|
Загадка Сфинкса – сложная, трудно решаемая задача
Танталовы муки - муки голода и жажды
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его называют царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».
Ящик Пандоры - все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов (см. «Прометеев огонь»), отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
Уши Мидаса -
Однажды сатир Марсий вызвался соперничать в музыкальном состязании с самим солнечным богом Аполлоном. Мидас бывший некогда учеником прославленного Орфея, был назначен одним из судей состязания. Когда отзвучали кифара Апполона и свирель Марсия, для всех было очевидно, что бог значительно превзошел сатира в искусстве игры. И только Мидас с глупым упрямством утверждал обратное. Аполлон был объявлен победителем, но бог был так рассержен, что решил наказать Мидаса за глупость и отсутствие слуха. Он схватил царя за уши и вытянул их. С тех пор ослиные уши не давали Мидаса покоя, а чтобы скрыть это постыдное уродство, он показывался на людях не иначе как в большом шерстяном колпаке. Он так боялся, как бы об этом не узнали, что не снимал колпак даже ночью. Однако его борода и волосы отрастали, и их надо было подстригать. Как-то раз он вызвал к себе брадобрея и, оставшись с ним наедине, посвятил в свою тайну. Брадобрей был крайне удивлен, увидев огромные волосатые уши правителя, на виду не подал, ловко управился со стрижкой и быстро покинул дворец.
Ах до чего это трудное дело - хранить в себе такой невероятный секрет. К тому же брадобрей дал слово, что будет молчать: нарушить его значило бы вызвать царский гнев. Он отправился к реке и выбрал тихое, уединенное место. Потом вырыл на берегу ямку и, припав к ней губами, прошептал: " У царя Мидаса ослиные уши" Засыпав ямку, словно в чем-то виноватый, он кинулся бежать со всех ног. Но его слова услышал раскачивающийся на ветру тростник, который принялся повторять: "У Мидаса ослиные уши!,- и все тростники вокруг делали тоже самое. Бормотание усиливалось и вскоре превратилось в крик, Он долетел до города, и очень скоро все только и говорили об ушах царя. Люди смеялись и бедный правитель, ставший всеобщим посмешищем, наглухо затворился во дворце, в который раз запоздало сожалел, что забыл об осторожности и благоразумии.
Огонь Прометея – дух благородства, мужества и таланта
Прометей - титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей похитил божественное пламя, горевшее в чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук.
Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца. Неудивительно поэтому, что Карл Маркс назвал Прометея «самым благородным святым и мучеником в философском календаре». О Прометее написано множество прекрасных произведений, а в языках всей Европы известны связанные с ним образные выражения. Мы говорим: «Муки Прометея», желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.
Самое имя «Прометей» в переводе на русский означает «Промыслитель», «Прозорливец», «Впередсмотрящий».
Сизифов труд – бесцельная, нескончаемая работа
Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.
Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.
Яблоко раздора – причина споров и распрей
Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой.
«Судьей между ними был избран юноша Парис, сын троянского царя Приама. Парис присудил яблоко богине красоты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы отомстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.
Памятью об этом осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей. Говорят также иногда «яблоко Эриды», «яблоко Париса». Нередко можно услышать и слова «бросить яблоко раздора между несколькими людьми». Смысл этого совершенно понятен.
СУД ПАРИСА
Эта история, хотя Гомер ее и не пересказывает, стала причиной Троянской войны. На свадьбе Лелея и Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини Гера, Афина и Афродита призвали Париса, который в то время пас овец на склонах Иды, чтобы он выбрал из них прекраснейшую. Чтобы склонить Париса на свою сторону, Гера пообещала ему власть над миром, Афина – военную славу, а Афродита – самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите (что само по себе весьма логично). Афродита помогла Парису увезти Елену в Трою, после чего и началась война, в которой отвергнутые Парисом Гера и Афина выступили на стороне ахейцев. В Спарте был найден костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., на котором изображена сцена суда Париса; этот сюжет часто использовался и в вазописи. Более поздние авторы – Лукиан и Овидий вводят в легенду дополнительные детали – так, например, яблоко становится золотым и волшебным. Благодаря Овидию («Героини») легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др.
Загадка Сфинкса – сложная, трудно решаемая задача
Наверняка каждый представляется себе сфинкса – величественную статую получеловека-полульва, важно возлежащего на каменном основании. Набережную Невы в Санкт-Петербурге также зорко охраняют сфинксы, привезенные сюда в 1832 г. из египетских Фив. В лицах статуй читается какое-то презрительное спокойствие и таинственная важность, кажется, что выражение «загадка сфинкса» связано именно с этими представителями древнего Египта. На самом деле речь тут идет о другом мифическом сфинксе, родиной которого является Греция.Согласно греческим легендам, сфинкс – это чудовище, обладающее женским лицом, львиным телом и огромными птичьими крыльями. Он восседал на высоком утесе возле городских ворот Фив и каждому путнику задавал один и тот же вопрос: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Тех, кто не отгадывал загадку, ждала ужасная смерть в лапах чудища.
Единственным из людей, кому удалось найти правильный ответ, стал Эдип, сын правителя Фив. «Маленький ребенок ползает на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик еще и опирается на палку», – ответил юноша. Сфинкс, не ожидая, что кому-то удастся разгадать его головоломку, в отчаянии сорвался с утеса и насмерть разбился о скалы.
Непосвященному человеку может показаться, что речь идет об одном и том же существе: опять же фигурирует город Фивы. Но не стоит путать Фивы, расположенные в Элладе с египетскими Фивами – древней столице государства фараонов.
Непонятные, таинственные люди с незапамятных времен зовутся «сфинксами», фразеологизм «загадка сфинкса» мы употребляем, когда говорим о сложной, трудно решаемой задаче.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|