станции должны иметь разрешение Организации. Любая заявка на полу-

чение такого разрешения подается в штаб-квартиру ИНМАРСАТ участ­ником эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ 1976 г., на тер­ритории которой расположена или будет расположена земная станция. Судовые земные станции - это терминалы спутниковой связи, которые приобретаются или арендуются отдельными судовладельцами или опера­торами у фирм, производящих эти станции или соответствующее судо­вое оборудование.

Членами ИНМАРСАТ являются 72 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Лондоне.

Позитивную роль в регулировании международных морских отноше­ний играют и другие международные организации, например, Балтий­ская и международная морская организация, Международная палата судоходства, Международная ассоциация маячных служб, Ассоциация латиноамериканских судовладельцев.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО).Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникла еще в первые годы XX в. одновременно с началом быстрого развития воздушного транспорта. Первой межправительствен­ной организацией в этой области явилась Международная комиссия по аэронавтике (СИНА), созданная в 1909 г. В 1919 г. учреждена неправи­тельственная организация - Международная ассоциация воздушных пе­ревозок (ИАТА). В 1925 г. на Конгрессе международного частного пра­ва был создан Международный технический комитет юристов - экспер­тов по воздушному праву (СИТЕЖА).

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы: а) обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации; б) поощрять искусство конструирования и эксплуатации воз­душных судов в мирных целях; в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной граждан­ской авиации; г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном регулярном, эффективном и экономическом воздушном транспорте; д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конку­ренцией; е) обеспечивать полное уважение прав договаривающихся го­сударств и справедливые для каждого договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении; ж) избегать дискриминации в отношении дого­варивающихся государств; и) способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации; к) оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея. Она собирается на сессии один раз в три года. Ассамблея рассматривает отчеты Совета и принимает по ним соответствующие меры, а также выносит решения по

 

любому вопросу, переданному ей Советом. В ее компетенцию входит утверждение бюджета и финансового отчета Организации.

Совет ИКАО является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей. Он состоит из 33 членов, избираемых Ассамблеей на трех­летний период. При выборах обеспечивается надлежащее представи­тельство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, не включенных на ином основании, которые вносят наи­больший вклад в предоставление средств для обслуживания для между­народной гражданской авиации; государств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Сове­те всех основных географических районов мира.

Одной из основных функций Совета является принятие международ­ных стандартов и рекомендуемой практики, оформление их в качестве приложений к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время 18 приложений конвенции содержат более 4000 стандартов и рекомендаций. Стандарты являются обязательными для государств - членов ИКАО. Основными рабочими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам и Комитет по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИКАО в юридической области связана с разработкой проектов конвенций. Юридический комитет подготовил проекты 15 ме­ждународных документов, первый из* которых был принят Ассамблеей ИКАО, а последние 14 - дипломатическими конференциями.

В частности, Женевская конвенция 1948 г. касается международного признания прав в отношении воздушных судов. Она разработана для обеспечения признания на международной основе права собственности и других прав в отношении воздушных судов, с тем чтобы при пересе­чении воздушным судном государственной границы, интересы носителя таких прав были бы защищены.

Римская конвенция 1952 г. касается причинения ущерба иностран­ным воздушным судном третьей стороне на поверхности Земли. Кон­венция включает принцип исключительной ответственности эксшгуатан-та воздушного судна за ущерб, причиненный третьей стороне на по­верхности, но устанавливает ограничения суммы компенсации. Она так­же предусматривает обязательное признание и исполнение решений ино­странных судебных инстанций. Дипломатическая конференция 1978 г. дополнила Римскую конвенцию Монреальским протоколом, который упростил конвенцию и установил пределы ответственности.

ИКАО разработала также проекты протоколов 1955, 1971 и 1975 гг. к Варшавской конвенции 1929 г. Токийская конвенция 1963 г. преду­сматривает, что государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и действий, со-

вершенных на борту этого воздушного судна. Ее цель заключается в том, чтобы преступления, где бы они ни были совершены, не остались бы безнаказанными. В Конвенции о борьбе с незаконным захватом воз­душных судов 1970 г. дается определение акта незаконного захвата, а государства-участники обязуются применять в отношении такого пре­ступления суровые меры наказания. Конвенция о борьбе с незаконны­ми актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. касается в основном актов, отличных от тех, которые имеют отношение к незаконному захвату воздушных судов. Она определяет широкий спектр незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации, а государства-участники обязуются применять в отношении этих преступлений суровые меры наказания. Конвенция со­держит специальные положения о юрисдикции, заключении под стражу, уголовном преследовании и выдаче предполагаемого преступника.

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. призвана способствовать предотвращению актов незаконного вмешательства, связанных с использованием пластических веществ, путем наложения на стороны обязательств по принятию над­лежащих мер, обеспечивающих маркировку таких взрывчатых веществ в целях облегчения их обнаружения. Государства-участники обязуются предпринимать необходимые эффективные меры по запрещению и пре­дупреждению изготовления на своей территории немаркированных взрывчатых веществ.

ИКАО подготовила и одобрила ряд поправок к Чикагской конвенции (например, статьи 83 bis и 3 bis).

Членами ИКАО являются более 180 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира находится в г. Монреале (Канада).

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).Соз­дана в 1945 г., является ведущей неправительственной организацией, объединяющей около 200 авиакомпаний 70 стран (Аэрофлот - член ИАТА).

Цели и задачи Ассоциации определены в ст. 3 Устава и сводятся к следующему: а) содействие развитию безопасного, регулярного и эко­номичного воздушного транспорта в интересах народов мира; б) поощ­рение коммерческой деятельности авиапредприятий; в) поддержка ме­роприятий, направленных на улучшение экономических результатов их деятельности; г) разработка мер для развития сотрудничества между авиапредприятиями, участвующими в международных воздушных сооб­щениях; д) развитие сотрудничества с ИКАО и другими международны­ми организациями.

Руководящие и постоянные рабочие органы ИАТА: Общее собрание, Исполнительный комитет, комитеты (по перевозкам, финансовый, тех­нический, юридический, по борьбе с угоном самолетов и хищением ба­гажа и грузов).

 

ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и пра­вилам применения тарифов на авиаперевозки пассажиров, багажа и гру­зов, утверждает единые правила авиаперевозок, подробно регламентиру­ет порядок пользования льготами и скидками с тарифов, вырабатывает общие стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобще­нию и распространению экономического и технического опыта эксплуа­тации авиалиний. Через свой специальный расчетный орган (клирин­говую палату) ИАТА осуществляет финансовые расчеты между авиа­компаниями-членами.

. Межгосударственный авиационный комитет (МАК)создан на ос­новании ст. 8 Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (Россия - участник). Он совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель­ной власти разрабатывает авиационные правила по нормированию лет­ной годности гражданской авиационной техники и процедурам серти­фикации воздушных судов и их компонентов, правил производства авиационной техники, правил сертификации международных и катего-рированных аэродромов и их оборудования, а также нормирования воз­действия авиации на окружающую среду.

МАК пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью и правосубъектностью, которые необходимы для выполнения его функций.

Штаб-квартира МАК расположена в г. Москве.

На международной арене активную роль играют и другие межправи­тельственные и неправительственные .организации, например, Междуна­родный совет эксплуатантов аэропортов, Международное общество авиационной электросвязи, Международная ассоциация гражданских аэропортов, Ассоциация африканских авиакомпаний, Латиноамерикан­ская комиссия гражданской авиации.

§ 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

По данным Ассоциации международных организаций, около 200 межправительственных и неправительственных организаций заняты в сфере международно-правового регулирования сотрудничества субъек­тов международного права в сфере науки, культуры и здравоохранения. Из них наиболее значимыми являются следующие организации.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).Устав этой Организации одобрен на конференции министров образования 16 ноября 1945 г. в г. Лондоне. Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. и этот день считается официаль­ной датой основания ЮНЕСКО, которая является специализированным учреждением ООН.

Согласно ст. 1 Устава Организация ставит задачу содействовать ук­реплению мира и международной безопасности путем расширения со­трудничества народов в области образования, науки и культуры в инте­ресах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии.

ЮНЕСКО способствует сближению и взаимному пониманию наро­дов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобра­зительным путем. Она поощряет развитие народного образования и рас­пространение культуры, а также предлагает методы образования, наибо­лее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответствен­ности свободного человека. Организация помогает сохранению, увели­чению и распространению знаний, изданий и произведений искусств.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в каждой стране создаются об­щенациональные комиссии по делам ЮНЕСКО. Их задача координиро­вать внутри страны деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к компетенции ЮНЕСКО и желающих участвовать в той или иной степени в выполнении ее программ. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоит из руководителей министерств и ведомств, выдающихся деятелей образования, науки, культуры и ин­формации (всего 76 членов).

В настоящее время в работе ЮНЕСКО обозначились пять главных направлений:

A. Образование и будущее. Приоритетами ЮНЕСКО являются обес­печение всеобщего начального образования в соответствии с современ­ными потребностями и развитие высшего образования. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, плановиков и администра­тивных работников в области образования, а также местному строи­тельству и оснащению школ.

Б. Наука на службе развития. В этой области ЮНЕСКО выполняет следующие программы: человек и биосфера; программа межправитель­ственной океанографической комиссии; программа международной гид­рологической и международной геологической корреляции.

B. Социальные и гуманитарные науки. ЮНЕСКО уделяет внимание обучению и оказанию содействия в области соблюдения прав человека и демократии, борьбе со всеми формами дискриминации, улучшению по­ложения женщин, содействию мероприятиям по решению проблем, свя­занных с молодежью, таких, как образование в вопросах предупрежде­ния СПИДа.

Г. Культура: прошлое, настоящее, будущее. Культурная деятель­ность ЮНЕСКО сосредоточена на защите культурного наследия. В спи­сок объектов мирового наследия включено 400 памятников культуры и природы, которые находятся в 100 странах. Организация стимулирует

 

Ml

творчество и творческую деятельность, сохранение культурной само­бытности.

Д. Коммуникация, информация и информатика на службе человека. ЮНЕСКО оказывает помощь развивающимся странам в создании своих инфраструктур в целях более широкого обмена идеями среди наций и поощрения, принципов свободы прессы, плюрализма и разнообразия средств массовой информации.

Плодотворной является деятельность ЮНЕСКО в области кодифика­ции и развития международного гуманитарного права и международного частного права. Около 30 лет кропотливого труда ЮНЕСКО привели к разработке шести региональных конвенций по вопросам признания ат­тестатов зрелости, дипломов и ученых степеней (Европа, АТР, Африка, арабские страны, Средиземноморский бассейн, Латинская Америка). В целом, ЮНЕСКО активно участвует в выполнении более 70 междуна­родно-правовых документов в области образования, защите культурных ценностей, авторском праве и т.д.

Руководящими органами ЮНЕСКО являются Генеральная конферен­ция, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная конференция состоит из представителей государств — членов ЮНЕСКО. Она определяет направление и общую линию дея­тельности Организации и собирается один раз в два года на очередные сессии. Она может собираться на внеочередную сессию по своему ре­шению, по решению Исполнительного совета или по требованию не менее одной трети государств-членов.

Исполнительный совет избирается. Генеральной конференцией из числа представителей, назначаемых государствами - членами ЮНЕСКО. Он состоит из 51 члена. При выборах членов Исполнительного совета Генеральная конференция должна стремиться ввести в него лиц, компе­тентных в области искусства, литературы, науки, образования и распро­странения знаний. Конференция должна также подходить к этому во­просу с учетом разнообразия культур и справедливого географического распределения.

Исполнительный совет собирается на очередные сессии, по крайней мере, два раза в год и несет ответственность за выполнение программ, одобренных Генеральной конференцией.

Членами ЮНЕСКО являются 184 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира находится в г. Париже.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).Основана в 1948 г. Является специализированным учреждением ООН. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высокого уровня здоровья.

В перечень основных функций Организации входят: координация в сфере международного здравоохранения; консультирование и помощь; сотрудничество в разработке и введении международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевти­ческих препаратов; поддержка в создании национальной системы здра-

воохранения; содействие в заключении соглашений и выработке норма­тивов и рекомендаций; совершенствование системы образования в об­ласти медицины и здравоохранения; борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях.

В 1978 г. международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ приняла Ал­ма-Атинскую декларацию, содержащую восемь основных принципов первичного здравоохранения. В 1981 г. ВОЗ приняла глобальную про­грамму "Здоровье для всех к 2000 году". Она предусматривает создание инфраструктуры для служб охраны здоровья, прежде всего для охвата первичной медико-санитарной помощью всего населения. В 1987 г. ВОЗ приняла всемирную программу предупреждения и борьбы со СПИДом, которая в настоящее время реализуется в 187 странах и регионах.

Руководящими органами ВОЗ являются Всемирная ассамблея здра­воохранения и Исполнительный совет и Секретариат.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохране­ния, состоящая из представителей членов ВОЗ. Она определяет основ­ные направления работы ВОЗ, рассматривает отчеты и деятельность Исполнительного совета и Генерального директора. Ассамблея обсужда­ет и принимает бюджет.

Исполнительный совет состоит из 32 специалистов в области здраво­охранения. Он разрабатывает проекты рекомендаций для одобрения их ассамблеей. Он собирается на сессии не менее двух раз в год.

Членами ВОЗ являются 189 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Женеве.

§ 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЬШ ОРГАНИЗАЦИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.