Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВ ПРИ ООН И ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ





ОРГАНИЗАЦИЯХ

Осуществляя многостороннюю дипломатию, государства поддержива­ют официальные отношения не только между собой, но и с междуна­родными организациями. В этих целях государства-члены учреждают постоянные представительства при международных организациях, а также направляют делегации для участия в работе сессий этих органи­заций или их органов.

Правовой статус постоянных представительств при международных организациях, миссий постоянных наблюдателей при них, делегаций государств в органах международных организаций и на международных конференциях, делегаций наблюдателей в органах международных орга­низаций и на международных конференциях определен Венской кон­венцией о представительстве государств в их отношениях с междуна­родными организациями универсального характера 1975 г.

Каждое из государств - членов Организации Объединенных Наций имеет свое представительство при ней. Это представительство вы­полняет следующие функции: представляет свое государство; поддер­живает связи своего государства с ООН; информирует его о деятель­ности ООН; обеспечивает участие в ООН своего государства; ведет от имени своего государства переговоры с ООН; защищает в ООН ин­тересы своего государства.



Для того чтобы успешно выполнять названные функции, представи­тельства государств при ООН и других международных организациях пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями. В их числе: неприкосновенность помещений представительства, освобожде­ние их от обложения налогами, свобода сношений для всех офици­альных целей. Личные иммунитеты и привилегии идентичны тем, кото­рые имеют дипломаты.

Государства, не являющиеся членами ООН или других международ­ных организаций, направляют туда своих наблюдателей. Они могут быть постоянными либо периодически направляемыми на заседания тех или иных органов международных организаций или на международные кон­ференции. В 1946 г. Швейцария как нечлен ООН учредила миссию по­стоянных наблюдателей при этой организации, в 1956 г. так же посту­пило государство Монако. Статус наблюдателя при ООН получили в 1974 г. Организация освобождения Палестины, в 1994 г. - Содружество Независимых Государств.



Till

Делегации наблюдателей во всем, что касается их назначения, соста­ва, иммунитетов и привилещй, приравниваются к делегациям госу­дарств - членов международных организаций и участников между­народных конференций.

Что касается привилегий и иммунитетов представителей госу­дарств -• членов специализированных учреждений ООН, то они мало чем отличаются от иммунитетов и привилегий представителей госу­дарств в ООН.

§ 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МИССИИ

Специальные миссии и делегации на международных конференциях и двусторонних переговорах являются временными зарубежными орга­нами внешних сношений государств. Они состоят из главы делегации, ее членов, советников и экспертов. Полномочия специальных миссий определяются главой государства, главой правительства, внешнеполи­тическим ведомством или его главой в зависимости от задач специ­альных миссий и ее уровня. Всего насчитывается свыше 20 видов спе­циальных миссий (делегации на двусторонних переговорах, на различ­ных церемониях, например, при вступлении в должность главы государ­ства, на юбилеях, похоронах).

Правовой статус специальных миссий определяется обычными норма­ми международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г., в которой в основном кодифицированы обычные нормы и сложившаяся практика в этой области. Конвенция вступила в силу в 1985 г., в ней участвуют 30 государств. Россия не участвует.

По сравнению с дипломатическими представительствами специаль­ные миссии имеют ряд отличительных признаков: 1) их функции огра­ничены во времени и имеют целевое назначение; 2) главой миссии и ее членами могут быть лица, ранее не имевшие дипломатического статуса; 3) специальную миссию может осуществлять и одно лицо.



Конвенция о специальных миссиях 1969 г. установила, что имму­нитеты и привилегии дипломатических представительств и их персо­нала, установленные Венской конвенцией 1961 г., должны распростра­няться на специальные миссии и их персонал.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ

Каждое государство имеет свои особенности, историю, культуру, традиции. В процессе многовекового развития выработаны общеприня­тые правила и условности, сложились определенные традиции, которые соблюдаются правительствами, внешнеполитическими ведомствами, ди-

шюматическими представительствами, дипломатами и другими офи­циальными лицами в международном общении. Совокупность таких правил, традиций и условностей принято называть дипломатическим протоколом .

В средние века под протоколом понимались правила оформления документов и ведения архивов. Позднее термин "протокол" стали увя­зывать с дипломатией а дипломатической службой. Он наполняется все более полным содержанием: помимо правил оформления дипломати­ческих документов к дипломатическому протоколу стали относить во­просы этикета и церемониала.

История Российского государства XV-XVII вв. богата примерами становления дипломатического протокола. Так, прием иностранных по­слов в царском дворце обставлялся особым церемониалом, который подчеркивал величие и престиж царской власти. Сам же царь восседал на троне в шубе, расшитой золотом и украшенной самоцветами, с золо­тыми цепями на груди. Многие послы целовали руки царя. Рукопожатия удостаивались лишь равные.

Менялись времена, изменялись и нормы дипломатического протоко­ла. В настоящее время обязательно соблюдаются нормы протокола в тех случаях, когда происходят признание государств, установление дипло­матических отношений, назначение глав дипломатических представи­тельств, вручение верительных грамот, осуществление дипломатических визитов. На основе дипломатического протокола проводятся беседы и ведутся переговоры, подписываются договоры, организуются встречи и проводы официальных делегаций, созываются международные совеща­ния, конференции, отмечаются разного рода праздничные и траурные события.

В соответствии с дипломатическим протоколом проводятся диплома­тические приемы, поддерживается дипломатическая переписка, осу­ществляется представительская работа. Словом, трудно найти какую-либо внешнеполитическую акцию, которая могла бы быть реализована без учета дипломатического протокола.

В основу норм дипломатического протокола положены принципы международной вежливости. Не существует каких-либо единых норм международного права, которые обязывали бы государства оказывать, например, строго определенные почести главе государства при его офи­циальном визите в страну.

Визиты государственных деятелей и делегаций в зависимости от про­граммы пребывания (прибытия) подразделяются на официальные и не­официальные визиты, деловые встречи и визиты проездом.

 

Вуд Дж. и Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976; Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.

'

При официальном визите главы государства или возглавляемой им делегации на аэродроме (вокзале) высокого гостя встречает член (члены) руководства страны пребывания. Здесь поднимаются госу­дарственные флаги государства гостя и страны пребывания. Выстраи­вается почетный караул трех видов вооруженных сил, оркестр испол­няет государственные гимны двух стран. Автомашину главы государства по пути с аэродрома в столицу и в официальных поездках по городу сопровождает почетный эскорт мотоциклистов. Таков же и порядок проводов высокого гостя. Церемония встречи завершается в столице, куда высокий гость направляется для размещения в резиденции.

В честь высокого гостя дается официальный обед (завтрак) от имени главы государства пребывания. На нем предусматривается, как правило, обмен речами. В протокол официального визита глав иностранных го­сударств обязательно включается представление глав дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Если про­грамма визита включает поездку по стране, то церемония официальных проводов организуется в столице, а отъезд высокого гостя из страны пребывания организуется, как правило, без заезда в столицу. В поездке по стране главу государства сопровождает официальное лицо страны пребывания.

К неофициальным визитам относятся приезды иностранных госу­дарственных деятелей на отдых, лечение, по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или туриста. При этих визитах страна пребы­вания протокольных мероприятий не организует.

Деловые встречи происходят при прибытии иностранных государст­венных деятелей или делегаций на переговоры, консультации, для уча­стия в международных совещаниях или конференциях, на открытие на­циональных выставок, подписание договоров и другие подобные меро­приятия. При прибытии иностранного гостя на деловую встречу в месте его встречи (проводах) поднимаются государственные флаги страны пребывания и государства гостя. Воинские почести при встрече (проводах) не предусматриваются, государственные гимны не исполня­ются. На аэродроме (вокзале) высокого гостя или делегацию встречают официальные лица страны пребывания. В честь прибывших гостей со стороны страны пребывания дается завтрак (обед), ответные мероприя­тия со стороны гостей не предусматриваются.

Необходимо отметить, что каждое государство в том или ином слу­чае поступает в соответствии со своими правилами приема иностранных гостей различного уровня. При этом оно руководствуется су­ществующей международной практикой, взаимностью, национальными традициями и обычаями народа.

В силу международного характера дипломатического протокола со­блюдение его норм в общении между государствами считается обяза­тельным. В противном случае могут быть серьезные осложнения. Про-

токол служит средством реализации и конкретизации основопола­гающих принципов международного права. Так, принцип равноправия государств проявляется в очередности представления президенту дипло­матов страны пребывания, в том, как рассадить делегации на междуна­родных конференциях и дипломатов на дипломатических приемах, и т.д. Любое отступление от соблюдения общепринятых норм рассматривается как нанесение ущерба достоинству и чести государства.

В то же время дипломатический протокол весьма гибок. В зависи­мости от состояния отношений между странами всегда есть возмож­ность придать различные оттенки протокольным правилам. Например, можно придать большую или меньшую торжественность официальным церемониям повышением или понижением уровня представительства на них.

В последние годы наблюдается общая тенденция к рационализации протокола, некоторых элементов ритуала. Вместе с тем эти изменения не затрагивают основополагающих принципов и норм международного права.

Дипломатический протокол - это живой организм, который нахо­дится в постоянном развитии. Впитывая все новое и прогрессивное, он является важным инструментом укрепления взаимовыгодного сот­рудничества государств, способствует реализации принципов и норм международного права.

§ 9. КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Наряду с дипломатическими отношениями государства издавна ус­танавливают и консульские отношения. Институт консульства сложился много веков назад. Он был вызван потребностями развивающейся тор­говли. В ту эпоху консульские задачи ограничивались лишь защитой перед местной властью торговых интересов купцов, разрешением споров между ними. Постепенно консульские функции стали расширяться.

Деятельность дипломатических представительств связана прежде все­го с политическими аспектами международных отношений. Консуль­ские же учреждения как особые органы внешних сношений за рубежом создаются государствами для поддержания и развития экономических, правовых и иных производных от них связей.

Согласие, данное на установление дипломатических отношений ме­жду государствами, означает, если иное не оговорено, и согласие на установление консульских отношений. А вот разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыва консульских отношений.

В отличие от дипломатического представительства, которое ведает всем, что касается прав и интересов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, консульство имеет спе-

циальную компетенцию только в пределах отведенного ему консуль­ского округа. Отсюда и еще одна особенность консульств - поддер­живать отношения только с властями своего консульского округа.

Следует отметить, что термины "консульские учреждения" и "кон­сульские представительства", которые употребляются в теории и на практике,^ в принципе правомерны и почти равнозначны. Небольшое отличие состоит лишь в том, что консульские учреждения в целом можно подразделить на консульские отделы дипломатических предста­вительств и существующие отдельно консульские учреждения.

Правовой основой деятельности консульских учреждений являются международные соглашения, внутригосударственное законодательство и в отдельных случаях - международный обычай. Многосторонним со­глашением, регламентирующим консульскую службу государств, стала Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., которую СССР ратифицировал лишь в 1989 г.

Весьма развита практика заключения между государствами двусто­ронних консульских конвенций, в которых подробно регулируются во­просы консульских отношений между договаривающимися сторонами. Россия заключила консульские конвенции более чем с 70 государст­вами. Кроме того, почти все государства имеют свои консульские уста­вы и иные нормативные акты, специально регулирующие вопросы кон­сульской службы.

Впервые Консульский устав в России был принят в 1893 г. Он дей­ствовал до 1917 г. В Советском Союзе Консульский устав принимался дважды: в 1926 г. и в 1976 г. Последний действует и в настоящее время.

В мировой практике общепринято установление следующих консуль­ских учреждений: а) генеральных консульств; б) консульств; в) вице-консульств; г) консульских агентств. Их возглавляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы и консульские агенты. Обычно под термином "консул" как собирательным понимают любого из перечисленных глав консульских учреждений, а также заведующего консульским отделом дипломатического представительства.

Консулы бывают штатные и нештатные (почетные). Нештатные в отличие от штатных не состоят на государственной службе. Ими могут быть как собственные граждане, так и иностранцы. Нештатные консулы не получают регулярной заработной платы за выполнение консульских функций. Но им разрешено заниматься коммерческой деятельностью.

В России институт нештатных консулов появился во второй поло­вине XVIII в. Например, в 1767 г. российским консулом во фран­цузском г. Бордо стал шведский подданный Арвид Витфот, который в своем прошении на имя императрицы Екатерины Великой указывал, что знает торговое дело, имеет торговый дом в Бордо и согласен слу­жить без жалованья. В XIX-XX вв. Россия имела широкую сеть неш­татных консулов за границей. А вот Советский Союз полностью отка-

 

зался от услуг нештатных консулов. Лишь в 1990 г. появилось первое почетное консульство СССР в Боливии. Ныне Россия все шире ис­пользует институт нештатных консулов.

Персонал консульского учреждения делится на три категории: а) консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции; б) консульские служащие, выпол­няющие административно-техническую работу; в) обслуживающий пер­сонал.

Основными функциями консульских учреждений являются: защита в государстве пребывания интересов своего государства, его физических и юридических лиц;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и на­учных связей, а также дружественных отношений между страной кон­сула и государством пребывания;

выяснение всеми законными средствами условий и событий в поли­тической, правовой и экономической жизни своего округа и информи­рование об этом ведомства иностранных дел своего государства;

выполнение административных и нотариальных функций в отноше­нии граждан своего государства;

представительство в судах и других органах страны пребывания^ выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздушного флотов своей страны, а также их экипажей и др.

При выполнении функций консульские учреждения должны руково­дствоваться международным правом, правом своего государства, а также учитывать право страны пребывания.

Порядок назначения консулов. Всоответствии со ст. 10 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений назначаются пред­ставляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Формальности в назначении и допущении консулов определяются законом, правилами и обычаями представляемо­го государства и страны пребывания.

В том государстве, которое представляет консул, он должен по­лучить документ, который носит название консульский патент. Этот документ подписывается либо главой государства, либо главой внеш­неполитического ведомства в зависимости от того порядка, который принят в данном государстве. Консульский патент направляется по ди­пломатическим каналам властям государства, куда собирается прибыть консул для получения экзекватуры - согласия на исполнение консулом его обязанностей.

Получив консульский патент, власти государства будущего пребы­вания консула решают вопрос о возможности допущения его к испол­нению служебных обязанностей в определенном консульском округе. Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Обычно экзек-

п

ватуру выдают внешнеполитические ведомства, однако это определяется внутренним законодательством каждого государства.

Естественно, принимающее государство может и отказать в выдаче экзекватуры, причем не мотивируя причин отказа. Однако на практике часто бывает так, что консул еще до получения экзекватуры временно выполняет консульские функции, о чем государства договариваются заранее. Такая практика находит отражение в консульских конвенциях.

Консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента выдачи экзекватуры. Как раз в этом и состоит правовое зна­чение данного документа.

Как в дипломатическом праве есть понятие "дипломатический кор­пус", так и в консульском праве имеется понятие "консульский кор­пус". Под ним понимается совокупность всех консулов, которые нахо­дятся в определенном консульском округе данной страны. Поскольку в одном государстве может быть несколько консульских округов, по­стольку в нем может быть и несколько консульских корпусов. Иногда под консульским корпусом понимают совокупность всех консульских представителей данной страны за рубежом.

Если же речь вести о консульском корпусе в широком смысле, то надо говорить о всех лицах, работающих в иностранных консульствах и получивших от страны пребывания консульские карточки, которые под­тверждают их служебное положение и необходимость положенных им привилегий и иммунитетов. В число членов консульского корпуса в широком смысле обычно включают и членов семей консульских работ­ников. Наряду с дипломатами консулы при национальных торжествах приглашаются на прием к высшему представителю местной власти. Де­каном (дуайеном) консульского корпуса считается старший по рангу и ранее получивший экзекватуру консульский представитель.

Прекращение функций консула.Деятельность консула прекраща­ется в следующих случаях: отзыва его назначившим государством; объ­явления persona non grata; выхода территории расположения консуль­ского округа из-под суверенитета государства пребывания; закрытия консульского учреждения; вооруженного конфликта между государс­твом, которое направило консула, и государством, которое приняло его. Консульские отделы при дипломатических представительствах воз­главляются заведующими, которые признаются в качестве консула. Од­нако им не выдаются консульские патенты и экзекватура, и действуют они как часть дипломатического персонала.

§ 10. КОНСУЛЬСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ

Консульские иммунитеты и привилегии- это совокупность особых прав, преимуществ и льгот, которые предоставляются иностранным кон­сульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, опре-

деляемом договорами и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.

С тех пор, как существует институт консульства, консулы всегда пользовались особым статусом. Их иммунитеты и привилегии посте­пенно расширялись. Тем не менее они не смогли сравняться с имму­нитетами и привилегиями дипломатов. Основное отличие состоит в том, что консульские иммунитеты и привилегии носят функциональный ха­рактер. Это значит, что они предоставляются консулам не во всех слу­чаях, а только тогда, когда они совершают действия в рамках своих официальных служебных обязанностей. Это отражено в Венской кон­венции 1963 г. В то же время в практике ряда государств прослежива­ется тенденция к приближению, а то и к полному совпадению иммуни­тетов и привилегий консульств и их должностных лиц с дипломатиче­скими иммунитетами и привилегиями.

Консульские иммунитеты и привилегии можно подразделить на:

а) иммунитеты и привилегии консульских учреждений;

б) личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц и служащих.

К иммунитетам и привилегиям консульских учреждений относятся:

неприкосновенность консульских помещений, за исключением слу­чаев пожара или другого стихийного бедствия;

неприкосновенность служебных архивов, переписки, имущества и средств передвижения, которые принадлежат консульству;

освобождение от обыска, реквизиции и других исполнительных дей­ствий;

освобождение от всех налогов и таможенных пошлин;

свобода сношений с правительством, дипломатическими представи­тельствами и консульствами своего государства;

право вывешивать флаг и укреплять герб на здании консульства и на автомобилях главы консульского представительства.

К личным иммунитетам и привилегиям консульских должностных лиц относят прежде всего личную неприкосновенность, т.е. свободу от ареста или предварительного заключения до вынесения судебного при­говора, за исключением случаев совершения тяжких преступлений. Та­ким образом, они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуты Другим формам ограничения свободы лишь во исполнение судебных ре­шений, вступивших в законную силу.

Все должностные лица консульского учреждения, а также его слу­жащие освобождаются от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при вы­полнении консульских функций. Что касается частных действий ука­занных лиц, то в этих случаях к ним применяются соответствующие законы страны пребывания.

Сотрудники консульских учреждений могут быть вызваны в качестве свидетелей по судебным и административным делам. Однако они не

обязаны давать показания по тем вопросам, которые связаны с их кон­сульской деятельностью, или предоставлять относящуюся к ней коррес­понденцию .

Должностные лица консульств, а также члены их семей, кроме об­служивающего персонала, освобождаются, как правило, на условиях взаимности от налогов и пошлин, в том числе и таможенных сборов на предметы личного пользования.

Консульские иммунитеты и привилегии в значительной степени за­висят от двусторонних консульских конвенций, в которых, как правило, предусматривается взаимное расширение таких иммунитетов и привиле­гий. Кроме того, во внутреннем законодательстве государств могут со­держаться нормы, в которых затрагивается правовой статус консульских учреждений и их персонала.

Таким образом, иммунитеты и привилегии консульских должност­ных лиц создают довольно прочные правовые гарантии для нормального выполнения консулами возложенных на них обязанностей, что в ко­нечном итоге способствует развитию делового, взаимовыгодного сот­рудничества между государствами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое право внешних сношений и каковы его основные ин­ституты?

2. Расскажите о полномочиях внутригосударственных органов внеш­них сношений Российской Федерации.

3. Каков правовой статус дипломатических представительств?

4. Расскажите о статусе консульских учреждений.

5. Какими привилегиями и иммунитетами обладают дипломатические представительства и консульские учреждения и их персонал?

ЛИТЕРАТУРА

Блшценко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.

Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М., 1990.

Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персо­нала. М., 1995.

Ковалев А. Азбука дипломатии. М., 1993.

Российская дипломатия в портретах. М., 1992.

Сандровский К.К. Дипломатическое и консульское право // Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1990.

iukaszuk L. Prawo konsulame. Warzawa, 1988.

Luke Т. Lee. Consular Law and Practice. Oxford, 1991.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.